Объекты производственной практики

И РАБОЧИЕ МЕСТА

Производственную практику студенты проходят на предприятии, являющимся юридическим лицом и выполняют работу бухгалтера.

Во время практики студент должен быть закреплен на различных рабочих местах с таким расчетом, чтобы он мог выполнить все разделы программы. Не допускается использование студента на протяжении всего периода практики только на одном рабочем месте, а также на рабочих местах, не имеющих отношения к специальности студента.

Студент-практикант может быть зачислен предприятием на штатную должность только по специальности. В этом случае он проходит производственную практику без отрыва от своей работы. При этом студенту, зачисленному на штатную должность, для выполнения программы практики должна быть представлена возможность ознакомиться с организацией и постановкой бухгалтерского учета по всем темам.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Студенты третьего курса университета специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» проходят практику в течение 5 недель. Даты начала и окончания практики устанавливаются приказом по университету в соответствии с учебным планом. Продолжительность рабочего дня студента 8 часов.

Студент совместно с руководителем практики организации должен составить индивидуальный календарно-тематический план работы по форме (см.таблицу 1).

В плане должны найти отражение основные виды работы, предусмотренные программой. Последовательность их выполнения устанавливается руководителем практики в соответствии со сроками возможного их выполнения. Календарно-тематический план утверждается руководителем практики от предприятия.

ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА

Знать до отъезда на практику, кто из преподавателей кафедры руководит практикой, место и время ее прохождения; изучить программу производственной практики, сдать свое место в общежитии.

Прибыть своевременно к месту практики с тем, что бы начать ее в установленный срок.

Явиться по прибытии к руководителю практики от организации (предприятия), совместно с ним составить индивидуальный календарно-тематический план прохождения практики, получить указания о порядке и месте ее прохождения и решить вопрос о времени и месте получения консультаций.

Подчиняться действующим в организации (на предприятии) правилам внутреннего распорядка, в противном случае руководитель организации или предприятия может налагать на практиканта взыскания.

Организовать свою работу по прохождению практики в соответствии с индивидуальным календарно-тематическим планом и полностью выполнить предусмотренные работы, стремиться приобрести практические навыки по своей специальности. При наличии недостатков в учете, постановке аналитической или контрольной работы студент обязан содействовать их устранению.

Таблица 1

Примерный календарно-тематический

план практики

Тема Количество дней
1. Организация бухгалтерского учета. Экономико-организационная характеристика предприятия.
2. Бухгалтерский учет денежных средств организации.
3. Учет обязательств и расчетов.
4. Учет ценных бумаг и финансовых вложений.
5. Учет временно привлеченных и заемных средств.
6. Бухгалтерский учет труда, заработной платы и расчетов с персоналом по оплате труда.
7. Учет основных средств.
8. Учет нематериальных активов.
9. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования.
10. Учет материально-производственных запасов.
11. Учет готовой продукции и ее продажи.
12. Учет уставного капитала.
13. Учет фондов, резервов и финансовых результатов.
ИТОГО:

РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

Производственная практика проводится под руководством и контролем университета и бухгалтерии предприятия, в которых студент проходит практику.

Перед выездом студентов на практику кафедра бухгалтерского учета проводит инструктивное собрание, на котором рассматриваются цели и задачи практики, особенности прохождения практики в каждой организации (предприятия), продолжительность практики, требования по составлению отчета о практике и др.

Руководство производственной практикой студентов от кооперативной организации осуществляет главный бухгалтер.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

ТЕМА 1. Организация бухгалтерского учета.

Экономико-организационная характеристика предприятия

Вначале студент должен выяснить по какой форме бухгалтерского учета организован учет на предприятии: либо журнально-ордерная, либо книжно-журнальная, либо автоматизированная, а если это малое предприятие – то либо это простая форма, либо форма бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества предприятия.

Выясняя форму бухгалтерского учета, студент должен разобраться с содержание и структурой учетных регистров.

Организационно-экономическая характеристика дается по данным текущего бухгалтерского учета, статистической и бухгалтерской отчетностей.

Данные собираются за отчетный и предшествующие года.

Целесообразно данные о хозяйственно-финансовой деятельности организации показать в таблице, структуру и содержание которой согласовать с руководителем производственной практики.

К основным показателям хозяйственно-финансовой деятельности относятся: объем реализованной продукции (выручка (валовой доход) от продажи продукции (работ, услуг); затраты на производство продукции (работ, услуг), издержки обращения, прибыль, рентабельность и др.

В организационно-экономической характеристике организации следует показать:

- назначение организации;

- краткую историческую справку об образовании и развитии организации;

- организационную структуру организации;

- схему управления;

- состав бухгалтерии;

- форму бухгалтерского учета;

- уровень автоматизации учета.

Изучая нижеследующие темы на практических материалах исследуемой организации, студент должен рассмотреть:

ТЕМА 2. Бухгалтерский учет денежных средств организации

Порядок ведения кассовых операций и хранения денежных документов.

Документальное оформление движения денежных средств в кассе, в пути и денежных документов.

Ведение кассовой книги и бухгалтерская обработка кассовых отчетов.

Синтетический и аналитический учет наличных денежных средств и денежных документов.

Порядок открытия расчетного и прочих счетов в банке.

Документальное оформление движения денежных средств на расчетном и специальных счетах в банке.

Синтетический и аналитический учет движения денежных средств на расчетном и прочих счетах в банке.

Особенности учета операций по валютному счету.

Бухгалтерская отчетность о движении денежных средств.

Перечень рекомендуемых приложений к данному разделу:

- приходный кассовый ордер;

- расходный кассовый ордер;

- журнал регистрации приходных и расходных документов;

- кассовая книга;

- платежная ведомость;

- заявление на выдачу чековой книжки;

- заявление о бронировании средств;

- журнал-ордер № 1;

- ведомость № 1;

- журнал-ордер № 3;

- акт инвентаризации наличных денежных средств ф. № ИНВ-15;

- отчет о движении денежных средств;

- объявление на взнос наличными;

- заявление на открытие расчетного (валютного) счета;

- платежное поручение;

- платежное требование;

- заявление на открытие аккредитива;

- препроводительная ведомость;

- журнал-ордер № 2;

- ведомость № 2;

- поручение на обязательную продажу валюты;

- заявка на покупку иностранной валюты;

- извещение о зачислении валютной выручки на валютный счет;

- контракт на поставку товаров;

- счет-фактура;

- товарно-транспортная накладная.

Наши рекомендации