Виды измерителей, применяемые в хозяйственном учете.

Виды измерителей, применяемые в хозяйственном учете.

В учете применяются 3 вида измерителей.

Натуральный - служит для характеристики объектов.

Денежный - обобщающий, служит для характеристики объекта в стоимостном выражении, измеряется в рублях или валюте.

Трудовой - служит для учета затраченного времени при выполнении работы (часы, дни, смены).

4. Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.
Законодательно закреплены следующие требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету:

1) бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законом;

2) бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в рублях – валюте России;

3) имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;

4) организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета;

5) данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

6) все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

7) в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Й уровень

Различного рода методические указания, рекомен­дации в основном Министерства финансов РФ, учитывающие, в том числе и отраслевую специфику.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея­тельности организаций и инструкция по его применению.

Приказ Министерство финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 13 января 2000г. № 4н

4-й уровень— внутренние рабочие документы организации.

Актив состоит из 3 разделов.

ü Основные средства и прочие внеоборотные активы: - нематериальные активы; - основные средства; - незавершенные капвложения; - долгосрочные финансовые вложения; - расчеты с учредителями и др.

ü Запасы и затраты: - производственные запасы; - МБП; незавершенное производство; - расходы будущих периодов; - готовая продукция и др.

ü Ден. средства, расчеты и пр. активы: - товары отгруженные; - расчеты с дебиторами; - авансы выданные; - денежные средства и др.

14. Структура пассива баланса и содержание его статей.

Пассив(лат. passivus- страдательный, недеятельный) показывает собственный капитал, а также совокупность долгов и обязательств экономического субъекта. Правая сторона баланса (пассив) раскрывает содержание собственного капитала и обязательств как долгосрочного, так и краткосрочного характера.

Источники собственных средств: - уставной капитал; - добавочный капитал; - резервный капитал; - фонд накопления; - резервный фонд; - целевое финансирование; - прибыль отчетного года; - прибыль нераспределенная отчетного года; - нераспределенная прибыль прошлых лет.

Расчеты и прочие пассивы (источники заемных средств):

ü долгосрочное кредиты банков;

ü долгосрочные займы;

ü краткосрочные займы;

ü расчеты с кредиторами по обязательствам по распределению;

ü расчеты с учредителями;

ü доходы будущих периодов;

ü фонды потребления;

ü резервы предстоящих расходов и платежей;

ü резервы по сомнительным долгам.

Типы балансовых изменений.

Следует помнить, что производимые хозяйственные операции, отражаемые в бухгалтерских записях, никогда не нарушают равенства итогов актива и пассива баланса, в то же время, при отражении факта свершившейся хозяйственной операции, в некоторых статьях баланса происходят существенные изменения.

Эти статьи могут находиться только в актив, или только в пассиве или одновременно в активе и в пассиве.

Многообразие хозяйственных операций в организации не должно вызывать затруднений при отражении их на бухгалтерских счетах, в установлении корреспондентской связи. Все многочисленные хозяйственные операции можно свести по характеру их влияния на баланс в 4 типа балансовых изменений.

Первый тип - вызывает изменение только в активе баланса, т.е. обе статьи баланса, на которых отражается данная хозяйственная операция, находятся в активе баланса; при этом одна статья баланса увеличивается, другая уменьшается, т. е. видоизменяется состав хозяйственных средств, их размещение. Валюта (итог) баланса не изменяется.

Пример: сданы деньги из кассы на расчётный счёт в банк (невостребованная работниками организации заработная плата) Д 51-

К 50 = 1000 р. В результате уменьшилась статья «Касса» и увеличилась статья «Расчётный счёт».

К данному типу операций относят все операции по использованию материальных ценностей в процессе производства, по

выпуску готовой продукции, получению денег в кассу с расчётного счёта и др.

Ко второму типу относятся хозяйственные операции, которые оказывают влияние на изменение статей только пассива

баланса, т. е. вызывают перегруппировку источников, при которой уменьшается один источник и увеличивается другой в одинаковом размере, в пассиве баланса происходит качественное изменение не вызывающее количественного, т. е. не влияющее на итог (валюту) баланса.

Пример: из начисленной заработной платы удержан подоходный налог Д 70 - К 68. Данной хозяйственной операцией уменьшается задолженность организации по оплате труда и возникает (увеличивается) задолженность бюджету.

К данному типу балансовых изменений относятся все хозяйственные операции по начислению заработной платы за счёт фонда потребления, операции по удержанию из заработной платы и другие хозяйственные операции.

Третий тип хозяйственных операций вносит изменения в актив и в пассив баланса одновременно в сторону увеличения

статей. Валюта (итог) баланса также увеличивается на сумму хозяйственных операций.

Пример: материалы поступили на склад организации по неоплаченным ранее счетам поставщиков Д 10 - К 60. В данном

случае увеличивается статья баланса в активе баланса «Производственные запасы» и увеличивается статья в пассиве баланса

«Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

К данному типу хозяйственных операций относят: начисление амортизации и заработной платы относимой на себестоимость,

получение кредитов на расчетный счёт, авансов от заказчиков и др.

Четвёртый тип вызывает изменение в активе и в пассиве баланса, но с одновременным уменьшением хозяйственных средств и уменьшением источника их покрытия. В целом происходит уменьшение валюты баланса при сохранении равенства его

левой и правой сторон.

Пример: из кассы выдана заработная плата работникам организации Д 70 - К 50. Статья актива баланса «Касса» уменьшается

на сумму выданной заработной платы. Статья пассив баланса «Расчёты по оплате труда» так же уменьшается и итог баланса по

обеим сторонам уменьшается на эту же сумму.

К этому типу относят операции по погашению всех видов кредиторской задолженности, зачету ранее полученных от заказчиков авансов под выполнение работ и др.

Таким образом, независимо от характера и количества совершаемых хозяйственных операций, влияние их на баланс происходит в одном из рассмотренных направлений, затрагивает не менее двух статей и всегда при этом сохраняет равенство итогов актива и пассива.

План счетов бухгалтерского учета.

Планом счетов называется систематизированный перечень счетов, определяющий построение всей системы бухгалтерского учета на предприятиях, в организациях и учреждениях. Он разрабатывается на основании экономической классификации счетов и утверждается Министерством финансов РФ. Этот план является типовым, то есть применяется во всех сферах экономики.

План счетов включает в себя разделы, синтетические счета, их номера (шифры) и субсчета. Он подразделяется на 9 разделов по экономическому содержанию счетов в них содержащихся. Это:

1 раздел – Внеоборотные активы ( 01 - 09)

2 раздел - Производственные запасы (10-19)

3 раздел - Затраты на производство (20 - 39)

4 раздел - Готовая продукция и товары (40 - 49)

5 раздел - Денежные средства ( 50 - 59)

6 раздел – Расчеты (60 - 79)

7 раздел – Капитал ( 80-89 )

8 раздел - Финансовые результаты (90- 99)

I. Основные счета

Основные счета предназначены для учета и контроля за наличием и движением средств и их источников, т.е. основы хозяйственной деятельности предприятия, а также состояние расчетов с дебиторами и кредиторами. Основные счета могут быть активными, пассивными и активно-пассивными.

Основные активные счета принято называть инвентарными (материальные счета), т.к. они предназначены для учета средств труда, предметов труда, денежных ресурсов и т.п. По дебету инвентарных счетов отражается поступление (приход) объектов учета, а по кредиту - их отпуск (расход). Все инвентарные счета связаны с балансом и могут иметь только дебетовое сальдо, которое отражается в активе баланса и подтверждается в результате проведения инвентаризации (отсюда название - инвентарные).

К инвентарным счетам относятся: 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы", 10 "Материалы", 43 "Готовая продукция", 50 "Касса" и пр.

Основные пассивные счета принято называть фондовыми счетами. Они используются для наблюдения и контроля за состоянием и изменением источников формирования собственных средств предприятия. По кредиту фондовых счетов отражается формирование (увеличение) капитала за счет соответствующих источников, а по дебету - использование (уменьшение) капитала на установленные законодательством РФ цели. Вся группа пассивных счетов имеет кредитовое сальдо.

К фондовым счетам относятся: 80 "Уставной капитал", 82 "Резервный капитал" и др.

Группа основных активно-пассивных счетов используется только при расчетах, характер которых меняется.

Счета расчетов имеют структуру активных, пассивных и активно-пассивных счетов. Счета расчетов предназначены для обобщения информации о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами предприятия. Для правильного отражения в отчетности финансового состояния предприятия не допускается зачет между статьями его активов и пассивов.

Счета для отражения расчетов с дебиторами по своему строению противоположны счетам, на которых учитываются расчеты с кредиторами. Погашение или зачет (уменьшение) дебиторской задолженности отражается по кредиту счетов расчетов с дебиторами, а кредиторской задолженности - по дебету счетов расчетов с кредиторами. Поэтому счета расчетов с дебиторами являются активными, а с кредиторами - пассивными.

Так, для учета расчетов с некоторыми дебиторами и кредиторами используется счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Характер возникающих расчетов может меняться, то есть организация может выступать и как кредитор и как дебитор. В таких случаях структура этого счета, применяемого в течение отчетного периода, будет меняться, т.е. он счет из активного может перейти в пассивный и наоборот. Следовательно, по дебету такого счета одновременно отражаются операции по увеличение дебиторской и уменьшению кредиторской задолженности, а по кредиту уменьшение дебиторской и увеличение кредиторской задолженности. Сальдо в активно-пассивном счете показывается, развернуто - по дебету и кредиту одновременно. В балансе сальдо по этому счету записывается раздельно по соответствующим статьям: дебетовое в активе, кредитовое в пассиве.

К активным счетам расчетов относятся - 19 "Налог на добавленную стоимость", 45 "Товары отгруженные" и др;

К пассивным счетам расчетов относятся - 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";

К активно-пассивным счетам расчетов относят - 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 75 "Расчеты с учредителями" и др.

II. Регулирующие счета

Регулирующие счета применяют для характеристики объектов учета, корректирования (уточнения) оценки средств, показанных на основных счетах. Регулирующие счета могут иметь структуру как активных, так и пассивных счетов, в зависимости от регулируемого объекта. Регулирующий счет может либо увеличивать оценку средств, указанную на регулируемом счете либо уменьшать ее.

Регулирующие счета подразделяются на:

ü дополнительные;

ü контрарно-дополнительные.

Дополнительными называются счета увеличивающие оценку средств, указанную на регулируемом счете.

Контрарными называются счета уменьшающие оценку средств, указанную на регулируемом счете.

Контрарные счета используются для регулирования как активных, так и пассивных счетов и в соответствии с этим они могут быть контрактивными и контрпассивными.

Например. Счет 02 "Амортизация основных средств" - пассивный. Он является контрактивным по отношению к счету 01 "Основные средства". Сальдо счета 02 показывает сумму износа на конкретный момент, которая сопоставляется с сальдо по счету 01, отражаемым всегда по первоначальной (восстановительной) стоимости. Разница этим сумм покажет остаточную стоимость основных средств, т.е. фактическую оценку состояния основных фондов организации на данный момент.

Наличие регулирующих счетов создает условия для сопоставимости данных учета и определения действительной величины учитываемого объекта. С помощью регулирующих счетов текущая учетная оценка активов, отражаемых на основных счетах, регулируется до суммы их балансовой стоимости (оценки).

К регулирующим счетам относятся: 02 "Амортизация основных средств", 16 "Отклонение от стоимости материальных ценностей" и др.

III. Операционные счета

Операционные счета - группа счетов бухгалтерского учета, объединяющая следующие виды счетов:

ü распределительные;

ü калькуляционные;

ü сопоставляющие счета.

Распределительные счета предназначены для отражения хозяйственных процессов путем предварительного учета затрат и контроля за их распределением между объектами калькуляции или отчетными периодами, с целью правильного определения себестоимости работ. На распределительных счетах обычно учитываются косвенные расходы, связанные, с производством или реализацией продукции, а также расходы будущих периодов.

Распределительные счета бывают двух видов - собирательно-распределительные и бюджетно-распределительные.

Собирательно-распределительные счета используются в учете для отражения затрат в отчетном периоде по определенному хозяйственному процессу, которые нельзя отнести на конкретный объект, а подлежат распределению между отдельными объектами учета. Эти счета имеют структуру активного счета. По дебету собирательно-распределительного счета записывают в денежной оценке используемые средства (расходы), подлежащие распределению между несколькими объектами учета для включения их в себестоимость выполненных работ или оказанных услуг. По кредиту собирательно-распределительного счета отражается списание фактических затрат на соответствующие объекты.

Распределение (списание) расходов по конкретным объектам производится ежемесячно в порядке установленном инструкцией. К таким счетам относятся: 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и др.

Бюджетно-распределительные счета используются для учета доходов и расходов, которые сделаны за счет будущих отчетных периодов с целью их распределения между бюджетами соответствующих периодов и включения их в показатели хозяйственной деятельности того периода, к которому они относятся (независимо от времени возникновения). В эту группу входят такие счета как: 96 "Резервы предстоящих расходов", 97 "Расходы будущих периодов", 98 "Доходы будущих периодов".

Калькуляционные счета предназначены для учета фактических затрат и определения фактической себестоимости произведенной продукции и выполненных работ. Калькуляционные счета по своей структуре относятся к активным счетам, по дебету - собираются все затраты, из которых складывается себестоимость полученной продукции, а по кредиту - списание фактической себестоимости работ. Сальдо в этих счетах могут быть только дебетовое, означающее незавершенное производство.

К этим счетам относятся: 08 "Вложения во внеоборотные активы", 20 "Основное производство", 44 "Расходы на продажу" и т.д.

Формы бухгалтерского учета.

Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций определяются формой бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и группировке соответствующими приемами записей. Формы бухгалтерского учета непрерывно развиваются от простейших бухгалтерских книг при мемориально – ордерной до современных рационально построенных регистров автоматизированных систем.

В России наибольшее распространение получили мемориально – ордерная, журнально – ордерная, таблично – перфокарточная и автоматизированная формы бухгалтерского учета.

Мемориально-ордерная форма учета применяется на предприятиях в нескольких вариантах в зависимости от особенностей отрасли промышленности и типа предприятия. В ней сочетаются книжные и карточные разработочные и группировочные учетные регистры.

Синтетический учетведется в книгах или многографных ведомостях. Для аналитического учета используются книги, ведомости, карточки.

На каждую хозяйственную операцию (или группу операций, объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер. Главное содержание мемориального ордера – это бухгалтерская проводка (корреспонденция счетов), дата ее составления и сумма.

Составленные мемориальные ордера записываются в хронологическом порядке в регистрационный журнал, им присваиваются порядковые номера.

После отражения в регистрационном журнале сведений о хозяйственных операциях данные мемориальных ордеров записываются в Главную книгу или заменяющую ее многографную ведомость. Итоги по дебету и кредиту счетов Главной книги записываются в оборотную ведомость, построенную с использованием синтетических счетов.

При мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета бухгалтерский баланс предприятия составляется на основании оборотной ведомости по синтетическим счетам.

В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учета лежат принципы накапливания и систематизации данных первичных документов в учетных регистрах, позволяющие обеспечить синтетический и аналитический учет средств, источников и хозяйственных операций по всем разделам бух. учета. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров.

Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для управления финансово - хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятия, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности.

Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, в единой системе записей, используя для этого два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости.

Основными регистрами этой формы учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда необходимые аналитические показатели сложно получить непосредственно в журналах-ордерах. Поэтому данные первичных документов предварительно группируются в ведомостях, а их итоги затем переносятся в журналы - ордера.

Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу.

По данным Главной книги составляется сальдовый бухгалтерский баланс.

Таблично - перфокарточная форма бухгалтерского учета. Данная форма бух. учета разработана применительно к использованию вычислительной техники – перфораторов и табуляторов. Она использовалась на первом этапе перехода процесса обработки информации на автоматизированный (компьютерный) учет.

Схема прохождения обработки информации при этой форме бух. учета такова:

первичный документ – перенесение на машинный носитель информации – создание массивов перфокарт – сортировка перфокарт по определенным признакам – получение табуляграмм –ведомостей.

Дальнейшим развитием таблично - перфокарточной формы бух. учета стала автоматизированная форма, ориентированная на широкое использование ЭВМ и другой вычислительной техники.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета. Применение различных видов и модификаций электронно-вычислительных машин позволило в значительной степени усовершенствовать таблично -перфокарточную форму бух. учета, базирующуюся на использовании счетно–перфорационной техники. Была создана автоматизированная форма бух.учета, которая заимствовала некоторые принципы таблично – перфокарточной формы учета.

В условиях применения различных видов электронно-вычислительной техники, периферийных устройств, ориентации предприятий на совершенствование управления и развитие рыночной экономики все шире начинает внедряться автоматизированная форма бух. учета.

Оценка и ее виды.

В зависимости от видов объектов учета, относящихся к активам в форме имущества, характера их приобретения и экономической конъюнктуры, в бухгалтерском учете используются следующие виды их оценки:
- по фактической (первоначальной) стоимости (себестоимости), которая определяется фактической себестоимостью приобретения (суммой денежных средств уплаченных) или производства того или иного вида имущества. Оценка имущества по фактической себестоимости приобретения или производства (так называемая "историческая стоимость") является основной оценкой, используемой в бухгалтерском учете в течение всего срока службы данного имущества. Имущество длительного срока пользования отражается в бухгалтерской отчетности по остаточной стоимости (учетная стоимость имущества за вычетом начисленной амортизации);
- по текущей (восстановительной) стоимости - стоимости, которая должна быть уплачена или на которую должна быть произведена эквивалентная замена в случае необходимости замены каких-либо видов имущества;
- по текущей рыночной стоимости (цене возможной реализации), т.е. по стоимости, которая может быть получена в результате возможной продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.
В системе российского бухгалтерского учета организация может использовать оценку имущества по рыночной стоимости, как правило, при принятии на учет отдельных видов активов при безвозмездном их получении, возвратных материалов, полученных от ликвидации основных средств, незавершенного производства и т.п.
Объекты учета, относящиеся к средствам в расчетах и обязательствам, отражаются в учете и отчетности в суммах, определяемых с учетом процентов (доходов), предусмотренных хозяйственными договорами.
Оценка затрат на производство продукции (работ, услуг), а также незавершенного производства может производиться организацией: по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости; по прямым затратам; по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
Оценка материально - производственных запасов при их использовании в производстве может производиться при помощи одного из следующих методов оценки: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО). Такой же порядок оценки применяется в части проданных товаров и готовой продукции.
Эти оценки в случае потребления (использования) указанных ценностей в производстве и при их выбытии являются производными от оценок их остатков на конец определенного отчетного периода (месяца, квартала, года).
Оценка имущества производится на определенные даты совершения хозяйственных операций, в результате которых осуществляется его принятие к учету в организации. Такими датами могут быть:
- дата вступления во владение - получения права собственности на имущество;
- дата, указанная в ведомости согласно данным инвентаризации, - оценка отдельных видов имущества в соответствующих случаях (дооценка, уценка, хищения, недостачи и т.п.) на определенные даты в течение отчетного года;
- отчетная дата - оценка имущества по состоянию на 31 декабря отчетного года;
- дата выхода из владения - передачи права собственности на имущество.
Обязательстваоцениваются на даты их принятия к учету (в отдельных случаях на дату их исполнения) в соответствии с условиями договоров (контрактов), учредительными документами, законодательными актами и т.п.

29. Калькуляция. Ее виды и содержание.

Калькуляция — определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств. Калькуляция даёт возможность определить плановую или фактическую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. В строительных организациях оценка и калькуляция используется для объектов бухгалтерского учёта в денежном выражении. Калькуляция служит основой для определения средних издержек производства и установления себестоимости продукции.

Калькуляции группируют по ряду признаков. В зависимости от времени составления и назначения различают нормативные, плановые, сметные и отчетные (фактические) калькуляции:

Нормативная калькуляция составляется на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат) и применяется при нормативном методе учета затрат .

Плановая калькуляция определяет среднюю себестоимость продукции или выполненных работ. На плановый период (год, квартал) составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. В этих калькуляциях рассчитывается количество материальных и трудовых затрат для производства запланированного к выпуску количества продукции. Они составляются исходя из плановых норм расходов и других плановых показателей на отчетный период (при этом нормы расходов являются средними). Сметную калькуляцию, которая является разновидностью калькуляции плановой, составляют для определения цены при расчетах с заказчиками отдельно на разовый заказ или работу (уникальное изделие).

Сметная калькуляция - составляется на вновь проектируемые, новые изделия при отсутствии норм расхода.

Отчетная (фактическая) - составляется в конце отчетного периода по данным бухгалтерского учета с целью контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости. Также отчетная (фактическая) калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражает фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. Она одновременно характеризует уровень отклонения себестоимости, установленной нормативной и плановой калькуляцией. Цель отчетной калькуляции - определение фактической (реальной) себестоимости продукции, выполненных работ и услуг

Учет кассовых операций

Кассовые операции – это операции, связанные с приемом, хранением и расходованием различных денежных средств, поступающих в кассу организации из обслуживающего банка. Поступление денежных средств в кассу с расчетного счета в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:

Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 51 «Расчетный счет».

Типичные операции по поступлению и расходу наличных денежных средств:

1) получение из банка наличных денежных средств:

Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 51 «Расчетный счет»;

2) внесение подотчетным лицом остатка неиспользованных денежных сумм:

Дебет счета 50 «Касса»,

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

3) погашение задолженности покупателя за товары, работы, услуги:

Дебет счета 50 «Касса»,

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

4) погашение задолженности по недостачам и хищениям:

Дебет счета 50 «Касса»,

Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

5) оприходование излишков, выявленных в результате инвентаризации (ревизии) кассы:

Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

6) получение из банка наличных денежных средств в иностранной валюте:

Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 52 «Валютный счет»;

7) внесение подотчетным лицом остатка неиспользованных денежных средств:

Дебет счета 50 «Касса»,

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

8) отражение выплат работникам из кассы (заработная плата, социальные пособия, доходы от участия в уставном капитале и т. д.):

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», Кредит счета 50 «Касса».

Учет начисления отпускных.

Учет отпускных является неотъемлемой частью работы организации и крайне важно правильно начислять и отражать в учете суммы отпуска.

В учетной политике организации следует закрепить один из двух возможных способов учета.

Учет страховых взносов.

Применение законодательства о страховых взносах влечет за собой необходимость их отражения как в бухгалтерском, так и в налоговом учете плательщиков страховых взносов. Безусловно, это не относится к такой категории плательщиков, как физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Учет процесса производства.

Процесс производства представляет собой совокупность операций по изготовлению продукции. Для осуществления производственного процесса необходимы затраты живого и овеществленного труда (рабочей силы, предметов и средств труда), приводящие к образованию у субъекта соответствующих расходов. Общая сумма затрат по изготовлению конкретной продукции составляет ее себестоимость.

Основными задачами бухгалтерского учета процесса производства являются :

ü определение фактического объема производства как всей произведенной продукции, так и каждого вида в денежном и натуральном измерении;

ü правильное и точное исчисление фактической себестоимости произведенной продукции.

Для этого необходимо учитывать все затраты предприятия на выпуск всей продукции и на каждый ее вид в отдельности. При этом важным моментом является разграничение затрат на включаемые и невключаемые в себестоимость готовой продукции. Соответственно методическим рекомендациям к Стандарту бухгалтерского учета «Учет товарно-материальных запасов» субъект определяет состав и классификацию затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и расходов, не включаемых в себестоимость и признаваемых расходами периода, включающие : общие и административные расходы; расходы по реализации товарно-материальных запасов; расходы по процентам.

В отличие от производственных затрат, расходы периода – это показатели, которые не отражаются в остатках товарно-материальных запасов и незавершенного производства. Эти вопросы важны для принятия обоснованных решений в ценовой политике хозяйствующего субъекта (предприятия).

Таким образом, объектами бухгалтерского учета в процессе производства являются производственная себестоимость готовой продукции (работ, услуг), которая группируется в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам :

ü материальные затраты;

ü затрата на оплату труда рабочих;

ü отчисления по оплате труда;

ü накладные расходов.

Учет процесса реализации.

Процесс реализации представляет собой совокупность операций, в результате которых продукция, произведенная предприятием, передается другому предприятию (покупателю). Покупатель возмещает данному предприятию ее стоимость в оптовых ценах, устанавливаемых государством (продажную стоимость).
В процессе реализации предприятие несет ряд расходов: по транспортировке реализуемой продукции до места сдачи ее покупателю, обязательные отчисления (на научно-исследовательские работы, подготовку кадров) и др. Эти расходы называются внепроизводственными.
Таким образом, в процессе реализации определяется фактическая полная себестоимость продукции, которая складывается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов.
Обычно цены на реализуемую продукцию устанавливаются государством выше плановой себестоимости, благодаря чему создается возможность возмещения предприятию плановых затрат и получения чистого дохода общества. Чистый доход общества, как известно, является денежной формой выражения продукта для общества, создаваемого прибавочным и частично необходимым трудом работников сферы материального производства. Он имеет две формы: чистый доход предприятия и централизованный чистый доход государства.
Чистый доход предприятия — это часть чистого дохода общества, которая накапливается данным предприятием и используется в значительной степени на собственные нужды. Чистый доход предприятий называется иначе прибылью.
Централизованный чистый доход государства — это часть чистого дохода общества, которая сосредоточивается в руках государства для использования на общенародные нужды. Она складывается из различных отчислений в государственный бюджет от доходов социалистических предприятий. Основную часть составляют отчисления по твердым нормам (налог с оборота). Суммы налога с оборота исчисляются в процентах к продажной стоимости реализуемых изделий

Виды измерителей, применяемые в хозяйственном учете.

В учете применяются 3 вида измерителей.

Натуральный - служит для характеристики объектов.

Денежный - обобщающий, служит для характеристики объекта в стоимостном выражении, измеряется в рублях или валюте.

Трудовой - служит для учета затраченного времени при выполнении работы (часы, дни, смены).

4. Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.
Законодательно закреплены следующие требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету:

1) бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законом;

2) бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в рублях – валюте России;

3) имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;

4)

Наши рекомендации