Общее понятие в хозяйственном учете

Общее понятие в хозяйственном учете

На ранних стадиях развития челов.общества возникла потребность принимать во внимание разл. события и факты. Они м-т касаться разл. сторон деятнль-ти общ-ва и чел-ка. Чем больше чел-к и общ-во б-т знать о происх. событ. и фактах, тем эффек-нее б-т их деят-ть, т.е. необходимо учитывать происходящие события с помощью слов и цифр, в этом и закл. сущность учета в общих чертах.

Учет-кол-ое отражение событий и фактов в жизни общества, использующиеся для управления обществом на разл. орг. Уровнях. Постепенно учет превр. в 1 из разновидностей управленческой деят-ти человека. Процесс учета сост. из :наблюдения, измерения, регистрации, обобщение рез-ов. Наблюдение может осущ. как самим чел-ом, так и разл. тех. устройствами. Измерение позволяет дать точную кол-ую хар-ку наблюд. фактов и событий, выраженную в орпед. единых сист измер. Регистрация производится путем записи данных на бумаге или техн. носителях инф. Это позвол. длительно хранить инф., поль-ся ею длит время, документально подтверждать подлинность событий и фактов.Обобщение результатов и представление их в виде удобном для обозрения ипользования - заключит стадия учета.

Измерители применяемые в учете

Объекты, охватываемые хоз.учетом отражаются посредством числовых показателей. Применяют 3

вида: 1)натуральные,2)трудовые,3)денежные;

1)Измерителями служат для получения сведений путем счета, измерения массы, объема, длины

изделия. Натур. измерит. использ. для учета кол-ва выпускаемых изд., полученных или израсх.

мат. ценностей. Применение их для учета мат. ценностей по сортам, маркам , наименованиям дает

воз-ть получить не только кол-ные показ., но кач-ую хар-ку этих ценностей. Однако ими можно

пользоваться только для учета однородных предметов. Суммирование нат. пок-лей разнородных

предметов недопустимо, следовательно, при помощи нат. измер. не могут получ. обобщ. показ.

2) Использ. для подсчета кол-ва затр.труда и выражаемое в единицах времени, в раб. днях,

сменах, часах. С его помощью используются показатели производительности труда, з-пл.

работников и.т.д. Недостаток- ограниченная сфера применения.

3)Явл. наиб. универс., находит основн. применение в сфере экономики

Виды учета и их характеристики

Существует 3 вида учета: оперативный, бухгалтерский, статистический.

1) Учет за систематически текущими наблюдениями и контроль за отдельными хоз. опер. и

процессами с целью руководства ими непосредственно в ходе их совершения. Операт. Учет

охватывает разнообразные хоз. явления и дает разл. показатели, гл. образом, произ-но - техн.

хар-ра . Он обеспечивает сведениями о кол-ве выпуск. продукции, об использовании раб. времени,

о загрузке оборудования и.т.п. Данные операт. Учета передаются по телефону, факсу, устно.Эти

данные обобщаются и включаются в состав оперативной отчетности.

2)Представл. собой систему непрер-го и взаимосвязанного набл. за хоз. деят. предпр.,

организационный с целью получения текущих и итоговых данных. Характерной чертой явл.

стоимостной порядок отраж. операций; документальность, что дает возможность получить точные

и обоснованные сведения. Данные бухгалтерского учета предоставляются в условные сроки по

согласованной системе показателей и по форме, установленной действующим законодательством.

3)Учет представл. собой систему сбора и обработки данных о массовых хоз-ых и общественных

явлениях. Статист. учет направлен на изучение процесса развития всего народного хоз-ва.

Использ. для набл. за разл.массовыми явл, происход. на п/п и в нар. хоз-ве. Осн. формы-

переписи и обследование, о также сведения операт. и бух. Учета.

Оперативный, бухгалтерский, статистический виды учета образуют единую сист. нар. хоз. учета.

Метод бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета - есть система способов, обеспечивающая сплошное, непрерывное,

взаимосвязанное и объективное отражение объектов бух учета в денежном выражении для осуществл.

Управления хоз. деят-ю пп.Метод бух.учета состоит из след. Способов: -документации,

-инвентаризации; -счета; -двойной записи; -оценки; -отчетности

Документация-первичная регистрация хоз.операций, с помощью документов в местах их совершения;

Инвентаризация-это способ проверки фактического наличия ценностей с данными бух.учета;

Счет-экономическая группировка (в виде табл) в которой систематизируется, накапливается

инф-ция о состоян. имущ-ва, источников образов и хоз. операц.

Двойная запись-способ регистр. хоз. операций на 2 взаимосв. счетах в равных суммах

Оценка- предст собой способ выражения в денежном измерении имущ-ва пп и его источников.

Отчетность-сист. показ., хар-щих производственно-хозяйственную и фин. деят. пп за опред

период деятельности

8.Понятие баланса, его содержание и структура.

Баланс - способ отражения редств п/п и их источников, позволяющий получить инфо. о состоянии

этих объектов на определённый момент времени.

Баланс - устойчивое равенство взаимосвязанных процессов и явлений, имеющее

количественно-стоимосное выражение.

Бух. баланс делится на две равные совокупности показателей: актив и пассив. В активе

отражаются показатели, характеризующие состояние средств п/п. В пассиве - источники

образования этих средств.

В бух. балансе используются методы двойственного отражения, обобщения и соизмерения

информации об объектах бух. учёта.

Исходное состояние средств на начало периода в бух. балансе значительно изменяется, но

равенство между пассивом и активом никогда не нарушается.

Бух. баланс состоит из разделов: внеоборотные активы и оборотные активы; пассив; источники

собственных средств; доходы и расходы; расчеты.

План счетов бух учёта

Планом счетов б/у наз. Систематизированный перечень счетов, субсчетов, определяющий

построение всей системы б/у на предприятии.

Целями реформирования плана счетов является попытка максимально учесть произошедшие изменения

в экономике РБ, международный опыт ведения б/у, а также последовательный переход на

международные бухгалтерские стандарты.

План счетов играет большую роль в организации и ведении б/у субъектов хозяйствования.

В основу обновленного плана счетов положен кругооборот средств субъекта хозяйствования в

соответствии с которыми определена последовательность расположения счетов в плане, который

группируется по разделам.

Вначале приводятся разделы, отражающие хозяйственные средства предприятия (внеоборотные

активы) и производственные запасы. Затем разделы, отражающие процессы, происходящие на

предприятии (процесс производства и учета продукции и товаров), процессы различных расчетов

предприятия, раздел денежных средств и источников средств предприятия. А завершающим является

раздел, отражающий формирование финансовых результатов деятельности предприятия.

Обновленный план счетов имеет след. разделы:

1.Внеоборотные активы.

2.Производственные запасы.

3.Затраты на производство.

4.Готовая продукция и товары.

5.Денежные средства.

6.Расчеты.

7.Источники собственных средств.

8.Финансовые результаты.

Забалансовые счета

17. Порядок открытия расчётного счёта. Документальное оформление и учёт операций по

расчётному счёту и иным счетам в банке.

Большая часть расчетов между предприятиями в процессе их хозяйственной деятельности

осуществляется безналичным путем, т.е. перечислением ден.средств со счета плательщика на счет

получателя. Посредником в этих расчетах явл. банк. Каждое предприятие, имеющее самостоятельный

баланс, и наделенное собственными средствами открывает в банке счет для хранения свободных

ден. средств и производства расчетов.

Для открытия счетов в банк необходимо предоставить след.документы:

1)заявление на открытие счета, в кот.необходимо указать полное и точное предприятие, его

юр.адрес, номера телефонов. Заявление должно быть скреплено 2 подписями и печатью.

2)копию документов о гос.рег. предприятия, заверенную нотариально.

3)копию учредительных документов, установленных законодательством РБ для владельца счетов,

завер. нотариально. Предоставляется 2 экз. копии учредит.док-в, при этом на 1 из них должен

быть проставлен штамп регистрирующего органа, а др. удостов. нотариально либо регистрироваться

органом. Уполномоченный работник банка дел. Отметку об открытии р/с с указ-ем его , даты

открытия на обоих экз., после чего 1 экз.,на кот. проставлен штамп, возвращается владельцу

счета, а 2 ост-ся в банке в деле по оформл. счета.

4)дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика.

5)справку органов ф. соц.защ. населения о регистрации в качестве плательщика обязательных

страховых взносов и иных платежей.

6)карточку с образцами подписей и оттиска печатей рук-х лиц предприятия, им-х право

распоряжаться счетом, подлинность которых удостов. нотариально.

С р/с банк выпл. обязательства, расх. и поручения предприятия, проводимые в порядке

безналичных расчетов, а также средств на оплату труда, и др. хоз. нужды.

Операции по списанию и зачислению средств на р/с производятся на основании письменного

распоряжения владельцев счета(ден.чеки, плат.поручения, объявления на взнос наличными) или с

их согласия(оплата платежных требов. подрядчиков). Исключение сост-т: платежи, взыскиваемые в

бесспорном порядке по решению гос. арбитража, фин-х и налоговых органов, а также требования за

потребл-ю воду, газ, энергию, телеф, почту, телеграф.

Предприятия ежедневно или 1 раз в неск. дней получают от банка копии выписок с р/с с

приложением соотв-х ден-расч-х док-в, подтверждающих записи. В выписке указ-ся конечные и

нач-е остатки на р/с и суммы операций по дебету и кредиту р/с. Выписка пред.соб. регистр.

аналитич. учета и служит основанием для бухг-х записей. В день учета выписка обрабатывается,

т.е. подбираются все оправд-е док-ты, сверяется вступительное сальдо, проставляются

корреспондирующие счета с р/с.

Владелец текущего счета обязан письменно сообщить учреждению банка об обнаруж-х суммах

ошибочно проведенных по тек-му счету в устан-е сроки. Спорные суммы м/б опротестованы в теч.

10 дней с момента получения выписки. На предприятии учет налич. и движения ден.средств на р/с

по данным выписок банка ведется на активном, синтетическом, балансовом ден-м счете 51 - р/с.

По дебету сч. происходит увеличение ден.средств, а по кредиту их списание(уменьшение).

По р/с (51) вед-ся записи в журнале-ордере 2.

Учет произв-ся след. бухг. записями:

1)50-51-С р/с получ. нал. ден.ср-ва в кассу.2)60-51 - С р/с перечисл. задолженность

поставщику.3)69-51- С р/с перечисл. задолж. орг. соц.страх. и обеспечения.4)70-51- С р/с

перечисл. задолж. по оплате тр. на лиц. сч. раб-в.5)51-75/1- На р/с зачислена факт. сумма в

сч. включ. от учредит. в уставн. фонд.6)51-76/3- На р/с зачисл. удовл. сумм

претензий.

Ревизия кассы

В сроки, устан. рук-м пр/я, но не реже 1 раза в квартал пров-ся внезапная инвентаризация

кассы с полным полистным(поштучным)пересчетом нал.денег и др. ценностей, нах-ся в кассе. Для

провед-я инвент-ции кассы приказом рук-м пр/я назнач. комиссия. По итогам инвентаризации

комиссией сост-ся акт инвент-ции нал.ден. и др.ценностей. Акт прим-ся для отражения рез-в

инвентаризации, фактического наличия денег и др. ценностей, нах-ся в кассе пр/я. Комиссия

проверяет наличие ден. и др. ценностей путем полного пересчета всех денег, нах-ся в кассе. Акт

сост. в 2 экз. и подпис-ся комиссией и мат-отв-м лицом. 1-й экз. акта перед-ся в бухг. пр/я,

в2-й ост-ся у мат-отв-го лица. До начала инвент. от кажд. мат-отв-го лица, кассира или гр.лиц,

отвеч-х за сохранность нал-х ден. и др. ценностей берется расписка. Она включается в

заголовочную часть формы. При смене мат-отв-х лиц акт сост. в 3-х экз. При обнаружении в кассе

недостачи или излишка денег и др. ценностей в акте ук-ся сумма и объясняется факт их возн-я.

Инвентаризация кассы пров-ся не реже 1 раза в квартал комиссией пр/я или привлеч. аудиторами.

Контроль за ведением кассовых операций возлагается на гл.бух. Ответственность за соблюдение

правил ведения кассовых операций возлаг. на рук-ля операций, гл.бухг,рук-ля фин. службы и

кассира.

Учет рез-в инвентаризации осущ-ся сл-ми проводками: НЕДОСТАЧИ 1)94-50-в рез. пров. инвент. выявл. недост. $ в кассе.2)73/2-94-сумма недостачи отнесена на мат-отв-е лицо.3)50-73/2-внесено в кассу возмещение мат. ущерба. ИЗЛИШЕК 1)50-92/1-оприходован излишек $ в кассе, выявл-х в рез-те инвентар.

21. Документальное оформление и учёт операций с подотчётными лицами

Согласно правилам ведения кассовых операций в РБ на пр/х выдают наличные $ под отчет на

операционные хоз.расходы, а также расходы, связанные со служ. командировками.

Командировка-поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в др. местность

для выполнения служ-го задания вне места его наст-й работы. Лица, получившие наличные деньги

под отчет обязаны не позднее 3 раб. дней по истечении срока, на который они выданы предъявить

в бухг. пр/я отчет об израсх-х суммах и возвратить в кассу оставш-ся сумму. При приобретении

товаров за нал. расчет, при сост. авансового отчета к документам, подтверждающим факт данной

сделки, относ. кассовый чек либо квитанция к прих-кас. ордеру, с приложением к ним копий тов.

чека.

Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета по ранее выданным

суммам. Передача нал. денег, выданных под отчет одному лицу другим, запрещается. Чаще всего на

предприятиях выд-ся авансы на служ. командировки. Ком-ка оформл-ся приказом с указанием пункта

назначения, срока, цели и ее продолжит-ти. Командируемому раб-ку выдается командир-е

удостоверение, подписанное рук-м пр/я и скрепл-ся печатью. Срок командировки опр-ся рук-м пр/я

и не млжет превышать 30 кал-х дней, не считая времени в пути. Продолжение срока команд-ки

допуск-ся с разрешения рук-ля не более, чем на 10 дней. Расход-ть полученные под отчет суммы

допускается лишь на те цели, на которые они выданы. За работником сохраняется место работы и

средний заработок во время ком-ки. После возвращения из ком-ки раб-к в теч. 3 дней отчит-ся о

проделанной работе. А об использовании выданного аванса сост. авансовый отчет. К нему

прилагается ком-е удостоверение, с отметками о прибытии и выбытии, документы о найме жилого

помещения, проездные док-ты, квитанции и др.

Командируемому раб-ку возмещаются расходы по найму жилого помещения, проезда, выплачиваются

суточные и др. расходы, в соответствии с зак-вом.

Направление работников на служ. ком-ку за границу производится на основании приказа

нанимателя, а также соответствующего приглашения, направленного зарубежной фирмой, которое

определяет условия нахождения за границей.

Приказ и приглашение явл. основанием для расчета и выплаты валютных средств работникам,

направленным в служебную командир. за границу. При направл. раб-в за границу рук-ль

организации устанавливает задания по командировке, в кот. указ-ся цель ком-ки, время

нахождения за границей, план встреч и переговоров с представителями иностр. фирм и

организаций. А в случае заключения контрактов - предмет договора, условия поставки, форма и

вид платежа. Задание подпис-ся рук-м и командируемым раб-м.

Отчет о ком-ке должен в максимальной степени отражать выполнение поставленного задания, ход

переговоров за границей, договоренностей с представителями ин. фирм, а также экономическую,

ценовую и др. информацию. В теч. 3 ком-х дней после возвращения из ком-ки в бухг. предост-ся

авансовый отчет об использовании ин. валюты, а неиспользованная возвращается в кассу.

Письменный отчет об итогах ком-ки предост-ся в 2-хнедельный срок со дня прибытия. В случае

непредоставления в срок авансовых отчетов или невозвращения в кассу пр/я остатков неисп-х

авансов бухг. вправе удержать их из з/пл. раб-ка.

Для учета операций по расч. с подотчетными лицами прим-ся синтетический, балансовый

ативно-пассивный сч.71. По дебету этого сч. отражается сумма возмещенного перерасхода и вновь

выданных авансов под отчет. По кредиту сч. отражаются суммы, использ-е согласно авансового

отчета и суммы, сданные по прих-кас. ордерам как неиспользованные.

Синтетич. и аналитич учет вед-ся в журнале-ордере 7. Это комбинированный регистр.

Заполняется линейно-позиционным способом на основе прих-кас-х ордеров, утверждающих сумму

авансовых отчетов, чеков, квитанций.

Учет отраж. сл.операциями:

1)71-50-Выд. из кассы под отчет.2)50-71-внесено в кассу неизрасходованные суммы под

отчет.3)70-71-из з/пл удерж.невозмещ. суммы под отчет.4)10/1-5,9-11-71-приобр. матер. за счет

подотч. сумм.5)20,23,25,26-71-израсх подотч. суммы согл. напр. пр-ва.6)41/1-71-израсх.подотч.

сумма на дост. гот. прод. до ж/д станции.

Учет материалов на складе

Складской учет явл неотъемлемой частью его рациональной организации во многом зависит

сохранность материал ценностей. Большую роль в этом играет хорошо отлаженное складское

хозяйство. Склады должны бать оснащены весовыми и измерительными приборами, мерной тарой,

материалы должны храниться на стеллажах, в контейнерах на полках, по сортам, размерам. Это

дает возможность быстро и правильно отпускать их в производство. Учет материалов на складах

осущ материально-ответственными лицами в карточках складского учета по Форме 12. Учет в них

осущ только по кол-ву в сортовом разрезе. Карточка открывается в бухгалтерии и согласно

реестру передается с документами поставщика кладовщику. Он осущ записи на основании приход и

расход документов в карточках и после каждой записи выводит остаток. В настоящ время наиболее

прогрессив методом учета материалов явл оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод. Связь

количественно-сортового учета материала на складах, с их учетом в бухгалтерии в суммарном

выражении, при этом методе обеспечивается, с помощью ведомости учета остатков материалов Форма

М14. Она открывается по каждому складу для групп материалов, номенклатурных номеров с

указанием единицы учетной цены и остатка в качественном и суммарном выражении на 1-ые числа

каждого месяца. в течении месяца она находиться в бухгалтерии, а в конце передается на склад

для занесения данных об остатках материалов из карточек в натуральном выражении. Затем книга

(ведомостьМ14) передается в бухгалтерию и там расценивается. Сальдо по складу в суммарном

выражении должно соответствовать данным бух учета по соответс складу накопительной ведомости,

в этом заключается связь количественно-складского учета с суммарными бухгалтерскими.

29. Документальное оформление и учёт расхода материалов

Отпуск мат пр-ва прозвод-ся по массе, объему, счету в соотв-ие с устан. нормами.Расход мат

оформл-ся лимитно-заборными картами (формы М-8, М-9 в двух экземплярах), актами на замену мат,

раскройными картами, комплектов-ми ведом-ми и т. д.

Акт требования на замену мат по форме Н-10 исп. при сверхлимитном отпуске мат. на пр-во или

замену. Выпис-ся по разрешению рук-ля. Разовый отпуск мат ценностей внутри пп оформ-ся

накладной требованием на отгрузку (Форма Н-11).

При изгот-ии опред изделия или заказа исп-ся комплектовочные вед-ти. На швейных, обувных пп

исп-ся раскройные карты.

При небольшом кол-ве мат их расход можно оф-ть в карточке складского учета М-12, на основании

лимитно-заборной карты, выписанной для цеха.

Проводки:

10-10 внутр перемещ-е;

20-10 отпущ мат в осн пр-во

23-10 во вспом пр-во

25,26-10 отпущ мат на ремон цеха и здания здравоохран

29-10 отп мат на исправлен. забрак-ой прод-ии

97-10отп мат на освоение новых видов деят-ти

94-10 выявл недостач мат в рез-те инвентаризации

73/2-94/1 отнес-е суммы недостач на мат ответ-ое лиц

70-73/2 удерж и з пл недоста

50-73/2 внес-на в кассу недостач мат ущерба

25,26-94 спис сумма недост в пред-ах нрмы естеств убыли

Инвент-ия (И) на складах.

И мат-ов провод-ся согла-но метод. Укз-ям по И-ии имущ-ва и фин обяз-в, утвер-ых мин фин РБ

от 05.12.95. 54. И им-ва это проверка и док-ое подтвержд-ия фактич-ого наличия им-ва,

выявление отклонений от учет-ых данных и принятия реш-ия по внесению изменений в данный бух

учет.

И обязательнва при: смене собст-ка или реорган-ии пп, при ликвид-ии пп, перед сост-ем год

отчетности при смене рук-ля, при фактах хищения, порчи утраты им-ва. Созд-ся инв-ая ком-я,

состоящая израб-ов админ-ии. Бух служьы, др спец-ов. Предс-ль ком-ии визирует приходные и

расх-ые док-ты.

Описи заполн-ся чернилами четко, ясно, безпомарок. На стр-ах ук-ют прописью число порядковых

номеров мат ценностей и общий итог кол-ва. Нельзя оставлять незаполненные строки, они

прочеркиваются. На последней стр. д/б отметка о проверке цен, подсмчете итогов. В конце описи

мат-отв-ые лица дают расписку.

Учет износа ОС

Ос изнаш-ся и морально устаревают. За пер-д экспл-ии их ст-ть д/б полностью перенес-на на

вновь создав. продукт, но т к с/с прд-ии начис-ся ежемес-но, то и сть-ть износившейся части

ОС опр-ся каждый месяц для вкл-я в затраты в виде износа (амортиз). Износ выр-ся в % первонач

ст-ти ОС и наз нормой амортиз-ии . Ам-ия не начисл-ся по продукт-му скоту, библиотечным

фондам, многол-м насажд-ям

Расчет ам-ии произв-ся в раздаточной табл-це 14.

Проводки:

20, 23,24,25,26,29,44,97-02 начисл амортиз ОС согласно направлению затрат.

Учет инвентаризации осн ср

До начала инвентаризации рекомендуется проверить: 1- наличие и состояние инвентаризационных

карточек, инвнт книг, описей и др регистров аналитического учета; 2-наличие и состояние

технических паспоротов или др техн док-ции; 3-наличие док-в на основные ср-ва, сданные или

принятые предприятием в аренду или на хранение. При инвент. осн ср-в комиссия производит

осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, мнвентарные и осн.

техн техн или эксплуатац показатели. При инвентаризации зданий, сооруж и др недвиж-сти

комиссия проверяет наличие док-в, подтверждающих нах-е указ-х объектов в собственности

предприятия. При выявлении объектов не принятых на учет, а также объектов, по кот в регистрах

бух учета отсутствуют или указаны неправил данные, хар-щие их, комиссия д-на вкл-ть в опись

правильные сведения и технич пок-ли по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией

неучтенных объектов д.б. произвед с учетом рын-х цен, а износ определен по действ техн состоян

объектов с оформлением сведений об оценке и износе соотв-ми актами. Осн ср-ва вносятся в описи

по наимен-м в соответ-вии с осн назнач объектов. Если объект подвергся восстановл,

реконстр-ии или переоборуд-ию и в следствии этого изменилось осн его назнач, то он вносится в

опись под наимен соответствующим новому назначению. Машины, оборуд и тр-тные ср-ва заносятся в

описи индивид с указ инвентар , заводского предприятия-изготовителя, года выпуска,

назначения, мощности и т.д. Однотипные предметы хоз. Инвентаря, инструменты, станки одинаковой

стоимости, поступившие одновр в одно из стр-х подразд предприятия и учитываемые на типовой

инвентарной карточке гр. учета в описях пров по наимен с указ кол-ва этого предмета. На осн

ср-ва непригодные к эксплуатации и не подлеж восстановл инвентаризац-ая комиссия сост-т

отдельную опись с указ вр. Ввода в эксплуатацию и причин приведших эти объекты к

непригодности(порча, полный износ и т.п)

Инструкция по бух уч осн ср

Инструкция по бух уч осн ср-в устанавливает единый порядок формирования в бух учете инф об

осн ср-вах, находящихся на праве собственности, хоз ведения, операт упр для коммерч и

некоммерч организаций. Для целей бух уч к осн ср относятся активы организации: имеющие

материально-вещественную форму; используемые в течение срока службы продолжительностью свыше

12 мес; стоимость единицы которых на момент приобретения превышает величину, определяемую Мин

Фин РБ в установленном порядке. Единицей бух уч осн ср явл инвентарный объект осн ср, то есть

объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный

предмет. Осн ср в организацию поступают: в рез произведенных кап вложений при сооружении,

строительстве, изготовлении объектов ос ср хоз-м сп-бом, а также при их приобрет за плату у юр

и физ лиц; в кач вклада в уставный фонд; безвозмездно; в обмен на другое имущество; и в др

случаях устан-х законодательством. Осн ср оц-ся в бух уч по первонач или восстан ст-ти.

Первон ст, по кот объекты осн ср принимаются к бух уч при их вводе в экспл. Восстан явл ст ,

устан-ная в рез проведения переоценки осн ср в соотв с зак-вом. Первонач ст осн ср признается

сумма фактич затрат на их приобр, сооруж, изгот, доставку, устан, монтаж. Оченка объектов осн

ср, ст кот при приобрет выражена в иностр валюте,произв в бел руб путем пересчета иностр вал

по офиц курсу нац банка, действ на дату соверш хоз операции.Первонач ст объектов осн ср ,

внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный фонд организации, устан в ден оц,

согласованной учредителями на дату подписания учред док-в. Произведенные в процессе восстан

объектов осн ср затр отраж в бух уч того отч п-да к кот они относ. Амртизация предст собой

проц перенесения ст-ти осн ср на затр пр-ва, операц и внереализац расх. Выбытие объекта- в

случ физ износа, продажи, безвозмездной передачи, частичной или полной ликвидации, при авриях,

стих бедств и ин чрезв сит., повлекших невозм-ть использ-я или нецелесообр-ть восстан,, и в др

случ устан зак-вом. Бух отч д-на сод инф : о перв (восст) ст-ти; о движ осн ср; о сп-х оц

первон ст-ти; о применяемых сп-х и мет нач аморт; о принятых сроках полезного использ-я по

объектам или гр осн ср; об измен ст-ти осн ср; об об-х осн ср получ-х по дог аренды. Организ

ежегодно производит инвентаризацию осн ср.В бух балансе объекты осн ср показ по остат ст-ти.

Учёт отгруженной продукции.

Отгрузка Гп производится в соответствии с договорами поставок. Отдел маркетинга п\п ведёт

оперативный учёт отгрузок и контроль за выполнением дог-в поставки. Все док-ты по отгруж-й

ГП, выполненным работам и услугам передаются в бухгалтерию, где вып-ся платёжные документы на

имя покупателя.

При заключении дог-ра м\у постащиком и покуп-м делается оговорка о франко-месте: франко-склад

поставщика; франко-станция отправления; франко-вагон; франко-станция назначения; франко-склад

покупателя; франко-борт.

Прод-ия считается отгруженной с момента отпуска её со склада до оплаты покупателями и

предъявление ими расчётных документов за отгруженную продукцию или передачи др п\п для

реализации на комиссионных и др началах.

Для учёта наличия и движения отгруж. прод-ии предназначен активный синтетический баланс

инвент. сч.45-указываются стоимость ГП, выручка от реализации кот. определённое время не м\б

признана в бухучёте. Стоимость ГП, переданных другим организациям на комиссионных началах

(тара, ж\д тариф) возмещается покупателем сверх цены. Тов. отгруженные отраж на сч.45 по

фактической с\с. Сч.45 применяется для отражения реализации на момент оплаты плат. расчётных

документов за отгруженную продукцию. Д-45/К-43,41,60 - отгрузка продукции, тов, работ, услуг.

По мере поступления ден. средств за отгруженную продукцию на фактич их с\с сост. запись:

Д-90/К-45. При этом фактич произв с\с в конце месяца опред-ся в разделе 1 вед-ти 16.

Поступление выручки на р\с по договорным ценам: Д-59,51,52/К-90.

При отражении реализации на момент предъявлении покупателям за отгруженную продукцию сч.45 не

используется: Д-90;К-43,40,41. Одновременно на стоимость по ценам реализации сост

запись:Д-62;К-90. Поступление денег: Д-50,51,52/К-62.

Аналитический учёт отгр и отпущ прод-ии на основе предъявлен в адрес покупателей расч

платежей док-в ведётся в вед-ти 16, разд2:отгрузка, отпуск и реализация продукции. В этом

разделе обобщаются след-е данные: остаток продукции, нах на начало месяца в отгрузке как по

ассортименту, так и в стоимостном выражении. Кол-во и стоимость изделий отгруж за месяц,

стоимость тары и сумма транспортных расходов, сумма, поступающая в отчётном месяце за

продукцию и др.

Учёт коммерческих расходов.

Расходы, связанные со сбытом и реализацией прод-ии, и оплаченные поставщиками наз.

коммерческими. Вместе с произв-й с\с они сост. полную с\с продукции. К ком-м расходам

относят: расходы на доставку прод-ии к месту отправления, её погрузку, разгрузку, комиссионные

сборы (уплач-е сбытовикам и посредническим п\п), рекламные расходы, расходы на хранение,

подработку, подсортировку прод-ии, расходы на тару и упак., изделия на складах и т.д.

Используется активный синтетический сч.44-расх на реализацию. Д-т - все расх. на реализ.

прод-ии в связи с указанной номенклатурой, а К-т - суммы, списанные в отчётном месяце на

реализацию продукции.

Д-т К-т Содержание записи

44 02 Начислена Ам по об-м основных средств, обслуж-х процесс реализ. прод-ии

44 10 Израсход-ны материалы на операц-ии, связ. со сбытом прод-ии

44 71 Оплачены расходы по сбыту прод-ии подотчётным лицам

44 60 Отражена задолженность подрядчикам и разл. орг-м за услуги по сбыту прод.

44 70 Нач. з/п рабочим, заним-ся сбытовыми операциями

44 69 Отчисления на соц. страх-е и обеспечение оплаты труда раб-х, занятых

сбытовой деятельностью

44 66,67 Нач-ны % по кредитам, получ. на коммерческую деятельность

90 44 Отражено ежемесячное списание ком. расх. на с\с реализ. прод-ии

Аналитический учёт ком. расх-в ведётся в ведомости 15.

Учёт реализации продукции.

Процесс реализации зав-т от кругооборота хоз-х средств п\п, в рез-те чего ГП, работы,

услуги превращаются в денежные средства. Моментом реализации счит.:1.дата зачисления на р\с

платежа от покупателя или заказчика;2.отгрузки прод-ии и предъявление пок-м расчётных

платёжных документов. Для обобщения инф-ии о процессе реализ. ГП исп. сч.90-реализация. По

Д-ту - фактическая произв-ая с\с отгруженной прод-ии, сданных работ и услуг; ком-е расходы,

относ-е к отгруженной прод-ии, ст-ть тары, налоги. По К-ту - суммы по предъявлен. покупателем

платёжных док-в за отгруж прод-ию; или зач-ю выручку за указ-ю прод-ию, а т\же убытки от

реализации. В течении месяца движение указ-й прод-ии в учёте отраж-ся по учётным ценам. По

окончанию месяца учит-ся ст-ть вып. из произв-ва и отгруженная прод-ия доводится до

фактической. С этой целью ежемесячно рассчит-ся суммы и % отклонений фактической с\с от

учётной. Фактическая с\с отгруженной прод-ии=фактич с\с на нач. мес.+её поступления за

отчётный месяц-остаток на конец месяца.

Учёт отгруж. и реализ. прод-ии вед-ся в журнале-ордере 11, предназначенном для отражения

оборотов по кредиту счетов Д-т - 41,43,44,45,62,90 и аналитич-х данных по сч.90. Ж-О 11

записывается на основе данных вед-й 15,16. В челом за месяц по аналит. сч.90 отраж-ся полная

фактическая с\с реализ-й прод-ии, налоги и отчисления, а по К-ту - суммы, предъявленные к

покупателю для оплаты по отпускным ценам. Путём сопоставления оборотов Д-та и К-та сч.90

получ-ся финансовый результат от реализации прод-ии(прибыль или убыток). Если К-т 90>Д-та, то

п\п получает прибыль, кот. в конце месяца полностью спис. по активам пассивного сч90-прибыли и

убытки. Сост-ся записи: Д-т - 90, К-т - 99. Если К-т сч90<Д-та, то получаем убыток: Д-т 99,

К-т 90. Синтетич учёт операций по сч99 вед. в журнале-ордере 15.

Учёт добавочного фонда.

Добавочный капитал - источник собств ср-в, образуемый за счёт переоц-ки ОС в сторону ув-я их

ст-ти или за счёт безвозм-го поступления разн активов от юр и физ лиц за счёт разницы от

продажи собст-х акций. Добавочный капитал возн-т в рез-те: прироста ст-ти внеоб-х активов,

получ-я доп ден ср-в при продаже акций в случае их первичного размещ-я по ц, превыш-й их номин

ст-ть, отражения дост-в курсовых разниц по вкладам иностр-х инвесторов в уставный капитал п/п.

Для отражения добавочного капитала исп-ся сч 83 "Добавочн фонд", кот имеет ряд субсч. Образ-е

добавочного кап отраж-ся проводками:

01 - 83/1(прирост ст-ти им-ва по переоц-ке) - проведение дооц-ки ОС

83/1 - 02 - проведение дооц-ки износа ОС

01, 04, 10, 41 - 83/2(безвозм-но получ-е ценности) - ув-е добавочного кап на ст-ть безвозм-но

получ-х ценностей

84 - 83/4(собств-е источники ув-я ст-ти им-ва) - использованы собств ср-ва организ-ии на

модерниз-ю старого или приобрет-е нов им-ва п/п.

Аналитич учёт на сч 83 ведётяс т.о., чт обеспечить формир-е инфо по источн образ-я и

направлением использ-я.

Учёт кредитов банка.

В усл-х рын-х отнош-й п/п при недостаточности собст ср-в широко исп-т ком и банк-й кредит.

Ком кредит пред-ся п/п-ми и др другу в виде отсрочки уплаты ден ср-в тов. Банк-й кредит

выдаётся банками в виде ден ссуд напр-х на расшир пр-ва и иные нужды. Кредит на расч-е отнош-я

п/п с банками строит-ся в соот-ии с зак-ми актами и регул-ся кредитным дог м/д п/п и банком. В

нём оговар-ся объекты крдитования. Условия и порядок выдачи кредита, сроки его погашения,

проц-е ставки и порядок их уплаты, права и отв-ть сторон и др. Пр-пы банковского кредитования:

целевой хар-р кредитования, срочность, возвратность, платёжность, обеспеченность кредитов. Для

учёта кредитов банка прим-ся пассивные расч-е синтетич-е балансовые счета 66, 67. Учёт

операций по долгоср и краткоср кредитованию осущ-ся на счетах бух уч след обр:

50, 51, 52, 55 - 66 - посткпление краткоср-х кредитов и займов в виде ден ср-в.

10,11,41,43 - 66 - поступл-е краткоср займов в виде матер-х ценностей

8,15,20,26 - 66 - начисл % за польз-е краткоср кредитами и займами

91 - 66 - начисл % за польз-е просрочен краткоср кред и займами

92 - 66 - начисл штрафн санкц по краткоср кредитам и займам

66 - 51,52,55 - возврат ден ср-в при погаш зад-ти по краткоср кредитам и займам и перечисл %

и штрафоф.

Учёт операций по долгоср кредитам осущ-ся след обр:

50, 51, 52, 55 - 67 - посткпление долгоср-х кредитов и займов в виде ден ср-в.

10,11,41,43 - 67 - поступл-е долгоср займов в виде матер-х ценностей

08,91 - 67 - начислен % за исп-е долгоср кредитами

92 - 67 - начисл штрафн санкц по долгоср кредитам и займам

67 - 51,52,55 - возврат ден ср-в при погаш зад-ти по долгоср кредитам и займам и перечисл % и

штрафоф.

Виды аудита и их функции

В зависимости от цели и характера решаемых задач аудит подразделяется па внешний и

внутренний. Объектом внешнего аудита (его иногда называ-ют "аудит но закону") является

финансово-хозяйственная деятельность предприятий (фирм). Его цель проверить законность

хозяйственных опе-раций и достоверность финансовой отчетности, а также определить, насколько

соответствует ведение бухгалтерского учета установленным стандартам и процедурам, т. е.

действующим правилам и

положениям. Внешний аудит независим по отношению к контролируемому предпри-ятию или фирме и

несет ответственность перед внешними потребителями его информации (акционерами,

учредителями, кредиторами, банками и др.). На практике могут в<

Наши рекомендации