Система управления внешнеэкономической деятельностью организации
Предпосылкой успешной деятельности хозяйствующего субъекта является хорошо продуманная функциональная структура и рациональная система управления, а эффективность управления, в свою очередь, зависит от выбора организационной структуры. Организационная структура представляет собой сравнительно устойчивые связи, существующие между элементами организации, на основе которых реализуется процесс управления фирмой.
Эффективность управленческого процесса в значительной мере определяется рациональным распределением полномочий в принятии решений между различными уровнями управления. В целом организационная система управления должна обеспечивать маневренность производства, необходимость которой обусловливается изменениями уровня спроса или действиями конкурентов, снижением цен, падением роли фирмы на рынке и т. п.
Управление внешнеэкономической деятельностью организации — это воздействие на процессы подготовки и реализации внешнеэкономических операций, ориентированное на получение прибыли, повышение рентабельности. Сущность управления проявляется в его функциях, выражающих направление или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе управления:
• планирование внешнеэкономической деятельности, предполагающее разработку плана производства и реализации экспортной продукции, валютных потоков (доходов и расходов), НИОКР;
• организация внешнеэкономической деятельности, заключающаяся в выборе оптимальной организационной структуры управления;
• координация (регулирование) — корректирующее целенаправленное воздействие на специалистов, осуществляющих отдельные операции по реализации внешнеэкономической деятельности;
• стимулирование (активизация) — материальное и моральное поощрение работников, их мотивация;
• контроль — систематическое наблюдение (мониторинг) за деятельностью специалистов, сопоставление плановых и реальных результатов внешнеэкономической деятельности.
При организации управления внешнеэкономической деятельностью организации должны соблюдать следующие принципы:
• самостоятельность в принятии решений;
• сочетание прав, обязанностей и ответственности;
• учет национальных экономических интересов;
• свобода выбора партнера по внешнеэкономической деятельности;
• обеспечение эффективности внешнеэкономической деятельности.
На производственном предприятии выбор формы организации службы внешнеэкономической деятельности определяется:
• видом хозяйственной деятельности (промышленная, аграрная, торговая и др.);
• мотивами и потребностями, побуждающими к участию в международном разделении труда (экспорт, импорт, привлечение иностранных инвестиций, участие в международной кооперации и др.);
• степенью интернационализации производственной деятельности (уже участвуют или только намерены включиться в международные операции, количество и характер уже освоенных внешних рынков);
• методами реализации продукции фирмы (самостоятельные экспортные операции или через посредников);
• масштабом организации и объемом его фактического и потенциального экспорта, что определяет количественные параметры службы управления внешнеэкономической деятельностью;
• характером внешнеэкономических операций (осуществляемых на постоянной основе, или периодических, или время от времени).
От этих факторов зависит форма организации управления внешнеэкономической деятельностью. В практике российских предприятий на современном этапе наиболее распространены отделы внешнеэкономической деятельности, департаменты внешнеэкономической деятельности и внешнеторговые фирмы. Общим для всех этих форм выступают их функциональная направленность и решаемые задачи. Если на предприятии планируется осуществить единичные внешнеторговые операции с разовой или периодической доставкой, то достаточно привлечь к работе одного специалиста. Отдел внешнеэкономической деятельности создается в структуре управления предприятием при постоянном характере экспортных и других внешнеэкономических операций, нацеленности на их расширение.
Кроме того, организация управления внешнеэкономической деятельности предприятия осуществляется при помощи национальных специализированных и государственных посредников или услуг иностранных посредников. В целом выбор в пользу той или иной организационной структуры управления внешнеэкономической деятельностью и ее эффективность определяются степенью ее приспособления и адаптации к изменяющимся условиям среды.
Основная функция организации управления внешнеэкономической деятельностью — углубление торговых отношений с иностранными партнерами. В соответствии с этими задачами формы организации управления внешнеэкономической деятельностью сводятся:
• к планированию, организации и непосредственному осуществлению внешнеэкономических сделок в рамках утвержденной номенклатуры;
• наращиванию объемов экспорта, совершенствованию его товарной и региональной структуры;
• повышению эффективности импортных закупок в соответствии со стратегией развития предприятия;
• повышению конкурентоспособности продукции за рубежом, содействию улучшению ее качества за счет сбора и анализа рекламаций и отзывов клиентов, доведению соответствующей информации до разработчиков и производителей продукции;
• изучению и анализу конъюнктуры мирового рынка соответствующей продукции, разработке предложений по совершенствованию внешнеэкономических операций;
• систематическому изучению деятельности важнейших отечественных и зарубежных конкурентов, анализу их сильных и слабых сторон;
• налаживанию научно-технического и производственно-инвестиционного сотрудничества с фирмами зарубежных стран;
• организации послепродажного сервиса за рубежом;
• постоянному совершенствованию системы управления внешнеэкономической деятельностью на предприятиях;
• участию во внешнеторговом ценообразовании, разработке ценовой стратегии и политики предприятия;
• контролю за выполнением обязательств по заключенным контрактам: за организацией отгрузки, страхования, таможенной очистки и транспортировки товаров, платежно-расчетными операциями, анализ рекламаций;
• анализу эффективности внешнеэкономических операций;
• организации и участию в проведении переговоров с зарубежными партнерами;
• подготовке предложений по рекламным акциям, по участию в международных выставках, ярмарках.
Таким образом, эффективность внешнеэкономической деятельности зависит от обеспечения четко отлаженной системы взаимодействия во внутрифирменной структуре предприятия, осуществляющей реализацию внешнеэкономических операций, обладающей высокой адаптивностью к влиянию внешней среды.
Содержание, цель и задачи бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности
Бухгалтерский учет, являясь составной частью системы управления внешнеэкономической деятельности организаций, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации, выраженных в иностранной валюте путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций. Предмет бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности — хозяйственно-финансовые сделки экономических субъектов при выполнении контрактов с резидентами и нерезидентами.
Основные задачи бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности:
• формирование полной и достоверной информации о валютных и внешнеторговых операциях, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, работникам и их представителям), а также внешним ее пользователям (инвесторам, кредиторам и др.);
• формирование информации для составления и заключения внешнеторговых контрактов и соглашений с учетом особенностей условий поставки системы Инкотермс (определения момента перехода права собственности на товар, риска случайной гибели, распределения транспортных и других расходов на доставку товара, определение формы расчетов и валюты платежей);
• обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для валютного, таможенного и налогового контроля соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией внешнеэкономической деятельности;
• реформирование методологических и методических основ учета и отчетности внешнеторговых операций в соответствии с принципами Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО);
• документальное оформление валютных операций (текущих операций, операций по движению капитала, валютных кредитов и займов, прочих валютных операций с нерезидентами) и др.
Порядок организации и ведения бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности, составления и представления бухгалтерской отчетности отвечают общепринятым требованиям, установленным Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Во внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие этапы организации бухгалтерского учета:
• определение порядка организации бухгалтерского учета валютных и внешнеторговых операций;
• выбор форм бухгалтерского учета;
• определение порядка документирования операций, т. е. организации первичного учета при осуществлении таможенных процедур по экспорту и импорту товаров, расчетах с иностранными контрагентами, налогообложении внешнеторговых операций;
• определение правил бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, выраженных в иностранной валюте;
• разработка и утверждение положения об учетной политике организации и ее рабочего плана счетов;
• определение правил инвентаризации активов и пассивов в иностранной валюте;
• определение порядка составления и представления бухгалтерской отчетности.
В зависимости от масштабов и объема осуществляемых операций, организации либо осуществляют только внешнеэкономическую деятельность, либо она является одним из видов деятельности. Такое положение является немаловажным фактором для организации бухгалтерского учета.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» за организацию бухгалтерского учета, в том числе внешнеторговых и валютных операций, отвечает руководитель организации и в зависимости от объема учетной работы может:
• возложить ведение учета операций во внешнеэкономической деятельности на бухгалтерскую службу как структурное подразделение организации, возглавляемое главным бухгалтером;
• создать специальный отдел по ведению учета внешнеэкономической деятельности;
• возложить ведение учета на отдельного бухгалтера, находящегося в штате организации;
• вести учет лично.
Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, имеющими отношение к учету внешнеэкономической деятельности, требований главного бухгалтера в части оформления и представления для учета необходимых документов. Он может определить своего заместителя в качестве лица, отвечающего за организацию бухгалтерского учета.
Руководитель или лицо, отвечающее за организацию бухгалтерского учета, обязаны утвердить приказом (распоряжением): положение об учетной политике организации, содержание которой определяет способы и методы бухгалтерского учета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте; рабочий план счетов бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности; формы документов, не предусмотренные типовой учетной системой первичной документации; график проведения инвентаризаций; правила документооборота и технологии обработки учетной информации с учетом таможенных режимов и процедур по экспортно-импортным поставкам; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности.
Главный бухгалтер несет ответственность:
• за формирование учетной политики операций внешнеэкономической деятельности;
• правильное ведение бухгалтерского учета валютных и экспортно-импортных операций;
• своевременное представление в установленные адреса и сроки оперативной и аналитической информации для осуществления валютного, таможенного и налогового контроля;
• своевременное представление бухгалтерской отчетности.
В обязанности главного бухгалтера также входит создание системы первичного учета в организации в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету внешнеэкономической деятельности. Данная система должна определять порядок и сроки движения первичных учетных документов в организации и сдачи их в бухгалтерию согласно утвержденному графику.
Для ведения бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности организация может применять любую из принятых форм бухгалтерского учета: журнально-ордерную, упрощенную форму бухгалтерского учета, автоматизированную и т. д.
Все хозяйственные операции должны подтверждаться оправдательными документами — первичными учетными документами. Как правило, порядок движения первичных учетных документов и их формы определяются главным бухгалтером организации, требования которого по их ведению являются обязательными для всех работников. При организации системы применения и учета данных первичных учетных документов необходимо иметь в виду следующее:
• документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации (утверждаются Госкомстатом России);
• документы разрабатываются и утверждаются организацией самостоятельно, если они отсутствуют в указанных альбомах;
• документы должны содержать реквизиты, отдельные из которых являются обязательными. К последним относятся: наименование документа; код формы; дата составления; наименование организации; содержание операции; измерители операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки;
• документы составляются в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по ее окончании;
• порядок движения документов должен быть утвержден внутренним актом о документообороте.
Документирование всех хозяйственных операций составляет основу первичного (аналитического) учета организации, данные которого обобщаются в регистрах бухгалтерского учета.