Вопрос 5. Особенности организации и проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов

Инвентаризация, в практической деятельности правоохранительных органов, как одна из форм фактического финансового контроля, является одним из наиболее действенных способов собирания и закрепления фактических данных, могущих стать доказательством по уголовному делу.

Инвентаризации по требованию правоохранительных органов проводятся в случаях:

а). заявления материально-ответственных лиц, проходящих по делу, о порочности ранее проведенной инвентаризации;

б). необходимость иметь данные о состоянии, ценностей находившихся на ответственном хранении у материально-ответственных лиц;

в). когда материалы ранее проведенной инвентаризации и полноценность приложенных к ним документов вызывают сомнения у следственных органов и суда.

Действительное положение о хранении материальных ценностей и успех при проведении инвентаризации будет лишь при условии тщательной подготовки к проведению инвентаризации. При подготовке к проведению инвентаризации необходимо:

- оценить имеющуюся информацию;

- изучить финансово-хозяйственную деятельность проверяемого предприятия;

- предусмотреть внезапность проведения инвентаризации;

- организовать рабочую группу, члены которой примут участие в контроле за действиями инвентаризационной комиссии и материально-ответственных лиц.

Прибыв на объект проверки, работник правоохранительных органов начинает подготовительные действия сразу же в нескольких направлениях:

1. обеспечивает прекращение всех кассовых операций (если на проверяемом объекте имеется касса). При этом касса до начала снятия фактических остатков закрывается на ключ, который остается у кассира и опечатывается пломбиром работника правоохранительных органов.

2. принимает меры к прекращению дальнейшего отпуска и приема материальных ценностей.

3. изымает в присутствии материально-ответственного лица все находящиеся в предприятии приходно-расходные бухгалтерские документы. При этом для избегания фактов исчезновения документов, либо появления фиктивных вновь вписанных документов, работник правоохранительных органов проставляет на каждом документе свою роспись. Кроме того, работник правоохранительных органов принимает меры к обнаружению документов неофициального учета, которые могут, находится в сейфе, рабочем столе и т.п. в этих документах, наряду с данными о выдаче товарно-материальных ценностей со склада в отдел, сдаче и получении выручки и т.п. зачастую учитывается количество товара, денежных средств похищенных или добытых путем различного рода злоупотреблений. Лично предупреждает материально-ответственных лиц о том, что в процессе проведения, и после окончания инвентаризации от него не будут приниматься никакие документы. В подтверждение этого у материально-ответственных лиц отбирается расписка.

4. перекрывает все выходы, и входы в помещение, где будет проводиться инвентаризация. При этом все места хранения ценностей закрываются на ключ и опечатываются контрольным пломбиром работника правоохранительных органов присутствии материально-ответственного лица. Ключ остается у материально-ответственного лица, а контрольный пломбир у работника правоохранительных органов.

5. вместе с материально-ответственным лицом проверяются состояние весоизмерительных приборов (весы, гири, метры и др.) и кассовых аппаратов.

После проведения подготовительных мероприятий руководителю проверяемой организации вручается, либо письмо-требование, либо постановление о назначении инвентаризации.

При проведении инвентаризации работник правоохранительных органов должен присутствовать при осуществлении всех контрольных действий и следить за соблюдением правил проведения инвентаризации. Оперативный работник и следователь не входят в состав инвентаризационной комиссии и не подписывает инвентаризационные описи, сличительные ведомости и другие документы инвентаризационной проверки.

Во время проведения инвентаризации работнику правоохранительных органов необходимо быть внимательным, бдительным и корректным, чтобы не допустить фактов провоцирования со стороны членов комиссии и материально-ответственных лиц, могущих привести к срыву проведения инвентаризации. Проведение инвентаризации обычно начинается с проверки кассы, где проверяется фактическое наличие денег, ценных бумаг, чековых книжек, документов строгой отчетности и других ценностей, находящихся в кассе. Если деньги находятся в банковских упаковках, то банковские упаковки вскрываются и деньги пересчитываются покупюрно. При подсчете фактического наличия денег в кассе принимаются к учету лишь денежные знаки и лотерейные билеты. Никакие документы, а тем более расписки в остаток наличности кассы не включаются. Перед снятием кассовой наличности кассир обязан составить последний кассовый отчет на момент инвентаризации и передать его членам инвентаризационной комиссии. Инвентаризация кассы оформляется актом. После снятия кассовой наличности комиссия осуществляет фактическое снятие материальных ценностей и занесение их в инвентаризационную опись. Работник правоохранительных органов должен проследить, чтобы инвентаризационную описывали не только члены инвентаризационной комиссии, но и материально-ответственное лицо. Для предотвращения возможных последующих дописок количества товара в инвентаризационной описи работник правоохранительных органов обязан проконтролировать, чтобы на каждой странице было прописью заполнено количество порядковых номеров на странице и количество товара числящегося по графе «фактически оказалось». На всех экземплярах инвентаризационной описи работник правоохранительных органов, когда есть опасность подмены этих документов, может проставить дату, подпись и сделать надпись «смотрел». Кроме этого работнику правоохранительных органов рекомендуется вести свой экземпляр инвентаризационной описи.

Все страницы инвентаризационной описи, которые ведут члены комиссии и материально-ответственное лицо, должны быть пронумерованы и подписаны всеми членами комиссии. Если инвентаризацию невозможно закончить в один рабочий день, то незаконченные инвентаризационные описи должны быть помещены в металлический ящик или сейф, который закрывается на ключ и опечатывается. Перед уходом из помещения, где проводится инвентаризация необходимо вместе с членами комиссии проверить, чтобы в нем никто не остался. Из помещения присутствующие выходят все вместе. Помещение закрывается, пломбируется или опечатывается. Причем ключ должен находиться у материально-ответственного за ценности лица, а пломбир (печать) у председателя инвентаризационной комиссии. Работник правоохранительных органов может дополнительно опечатать двери личной печатью. Аналогичным образом поступают при перерывах на обед. Если имеется опасность вскрытия помещения, где проводится инвентаризация, необходимо обеспечить охрану.

После снятия фактических остатков товарно-материальных ценностей и занесение их в инвентаризационную опись, для окончательных суммовых результатов они передаются в бухгалтерию предприятия. В этой ситуации во избежание фальсификации, один экземпляр описи работник правоохранительных органов может взять и хранить у себя, до проведения таких подсчетов. Затем, после необходимой сверки, заменить его на подсчитанный бухгалтерией экземпляр. В некоторых случаях работнику правоохранительных органов рекомендуется присутствовать при выявлении результатов инвентаризации. В ходе проведения инвентаризации, при выявлении любого рода нарушений, необходимо сразу же по факту такого нарушения отбирать у материально-ответственного лица пробное объяснение. Такая практика себя вполне оправдывает, так как преступник, не будучи подготовленным, к ответу, нередко называет действительные причины выявленных злоупотреблений.

Заключение

Таким образом, инвентаризация является одним из условий правильного ведения бухгалтерского учета. Она способствует реализации охранительной функции бухгалтерского учета. Нарушение порядка проведения инвентаризации в ряде случаев может рассматриваться как условия, способствовавшие совершению преступления. Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами, в котором перечисляются проинвентаризованные счета, указываются суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, дебиторской и кредиторской задолженностей, по которым истекли сроки исковой давности. К акту прилагается справка, составляемая в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета. А при инвентаризации стоимости отгруженных товаров составляются отдельные акты на товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил, и на товары отгруженные, но не оплаченные в срок.

При проведении инвентаризации работник правоохранительных органов должен присутствовать при осуществлении всех контрольных действий и следить за соблюдением правил проведения инвентаризации. Оперативный работник и следователь не входят в состав инвентаризационной комиссии и не подписывает инвентаризационные описи, сличительные ведомости и другие документы инвентаризационной проверки.

После снятия фактических остатков товарно-материальных ценностей и занесение их в инвентаризационную опись, для окончательных суммовых результатов они передаются в бухгалтерию предприятия. В этой ситуации во избежание фальсификации, один экземпляр описи работник правоохранительных органов может взять и хранить у себя, до проведения таких подсчетов. Затем, после необходимой сверки, заменить его на подсчитанный бухгалтерией экземпляр. В некоторых случаях работнику правоохранительных органов рекомендуется присутствовать при выявлении результатов инвентаризации. В ходе проведения инвентаризации, при выявлении любого рода нарушений, необходимо сразу же по факту такого нарушения отбирать у материально-ответственного лица пробное объяснение. Такая практика себя вполне оправдывает, так как преступник, не будучи подготовленным, к ответу, нередко называет действительные причины выявленных злоупотреблений.

Тема 6. СУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Введение

§ 1. Понятие судебно – экономической экспертизы и ее предмет. Классификация судебно – экономических экспертиз.

§ 2. Предмет и метод судебно – бухгалтерской экспертизы. Ее задачи.

§ 3. Судебно – бухгалтерская экспертиза и ее отличие от документальной ревизии, проводимой по инициативе следователя.

§ 4. Компетенция эксперта – бухгалтера. Его права и обязанности.

§ 5. Назначение и производство судебно – бухгалтерской экспертизы на предварительном следствии.

§ 6. Судебно – бухгалтерская экспертиза в суде по уголовным делам.

§ 7. Заключение эксперта – бухгалтера и его оценка следователем и судом.

§ 8. Допрос эксперта – бухгалтера. Дополнительная и повторная судебно – бухгалтерская экспертиза.

§ 9. Роль эксперта – бухгалтера в выявлении обстоятельств, способствующих совершению преступлений.

Заключение

Введение

Судебно-бухгалтерская экспертиза представляет собой деятельность, связанную с исследованием материалов уголовных и гражданских дел с последующей выдачей заключения эксперта – бухгалтера по вопросам, поставленным перед ним органами суда и следствия. Заключение эксперта – бухгалтера является источником доказательств в судебном процессе. Экспертная практика показывает, что проведение судебно‑ бухгалтерских экспертиз способствует наиболее полному и объективному расследованию и разрешению дел названных категорий. Органы следствия и суда в целом обоснованно, своевременно и с соблюдением процессуального законодательства назначают проведение судебно – бухгалтерских экспертиз. Однако нередко они сталкиваются с различного рода трудностями, связанными с определением компетенции бухгалтера – эксперта, формулировкой вопросов, выносимых на их разрешение, подбором и оформлением материалов для экспертного исследования. Вместе с тем у эксперта – бухгалтера часто возникают трудности при определении выбора методических приемов и способов исследования бухгалтерских документов, записей в учетных регистрах и отчетности и так далее.

Целью данной лекции является ознакомление обучающихся с сущностью и правилами назначения и проведения судебно – бухгалтерских экспертиз, основными приемами исследования соответствующих документов, а также правилами оформления результатов экспертной деятельности.

Вопрос 1. Понятие судебно-экономической экспертизы, ее предмет. Классификация судебно-экономических экспертиз.

Понятие судебно-экономической экспертизы.

Для познания сущности судебно-экономической экспертизы необходимо знать характеристику ее свойств и форм проявления.

Во-первых по своей сути судебно-экономическая экспертиза является одной из судебно-экспертных отраслей знания, которой присущи свой предмет, объекты и методы исследования, что образует класс судебно-экономических экспертиз. Отдельные роды экспертиз определились из многообразия отдельных свойств объектов и методов исследования.

Во-вторых по форме использования специальных познаний в уголовном процессе, судебно-экономическая экспертиза имеет некоторые черты сходства и различия с такими самостоятельными направлениями использования специальных познаний, как ревизия или аудит. В связи с этим использование специальных познаний в области бухгалтерского учета и экономики необходимо в целях установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

В-третьих, судебную экспертизу можно определять как процессуальный институт, в котором "судебная экспертиза- это система норм уголовно-процессуального закона, регламентирующая порядок ее проведения и регулирующая правоотношения между участниками уголовного процесса при использовании специальных познаний.

Предмет судебно-экономической экспертизы.

Следствие и суд нуждаются в выяснении фактических обстоятельств предпринимательской деятельности, поскольку это позволило бы всесторонне, полно и объективно осветить деятельность обвиняемого, подозреваемого или подсудимого.

Для судебного эксперта экономиста предмет судебно-экономической экспертизы сводится к выяснению обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности хозяйственных субъектов, соответствующих уголовно-правовой логической модели состава преступления.

Правосудию необходимо знать следующие обстоятельства, соответствующие экономической стороне преступления:

1. своевременные экономические отношения и принципы хозяйствования как объект преступного посягательства;

2. доходы и другие денежные средства, полученные при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, их распределение между собственниками имущества и государством, как предмет преступного посягательства;

3. исполненная воля лица, распоряжающегося доходами и другим имуществом предприятия, направленная на удовлетворение собственных материальных интересов в ущерб интересам других собственников и государства, соответствующая объективной стороне состава преступления;

4. несоблюдение требований государства по организации и контролю за ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности под воздействием собственного материального интереса при пренебрежении интересами других собственников и государства, соответствующее субъективной стороне состава преступления;

5. материальные последствия как ущерб, причиненный собственникам имущества и государству и обусловленный деяниями лица, распоряжающегося доходами и другим имуществом организации.

Предмет судебно-экономической экспертизы определяется предметом доказывания.

Судебно-экономическая экспертиза использует средства экономического анализа исходных данных, содержащихся в других доказательствах.

В судебно-экономической экспертизе исследуется имущественный вред, причиненный сознательно (по прямому умыслу).

С целью выяснения материальных последствий преступления в сфере экономики в судебно-экономической экспертизе выясняются фактические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, от которых зависит уплата налогов государству и выполнение обязательств перед другими субъектами рыночных отношений.

Объем продаж по стоимости состоит из оплаты покупателей, соответствующей затраченным оборотным средствам, прибыли, уплаченных в бюджетную систему косвенных налогов, увеличивающих продажные цены продукции, товаров, работ, услуг.

Оборотные средства- это вложение денежных средств в запасы, затраты и расчеты, а также краткосрочные вложения денежных средств в ценные бумаги или платежные средства (векселя).

Прибыль - (финансовые результаты) - это составная часть результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Предметом судебно-экономической экспертизы по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики являются:

1. объемные показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, сложившееся под влиянием распоряжения собственностью со стороны собственника;

2. факты недостоверного отражения в первичных документах, бухгалтерском учете и отчетности содержания операций и фактических результатов деятельности организации;

3. факты использования средств других собственников и кредиторов на цели, не связанные с деятельностью организации;

4. факты неуплаты налогов вследствие расходование средств, соответствующих неуплаченным налогам, на другие цели деятельности организации.

Предмет судебно-экономической экспертизы по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики.

Судебно-экономическая экспертиза устанавливает недостоверность первичных документов и бухгалтерской отчетности, исходя из реального содержания фактически проведенных хозяйственных операций и фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности. Таким образомможно сказать, что предметом судебно-экономической экспертизы как научной отрасли знания являются закономерности отражения в системе учетно-экономической информации негативных процессов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, которые изучаются для решения задач, возникающих при расследовании преступлений экономической направленности.

Чтобы в полной мере усвоить предмет судебно-экономической экспертизы, а также классификацию судебно-экономических экспертиз необходимо иметь представление об объектах исследования в судебно-экономических экспертизах.

К объектам судебно-экономической экспертизы относятся источники сведений об устанавливаемых фактах, а также носители информации, которые необходимо подвергнуть экспертному исследованию.

1. Учетные бухгалтерские документы (первичные и сводные документы, журналы сдачи и приемки документов на автоматизированный учет) и учетные регистры.

2. Бухгалтерская отчетность.

3. Материалы инвентаризаций и других методов фактического контроля.

4. Планово-экономическая и аналитическая документация (документы отражающие плановые показатели и документы их корректировки, документы отражающие нормы и нормативы материальных и трудовых затрат, документы оперативного учета и отчетности, сметы затрат, обоснования премирования сотрудников предприятия, а также сметы расходования фондов).

5. Устав и все учредительные документы предприятия, а также отраслевые нормативные положения и инструкции учетной политики данного предприятия.

6. Материалы документальных проверок и решения принятые по ним.

7. Сведения из показаний участников уголовного процесса, протоколы следственных действий;

8. Материалы неофициального учета, полученные с соблюдением уголовно-процессуального законодательства.

Объекты судебно-экономической экспертизы.

Практика судебно-следственных и экспертных органов в настоящее время выделяет следующие виды судебно-экономических экспертиз:

1. Планово-экономическую.

2. Финансово-экономическую.

3. Судебно-бухгалтерскую.

Классификация видов судебно-экономических экспертиз.

Планово-экономические экспертизы проводятся в целях изучения процесса планирования производственной деятельности предприятий работающих по государственным заказам или с привлечением государственных инвестиций.

К задачам планово-экономической экспертизы относится изучение обоснованности нормативов материальных и трудовых затрат на производство продукции, нормативов финансирования государственных капитальных вложений. Данный вид экспертизы проводился во всех государственных предприятиях. Сейчас практически не применяется.

Объектами данной экспертизы являются:

- документы, отражающие плановые показатели;

- документы, отражающие корректировку программ и планов;

- документы, отражающие нормы и нормативы трудовых и материальных затрат;

- документы оперативного учета и отчетности о выполнении плановых заданий;

- сметы расходования фондов, сметы затрат, обоснования премирования сотрудников;

- договоры между предприятиями различных форм собственности.

Финансово-экономические экспертизы проводятся для исследования финансовой стороны деятельности предприятия. К задачам финансово-экономической экспертизы относятся вопросы соблюдения законодательных актов, регулирующих финансовые отношения предприятия с государственным бюджетом; выполнения договорных обязательств; распределения и выплаты дивидендов; операций с ценными бумагами и инвестициями.

Объектами исследования данного вида экспертизы являются документация, отражающая финансово-кредитную деятельность предприятия (кредитные договоры, банковские платежные документы, учредительные документы организации).

Судебно-экономические экспертизы проводятся для изучения хозяйственных операций и достоверности их отражения в ведении бухгалтерского учета и отчетности, которые для установления истины требуют специальных познаний эксперта-бухгалтера. В отличие от двух предыдущих видов экспертиз бухгалтерская экспертиза обосновывает свои выводы документально достоверными данными, которые отражены в бухгалтерском учете.

Объектом исследования судебно-бухгалтерской экспертизы является учетный процесс деятельности хозяйствующего объекта (документы первичного учета и документы бухгалтерского оформления, документы бухгалтерской отчетности и оперативно-технического учета). Судебно-бухгалтерская экспертиза решает вопросы в зависимости от задач, которые перед ней поставлены. К ним относятся:

1. Выявления учетных несоответствий, их величина, механизм их образования, влияние на производственную и хозяйственную деятельность.

2. Установление обстоятельств связанных с отражением в бухгалтерских документах операций приема, хранения, реализации товарно-материальных ценностей, поступления расходования денежных средств.

3. Определение соответствия порядка учета требованиям специальных правил и обстоятельств затрудняющих объективное ведение бухгалтерской отчетности.

4. Исследование бухгалтерских операций для проверки обстоятельств установленных другими материалами дела, выводов документальной ревизии, ведомственных проверок.

В связи с тем, что судебно-следственные органы наиболее часто применяют в своей деятельности именно судебно-бухгалтерскую экспертизу мы с вами рассмотрим ее более подробно.

Наши рекомендации