Модификацияаудиторскогозаключения
Модифицированныйаудиторскоезаключение - этозаключение, содержащеедополнительныеобъяснения, но в сам выводограничения не вносятся.
Как правило, модифицированныйаудиторскоезаключениесодержитследующиемоменты:
- проблемынеопределенностиилинеуверенности в непрерывнойдеятельностипредприятия;
- измененияпринциповучета в течениепериодапроверки;
- исправление, которыенеобходимо внести в учетпредприятия по результатам аудита;
- описаниепринциповучета, отличающихся от действующих в Украинепринциповучета;
- разъяснение по поводу использованиявыводов других аудиторов;
&mdash ; объясненияотносительнопредыдущихаудиторскихзаключений.
Дополнение к аудиторскихзаключений
Дополненный (расширенный) аудиторскоезаключение - этозаключение, дополнение к стандартнымразделовкоторогосодержиткомментарии и сведения по различнымвопросам:
- важностьинформации;
- недостатковотносительноподаннойотчетностиилианалитическогоучета;
- разныеобъяснения, в том числеотносительноотношений с контрагентами, экономическихрисков, судебныхпроцессов.
Аудиторскоезаключениеспециальногоназначения
Аудиторскоезаключениеспециальногоназначенияотличается от других видов и форм стандартного аудиторскогозаключения тем, чтоегооценкакасается в основномотдельныхвидовдеятельностипредприятий и отдельныхсубъектовбухгалтерскогоучета. Обычнотакиевыводыотличаются от стандартных тем, чтосогласнонормативов аудита устанавливается порядок составлениязаключений по результатам аудиторскихпроверок:
- некоторыхсчетов, элементовсчетовилиразделовфинансовойотчетности;
- соблюдениеусловийдоговоров;
- финансовыхотчетов, составленных по произвольным правилам и форме.
Заключение аудитора по результатам тематического аудита составляется в произвольнойформе, нодолженотвечатьобщимтребованиям, и содержатьследующиеразделы:
- с описаниемхарактератематическойпроверки, которая проводилась;
- с информацией о методикепроверки;
- с описаниемработы, проведенной аудитором.
Информационная база аудита
Аудит базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений.
Создание рационального потока информации должно опираться на определенные принципы. Таковыми являются: выявление информационных потребностей и способов наиболее эффективного их удовлетворения, объективность отражения процессов производства, обращения, распределения и потребления, использования природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, единство информации, поступающей из различных источников (бухгалтерского, статистического и оперативного учета), и плановых данных, устранения дублирования в первичной информации; оперативность информации, обеспечивающая применением новейших средств связи, всесторонняя разработка первичной информации на персональных компьютерах с выведением на их основе необходимых производных показателей; возможное ограничение объема первичной информации и повышение коэффициента ее использования; кодирование первичных данных с целью эффективного использования каналов связи и преобразующих устройств; разработка программ использования и анализа первичной информации для планирования и управления.
Основной информационной базой аудита являются финансовая отчетность, учетные регистры и первичная документация.
85. Проверка учредительных документов.
Проверка учредительных документов может осуществляться как аудиторами, так и экспертами по отдельным вопросам, в частности юристами, принимающими участие в аудиторской проверке.
При проверке учредительных документов устанавливаются:
- организационно-правовая форма и вид собственности организации;
- вид деятельности организации согласно уставу и фактически
осуществляемая деятельность; .
- соответствие вида деятельности коду отрасли народного хозяйства по ОКОНХ;
- принадлежность организации к субъектам малого предпринимательства в зависимости от источников формирования уставного капитала и численности персонала.
Учредительные документы организации должны быть оформлены в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (ст. 52).
Аудиторские процедуры:
1) анализ предмета деятельности клиента и круга проводимых им операций;
2) сбор сведений об учреждениях и их доле в уставном капитале;
3) проверка наличия разрешения на занятие внешнеэкономической деятельностью;
4) проверка видов счетов, открываемых в банках;
5) проверка соблюдения порядка создания резервного и других фондов;
6) проверка наличия филиалов и зависимых предприятий; полная информация о них;
7) оценка своевременности и правильности отражения в учредительных документах всех изменений;
8) проверка соблюдения порядка распределения прибыли после налогообложения;
9) оценка структуры управления;
10) оценка правильности расчетов с учредителями по взносам в уставный капитал и начислению доходов.
Аудитору следует проверить, внесены ли в учредительные документы проверяемой организации решения о выпуске ценных бумаг, проспекты эмиссии ценных бумаг и планы приватизации, изменения, связанные с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен.При наличии в составе проверяемой организации обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами (представительств и филиалов), следует проверить, указаны ли эти обособленные подразделения в учредительных документах создавшего их юридического лица согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ. Одновременно следует проверить, включены ли показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы в бухгалтерскую отчетность проверяемой организации в соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетностью организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06 июля 1999 г.
Проверяются также регистрационные документы, подтверждающие постановку организации на налоговый учет в территориальной налоговой инспекции и во внебюджетных фондах: Фонде социального страхования, Пенсионном фонде Российской Федерации, фондах обязательного медицинского страхования.
По уставу организации проверяется соответствие уставных видов деятельности фактически выполняемым данной организацией.
Далее проверяется наличие государственной лицензии на право осуществления видов деятельности, подлежащих государственному лицензированию.