Функции главного бухгалтера и руководителя кредитной организации в области бухучета.

Руководитель кредитной организации утверждает:

  1. Рабочий план счетов бухучета
  2. Формы первичных документов
  3. Порядок расчетов со своими филиалами
  4. Порядок проведения отдельных учетных операций
  5. Порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств
  6. Порядок и случаи изменения объектов основных средств
  7. Лимит стоимости предметов для принятия к учету в составе основных средств.
  8. Способы начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам
  9. Порядок отнесения на расходы материальных запасов
  10. Правила документооборота и технологии обработки информации
  11. Порядок контроля за внутри банковскими операциями.

Обязанности главного бухгалтера.

Главный бухгалтер назначается на должность руководителем банка. Это лицо, которое имеет право второй подписи. Главный бухгалтер несет материальную ответственность, которая связана я организацией бухгалтерского учета. На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности непосредственно связанные с получением денежных средств и материальных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухучета, своевременное предоставление полной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие проводимых операций законодательству РФ нормативными актами Банка России.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций, по представлению в бухгалтерию необходимых документов обязательны для всех работников кредитной организации. Без подписи главного бухгалтера или лиц, уполномоченных им, расчетные, кассовые, кредитные документы не действительны и не должны приниматься к исполнению.

Свою деятельность главные бухгалтеры осуществляют в соответствии с Положением о главных бухгалтерах №59 от 24.01.1980 года.

Принципы организации бухучета:

  1. Непрерывность деятельности (предполагается, что кредитная организация будет осуществлять свою деятельность в будущем).
  2. Отражение доходов и расходов по методу начисления.
  3. Постоянство правил бухучета.
  4. Осторожность.
  5. Своевременность отражения операций.
  6. Раздельное отражение активов и пассивов.
  7. Преемственность входящего баланса.
  8. Приоритет содержания над формой.
  9. Открытость.
  10. Кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность по кредитной организации в целом и использовать в работе ежедневные бухгалтерские балансы, составленные по счетам второго порядка.
  11. Оценка активов и обязательств (активы учитываются по их первоначальной стоимости).
  12. Ценности и документы, отраженные в учете по балансовым счетам по внебалансовым счетам не отражаются.


В каждой кредитной организации бухучет ведется с учетом своих специфических особенностей. В первую очередь на организацию бухучета влияет структура кредитной организации, т.е. количество внутренних подразделений, доп.офисов, функциональные обязанности подразделения банка. Главный бухгалтер распределяет обязанности между бухгалтерами, таким образом, чтобы учесть личные особенности каждого работника. Обычно обязанности бухгалтера кредитной организации включают следующие направления:

  1. Проверка первичной отчетности подчиненных операционных подразделений;
  2. Ведение балансовых счетов – ведение документов аналитического учета и сверка данных аналитического учета и синтетического учета;
  3. Ведение внебалансовых счетов.

Бухгалтерский учет в современной кредитной организации ведется в автоматизированном решении, но не ранее 1 раза в месяц распечатывают документы бухгалтерского учета на бумажных носителях.

БАЛАНС.

В бухгалтерском учете термин баланс имеет несколько знамений:

  1. Баланс, как метод ведения бухгалтерского учета.
  2. Баланс – документ бухгалтерской отчетности.
  3. Баланс, как равновесие между двумя разделами баланса – активом и пассивом.

В бухгалтерском учете наиболее распространены 2 метода ведения учета:

  1. Путем составления инвентаризационной описи;
  2. Путем составления ежедневного баланса.

Ежедневное составление инвентаризационной описи применяется в розничной торговле. Такой метод не применяется в кредитных организациях, т.к. объектов учета в банках несколько тысяч.

В кредитных организациях инвентаризация проводится в установленные сроки. При составлении баланса за год учитывают результаты инвентаризации, а затем каждый день, по результатам проведенной отчетности, составляют ежедневный баланс.



Наименование счета Наименование разделов и счетов баланса Признак счета АКТИВ ПАССИВ
1 порядка 2 порядка В рублях В ин.валюте эквивалентно рублям Итого   В рублях В ин.валюте эквивалентно рублям Итого  
…………..                  
Касса кредитных организаций А      
………                  
Коммерческие организации П      
…………                  
ВСЕГО ∑1 ∑2
БАЛАНС

Равновесие между активом и пассивом существует потому, что:

  1. Сколько средств у банка, столько и источников
  2. Все операции учитываются методом двойной записи, т.е. одна и таже сумма по операции учитывается дважды – по дебиту одного счета и кредиту другого
  3. Все операции, проводимые кредитной организацией приводят к 4 типам изменений в балансе и эти изменения таковы, что равновесие между активом и пассивом не нарушается.

4 типа изменения баланса.

  1. Одновременно на одну и ту же сумму увеличивается одна статья в разделе актив и одна статья в разделе пассив.

Например, принят наличными деньгами взнос на счет негосударственной коммерческой организации – 10 000 рублей.

+ А + П

Дт 202 02 А 10 000

Кт 407 02 П 10 000

  1. Одновременно на одну и ту же сумму уменьшается одна статья в разделе актив и одна статья в разделе пассив.

Например, выдана наличными деньгами сумма со счета негосударственной коммерческой организации – 50 000 рублей.

- А - П

Дт 407 02 А 50 000

Кт 202 02 П 50 000

  1. Одновременно на одну и ту же сумму увеличивается одна статья в разделе актив и уменьшается другая статья в разделе актив.

Например, предоставлен наличными деньгами кредит физическому лицу 100 000 рублей.

+А – А

Дт 455 04 А 100 000

Кт 202 02 А 100 000

  1. Одновременно на одну и ту же сумму увеличивается одна статья в разделе пассив и уменьшается другая статья в разделе пассив.

Например, списана со счета негосударственной коммерческой организации сумма в доходы банка – 14 500.

+ П – П

Дт 407 02 П 14 500

Кт 706 01 П 14 500

СТАТЬИ БАЛАНСА.

Актив:

  1. Денежные средства в кассе банка
  2. Средства на корреспондентских счетах нашего банка
  3. Кредиты, предоставленные
  4. Депозиты нашего банка, размещенные в других банках
  5. Вложения в ценные бумаги
  6. Имущество банка
  7. Расходы
  8. Убыток

Пассив:

  1. Уставный капитал
  2. Фонды
  3. Кредиты, полученные
  4. Средства на счетах физических и юридических лиц
  5. Выпущенные ценные бумаги
  6. Доходы банка
  7. Прибыль

Задача № 259 (стр.146)

АКТИВЫ ПАССИВЫ
71 310 10 820 216 600 79 872 863 225 20 900 117 592 41 800 1 088 900 1 000 77 170 75 549 12 500 38 800 44 600
ИТОГО: 1 380 319 ИТОГО: 1 380 319

Задача № 260

АКТИВЫ ПАССИВЫ
40 000 2 980 000 12 000 000 1 450 000 8 600 000 1 980 000 5 000 000 10 000 000 120 000 4 650 000 1 180 500 900 000 2 300 000 2 899 500
ИТОГО: 27 050 000 ИТОГО: 27 050 000
  1. Дт 202 02 А 5 000

Кт 423 01 П 5 000

+А+П ( +5 000 +5 000)

  1. Дт 455 04 А 80 000

Кт 202 02 А 80 000

+А-А (+80 000 – 80 000)

В активе увеличение отражается по дебету, а уменьшение - по кредиту. В пассиве увеличение отражается по кредиту, уменьшение – по дебиту.

АКТИВ Дт + Кт –

ПАССИВ Дт – Кт +

Задача №261.

  1. Дт 202 02 Кт 406 02 – 17 700

+ А + П

+ 17 700 + 17 700

  1. Дт 202 02 Кт 407 02 – 45 000

+ А + П

+ 45 000 + 45 000

  1. Дт 301 02 Кт 407 01 – 74 500

+ А + П

+ 74 500 + 74 500

  1. Дт 301 10 Кт 706 01 – 120 000

+ А + П

+ 120 000 + 120 000

  1. Дт 455 04 Кт 202 02 – 10 000

+ А - А

+ 10 000 - 10 000

  1. Дт 604 01 Кт 607 01 – 50 000

+ А - А

+ 50 000 - 50 000

  1. Дт 405 02 Кт 301 02 – 8 200

- П - А

- 8 200 - 8 200

  1. Дт 706 06 Кт 423 03 – 276

+ А + П

+ 276 + 276

  1. Дт 202 02 Кт 423 03 – 5 400

- П + П

+ 5 7040 + 5 400

  1. Дт 202 02 Кт 706 01 – 100

+ А + П

+ 100 + 100

А П
+17 700 +45 000 +74 500 +120 000   +10 000 -10 000   +50 000 -50 000   -8 200 +276     +100 +17 700 +45 000 +74 500 +120 000   -8 200 +276   +5 400 -5 400   +100
ИТОГО: 249 376 ИТОГО: 249 376

СТРУКТУРА ПЛАНА СЧЕТОВ.

План счетов кредитной организации состоит из пяти глав:

А. Баланс счета;

Б. Счета доверительного управления (8);

В. Внебалансовые счета (9);

Г. Срочные сделки (9);

Д. Счета депо.

В плане счетов действуют единые базовые принципы:

  1. Все счета делятся на счета первого и второго порядка. Номер счета первого порядка состоит из трех цифр. Счет первого порядка носит обобщающий характер; операции по счетам первого порядка не отражаются. Например, счет 407 (счета негосударственных организаций). Счета второго порядка детализируют счета первого порядка. Счет второго порядка образуется путем прибавления к номеру счета первого порядка двух цифр. Номер счета второго порядка состоит из пяти цифр. Например, счет 407 01 (финансовые организации), 407 02 (коммерческие организации). Полное название счета второго порядка состоит из названия счета первого порядка плюс название счета второго порядка. В главе Б по каждому счету первого порядка открыт только один счет второго порядка. В главе Д – все счета второго порядка. Например, 980 30 – недостача ценных бумаг.
  2. Все счета делятся по характеру (по признаку счета) на активные и пассивные. Ведут эти счета себя по разному:

В активе увеличение отражается по дебету, а уменьшение - по кредиту. В пассиве увеличение отражается по кредиту, уменьшение – по дебиту.

АКТИВ Дт + Кт –

ПАССИВ Дт – Кт +

Например, счет 202 02 –активный счет, по Дт отражаются суммы, приняты в кассу, по Кт – суммы, выданные из кассы.

Некоторые счета, которые традиционно имели активно-пассивный характер, разделены на парные счета. Это счета, которые имеют одинаковые наименования, но разный характер. Например, 603 01 – расчеты по налогам и сборам (П), 603 02 – расчеты по налогам и сборам (А).

  1. По активам и пассивам, где важны сроки размещения и привлечения средств, установлены единые границы сроков. Например:

Депозиты в БР до востребования – 319 01

Депозиты в БР на 1 день – 319 02

Депозиты в БР на срок от 2 до 7 дней – 319 03

Депозиты в БР на срок от 8 до 30 дней – 319 04

Депозиты в БР на срок от 31 до 90 дней – 319 05

Депозиты в БР на срок от 91 до 180 дней – 319 06

Депозиты в БР на срок от 181 до 1 года – 319 07

Депозиты в БР на срок от 1 года до 3 лет – 319 08

Депозиты в БР на срок свыше 3 лет – 319 09

  1. Принцип единообразия в отражении операций в разных видах валюты. Все операции одинаковые, подобные; отражаются на одних и тек же счетах независимо от того в какой валюте была проведена операция. Например, на счете 202 02 учитывается денежная наличность и в рублях и в иностранной валюте или на счете 400 23 –учитываются депозиты физических лиц, принятые в любой валюте. Но для учета некоторых особых валютных ценностей открыто несколько специальных счетов. Например, счет 202 03 – чеки (в том числе дорожные чеки), наличная стоимость которых указана в иностранной валюте.
  2. Принцип классификации клиентов. Все клиенты кредитной организации делятся на определенные группы и для каждой группы клиентов открыт свой счет. Физические лица (просто граждане, нерезиденты) и юридические лица (банки, юридические лица).

Коммерческие организации - юридические лица, основной целью которых являются получение прибыли (это товарищества, ОАО, ЗАО и т.д.) В основном это предприятия производства, торговли, услуг.

Некоммерческие организации – организации, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли. Например, учебные заведения, больницы и т.д.

Финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги; это кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховые компании, пенсионные фонды (парабанковская система); деятельность организации направлена на финансы (т.е. на денежные средства); как правило занимаются одним из видов деятельности, характерной для банков.

Для учета операций, проводимых между банками, открыт третий раздел балансовых счетов «межбанковские операции». Банки подразделяются на 3 группы:

- Банк России,

- Кредитные организации (банки резиденты),

- Банки-нерезиденты.

ГЛАВЫ И РАЗДЕЛЫ ПЛАНА СЧЕТОВ.

На счетах главы А учитываются движение средств, источники средств, вложения и использование средств. Глава А включает 7 разделов:

1 раздел. Капитал.

2 раздел. Денежные средства и драгоценные металлы.

3 раздел. Межбанковские операции.

4 раздел. Операции с клиентами

5 раздел. Операции с ценными бумагами

6 раздел. Средства и имущество

7 раздел. Результат деятельности.

Некоторые разделы подразделены внутри на подразделы. Например, раздел 5:

  • Вложения в долговые обязательства.
  • Вложения в долевые ценные бумаги.
  • Учтенные векселя.
  • Выпущенные ценные бумаги.

Номер счета начинается с номера раздела, в котором он открыт.

Глава Б. Счета доверительного управления (8). Предназначена для учета доверительных операций банка с имуществом клиента. Учет в главе Б ведется обособленно с позиции клиентов. По счетам главы Б составляют отдельный баланс, данные которого не включают в баланс банка.

Глава В. Внебалансовые счета (9). На счетах главы В учитывается движение ценных бумаг, ценностей, бланков документов. Все счета главы В делятся на 2 группы:

  1. Счета специальные – каждый счет несет определенную экономическую нагрузку (912 07 –бланки: сберкнижки, бланки переводов, бланки денежных чеков и т.д.)
  2. Счета вспомогательные – это счета 999 98 – счета для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи (А); 999 99 – счета для корреспонденции с активными счетами при двойной записи (П).

Глава Г. Срочные сделки (9). На счетах этой главы учитываются сделки по покупке- продаже различных финансовых активов – денежных средств, драгоценных металлов, ценных бумаг. При наступлении даты расчетов, счета главы Г закрывают и сделка учитывается на балансе (балансовых счетах).

На счетах главы Д учитываются депозитные операции, совершаемые банками с ценными бумагами, принадлежащими банку и клиенту банка. Депозитарные операции включают хранение ценных бумаг, проведение брокерских операций, трастовые операции.

Бухгалтерские проводки составляются только внутри каждой главы, т.е. счета корреспондируют друг с другом только в пределах одной главы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2.

Наименование Глава Раздел Признак
«Прирост стоимости имущества при переоценке А Раздел 1. Капитал. П
«Резервный фонд» А Раздел 1. Капитал. П
«Касса кредитных организаций» А Раздел 2. Денежные средства и драгоценные металлы. А
«Касса обменных пунктов» А Раздел 2. Денежные средства и драгоценные металлы. А
«Денежные средства в пути» А Раздел 2. Денежные средства и драгоценные металлы. А
«Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России» А Раздел 3. Межбанковские операции. А
«Корреспондентские счета кредитных организаций - корреспондентов» А Раздел 3. Межбанковские операции. П
«Корреспондентские счета в кредитных организациях - корреспондентов» А Раздел 3. Межбанковские операции. А
«Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте РФ, перечисленные в банк Росси» А Раздел 3. Межбанковские операции. А
«Накопительные счета кредитных организаций при выпуске акций» А Раздел 3. Межбанковские операции. -
«Кредиты, полученные кредитными организациями от кредитных организаций» А Раздел 3. Межбанковские операции. -
«Просроченная задолженность по полученным межбанковским кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам» А Раздел 3. Межбанковские операции. -
«Просроченные проценты по полученным межбанковским кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам» А Раздел 3. Межбанковские операции. -
«Счета организаций находящихся в государственной собственности» А Раздел 4. Операции с клиентами. -
«Счета негосударственных организаций» А Раздел 4. Операции с клиентами. -
«Депозиты коммерческих организаций, находящихся в государственной собственности, на срок от 31 до 90 дней» А Раздел 4. Операции с клиентами. П
«Депозиты негосударственных коммерческих организаций, на срок от 31 до 90 дней» А Раздел 4. Операции с клиентами. П
«Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц» А Раздел 4. Операции с клиентами. -
«Кредиты, предоставленные коммерческим организациям, находящимся в государственной собственности» А Раздел 4. Операции с клиентами. -
«Кредиты, предоставленные негосударственным коммерческим организациям» А Раздел 4. Операции с клиентами. -
«Кредиты, предоставленные физическим лицам» А Раздел 4. Операции с клиентами. -
«Кредиты, предоставленные физическим лицам-нерезидентам на срок от 91 до 180 дней» А Раздел 4. Операции с клиентами. -
«Резервы на возможные потери» И т.д. А Раздел 4. Операции с клиентами. П
«Просроченная задолженность по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам» А Раздел 4. Операции с клиентами. -
«Просроченная проценты по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам» А Раздел 4. Операции с клиентами. -
«Начисленные проценты по вкладам» - изменение названия счета. А Раздел 4. Операции с клиентами. П
«Обязательства по прочим операциям» А Раздел 4. Операции с клиентами. П
«Требования по краткосрочным операциям» А Раздел 4. Операции с клиентами. А
«предстоящие поступления и выплаты по операциям с клиентом» ИСКЛЮЧЕН
«Прочие векселя» А Раздел 5. Учтенные векселя. -
«Выпущенные облигации со сроком погашения от 181 до 1 года» А Раздел 5. Учтенные векселя. П
«Обязательства по выпущенным ценным бумагам к исполнению» А Раздел 5. Учтенные векселя. -
«Прочие счета по операциям с выпущенными ценными бумагами» А Раздел 5. Учтенные векселя. -
«Расчеты с дебиторами и кредиторами» А Раздел 6. Средства и имущество. -
«Основные средства» А Раздел 6. Средства и имущество. -
«Амортизация основных средств» А Раздел 6. Средства и имущество. - П
«Нематериальные активы» А Раздел 6. Средства и имущество. - А
«Материальные запасы» А Раздел 6. Средства и имущество. -
«Выбытие и реализация» А Раздел 6. Средства и имущество. -
«Доходы» А Раздел 7. Результат деятельности. П
«Расходы» А Раздел 7. Результат деятельности. П
«Прибыль отчетного года» ИСКЛЮЧЕН.
«Использование прибыли отчетного года»
«Бланки собственных ценных бумаг для распространения» В Раздел 3. Ценные бумаги. А
«Бланки, сертификаты, ценные бумаги, отосланные и выданные под отчет» В Раздел 3. Ценные бумаги. А
«Ценные бумаги прочих эмитентов» В Раздел 3. Ценные бумаги. -
«Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» В Раздел 4. Расчетные операции и документы. А
«Расчетные документы, не оплаченные в срок» В Раздел 4. Расчетные операции и документы. А
«Разные ценности и документы» В Раздел 4. Расчетные операции и документы. А
«Обеспечение размешенных средств и обязательств по предоставлению кредитов» ИЗМЕНЕНО НАЗВАНИЕ СЧЕТА.
«Обеспечение под привлечение средств, выданные гарантии и требования по получению %»

Наши рекомендации