Понятие материально-производственных запасов
Как правило, производственные запасы составляют большую часть активов организации. Большие объемы материалов, разнообразие номенклатуры, множество поставщиков и постоянно меняющиеся цены делают данный участок достаточно сложным.
Под материально производственными запасами (МПЗ) следует понимать активы: используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для реализации (выполнения работ, оказания услуг); используемые для управленческих нужд организации или продажи.
В ПБУ 5/01 среди видов материально-производственных запасов выделяют:
1. Готовую продукцию, являющуюся конечным результатом производственного цикла и предназначенную для продажи.
2. Товары, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.
К МПЗ не относятся активы, используемых при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации более чем 12 месяцев или обычный операционный цикл (если он превышает 12 месяцев), а также активы, характеризуемых как незавершенное производство.
В зависимости от роли в процессе производства материалы можно подразделить на две группы:
1. Сырье и основные материалы – это предметы труда, которые составляют основу (субстанцию) продукта. К сырью относится продукция добывающих отраслей и сельского хозяйства. К группе основных материалов относятся полуфабрикаты, получаемые от предприятий смежников (например, детали).
2. Вспомогательные материалы – не образуют вещественную основу продукта, главная их задача – придание новых качеств продукту, обслуживание и уход за орудиями труда, обеспечение нормальных условий процесса труда.
Планом счетов бухгалтерского учета для учета материально-производственных запасов предусмотрены счета:
• 10 "Материалы";
• 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";
• 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
Организация может выбрать один из двух способов оценки запасов при их приобретении:
1. по фактической себестоимости;
2. по учетным ценам (с использование счетов 15 и 16).
При первом способе учета материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая включает следующие составляющие:
• суммы, уплачиваемые поставщику по договору;
• транспортно-заготовительные расходы;
• расходы по доведению материалов до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях.
В налоговом учете командировочные выплаты относятся к прочим расходам.
Таким образом, первоначальная стоимость ценностей в бухгалтерском и налоговом учете может быть различной. Поэтому в целях налогового учета необходимо вести отдельные учетные регистры.
В учетной политике организации необходимо также закрепить один из двух способов учета транспортно-заготовительных расходов:
1. Сразу включать затраты в стоимость той продукции, при покупке которой они образовались.
2. Сначала все затраты учитывать на отдельных субсчетах, открываемых к счету 10 "Материалы" или 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", а затем распределять их между видами приобретенных ценностей.
С 1 января 2009 г. отменено включение в стоимость МПЗ начисленных процентов по кредитам и займам в случае их предварительной оплаты. Начисленные проценты учитываются в составе внереализационных расходов на счете 91 «Прочие расходы и доходы», субсчет 2 «Прочие расходы».
Учет материалов по фактическим ценам приобретения.
При учета МПЗ по фактическим ценам все затраты, подлежащие включению в стоимость материалов, отражаются непосредственно на счете 10 «Материалы».
Если материалы еще не поступили в организацию, а право собственности на материалы перешло к покупателю МПЗ нужно принять к учету. Кроме того, затраты, связанные с приобретением этих МПЗ и осуществленные до момента их поступления, также отражаются на счете 10, формируя тем самым фактическую себестоимость МПЗ.
Рассмотрим особенности применения данного метода на примерах.
Учет материалов по учетным ценам.
Как правило, данный способ учета используется организациями, приобретающими разнообразные материалы, цены на которые могут меняться, а также при постоянном изменении стоимости транспортных и других расходов, включаемых в себестоимость материалов.
В таком случае стоимость материалов формируется по учетным ценам, которые рассчитываются и сохраняются неизменными в течение определенного времени.
В качестве учетных цен на материалы выступают:
• договорные цены;
• фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года);
• планово-расчетные цены, разрабатываемые и утверждаемые организацией применительно к уровню фактической себестоимости соответствующих материалов (использования внутри организации);
• средняя цена группы (объединение нескольких видов однородных материалов в один номенклатурный номер, имеющих незначительные колебания в ценах).
Отклонениях планово-расчетных цен и средних цен от рыночных не должны превышать 10%.
В тех случаях, когда учетными признаются договорные цены, другие расходы, включаемые в фактическую себестоимость материалов, учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов. Кроме того, к транспортно-заготовительным расходам относят и возникающие разницы:
• между договорными ценами и планово-расчетными (при использовании планово-расчетных цен в качестве учетных цен);
• между фактической себестоимостью материалов, сформированной в текущем месяце, и их учетной ценой (при использовании фактической себестоимости материалов в качестве учетной цены);
• между фактической себестоимостью материалов и средней ценой группы (при использовании средних цен в качестве учетных цен).
15. отпуск материалов в производство.
учет передачи в производство для изготовления продукции материалов, сырья, полуфабрикатов и т. д. Отпуск материалов в производство оформляется лимитно-заборными картами, накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, накладными на отпуск материалов на сторону, карточками складского учета. Лимитно-заборная карта составляется на один месяц, в ней указывают: вид операции, номер склада, получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование материала, лимит месячного расхода. Сверхлимитный расход или замену одного материала другим оформляют актом-требованием на замену. При замене в лимитно-заборной карте пишут "Замена, смотри требование № _" с обязательным уменьшением остатка. В случае возврата неиспользованных сырья и материалов их записывают в лимитно-заборную карту без составления сопроводительных накладных, накладные на внутреннее перемещение материалов подтверждаются подписью ответственных лиц. При отпуске материалов на сторону необходимо выписать накладную, счет-фактуру, счет, а также другие платежные и сопроводительные документы. Счета-фактуры на отпуск материалов регистрируются в книге продаж, которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью. Наряду с перечисленными документами на складе используются карточки складского учета. При получении материалов получатель представитель( цеха) расписывается в карточке складского учета, которая и является оправдательным документом. На небольших предприятиях учет ведется без применения документов на внутреннее перемещение, а фактически из расходованные материалы списываются по акту. Для учета движения материалов в бухгалтерии предприятия ведется журнал-ордер № 6 по кредиту счета "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", ведомость № 10 "Движение материальных ценностей".
Учет кредитов и займов
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не обязаны вести бухгалтерский учет, им достаточно налогового учета доходов и расходов. Однако по желанию индивидуальные предприниматели могут вести бухгалтерский учет всех хозяйственных операций в том же порядке, что и организации.
По договору займа одна сторона (займодавец) передает другой стороне (заемщику) деньги или прочее имущество, а заемщик обязуется возвратить займодавцу ту же сумму денег или такое же количество аналогичных вещей (ст. 807 ГК РФ). По кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуются передать заемщику денежные средства, а заемщик обязан вернуть через определенную срок ту же сумму и уплатить проценты (ст. 819 ГК РФ). Заметим, что займодавцем может быть любое юридическое или физическое лицо, а кредиты выдают только кредитные организации, имеющие лицензию.
Бухгалтерский учет кредитов и займов ведется в порядке, установленном ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н). Для отражения долгосрочных кредитов и займов стандартным планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предусмотрен бухгалтерский счет 66 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», для краткосрочных кредитов и займов -- счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Расходами, связанными с выполнением обязательств по получению займов и кредитов, являются (п. 3 ПБУ 15/2008):
-проценты, причитающиеся к оплате;
-дополнительные расходы по займам (стоимость информационных и консультационных услуг, затраты на экспертизу договора и пр.).
Расходы по кредитам и займам учитываются в составе прочих расходов (бухгалтерский счет 91) в том периоде, когда они были произведены.
Бухгалтерский учет кредитов и займов выглядит следующим образом:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 66 (67)
-- получен на расчетный счет краткосрочный (долгосрочный, если срок более 12 месяцев) кредит или заем;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 66 (67)
-- отражены дополнительные расходы;
ДЕБЕТ 66 (67) КРЕДИТ 51
-- оплачены дополнительные расходы;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 66(67)
-- начислены проценты по кредиту или займу;
ДЕБЕТ 66 (67) КРЕДИТ 51
-- уплачены проценты;
ДЕБЕТ 66 (67) КРЕДИТ 51
-- возвращена основная сумма долга.
Как правило, основную сумму долга и проценты, а также прочие расходы учитывают на разных субсчетах на счете 66 или 67.
Бухгалтерский учет материалов, полученных по договору займа, ведется в том же порядке, как, если бы материалы были приобретены.
Бухгалтерский учет получения материалов по договору займа:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 66 (67)
-- получены материалы по договору займа;
ДЕБЕТ 66 (67) КРЕДИТ 10
-- возвращены материалы по договору займа.