Гражданско-правовые проблемы несостоятельности

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

ПОНЯТИЕ КОНКУРСНОГО ПРАВА. КРИТЕРИИ И ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА.

1. Понятие конкурсного права и его источники

2. Понятие несостоятельность и банкротство. Их соотношение.

3. Критерии несостоятельности

4. Признаки банкротства: понятие и характеристика

Вопрос.

Под конкурсным правом в объективном смысле принято понимать обособленную совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие между должником, его кредиторами, а так же 3ми лицами, в связи с неисполнением должником в полном объеме требований кредиторов, а так же основания и порядок признания должника несостоятельным, порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, порядок проведения специальных процедур, применяемых в отношении должника для восстановления его платежеспособности и (или) удовлетворения требований кредитора.

Проф. Шершеневич считал, что конкурсное право является комплексной отраслью, включающей в себя как материально-правовые, так и процессуальные нормы. В настоящее время эта тенденция сохраняется, поскольку действующее законодательство регламентирует не только материально-правовые отношения с участием несостоятельного должника, но так же и особую процедуру рассмотрения дел о банкротстве судами.

В России первым полноценным актом, регулирующим вопросы, связные с банкротством считается Банкротский Устав 1740 года, после которого принимались Устав о банкротах 1800 года, Устав о торговой несостоятельности 1832 года. В период с 1917 по 1922 год институт банкротства в законодательстве России отсутствовал. В ГК РСФСР 1922 года были включены отдельные статьи, регламентирующие несостоятельность гражданских и торговых товариществ. Это было обусловлено политикой НЭПа, возвратившей определенные институты рыночной экономики. В последствие данные положения утратили и до 1992 года институт банкротства так же был исключен из действовавшего в то время законодательства. В 1992 году был принят Закон РФ «о несостоятельности (банкротстве) организаций». Практика применения этого акта показала большое количество существовавших в нем пробелов. Кроме того, использованный в нем критерий неоплатности, применяемый для признания должника банкротом, оказался неэффективным. Поэтому в 1998 году был принят ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Этот акт более детально регламентировал как порядок рассмотрения дел о банкротстве, так и порядок проведения специальных процедур, применяемых в отношении несостоятельного должника. В нем так же был изменен критерий признания должника банкротом, а проведения процедур банкротства предполагалось поручать не органам управления должника, а специальным субъектам – арбитражным управляющим (за исключением процедуры наблюдения). В законе были выделены специальные нормы, регулирующие проведение процедур банкротства в отношении отдельных категорий юридических лиц.

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим вопросы несостоятельности, является ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года. Данный акт регламентирует как материально-правовые, так и процессуальные вопросы, имеющие отношение к несостоятельности. Процедуру рассмотрения судами дел о банкротстве регулирует так же АПК РФ. Существует ряд специальных нормативных актов, регулирующие вопросы банкротства отдельных категорий должников: ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» 1999 год, ФЗ «Об особенностях несостоятельности субъектов естественных монополий ТЭК» 1999 год. Принято большое количество подзаконных нормативных актов, регулирующих вопросы банкротства на уровне указов президента и постановлений правительства.

Вопрос.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная судом или самим должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Во всех нормативных актах, включая УК РФ, КоАП РФ данные термины используются как синонимы. Однако, в науке предлагается разграничивать данные категории по разным основаниям. Под банкротством предлагается понимать уголовно наказуемое деяние, а под несостоятельностью невозможность должника исполнить свои обязательства. Такой подход использован в большинстве стран Европы.

Термины несостоятельность и банкротство предлагается так же разграничивать, используя критерий неоплатность, не имеющий отношение к уголовному праву. Соответственно, под несостоятельностью понимается ситуация, когда должник не может исполнить свои обязательства перед кредиторами надлежащим образом, а банкротство предполагает ситуацию, когда должник не в состоянии полностью удовлетворить требования кредиторов, поскольку для этого не хватает стоимости его имущества.

Вопрос.

Под критериями банкротства принято понимать правовые конструкции (модели), используемые в законодательстве в качестве оснований для признания должника банкротом. Таких критериев 2:

- критерий абсолютной несостоятельности (неоплатности) – предполагает признание должника банкротом в случае неудовлетворительной структуры его баланса или превышение объема его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

- критерий относительной неплатежеспособности (предполагает возможность возбуждения в отношении должника дела о его банкротстве при наличии совокупности формальных признаков, которые установлены законом, таких как: размер долга, время просрочки и тд.).

В действующем законе 2002 года критерий неоплатности используется только в отношении физических лиц, не являющихся ИП. В отношении других субъектов используется критерий относительной неплатежеспособности.

Вопрос.

Закон 2002 года так же как и закон 1998 года делит участников рассмотрения дела на 2 группы:

1. Лица, участвующие в деле о банкротстве

2. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве

Отличие заключается в том, что субъекты, относящиеся к первой группе, имеют как материальные, так и процессуальные права и обязанности, поскольку задействованы не только в рамках процедуры рассмотрения дела судом, но также и в рамках специальных процедур, применяемых в отношении должника. Субъекты, относящиеся ко 2 группе, имеют только процессуальные права и обязанности.

Закон 2002 года дает исчерпывающий перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве:

- должник, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, арбитражный управляющий, органы государственной власти и местного самоуправления по месту нахождения должника (в случаях, предусмотренных законом), а так же лицо, предоставившее обеспечение для проведения процедур финансового оздоровления. (Эта категория лиц – это новый вид субъектов, в старом законе не было, так как процедура оздоровления появилась только в законе 2002 года).

Закон 2002 года так же как закон 1998 года не содержит исчерпывающего перечня лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о несостоятельности и перечисляет их примерно. К этой группе могут быть отнесены:

- представители работников должника, его учредителей, представителей собраний кредиторов и комитетов кредиторов, представители собственника имущества должника. Общая черта этих лиц – они участвуют только в арбитражном процессе и не имеют каких либо материальных прав и обязанностей.

Вопрос. Должник

Под должником понимается субъект, оказавшийся неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение установленного законом срока.

В силу прямого указания закона отдельные категории юридических лиц не могут быть признаны несостоятельными. К таковым относят: казенное предприятие, государственные учреждения, политические партии, религиозные организации, а так же публично-правовые образования.

Существуют особенности в возможности признания банкротом государственных корпораций и фондов.

По общему правилу фонд может быть признан банкротом. Исключения составляют случаи, прямо предусмотренные законом, регулирующим создание и деятельность фонда соответствующего виды.

Государственная корпорация по общему правилу не может быть признана банкротом. Исключения составляют случаи, прямо указанные в законе о создании соответствующей корпорации.

Закон 2002 года допускает возможность признания банкротами физических лиц, не являющихся ИП. Однако, данные положения закона не вступили в силу, поскольку для этого необходимо внесение изменений в комплекс других нормативных актов (ГК, ГПК, АПК и др.).

Граждане, являющиеся ИП, могут признаваться несостоятельными, однако, с учетом специфики, отраженной в главе 10 закона 2002 года.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

1. Подведомственность и подсудность дел о банкротстве

2. Условия возбуждения дела

3. Заявление о признание должника банкротом

Вопрос.

Дела о банкротстве рассматриваются только арбитражными судами, независимо от субъектного состава участников. По первой инстанции дело рассматривается арбитражным судом субъекта РФ по месту нахождения должника. Дело о банкротстве рассматривается коллегиально в составе 3х профессиональных судей, за исключением случаев, прямо указанных в законе, дело рассматривается без участия арбитражных заседателей.

Высказывается точка зрения, что дела о банкротстве не могут быть отнесены не к одному из классических видов процессов, поскольку с одной стороны устанавливается факт банкротства, с другой стороны осуществляется комплекс материальных и процессуальных действий, влекущих имущественных последствий. Дело о банкротстве рассматривается по правилам, установленным законом о банкротстве. При отсутствии специальных указаний используется глава 28 АПК РФ, регулирующая рассмотрения дела о банкротстве. А при отсутствии их применяются общие правила, установленные АПК РФ.

Вопрос. Самостоятельно.

Вопрос. Порядок и сроки

Первое судебное заседание по делу о банкротстве, как правило, посвящено проверки обоснованности требований заявителя. Оно проводится не ранее, чем через 15 дней, но и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления к производству.

Должник, получивший определение о возбуждении в отношении него дела, вправе представить отзыв на заявление (в 10дневный срок). Этот срок не является пресекательным, нет никаких правовых последствий пропуска срока. Представление отзыва является правом, а не обязанностью должника и его отсутствие не препятствует проведению первого судебного заседания.

Целью первого судебного заседания является выяснение вопросов о том, действительно ли имеют место (существуют) требования заявителя к должнику, а так же вопрос о том, имелись ли условия для возбуждения дела на дату подачи заявления.

Возможно возникновение ситуации, когда после подачи первого заявления о банкротстве, в суд подается еще одно или несколько заявлений до даты проведения первого судебного заседания. В такой ситуации заявления, поданные позднее, рассматриваются в отдельном судебном заседании на предмет их обоснованности, если первое заявление по итогам проведенного заседания признано необоснованным. Судебное заседание по проверки обоснованности последующих заявлений должно проводится в срок, не превышающий 15 дней, с даты проведения первого заседания по проверки обоснованности первого заявления.

Если по итогам первого судебного заседания по проверки обоснованности первого заявления требования лица о возбуждения в отношении должника дела о банкротстве, признаны обоснованными, то последующие заявления рассматриваются в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве.

По результатам первого судебного заседания суд выносит одно из определений:

- о признании требований заявителя обоснованными и введение в отношении должника процедуры наблюдения

- об отказе в введении процедуры наблюдения, если требования заявителя признаны необоснованными либо отсутствует одно или несколько условий для возбуждения дела, но в суд поданы заявления от других лиц, в отношении банкротства того же должника и такие заявления не рассмотрены

- об отказе во введении наблюдения и прекращении производства по делу (если заявление признанно необоснованно и отсутствует заявления других лиц о банкротстве должника). Надо что бы задолженность была полностью погашена.

Вопрос.

Роль арбитражного суда при управлении процессом банкротства двоякая. Отмечается, что с одной стороны арбитражный суд обладает полномочиями организационного характера, поскольку имеет возможность оказывать влияние на материально - правовые отношения, складывающиеся с участием должника и других лиц, участвующих в деле (в частности, именно на основании актов, принимаемых судом, в отношении должника вводится та или иная процедура банкротства). Кроме этого, арбитражный суд обладает полномочиями контрольного характера, поскольку он вправе оценивать правомерность действий отдельных участников дела о банкротстве и разрешать противоречия и споры, возникающие между лицами, участвующими в деле.

ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ

1. Общая характеристика процедуры наблюдения

2. Последствия введения процедуры наблюдения

3. Временный управляющий. Анализ финансового состояния должника.

4. Установление размера требований кредиторов

5. Созыв и проведение первого собрания кредиторов. Окончание наблюдения.

ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

1. Общая характеристика внешнего управления. Порядок и последствия введения ВУ. Мораторий.

2. Внешний управляющий, его права и обязанности.

3. План ВУ. Меры по восстановление платежеспособности.

4. Прекращение и окончание внешнего управления.

Вопрос.

ВУ представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику, с целью восстановления его платежеспособности при помощи применения специальных способов, предусмотренных законом и планом внешнего управления. ВУ не является новой процедурой закона 2002 года, возможность его применения предусматривалась так же и законами 1992 и 1998 годов.

По общему правилу ВУ вводится на основании определения арбитражного суда, принимаемого в соответствии с решением, принятом на собрании кредиторов. Однако, в исключительных случаях ВУ может быть введено вопреки воли кредиторов (см. вопрос окончание наблюдения).

ВУ может следовать после процедуры наблюдения или финансового оздоровления и предшествовать конкурсному производству. ВУ вводится на срок 18 месяцев. Данный срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев.

Определение о введении процедуры вступает в силу немедленно, но может быть обжаловано. С даты введения процедуры наступают последствия:

1. Прекращаются полномочия руководителя должника, они переходят к внешнему управляющему.

2. Прекращаются полномочия других органов управления должника, за исключением прямо указанных в законе. Например, по увеличению уставного капитала, замещение активов должника, дополнительные эмиссии акция, одобрение крупных сделок.

3. Отменяются ранее принятые обеспечительные меры, снимаются все аресты и ограничения, а новые могут быть наложены только в рамках дела о банкротстве.

4. Вводится мораторий на удовлетворение должником требований по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением случаев, предусмотренных законом. Мораторий распространяется на требования, срок исполнения которых наступил на дату введения процедуры. В рамках моратория приостанавливаются все исполнительные производства по денежным требованиям, за исключением производств по требованиям первой и второй очередей.

5. На сумму основного дола не начисляются финансовые санкции (только % в размере ставки рефинансирования). Проценты начисляются с даты введения процедуры и до момента вынесения определения суда о начале расчетов с кредиторами соответствующей очереди либо до удовлетворения требований должником или третьим лицом или до принятия решения о признании должника банкротом или до прекращения производства по делу. Размер процентов не учитывается при определении количества голосов, принадлежащих кредитору при голосовании на собрании кредиторов.

…….

либо в случае удовлетворения жалобы лица на неправомерные действия управляющего. Об освобождении или отстранении управляющего суд выносит соответствующее определение.

Вопрос.

В течение 1 месяца с даты введения процедуры управляющий обязан разработать план ВУ и представить его собранию кредиторов для утверждения. План должен соответствовать закону, содержать конкретные меры по восстановлению платежеспособности, сроки их реализации, а так же обоснования необходимости их использования.

По итогам рассмотрения плана собрание кредиторов может принять одно из следующих решений:

1. Об утверждении плана

2. Об отклонении плана и обращении к суду с ходатайством о введении конкурсного производства

3. Об отклонении плана и возвращении его управляющему для доработки

4. Об отклонении плана и отстранении управляющего.

В случае утверждении управляющий направляет план в суд для его утверждения определением суда. При необходимости в план могут быть внесены изменения в порядке, аналогичном его принятию. План может быть признан недействительным полностью или в части по требованию заинтересованного лица при несоответствии плана закону.

Планом могут быть предусмотрены как общие, так и специальные меры по восстановлению платежеспособности. К специальным мерам по восстановлению платежеспособности можно отнести:

1. Продажа части имущества должника (в данном случае имеется в виду продажа имущества, которое осуществляется не в рамках обычной хозяйственной деятельности; кроме того данная мера подразумевает продажу оборотоспособного имущества стоимостью более 100 тысяч рублей). Реализация имущества осуществляется путем проведения торгов.

2. Уступка прав требования должника. Продажа прав требований должника производится с соблюдением правил, предусмотренных для продажи имущества. При этом условия цессии обязательно должны включать в себя

– полную оплату в течение 15 дней с даты заключения договора

- переход права требования к покупателю только после полной оплаты

3. Исполнение обязательств должника его учредителями, собственником имущества или третьим лицом. Такое исполнение возможно 2 способами:

- путем предоставления денежных средств должнику

- удовлетворения требований непосредственно заинтересованным лицом

Заинтересованное лицо обязано уведомить о своем намерении управляющего должника и кредитора и преступить к погашению задолженности в соответствии с установленной очередностью и сведениями реестра в течение 7 дней. Задолженность должна быть погашено полностью в течении 1 месяца.

3. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника. Такая мера может быть включена в план только при наличии ходатайства органа управления должника, уполномоченного принимать решения о дополнительной эмиссии. Акции размещаются по закрытой подписке в срок, не превышающий 3 месяца. После чего отчет об итогах эмиссии должен быть зарегистрирован в течение 7 дней. Обязательным является условие об оплате акций только деньгами.

4. Продажа предприятий должника. Состав предприятия определяется в соответствии со статьей 132 ГК РФ с одной особенностью – в него не включаются долги. Такая мера может быть включена в план только с согласия органа должника, уполномоченного на одобрение крупных сделок. По общему правилу продажа осуществляется на открытых торгах в форме аукциона.

5. Замещение активов должника. Она предполагает внесение имущества должника в качестве вклада в уставный капитал одного или нескольких вновь создаваемых акционерных обществ с последующей реализацией на открытых торгах их акций и погашение задолженности за счет средств, вырученных от продажи акций. Такая мера может быть включена в план с согласия уполномоченного органа должника и при условии, что за ее использование проголосовали все кредиторы, требования которых обеспечены залогом.

Перечень данных мер не является исчерпывающим.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

ПОНЯТИЕ КОНКУРСНОГО ПРАВА. КРИТЕРИИ И ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА.

1. Понятие конкурсного права и его источники

2. Понятие несостоятельность и банкротство. Их соотношение.

3. Критерии несостоятельности

4. Признаки банкротства: понятие и характеристика

Вопрос.

Под конкурсным правом в объективном смысле принято понимать обособленную совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие между должником, его кредиторами, а так же 3ми лицами, в связи с неисполнением должником в полном объеме требований кредиторов, а так же основания и порядок признания должника несостоятельным, порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, порядок проведения специальных процедур, применяемых в отношении должника для восстановления его платежеспособности и (или) удовлетворения требований кредитора.

Проф. Шершеневич считал, что конкурсное право является комплексной отраслью, включающей в себя как материально-правовые, так и процессуальные нормы. В настоящее время эта тенденция сохраняется, поскольку действующее законодательство регламентирует не только материально-правовые отношения с участием несостоятельного должника, но так же и особую процедуру рассмотрения дел о банкротстве судами.

В России первым полноценным актом, регулирующим вопросы, связные с банкротством считается Банкротский Устав 1740 года, после которого принимались Устав о банкротах 1800 года, Устав о торговой несостоятельности 1832 года. В период с 1917 по 1922 год институт банкротства в законодательстве России отсутствовал. В ГК РСФСР 1922 года были включены отдельные статьи, регламентирующие несостоятельность гражданских и торговых товариществ. Это было обусловлено политикой НЭПа, возвратившей определенные институты рыночной экономики. В последствие данные положения утратили и до 1992 года институт банкротства так же был исключен из действовавшего в то время законодательства. В 1992 году был принят Закон РФ «о несостоятельности (банкротстве) организаций». Практика применения этого акта показала большое количество существовавших в нем пробелов. Кроме того, использованный в нем критерий неоплатности, применяемый для признания должника банкротом, оказался неэффективным. Поэтому в 1998 году был принят ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Этот акт более детально регламентировал как порядок рассмотрения дел о банкротстве, так и порядок проведения специальных процедур, применяемых в отношении несостоятельного должника. В нем так же был изменен критерий признания должника банкротом, а проведения процедур банкротства предполагалось поручать не органам управления должника, а специальным субъектам – арбитражным управляющим (за исключением процедуры наблюдения). В законе были выделены специальные нормы, регулирующие проведение процедур банкротства в отношении отдельных категорий юридических лиц.

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим вопросы несостоятельности, является ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года. Данный акт регламентирует как материально-правовые, так и процессуальные вопросы, имеющие отношение к несостоятельности. Процедуру рассмотрения судами дел о банкротстве регулирует так же АПК РФ. Существует ряд специальных нормативных актов, регулирующие вопросы банкротства отдельных категорий должников: ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» 1999 год, ФЗ «Об особенностях несостоятельности субъектов естественных монополий ТЭК» 1999 год. Принято большое количество подзаконных нормативных актов, регулирующих вопросы банкротства на уровне указов президента и постановлений правительства.

Вопрос.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная судом или самим должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Во всех нормативных актах, включая УК РФ, КоАП РФ данные термины используются как синонимы. Однако, в науке предлагается разграничивать данные категории по разным основаниям. Под банкротством предлагается понимать уголовно наказуемое деяние, а под несостоятельностью невозможность должника исполнить свои обязательства. Такой подход использован в большинстве стран Европы.

Термины несостоятельность и банкротство предлагается так же разграничивать, используя критерий неоплатность, не имеющий отношение к уголовному праву. Соответственно, под несостоятельностью понимается ситуация, когда должник не может исполнить свои обязательства перед кредиторами надлежащим образом, а банкротство предполагает ситуацию, когда должник не в состоянии полностью удовлетворить требования кредиторов, поскольку для этого не хватает стоимости его имущества.

Вопрос.

Под критериями банкротства принято понимать правовые конструкции (модели), используемые в законодательстве в качестве оснований для признания должника банкротом. Таких критериев 2:

- критерий абсолютной несостоятельности (неоплатности) – предполагает признание должника банкротом в случае неудовлетворительной структуры его баланса или превышение объема его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

- критерий относительной неплатежеспособности (предполагает возможность возбуждения в отношении должника дела о его банкротстве при наличии совокупности формальных признаков, которые установлены законом, таких как: размер долга, время просрочки и тд.).

В действующем законе 2002 года критерий неоплатности используется только в отношении физических лиц, не являющихся ИП. В отношении других субъектов используется критерий относительной неплатежеспособности.

Наши рекомендации