Синтетический и аналитический учёты на счетах.

Счета в бух. учёте предоставляют обобщённые сведения о различных видах средств п/п и их

источниках (стоимость всех материалов или общая сумма денежных средств на р/с и т.д.). Для

контроля за деятельностью МОЛ, организации расчётов с кредиторами и дебиторами и д.р.

необходимы более детальные сведения в денежном, натуральном и трудовом измерении. С этой целью

прибегают к использованию двух видов счетов:

Синтетический - даёт обобщённые показатели о хоз. средствах и операциях. Ведутся только в

денежном измерении.

Аналитический - даёт подробную характеристику объектов бух. учёта. Ведутся в денежном,

натуральном и трудовом измерении.

Для ведения аналитического учёта каждому синтетическому счёту открывается аналогичный

активный или пассивный аналитический счет. Взаимосвязь аналитического и синтетического учета

заключается в том, что начальные и конечные остатки синтетического счета д.б. равны остаткам

аналитических счетов, т.к. аналитические данные детализируют данные синтетического учёта.

Субсчета - это промежуточное звено между синтетическим и аналитическим счетом.

Классификация счетов по экономическому содержанию.

1.Инвентарные - предназначены для группировки текущего учёта и контроля имущественных средств

п/п. Счета только активные (01, 50, 41, 43, 45).

2.Денежные - счета предназначенные для текущего учёта и контроля денежных средств п/п. Счета

только активные (50, 51, 52, 55, 58).

3.Расчётные - предназначены для учёта расчётных взаимоотношений в результате хозяйственной

деятельности. Счета активные, пассивные и активно-пассивные.

Активный р/с предназначен для учёта дебиторской задолженности, пассивный р/с - для учёта

кредиторской задолженности, активно-пассивный счёт - отражает и дебиторскую и кредиторскую

задолженность.

4.Фондовые - для текущего учёта и контроля фондов п/п. Счета пассивные.

Классификация счетов по назначению и структуре.

1.Основные - характеризуют имущество п/п и его источники, отражают их движение и при наличии

на них остатка входят в состав баланса. Они делятся на основные активные, пассивные,

активно-пассивные.

2.Регулирующие - счета по отношению к некоторым основным счетам уточняют (регулируют) оценку

отдельных видов средств. Каждый регулирующий счет открывается к определённому основному счёту

(к счету 01 открывается счет 02, по средствам которого получают остаточную стоимость основных

средств).

3.Опрерационные счета делятся на:

а) Распределительные - распределяют средства между учётными объектами (25, 26, 44)

б) Калькуляционные - служат для опред. с/с объектов учета (20, 21, 23, 28).

в) Результативные - отражается результат от сопоставления двух оценок (90, 91, 92).

4. Забалансовые.

План счетов бух учёта

Планом счетов б/у наз. Систематизированный перечень счетов, субсчетов, определяющий

построение всей системы б/у на предприятии.

Целями реформирования плана счетов является попытка максимально учесть произошедшие изменения

в экономике РБ, международный опыт ведения б/у, а также последовательный переход на

международные бухгалтерские стандарты.

План счетов играет большую роль в организации и ведении б/у субъектов хозяйствования.

В основу обновленного плана счетов положен кругооборот средств субъекта хозяйствования в

соответствии с которыми определена последовательность расположения счетов в плане, который

группируется по разделам.

Вначале приводятся разделы, отражающие хозяйственные средства предприятия (внеоборотные

активы) и производственные запасы. Затем разделы, отражающие процессы, происходящие на

предприятии (процесс производства и учета продукции и товаров), процессы различных расчетов

предприятия, раздел денежных средств и источников средств предприятия. А завершающим является

раздел, отражающий формирование финансовых результатов деятельности предприятия.

Обновленный план счетов имеет след. разделы:

1.Внеоборотные активы.

2.Производственные запасы.

3.Затраты на производство.

4.Готовая продукция и товары.

5.Денежные средства.

6.Расчеты.

7.Источники собственных средств.

8.Финансовые результаты.

Забалансовые счета

17. Порядок открытия расчётного счёта. Документальное оформление и учёт операций по

расчётному счёту и иным счетам в банке.

Большая часть расчетов между предприятиями в процессе их хозяйственной деятельности

осуществляется безналичным путем, т.е. перечислением ден.средств со счета плательщика на счет

получателя. Посредником в этих расчетах явл. банк. Каждое предприятие, имеющее самостоятельный

баланс, и наделенное собственными средствами открывает в банке счет для хранения свободных

ден. средств и производства расчетов.

Для открытия счетов в банк необходимо предоставить след.документы:

1)заявление на открытие счета, в кот.необходимо указать полное и точное предприятие, его

юр.адрес, номера телефонов. Заявление должно быть скреплено 2 подписями и печатью.

2)копию документов о гос.рег. предприятия, заверенную нотариально.

3)копию учредительных документов, установленных законодательством РБ для владельца счетов,

завер. нотариально. Предоставляется 2 экз. копии учредит.док-в, при этом на 1 из них должен

быть проставлен штамп регистрирующего органа, а др. удостов. нотариально либо регистрироваться

органом. Уполномоченный работник банка дел. Отметку об открытии р/с с указ-ем его , даты

открытия на обоих экз., после чего 1 экз.,на кот. проставлен штамп, возвращается владельцу

счета, а 2 ост-ся в банке в деле по оформл. счета.

4)дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика.

5)справку органов ф. соц.защ. населения о регистрации в качестве плательщика обязательных

страховых взносов и иных платежей.

6)карточку с образцами подписей и оттиска печатей рук-х лиц предприятия, им-х право

распоряжаться счетом, подлинность которых удостов. нотариально.

С р/с банк выпл. обязательства, расх. и поручения предприятия, проводимые в порядке

безналичных расчетов, а также средств на оплату труда, и др. хоз. нужды.

Операции по списанию и зачислению средств на р/с производятся на основании письменного

распоряжения владельцев счета(ден.чеки, плат.поручения, объявления на взнос наличными) или с

их согласия(оплата платежных требов. подрядчиков). Исключение сост-т: платежи, взыскиваемые в

бесспорном порядке по решению гос. арбитража, фин-х и налоговых органов, а также требования за

потребл-ю воду, газ, энергию, телеф, почту, телеграф.

Предприятия ежедневно или 1 раз в неск. дней получают от банка копии выписок с р/с с

приложением соотв-х ден-расч-х док-в, подтверждающих записи. В выписке указ-ся конечные и

нач-е остатки на р/с и суммы операций по дебету и кредиту р/с. Выписка пред.соб. регистр.

аналитич. учета и служит основанием для бухг-х записей. В день учета выписка обрабатывается,

т.е. подбираются все оправд-е док-ты, сверяется вступительное сальдо, проставляются

корреспондирующие счета с р/с.

Владелец текущего счета обязан письменно сообщить учреждению банка об обнаруж-х суммах

ошибочно проведенных по тек-му счету в устан-е сроки. Спорные суммы м/б опротестованы в теч.

10 дней с момента получения выписки. На предприятии учет налич. и движения ден.средств на р/с

по данным выписок банка ведется на активном, синтетическом, балансовом ден-м счете 51 - р/с.

По дебету сч. происходит увеличение ден.средств, а по кредиту их списание(уменьшение).

По р/с (51) вед-ся записи в журнале-ордере 2.

Учет произв-ся след. бухг. записями:

1)50-51-С р/с получ. нал. ден.ср-ва в кассу.2)60-51 - С р/с перечисл. задолженность

поставщику.3)69-51- С р/с перечисл. задолж. орг. соц.страх. и обеспечения.4)70-51- С р/с

перечисл. задолж. по оплате тр. на лиц. сч. раб-в.5)51-75/1- На р/с зачислена факт. сумма в

сч. включ. от учредит. в уставн. фонд.6)51-76/3- На р/с зачисл. удовл. сумм

претензий.

Наши рекомендации