Синтетический и аналитический учёты на счетах.
Счета в бух. учёте предоставляют обобщённые сведения о различных видах средств п/п и их
источниках (стоимость всех материалов или общая сумма денежных средств на р/с и т.д.). Для
контроля за деятельностью МОЛ, организации расчётов с кредиторами и дебиторами и д.р.
необходимы более детальные сведения в денежном, натуральном и трудовом измерении. С этой целью
прибегают к использованию двух видов счетов:
Синтетический - даёт обобщённые показатели о хоз. средствах и операциях. Ведутся только в
денежном измерении.
Аналитический - даёт подробную характеристику объектов бух. учёта. Ведутся в денежном,
натуральном и трудовом измерении.
Для ведения аналитического учёта каждому синтетическому счёту открывается аналогичный
активный или пассивный аналитический счет. Взаимосвязь аналитического и синтетического учета
заключается в том, что начальные и конечные остатки синтетического счета д.б. равны остаткам
аналитических счетов, т.к. аналитические данные детализируют данные синтетического учёта.
Субсчета - это промежуточное звено между синтетическим и аналитическим счетом.
Классификация счетов по экономическому содержанию.
1.Инвентарные - предназначены для группировки текущего учёта и контроля имущественных средств
п/п. Счета только активные (01, 50, 41, 43, 45).
2.Денежные - счета предназначенные для текущего учёта и контроля денежных средств п/п. Счета
только активные (50, 51, 52, 55, 58).
3.Расчётные - предназначены для учёта расчётных взаимоотношений в результате хозяйственной
деятельности. Счета активные, пассивные и активно-пассивные.
Активный р/с предназначен для учёта дебиторской задолженности, пассивный р/с - для учёта
кредиторской задолженности, активно-пассивный счёт - отражает и дебиторскую и кредиторскую
задолженность.
4.Фондовые - для текущего учёта и контроля фондов п/п. Счета пассивные.
Классификация счетов по назначению и структуре.
1.Основные - характеризуют имущество п/п и его источники, отражают их движение и при наличии
на них остатка входят в состав баланса. Они делятся на основные активные, пассивные,
активно-пассивные.
2.Регулирующие - счета по отношению к некоторым основным счетам уточняют (регулируют) оценку
отдельных видов средств. Каждый регулирующий счет открывается к определённому основному счёту
(к счету 01 открывается счет 02, по средствам которого получают остаточную стоимость основных
средств).
3.Опрерационные счета делятся на:
а) Распределительные - распределяют средства между учётными объектами (25, 26, 44)
б) Калькуляционные - служат для опред. с/с объектов учета (20, 21, 23, 28).
в) Результативные - отражается результат от сопоставления двух оценок (90, 91, 92).
4. Забалансовые.
План счетов бух учёта
Планом счетов б/у наз. Систематизированный перечень счетов, субсчетов, определяющий
построение всей системы б/у на предприятии.
Целями реформирования плана счетов является попытка максимально учесть произошедшие изменения
в экономике РБ, международный опыт ведения б/у, а также последовательный переход на
международные бухгалтерские стандарты.
План счетов играет большую роль в организации и ведении б/у субъектов хозяйствования.
В основу обновленного плана счетов положен кругооборот средств субъекта хозяйствования в
соответствии с которыми определена последовательность расположения счетов в плане, который
группируется по разделам.
Вначале приводятся разделы, отражающие хозяйственные средства предприятия (внеоборотные
активы) и производственные запасы. Затем разделы, отражающие процессы, происходящие на
предприятии (процесс производства и учета продукции и товаров), процессы различных расчетов
предприятия, раздел денежных средств и источников средств предприятия. А завершающим является
раздел, отражающий формирование финансовых результатов деятельности предприятия.
Обновленный план счетов имеет след. разделы:
1.Внеоборотные активы.
2.Производственные запасы.
3.Затраты на производство.
4.Готовая продукция и товары.
5.Денежные средства.
6.Расчеты.
7.Источники собственных средств.
8.Финансовые результаты.
Забалансовые счета
17. Порядок открытия расчётного счёта. Документальное оформление и учёт операций по
расчётному счёту и иным счетам в банке.
Большая часть расчетов между предприятиями в процессе их хозяйственной деятельности
осуществляется безналичным путем, т.е. перечислением ден.средств со счета плательщика на счет
получателя. Посредником в этих расчетах явл. банк. Каждое предприятие, имеющее самостоятельный
баланс, и наделенное собственными средствами открывает в банке счет для хранения свободных
ден. средств и производства расчетов.
Для открытия счетов в банк необходимо предоставить след.документы:
1)заявление на открытие счета, в кот.необходимо указать полное и точное предприятие, его
юр.адрес, номера телефонов. Заявление должно быть скреплено 2 подписями и печатью.
2)копию документов о гос.рег. предприятия, заверенную нотариально.
3)копию учредительных документов, установленных законодательством РБ для владельца счетов,
завер. нотариально. Предоставляется 2 экз. копии учредит.док-в, при этом на 1 из них должен
быть проставлен штамп регистрирующего органа, а др. удостов. нотариально либо регистрироваться
органом. Уполномоченный работник банка дел. Отметку об открытии р/с с указ-ем его , даты
открытия на обоих экз., после чего 1 экз.,на кот. проставлен штамп, возвращается владельцу
счета, а 2 ост-ся в банке в деле по оформл. счета.
4)дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика.
5)справку органов ф. соц.защ. населения о регистрации в качестве плательщика обязательных
страховых взносов и иных платежей.
6)карточку с образцами подписей и оттиска печатей рук-х лиц предприятия, им-х право
распоряжаться счетом, подлинность которых удостов. нотариально.
С р/с банк выпл. обязательства, расх. и поручения предприятия, проводимые в порядке
безналичных расчетов, а также средств на оплату труда, и др. хоз. нужды.
Операции по списанию и зачислению средств на р/с производятся на основании письменного
распоряжения владельцев счета(ден.чеки, плат.поручения, объявления на взнос наличными) или с
их согласия(оплата платежных требов. подрядчиков). Исключение сост-т: платежи, взыскиваемые в
бесспорном порядке по решению гос. арбитража, фин-х и налоговых органов, а также требования за
потребл-ю воду, газ, энергию, телеф, почту, телеграф.
Предприятия ежедневно или 1 раз в неск. дней получают от банка копии выписок с р/с с
приложением соотв-х ден-расч-х док-в, подтверждающих записи. В выписке указ-ся конечные и
нач-е остатки на р/с и суммы операций по дебету и кредиту р/с. Выписка пред.соб. регистр.
аналитич. учета и служит основанием для бухг-х записей. В день учета выписка обрабатывается,
т.е. подбираются все оправд-е док-ты, сверяется вступительное сальдо, проставляются
корреспондирующие счета с р/с.
Владелец текущего счета обязан письменно сообщить учреждению банка об обнаруж-х суммах
ошибочно проведенных по тек-му счету в устан-е сроки. Спорные суммы м/б опротестованы в теч.
10 дней с момента получения выписки. На предприятии учет налич. и движения ден.средств на р/с
по данным выписок банка ведется на активном, синтетическом, балансовом ден-м счете 51 - р/с.
По дебету сч. происходит увеличение ден.средств, а по кредиту их списание(уменьшение).
По р/с (51) вед-ся записи в журнале-ордере 2.
Учет произв-ся след. бухг. записями:
1)50-51-С р/с получ. нал. ден.ср-ва в кассу.2)60-51 - С р/с перечисл. задолженность
поставщику.3)69-51- С р/с перечисл. задолж. орг. соц.страх. и обеспечения.4)70-51- С р/с
перечисл. задолж. по оплате тр. на лиц. сч. раб-в.5)51-75/1- На р/с зачислена факт. сумма в
сч. включ. от учредит. в уставн. фонд.6)51-76/3- На р/с зачисл. удовл. сумм
претензий.