Понятие о хоз.учёте, его необходимости. Виды хоз.учёта.
Понятие о хоз.учёте, его необходимости. Виды хоз.учёта.
Хозяйственный учет представляет собой количественное отражение и качественную характеристику хозяйственных процессов в целях контроля и руководства ими. Развитие общественного производства привело к разделению хозяйственного учета на отдельные виды. ХУ это учет хоз-ва, учет хоз. деятельности предприятия, включающий в себя производство, реализацию и распределение материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей в продуктах питания, одежде, жилье. Любая деятельность, связанная с производством, обменом и потреблением материальных и нематериальных ценностей, предоставлением и использованием услуг, называется Х деятельностью. Для осущ. Х деят-ти каждое П располагает необходимыми хоз. средствами – строениями, машинами, материалами, товарами, денежными средствами и т.д. Наряду с Х средствами необход. условием хоз. деят-ти явл. труд. Затраты труда вкл. награду с материальными затратами и др. средствами пр-ва и расходами в стоимость изготавливаемых изделий. Х деят-ть сост. из Х процессов, кот. делятся на Х операции. Каждое П ведет Х работу по разработанному им плану или же по установленному для него гос. плану. Х деятельности каждого П требует планирования, управления и контроля. Чтобы руководить П разл. форм собственности, необходимо иметь сведения о Х деятельности каждого П: размеры и состав его средств пр-ва, ден. ср-в, развитие отдельных отраслей и т.д. Все эти сведения м/б получены лишь благодаря У.
Выделяют следующие виды хозяйственного учета: оперативно-технический; бухгалтерский; статистический. Оперативно-технический учет осуществляется непосредственно на местах (цех, склад и т.п.) и обеспечивает наблюдение и регистрацию определенных производственных и коммерческих операций и других фактов хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений. Цель оперативного учета – быстрое получение информации о ходе производства, реализации продукции, работ и услуг. Оперативный учет служит для оперативного планирования и наблюдения за развитием производства, выполнением работ, услуг. Он охватывает хозяйственные и производственные операции, не имеющие непосредственного отражения на счетах бухгалтерского учета. С помощью оперативного учета получают данные о ежедневном выпуске продукции, ежедневной отгрузке и реализации продукции, товаров, о расходе сырья и других материальных ценностей, о трудовых затратах, соблюдении условий договорных поставок и т.д. Статистический учет – это планомерный сбор и изучение количественных и качественных явлений и закономерностей общего развития и конкретных условий времени и места (перепись наличия оборудования, определение средней заработной платы работников предприятия по категориям работающих, количество и качество вырабатываемой продукции, учет использования рабочего времени и т.п.). Данные о хозяйственных и производственных изменениях статистический учет получает и бухгалтерского и оперативного учета. На основе статистического учета определяются количественные и качественные показатели работы каждого предприятия. Бухгалтерский учет – это способ документального наблюдения, отражения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, арендных, совместных предприятий, акционерных обществ и т.д., а также система сбора, обработки и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений внутренним и внешним пользователям для принятия оптимального решения. Учет ведется в стоимостном, натуральном и трудовом измерителях. Он основывается на строгом соблюдении документации и осуществляется на основе правовых актов. Бухгалтерский учет – система непрерывного и взаимосвязанного наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений с целью получения текущих и итоговых показателей. В отличие от других видов учета, бухгалтерский учет обеспечивает сплошную регистрацию всех хозяйственных операций на основании документов первичного учета.
Предмет и метод бух.учёта
Каждый из видов учета имеет свою область применения, свое назначение и отражает отдельные стороны процесса воспроизводства. Отличительной чертой бухгалтерского учета является сплошное отражение хозяйственных явлений в стоимостной форме. Это и определяет область применения бухгалтерского учета. Предметом бухгалтерского учета являются отдельные стороны процесса расширенного воспроизводства: хозяйственные факты, явления и процессы, способствующие движению хозяйственных и денежных средств, а также источников их создания. Предмет бухгалтерского учета охватывает весь процесс воспроизводства, т.е. производство, распределение, обмен и потребление. Бухгалтерский учет изучает состояние и использование средств предприятия в процессе хозяйственной деятельности. Основными объектами бухгалтерского учета являются: хозяйственные средства – те ресурсы, которыми располагает предприятие; хозяйственные процессы – отдельные стадии движения хозяйственных средств; они состоят из отдельных операций. Хозяйственные средства подразделяются на: основные средства – средства труда, сроком службы более одного года. Эти средства используются многократно и постепенно часть своей стоимости передают на продукт. Это оборудование, машины, здания, сооружения и т.п. Основные средства подразделяются на материальные и нематериальные (лицензии, права); оборотные ресурсы – предметы труда, к ним относятся сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, денежные средства, готовая продукция. Оборотные средства делятся на: средства в процессе производства и средства в процессе обращения. Также делятся на: нормируемые (размер установлен планом) и ненормируемые; отвлеченные средства – средства, временно или постоянно изъятые из оборота предприятия, т.е. возвратные и безвозвратные (взносы в бюджет различных налогов). Хозяйственные процессы подразделяются на: процесс снабжения; процесс производства; процесс реализации. Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, с помощью которых хозяйственная деятельность предприятия отражается в учете. Он слагается из ряда элементов, главные из которых: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс, отчетность. Документация представляет собой отражение хозяйственных операций в определенных носителях информации на бумажных бланках или технических носителях. Инвентаризация – способ проверки наличия товарно-материальных ценностей и денежных средств путем пересчета, взвешивания, обмера и оценки всех остатков хозяйственных средств и сопоставление с данными бухгалтерского учета. Бухгалтерские счета предназначены для учета наличия и движения хозяйственных средств и их источников. Двойная запись – принцип тождественного отражения хозяйственных операций на счетах, обуславливающих равенство оборотов по дебету и кредиту счетов. Оценка – отражение объектов бухгалтерского учета в едином денежном измерителе с целью обобщения их в целом по предприятию. Калькуляция – подсчет расходов с целью определения себестоимости продукции и услуг как в целом, так и по отдельности. Бухгалтерский баланс – отчет о финансовом положении предприятия, отражающий его активы, обязательства и собственный капитал на определенную дату. Бухгалтерская отчетность – система взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия за определенный период.
Техника и формы бух.учёта
Форма бухгалтерского учета - это та документация. которую мы ведем на нашем предприятии. Под формой учета понимается комплекс взаимосвязанных носителей бухгалтерского учета и правил их заполнения. Носители бухгалтерского учета называют бухгалтерскими регистрами.
Примеры бухгалтерских регистров.
Журналы-ордера, журналы хозяйственных операций, мемориальные ордера, оборотные ведомости и т.д.
Учетные регистры бывают сброшюрованные (сшитые в книгу). Это кассовая книга, главная книга. Бывают на отдельных листах - оборотная ведомость и т.д.
Кроме бухгалтерских на предприятии ведутся аналитические регистры. Это карточки складского учета, инвентарная книга, расчетно-платежная ведомость и т.д.
Существуют следующие формы бухгалтерского учета:
1) журнально-ордерная; 2) мемориально-ордерная; 3) упрощенная; 4) автоматизированная
Сущность журнально-ордерной формы заключается в следующем:
1) Учетные регистры являются типовыми и общими для всех предприятий.
2) Главным учетным регистром являются журналы ордера, запись в которые производится непосредственно из первичных документов.
3) Все журналы-ордера построены по кредитовому признаку, т.е запись по каждой операции производится с кредита основного сячета для которого открыт журнал-ордер в корреспонденции с дебетуемыми счетами, наименование и шифр которых указаны в данном журнале-ордере.
Точно такая же ведомость ведется по дебету основного счета. На последней странице вверху фиксируется сальдо на начало месяца по главной книге, а на конец выводится сальдо конечное.
4) В течение месяца записи в журнале ордере производятся ежедневно по мере поступления документов, на которых ставится регистр № по журналу-ордеру и затем поступают в текущий архив.
В конце месяца журнал-ордер закрывается подсчетом итогов, которые переносятся в главную книгу.
Сущность мемориально-ордерной формы заключается в следующем: на каждую хозяйственную операцию, оформленную первичным документом, или несколько хозяйственных операций объединенным в сводным документе (накопительные ведомости) составляется специальный учетный документ, который называется мемориальный ордер.
Мемориальный ордер не является типовым и может видоизменяться на любом предприятии.
Упрощенная форма учета.
Рекомендуется для применения на небольших предприятиях.
При этой форме учета на основаниях первичных документов составляются бухгалтерские проводки, которые служат основанием для составления "Книги учета хозяйственных операций", которая в данном случае должна быть пронумерована , прошнурована, опечатана.
В конце проставляется число листов и подписи руководителя предприятия и главного бухгалтера.
Автоматизированная форма учета.Позволяет с помощью средств компьютерной техники формировать выходные формы бухгалтерского учета (журналы-ордера, карточки счетов, оборотные ведомости, баланс и т.д.) на основании журнала хозяйственных операций, который ведется с помощью компьютера. Значительно упрощает ведение бухгалтерского учета.
Классификация счетов.
Классификация счетов – предварительных бухгалтерский анализ хозяйства, выявление необходимой информации о возможности ее получения. Научная классификация счетов представляет собой метод исследования множества явлений и объектов путем их разделения на классы по определенным признакам. Классификация счетов по назначению и структуре облегчает изучение особенностей отдельных видов счетов и позволяет выяснить их свойства. По этому признаку счета подразделяются: основные; регулирующие; распределительные; калькуляционные; сопоставляющие. Основные счета используются для учета движения и остатков хозяйственных средств по составу и источникам создания. Они подразделяются на: активные; пассивные; активно-пассивные. Счета, при помощи которых корректируются остатки основных счетов, называются регулирующими. Они делятся на: контрарные; дополнительные. Контрарные имеют своим назначением корректировку оценки в основных счетах путем вычитания. Они делятся на: контрактивные; контрпассивные. Дополнительные отличаются от контрарных тем, что учитываемые на них суммы подлежат сложению с суммами соответствующих основных счетов. Распределительные служат для распределения различных расходов между теми субъектами, к которым они относятся. Выделяют: собирательно-распределительные; бюджетно-распределительные. Назначением собирательно-распределительных счетов является сбор каких-либо общих расходов с тем, чтобы затем в общей их сумме перенести эти расходы на другой счет, где и происходит их распределение между соответствующими объектами. Калькуляционные счета применяются для учета всех затрат на производство работ, продукции и услуг, т.е. для определению себестоимости. К ним относят: 23 – производство, 15 – капитальные инвестиции. Сальдо на таких счетах может быть только дебетовое. Сопоставляющие счета используются для определения результата хозяйственной деятельности предприятия. Основной – 79 – финансовые результаты. По дебету 79 счета отражаются расходы, а по кредиту – доходы. Также в бухгалтерском учете применяются забалансовые счета, на них учитываются активы, не принадлежащие предприятию, условные обязательства, полученное или выданное обеспечение и т.д. Эти счета не используют двойную запись. В соответствии с экономическим содержанием, счета подразделяются на: счета хозяйственных средств; счета источников образования хозяйственных средств; счета учета хозяйственных процессов. Счета учета хозяйственных средств – счета средств труда, счета предметов труда, продуктов труда, денежных средств, средств в расчетах. Счета источников образования хозяйственных средств – счета источников собственных средств, счета источников заемных средств. Счета учета хозяйственных процессов – на них учитывается приобретение материалов, производство продукции и ее реализации.
Корреспонденция счетов.
Хозяйственные средства, их источники и операции отражаются на счетах бухгалтерского учета непрерывно, взаимосвязано и в определенной системе. Это достигается путем двойной записи каждой хозяйственной операции на дебите одного счета и на кредите другого. Между двумя счетами возникает взаимосвязь, которая называется корреспонденцией. Это объясняется тем, что смена форм и функциональной роли средств, происходящих в процессе их кругооборота имеет взаимосвязанный характер, следовательно, двойная запись выполняет контрольную функцию в бухгалтерском учете. Двойное изменение всех объектов бухгалтерского учета представляется как корреспонденция счетов. Корреспонденция счетов с указанием суммы операций называется счетной формулой или проводкой. Прежде чем отразить хоз. операцию на соответствующих счетах, на основании первичных документов составляют Б проводку, под которой понимают указание дебетуемого, кредитуемого счета и суммы, отражаемой в учете хоз. операции. Взаимосвязь счетов, возникающая в результате отражения на них хозяйственных операций двойной записью, называется корреспонденцией четов, а сами счета - корреспондирующими. В зависимости от кол-ва корресп-х счетов различают простые и сложные Б проводки. Простой называют такую Б проводку, при кот. один счет дебетуется, а др. на эту же суму кредитуется, т.е. когда корресп-т только два счета. Сложной наз. такую б проводку, при кот. несколько счетов дебетуются, а на общую сумму записей по Дт кредитуется один счет или наоборот – несколько счетов кредитуются, а на общую сумму записей АО кредиту дебетуется один счет, т.е. когда корреспонд. м/у собой более чем два счета.
Учет потерь производства
1. Одна из задач бухгалтерского учета производства - правильная организация учета потерь производства (потерь от брака и простоев). Учет потерь производства позволяет определить их размер, выявить причины, виновников и суммы, подлежащие возмещению.
Брак - готовые изделия, а также полуфабрикаты, не соответствующие определенным качественным стандартам, договорным условиям. Брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный) в зависимости от степени обнаруженных дефектов.
· в случае исправимого брака бракованные продукция и изделия могут быть использованы после исправления брака по своему назначению; при этом устранение недостатков возможно и экономически целесообразно;
· при окончательном браке его исправление невозможно или экономически нецелесообразно; продукция и изделия не могут быть использованы по своему назначению, поэтому их продают по приемлемым (сниженным) ценам или используют как сырье для переработки.
2. Брак в зависимости от места его обнаружения подразделяют на: внутренний брак (обнаруживается до отправки продукции покупателю непосредственно в организации); внешний брак (выявляется уже покупателем после того, как продукция отгружена потребителю).
Таким образом, внешний брак отражают в документах позже периода изготовления, поэтому его (когда он неисправимый) оценивают по полной производственной себестоимости. Внутренний исправимый брак оценивают по стоимости затрат, связанных с исправлением; если брак неисправим, то изделия изымают из производства.
Внутренний брак списывают на виновных лиц. Потери от внешнего брака списывают на себестоимость аналогичной продукции отчетного периода, а при их отсутствии - на продукцию хранящуюся на складе.
С виновников брака взыскивают:
· стоимость исправления (при исправимом браке);
· стоимость материалов с учетом заработной платы на обработку за вычетом полученных отходов и стоимости используемого брака (когда брак неисправим).
3. Брак отражается в извещениях или документах о выработке с отметками количества принятых пригодных изделий и забракованных. Актом о браке оформляется неисправимый брак. В нем указываются:
· причина, по которой произошел брак, его виновники;
· количественная и качественная характеристика бракованной продукции;
· затраты на брак (его себестоимость), выявленные от него потери;
· суммы, подлежащие взысканию с виновников брака.
Акт составляется мастером (или начальником) цеха, работником ОТК. и передается в бухгалтерию для исчисления себестоимости брака. Он должен содержать отметку цеха-получателя или склада о приеме забракованной продукции. Акт утверждается руководителем, принимающим решение о порядке списания потерь от брака (либо за счет виновных лиц, либо за счет производства).
4. Аналитический учет потерь от брака ведут по видам забракованной продукции и статьям расходов в разрезе цехов (участков).
Синтетический учет потерь от брака осуществляется на одноименном счете 28 "Брак в производстве" (активный), по дебету которого фиксируются суммы расходов по исправлению брака частичного (корреспондируют счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 10 "Материалы", 43 "Готовая продукция" и др.). Кроме того, дебетуя счет 28, списывают себестоимость брака окончательного (с кредита соответствующего счета).
Собранные по дебету счета 28 потери от брака списывают с кредита счета 28 "Брак в производстве" в зависимости от его причин и порядка возмещения потерь в дебет счетов:
· 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - когда затраты удерживаются из зарплаты работника (брак произошел по его вине);
· 76, субсчет 2 "Расчеты по претензиям" — когда затраты относятся на поставщиков некачественных сырья и материалов;
· 10 "Материалы" - когда имеется возможность использования бракованных изделий;
· производства (соответствующего счета) - когда потери не могут быть возмещены и включаются в себестоимость продукции.
Потери от брака в незавершенное производство не включают.
5. По причинам возникновения различают внешние и внутренние простои.
К простоям по внешним причинам относят простои, вызванные подачей энергии со стороны, непоступлением материалов или топлива. Простои такого типа оформляют актом, утверждаемым директором предприятия. В акте дают характеристику простоя, его продолжительность в днях или часах с указанием времени начала и конца простоя, рассчитывают потери от простоя, определяют причины и виновников.
Расходы по простоям из-за внешних причин складываются из:
· основной заработной платы рабочих за время простоя;
· дополнительной заработной платы и отчислений на социальное страхование;
· стоимости топлива и энергии, непроизводительно затраченных во время простоя.
Затраты отражаются на дебете счета 26 "Общехозяйственные расходы" по статье "Потери от простоев". При получении сумм по предъявленным
претензиям виновникам эти расходы списываются со счета 76, субсчет "Расчеты по претензиям" в кредит счета 91, субсчет 1 "Прочие доходы".
В расходы по простоям по внутренним причинам (возникшим в цехах) относят основную заработную плату рабочих, стоимость израсходованных топлива и энергии. Эти расходы отражают по дебету счета 25 "Общепроизводственные расходы" по статье "Потери от простоев".
Простои оформляют специальным документом (например, простойным листком), где фиксируют причины и время простоя, начисленную работникам сумму оплаты за простой и т. д.
Учет прибылей и убытков
В бухгалтерском учете разницу между доходами и расходами организации определяют с помощью счетов учета финансовых результатов, таких, как счета Продаж, Прочих доходов и расходов и Прибылей и убытков. Финансовые результаты деятельности за отчетный период выявляются на трех счетах:
1) на счете № 90 «Продажи» – финансовые результаты от продажи продукции, товаров, работ, услуг, то есть результаты от текущей предпринимательской деятельности;
2) на счете №91 «Прочие доходы и расходы» – финансовые результаты: а) от операции с активами организации (операционные доходы и расходы); б) от операций, не связанных непосредственно с процессом продажи и операциями с активами организации (внереализационные доходы и расходы);
3) на счете №99 «Прибыли и убытки» – финансовые результаты от последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.).
Ежемесячно на первых двух счетах выявляется финансовый результат по указанным группам доходов и расходов, который списывается на счет Прибылей и убытков.
Убыток может получить любая организация. В этом случае следует не только признать убыток, но и отразить его в учете и финансовой отчетности. Если полученный убыток является результатом нарушения прав организации, она может обратиться за правовой защитой своих ущемленных интересов.
В действующем Гражданском кодексе РФ различаются три типа убытков пострадавшей стороны: неизбежные вынужденные расходы для восстановления нарушенного права, реальный ущерб (утрата или повреждение имущества) и упущенная выгода (неполученные доходы).
Текущие убытки организации находят отражение в отчете о прибылях и убытках (ф. N 2). Этот отчет предусматривает раскрытие информации о следующих промежуточных показателях убытка организации:
- валовой убыток (превышение себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг над выручкой от продаж). В ф. N 2 используется только понятие "валовая прибыль", однако этот показатель может иметь и отрицательное значение;
- убыток от продаж (по обычным видам деятельности - с учетом коммерческих и управленческих расходов);
- убыток до налогообложения (по всем видам деятельности - с учетом сальдо прочих доходов и расходов);
- чистый убыток отчетного года (с учетом подлежащего уплате налога на прибыль.
Информация о динамике непокрытого убытка организации отражается в отчете об изменениях капитала , включаемом в состав годовой бухгалтерской отчетности.
Итоговые значения непокрытого убытка отчетного года и прошлых лет приводятся в бухгалтерском балансе (ф. N 1).
Счет 99 "Прибыли и убытки" предназначен для выявления конечного финансового результата деятельности за отчетный период. Записи по счету ведутся накопительно в течение года.
Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов выявляется конечный финансовый результат отчетного периода.
На счете 99 "Прибыли и убытки" ежемесячно отражается финансовый результат от обычных видов деятельности (в корреспонденции со счетом 90-09) и сальдо прочих доходов и расходов (в корреспонденции со счетом 91-09).
В корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов по оплате труда, денежных средств отражаются потери, доходы и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийными бедствиями, пожаром, аварией).
Кроме того, по данному счету отражаются операции по уточнению платежей в результате перерасчетов по налогу на прибыль, а также налоговые санкции (пени, штрафы).
По окончании отчетного периода при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается списанием итогового сальдо в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". В этом размере прибыль предъявляется собственником к распределению.
На счете 99 отражается конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный период: чистая прибыль или чистый убыток.
Если организация в отчетном месяце получила прибыль, то делается следующая проводка:
Дебет 90-9 Кредит 99
отражена прибыль от продаж (заключительными оборотами отчетного месяца).
Если организация в отчетном месяце получила убыток, то делается следующая проводка:
Дебет 99 Кредит 90-9
отражен убыток от продаж (заключительными оборотами отчетного месяца).
Как определить прибыль (убыток) от продаж по итогам месяца, смотрите счет 90 "Продажи", ситуацию "Как определить финансовый результат от продаж по итогам месяца".
Если сумма доходов организации превысила сумму расходов, то делается следующая проводка:
Дебет 91-9 Кредит 99
отражена прибыль от прочей деятельности организации (заключительными оборотами отчетного месяца).
Если сумма доходов организации оказалась меньше суммы расходов, то делается следующая проводка:
Дебет 99 Кредит 91-9 отражен убыток от прочей деятельности организации (заключительными оборотами отчетного месяца).
Чрезвычайные доходы и расходы также учитываются на счете 91.
Чрезвычайные расходы - это затраты, возникшие в результате непредвиденных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.).
Отражение налога на прибыль в бухгалтерском учете происходит в два этапа. Сначала бухгалтер должен начислить налог на бухгалтерскую прибыль, а затем скорректировать его так, чтобы получилась сумма налога, отраженная в налоговом учете.
Налог на бухгалтерскую прибыль (убыток) называется условным расходом (доходом) по налогу на прибыль.
Несмотря на то что в бухгалтерском учете начисленная сумма налога отражается по дебету счета 99 "Прибыли и убытки", налогооблагаемую прибыль организации эта сумма не уменьшает.
31 декабря каждого года счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. Эта итоговая операция отчетного года называется реформацией бухгалтерского баланса. По состоянию на 1 января следующего года сальдо по счету 99 должно быть равно нулю.
Если по итогам отчетного года организация получила прибыль (то есть сальдо по счету 99 кредитовое), то делается следующая проводка:
Дебет 99 Кредит 84 отражена чистая прибыль отчетного года.
Если по итогам отчетного года ваша организация получила убыток (то есть сальдо по счету 99 дебетовое), сделайте запись:
Дебет 84 Кредит 99 отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.
29. Учет операционных доходов и расходов. Учет внерелизационных доходов и расходов.ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫпоступления и платежи банков, компаний, предприятий, связанные и обусловленные проведением за определенный период финансовых, производственных, хозяйственных операций. Операционные доходы обычно включают чистую выручку от продаж, проценты по кредитам и вкладам, поступление арендных платежей, комиссионные сборы и другие денежные поступления. Операционные расходы включают денежные затраты на производство товара, его продажу, управление компанией, выплату процентов по привлеченным вкладам и кредитам, уплату налогов, административные и прочие расходы. Следует иметь в виду, что состав и методы исчисления операционных доходов и расходов могут различаться в разных странах, отраслях и в разных видах компаний, организаций, фирм, финансово-кредитных учреждений. Основную часть операционных доходов и расходов составляют доходы и расходы от выбытия имущества (кроме продажи готовой продукции (работ, услуг и товаров)) и от участия в других организациях (поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, поступления и расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, прибыль или убыток от участия в совместной деятельности).Учет доходов и расходов от продажи активов (за исключением готовой продукции и товаров).Перечень операционных расходов приведен в пункте 11 ПБУ 10/99. В соответствии с ним к операционным расходам организации относятся расходы, связанные со следующими видами деятельности организации, не являющимися предметом деятельности организации:· расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации:· расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;· расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;· расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;· проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);· расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;· отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и другие), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;· прочие операционные расходы. Внереализационные доходы и расходы - это одна из составных частей доходов и расходов организации, а именно доходы и расходы по операциям, которые непосредственно не связанны с осуществлением основной деятельности организации по продаже продукции (товаров, работ, услуг), а также с продажей основных средств и иного имущества. Внереализационные доходы включают в себя: - кредитор-депонентскую задолженность, по которой срок исковой давности истек; - поступления в погашение лекторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток, как безнадежной к получению; - присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий договоров, суммы, причитающиеся в возмещение причиненных организации убытков в связи с нарушением договоров; - суммы страхового возмещения и покрытия из др. источников убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий, др. чрезвычайных событий; - прибыль прошлых лет, признанная в отчетном году; зачисление на баланс имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации; - курсовые разницы; - суммовые разницы, возникающие при осуществлении расчетов согласно заключенным договорам в рублях в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты или в условных денежных единицах; - суммы дооценки активов. Внереализационные доходы состоят из: - суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров в соответствии с установленным порядком; - убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек; - долги, нереальные для взыскания; - присужденные или признанные организацией штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий договоров; - возмещение причиненных организацией убытков; - убытки по операциям прошлых лет, признанные в отчетном году; - потери от стихийных бедствий; - убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных событий; - курсовые разницы; - убытки от списания ранее присужд. долгов по хищениям, по которым исполнительные документы возвращены судом в связи с несостоятельностью ответчика; - убытки от хищений материальных и иных ценностей, виновники которых по решению суда не установлены; - судебные издержки; - суммовые разницы, возникающие при осуществлении расчетов в соответствии с заключенными договорами в рублях, в сумме, определяемой по офиц. курсу соотв. валюты или в условных денежных единицах; 30.Учёт налогооблагаемой прибыли. Учет доходов и расходов будущих периодов.Для целей исчисления налога на прибыль предприятия должны организовать самостоятельную систему налогового учета, в рамках которой происходит признание полученных доходов и понесенных расходов с точки зрения установленных налоговым законодательством правил формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.Отчетным периодом для исчисления налога на прибыль является отчетный год, совпадающий с календарным. В течение отчетного периода ежемесячно (ежеквартально) организации исчисляют авансовые платежи по налогу на прибыль.В целях исчисления налога на прибыль, подлежащего взносу в бюджет, совершенные в течение отчетного периода хозяйственные операции, оформленные в установленном порядке первичными учетными документами, приведшие к доходам и расходам, признаваемым в целях налогообложения налогом на прибыль, регистрируются в самостоятельно разрабатываемых организацией налоговых регистрах учета доходов и расходов.Данные налоговых регистров являются основанием для исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, расчета налога на прибыль по установленной налоговой ставке и заполнения налоговых деклараций.
Таким образом, в настоящее время в системе бухгалтерского учета не формируется показатель налогооблагаемой прибыли и исчисление налога на прибыль производится по установленной налоговой ставке (основная ставка – 24%) на базе внесистемно сгруппированной информации.
Исчисленная в системе налогового учета фактическая сумма налога на прибыль, подлежащая перечислению в бюджет, отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой:
Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»
Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Перечисление налога на прибыль в бюджет отражается в бухгалтерском учете проводкой:
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит счета 51 «Расчетные счета». Счет 98 "Доходы будущих периодов" предназначен для обобщения информации о доходах, полученных (начисленных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, а также предстоящих поступлениях задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, и разницах между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью ценностей, принятой к бухгалтерскому учету при выявлении недостачи и порчи.
К счету 98 "Доходы будущих периодов" могут быть открыты субсчета:
98-1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов",
98-2 "Безвозмездные поступления",
98-3 "Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы",
98-4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей" и др.
На субсчете 98-1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов" учитывается движение доходов, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам: арендная или квартирная плата, плата за коммунальные услуги, выручка за грузовые перевозки, за перевозки пассажиров по месячным и квартальным билетам, абонементная плата за пользо