Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности расчетов с внебюджетными фондами
Все организации в своей деятельности должны правильно организовать финансовый учет расчетов по социальному страхованию при исчислении и уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В бухгалтерском учете по расчету страховых взносов должны руководствоваться основным правовым актом, которым является Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования "[] , этот закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов.
Согласно Закона № 212-ФЗ страхователи обязаны уплачивать страховые взносы отдельными платежными поручениями, которые перечисляются в:
1) Пенсионный фонд РФ
на обязательное пенсионное страхование;
на обязательное медицинское страхование.
2) Фонд социального страхования РФ
на обязательное социальное страхование повременной нетрудоспособности и в связи с материнством;
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расчеты с внебюджетными фондами в организации формируются на основе следующих документов, указанных в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Документы по расчетам с внебюджетными фондами
№ п/п | Нормативный документ, внутренние документы организации | Объект регулирования |
Трудовой кодекс | Им регулируются все трудовые отношения, права и обязанности между работодателем, который является страхователем, и работником, который является застрахованным лицом в отношении социального страхования | |
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011г. « О бухгалтерском учете» | Данный закон является основополагающим для всего ведения бухгалтерского учета. Для целей бухгалтерского учета отчислений на социальные нужды он актуален в части уетной политики, утверждения форм первичных документов, использования регистров бухгалтерского учета. | |
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» | Формирование учетной политики, раскрытие учетной информации в ней, порядок изменения учетной политики | |
План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению №174-н от 16.12.2010 | Рабочий план счетов для учета активов, обязательств, хозяйственных операций в бюджетной организации | |
Федеральный закон от 29.12.2006г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" | В данном законе закреплены обязанности работодателя в плане страхового обеспечения работников – выплаты пособий и единовременных социальных выплат на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; основные правила исчисления данных пособий. А так же установлены понятия страхового случая и момента его наступления. | |
Синтетический счет 0 303 00 000, в разрезе аналитических счетов | Отражает суммы начисленных и уплаченных страховых взносов | |
Главная книга | Отражает движение и остатки по счетам расчетов с внебюджетными фондами | |
Бухгалтерский баланс | Отражает дебиторскую и кредиторскую задолженность в общей сумме по счетам расчетов с внебюджетными фондами | |
Форма № 4-ФСС | Отражает суммы начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. | |
Форма РСВ-1 | Отражает суммы начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и сведения персонифицированного учета. |
При учете расчетов по обязательному страхованию также стоит руководствоваться следующими основными правовыми актами, которые регулируют порядок начисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды:
Ø Федеральный закон от 16.07.1999г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет права и обязанности страхователей (плательщиков взносов) и страховщиков (внебюджетных фондов);
Ø Федеральный закон от 29.12.2006г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в котором закреплены обязанности работодателя в плане страхового обеспечения работников по выплате пособий и единовременных социальных выплат на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и основные правила исчисления данных пособий. А так же установлены понятия страхового случая и момента его наступления;
Ø Федеральный закон от 15.12.2001г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в нем установлены основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определено правовое положение его субъектов -федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков и застрахованных лиц;
Ø Федеральный закон от 29.11.2010г. №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ», регулирует отношения связанные по медицинскому страхованию граждан;
Ø Федеральный Закон от 8.06.2014г. № 188-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования", вносит изменения в порядок исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;
Ø Федеральный закон от 01.04.1996г. №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в нем установлены обязанности плательщиков пенсионных взносов предоставлять в ПФР сведения о застрахованных лицах;
Ø Постановление правительства от 15.06.2007г. № 375 " Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в данном положении установлены порядки исчисления пособий, правила и особенности расчёта. Установлены виды заработной платы и иных выплат, которые включаются в базу для расчёта пособий и обозначено, какие выплаты не включаются. Определены основания снижения размера пособия. Порядок исчисления и выплаты пособий работнику, работающему у нескольких работодателей. Определен порядок исчисления пособий лицам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев.
Помимо страховых взносов организациям нужно исчислять страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые не относятся к страховым взносам, регулируемым Законом №212-ФЗ , а регулируются Федеральным Законом от 24.07.1998г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"[ ]
Общее начисление на заработную плату для организаций составляют, схема 1.1:
|
|
+
|
Схема 1.1. Начисления на заработную плату
В соответствии с положенияем ст.5 Закона № 212-ФЗ, плательщиками страховых взносов признаются:
- страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - к ним относятся организации, индивидуальные предприниматели, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
- лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - это адвокаты, нотариусы и иные лица занимающиеся частной практикой.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, которые начисляются работникам в рамках трудовых отношений. При этом согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования " база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч.1 ст.7 Федерального закона №212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст.9 данного Закона. Например к таким выплатам может относиться пособия по временной нетрудоспособности , выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, материальная помощь работникам в размере не более 4000 рублей на одного работника в год и другие. База для начисления страховых взносов плательщики страховых взносов, должна определяться отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При этом база для начисления страховых взносов в отношении каждого работника ограничена предельной величиной, т.е. когда заработная плата, которая учитывается нарастающим итогом, за минусом необлагаемых сумм, с начала года достигла предельной величины, то начисления по взносам прекращаются.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов – это сумма денег, применяемая для осуществления расчета средств, обязательной к перечислению в фонды. Даная величина подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы по стране.
С 2015 года Постановлением правительства РФ от 04.12.2014г. №1316 установило новый порядок расчета предельной величины базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды для страхователей, выплачивающих вознаграждения и производящих иные выплаты физическим лицам. Величина для расчета взносов в отличии от предыдущих лет будет рассчитываться по разному. Их размеры представлены в таблице 1
Таблица 1
Предельная величина базы для расчета взносов в ПФР и ФСС РФ на 2015г., руб.
Предельная величина базы для расчета взносов в ПФР | Предельная величина базы для расчета взносов в ФСС РФ |
711 000 | 670 000 |
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования величина предельной базы отменена с 1 января 2015г. отменена, т.е. уплачивать взносы надо со всех сумм выплат в пользу работников.
С выплат превышающих предельную величину в Фонд социального страхования РФ начислять взносы не надо, а для выплат в Пенсионный фонд РФ предусмотрен пониженный тариф в 10%.
Из этого следует, что в течение года бухгалтерам придется определять три разные базы для исчисления страховых взносов в фонды.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Тарифы для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды регламентированы п.1 ст.58.2 Закона №212-ФЗ [].
Так в 2015г. тариф для всех организаций, состоящие на общей системе налогообложения, установлены следующие ставки, указанные в таблице 1. 2
Таблица 1.2
Тариф страхового взноса для всех категорий плательщиков, % к базе
Облагаемая база | ПФР | ФСС | ФФОМС | Итого |
Не превышает предельную величину | 2,9 | 5,1 | ||
Превышает предельную величину |
С 1 января 2015 года расширяется перечень застрахованных лиц в части ПФР. Теперь независимо от продолжительности действия срочного трудового договора, выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ подлежат обложению страховыми взносами в части ПФР в общеустановленном порядке в размере 22%.
С 2015 года страховые взносы определяются в полных рублях и копейках по итогам каждого месяца и уплачиваются не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем начисления. Ранее страховые взносы определялись в полных рублях. Уплата страховых сумм производится в бюджет каждого фонда, отдельными платежными поручениями, которые направляются одному из двух получателей:
- ПФР, перечисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование;
- ФСС РФ, перечисляются страховые взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно Федерального закона №125-ФЗ []
Часть сумм страховых взносов на социальные нужды используются организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на детей и др. Эту часть организации вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду страхования и перечислить в меньшей сумме в Фонд социального страхования РФ.
Федеральным законом от 01.12.2014г. №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [6] были проиндексированы размеры пособий гражданам имеющим детей и единовременное пособие при рождении ребенка составило 14497 руб. 80 коп. (13741,99 х 1,055), пособие на постановку на учет в ранние сроки беременности – 543 руб. 67 коп. (515,33 х 1,055), минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до 1,5 лет составил – 2718 руб. 34 коп. (2576,63 х 1,055), за вторым и последующими детьми – 5436 руб. 67 коп. (5153,24 х 1,055). Так же с 2015 года был установлен новый минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда, определенения размера социальных выплат, который был проиндексирован по отношению к предыдущему году и составил 5965руб. в месяц.
С 2015 года есть еще некоторые изменения, которые касаются исчисления и уплаты страховых взносов в государственные фонды,которые должны учесть организации, так:
- при перечислении взносов в фонды, сумму взносов не нужно округлять, т.е. её надо будет исчислить и перечислить в рублях и копейках. Ранее исчисление взносов велось в рублях и копейках. а перечислялись в полных рублях.
- расчеты в ПФР и ФСС электронно должны организации, у которых среднесписочная численность сотрудников за предшествующий период была более 25 человек. До 2015г. организации отчитывались в фонды если у них количество застрахованных работников составляло 50 человек.
- с 1 января выходное пособие и среднемесячный заработок на период трудоустройства облагается страховыми взносами в части превышения трехкратного размера среднего месячного заработка, ранее выплаты связанные с увольнением работника, страховыми взносамии не облагались.