Понятие запасов, их классификация и задачи бухгалтерского учета

Для бесперебойной работы организации осуществляется ее снабжение предметами труда. К предметам труда относятся сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо всех видов, запасные части для ремонта основных средств и специального оборудования, другие производственные запасы, приобретаемые или изготавливаемые самой организацией для обработки или переработки в производстве с целью получения готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг или использования в организации для хозяйственных нужд.

Результатом производства является готовая продукция, предназначенная для реализации покупателям.

Материалы могут потребляться в одном производственном цикле. В этом случае они меняют свою вещественно-натуральную форму и полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. В составе материалов учитываются отдельные виды средств труда, которые в установленном законодательством порядке включаются в состав средств в обороте. Они участвуют в нескольких производственных циклах, например, хозяйственный инвентарь, специальное оборудование, инструменты, специальная одежда и другие аналогичные материалы и переносят свою стоимость на вновь созданный продукт частями, не меняя при этом своей вещественно-натуральной формы, поэтому организации применяют механизм перенесения их стоимости на создаваемый продукт путем включения ее в себестоимость производимой продукции, работ, услуг, реализуемых товаров.

Основным нормативным документом, регламентирующим учет запасов, является Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 г. № 133 с изм.

Для учета материалов в Типовом плане счетов предназначен активный счет 10 «Материалы».

В целях обеспечения управления запасами материалов, контроля их сохранности в местах нахождения и движения, формирования информации для составления необходимой отчетности каждая организация осуществляет классификацию материалов по различным принципам.

По назначению в деятельности организации материалы классифицируются на материалы производственного назначения (производственные запасы) и материалы непроизводственные, используемые не в предпринимательской деятельности организации.

Укрупненная классификация материалов по их видам дана в Типовом плане счетов на субсчетах к счету 10.

К счету 10 может вводиться отдельный субсчет «Денежные документы», на котором могут учитываться почтовые марки, марки госпошлины, оплаченные авиабилеты, приобретенные электронные билеты, путевки в санатории, в дома отдыха, подарочные сертификаты, билеты в театры для своих работников и другие аналогичные документы в сумме фактических затрат на их приобретение. Они учитываются по номинальной стоимости, то есть стоимости оплаты за них. Каждая хозяйственная операция по поступлению денежных документов и их списанию должна быть оформлена документально, например, товарными накладными, подтверждающими приобретение путевок и их выдачу работнику или маршрут/квитанцией с вручением в бумажном виде всех обязательных для билета реквизитов при покупке электронного билета на поезд для работника, направляемого в командировку.

Аналитический учет денежных документов можно вести в книге учета их движения, например, по форме книги по учету бланков строгой отчетности.

Денежные документы не следует путать с бланками строгой отчетности, которые учитываются на забалансовом счете 006 с аналогичным названием и не имеют номинальной стоимости.

На счете 10 у подрядчика учитываются фактически произведенные расходы на приобретение строительных материалов, предназначенных для выполнения строительных работ по договорам, заключенным с застройщиками (заказчиками). Учет строительных материалов у подрядчика регламентируется Инструкцией о порядке учета строительных иатериалов, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 24.01.2008г., № 4 (в ред. постан. Минстройархитектуры РБ от 30.09.2011г. № 43).

В зависимости от принятой в организации учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и (или) 16 «Отклонение в стоимости материалов» или без использования данных счетов.

Счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении оборудования и материальных ценностей, относящихся к оборотным активам, в том числе находящихся в пути. Счет может иметь дебетовое сальдо при наличии материалов в пути.

Счет 16 «Отклонение в стоимости материалов» предназначен для обобщения информации об отклонениях фактической себестоимости приобретаемых материалов от их стоимости по учетным ценам. Он используется организациими, которые учитывают материалы на счете 10 «Материалы» по учетным ценам как с использованием, так и без использования счета 15 «Заготовление и приобретение материалов».

В целях рациональной организации учета и контроля использования материалов и в связи с их широким ассортиментом помимо приведенной выше укрупненной классификации материалов организации используют более детальную их группировку по техническим признакам и свойствам, например, в зависимости от отраслевой принадлежности сырье и материалы подразделяются на сельскохозяйственное сырье, черные и цветные металлы и т.д.

Внутри групп и подгрупп материалы классифицируются в разрезе отдельных видов, марок, сортов, размеров, артикулов и других отличительных признаков.

В организациях разрабатываются номенклатуры (перечни) материалов на основе их группировки по однородным признакам. Каждой группе, подгруппе, наименованию, марке, сорту, размеру, артикулу материалов присваивается условное цифровое обозначение – номенклатурный номер (шифр), который затем проставляется во всех документах по наличию и движению материалов.

Для сокращения номенклатуры материалов и упрощения учета в необходимых случаях однородные, близкие по своим свойствам и незначительно отличающиеся по цене материалы могут объединяться в единый номенклатурный номер.

Номенклатурные номера в организациях строятся по-разному в зависимости от различных факторов и соответственно они могут иметь разную структуру и состоять из различного количества знаков.

Система шифровки также может быть разной – порядковая, серийная, поразрядная и комбинированная.

Рекомендуется создавать резерв номенклатурных номеров для возможного поступления материалов впервые в организацию в течение отчетного года. При поступлении в организацию новых видов материалов работник соответствующей службы (маркетинговой или др.) делает заявку на номенклатурный номер.

Номенклатура материалов, содержащая также цену за единицу каждого материала, называется номенклатурой-ценником, который разрабатывается в организациях, ведущих учет материалов по планово-расчетным ценам.

Номенклатура-ценник составляется в разрезе субсчетов счета 10 «Материалы». Внутри субсчетов материалы также подразделяются по группам (видам), подгруппам, указывается наименование, марка, сорт, размер, другие отличительные признаки материалов. В номенклатуре-ценнике далее указываются единица измерения, учетная цена и последующие изменения цен (новая цена и с какого времени она действует).

Номенклатура-ценник может разрабатываться и в случаях, когда в организации применяются другие виды учетных цен.

Организация может проводить более детальную классификацию сырья и материалов в зависимости от необходимости управления производственными запасами и обеспечения их оптимальности.

К производственным запасам также относятся животные на выращивании и откорме, запасы незавершенного производства, готовой продукции на складах.

Классификация запасов готовой продукции производится аналогично как и материалов.

Бухгалтерский учет производственных запасов должен обеспечить:

сплошное, непрерывное и полное документальное оформление и отражение в учете движения запасов (прихода, расхода, перемещения внутри организации), их наличия;

учет запасов по количеству, техническим, качественным и другим признакам;

оценка запасов, выбор для этого наиболее оптимального метода оценки с учетом специфики деятельности конкретной организации;

оперативность (своевременность) учета запасов;

соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);

соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета, применение для этого эффективных способов сверок данных, современных методов обработки информации с использованием ЭВМ и качественных программных продуктов.

При применении организациями программных продуктов информация должна выводиться на бумажные носители, включая показатели, содержащиеся в регистрах бухгалтерского учета, внутренней отчетностио рганизации и других документах.

2 Документальное оформление, оценка и учет поступления материалов

Каждая организация обеспечивает снабжение материалами от поставщиков на основании заключаемых с ними договоров, в которых также оговариваются условия поставок.

Поступление материалов в организацию может осуществляться из следующих источников:

по договорам купли-продажи, договорам поставки, договорам мены, другим аналогичным договорам в соответствии с законодательством;

путем изготовления материалов самой организацией;

путем внесения материалов учредителями в счет их вклада в уставный капитал организации;

путем получения организацией материалов безвозмездно (включая договор дарения) от других юридических и физических лиц;

путем приобретения материалов работниками организации за счет подотчетных сумм;

поступления материалов от выбытия объектов основных средств, специального оборудования и специальной оснастки, хозяйственного инвентаря и принадлежностей;

путем оприходования излишков материалов, выявленных при инвентаризации;

при выявлении ошибочного отнесения материалов в состав основных средств;

поступления (приобретения) материалов за счет финансовой помощи или в качестве государственной поддержки.

В соответствии с заключенными договорами материально ответственные лица или другие работники, которым это вменено в обязанности, делают заказ (заявку) конкретному поставщику с указанием наименования материала, его количества, цены и других параметров. Материалы могут поставляться самим поставщиком, транспортом перевозчика или организации-покупателя. В любом случае поставщиком выписываются сопроводительные и расчетные документы.

При доставке материалов в организацию автотранспортом выписывается товарно-транспортная накладная (ТТН-1) или товарная накладная (ТН-2) в зависимости от вида и веса материалов. Сопроводительные документы должны заполняться строго в соответствии с инструкциями по их заполнению.

ТТН-1 оформляется в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается у поставщика, второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя (экспедитора), вручаются водителю (экспедитору).

После передачи материалов грузополучателю второй экземпляр ТТН-1 сдается ему водителем (экспедитором) и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза.

Третий и четвертый экземпляры ТТН-1, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику – заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

ТН-2 составляется в двух экземплярах – поставщику и получателю.

Порядок приемки, регистрации, проверки и прохождения расчетных документов на поступающие материалы организация устанавливает с учетом условий поставок, транспортировки материалов (доставки в организацию), ее организационной структуры, функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц организации.

Поступившие материалы должны быть зарегистрированы в журнале учета поступающих грузов в следующем порядке:

- номер, дата и наименование сопроводительного документа;

- поставщик;

- груз (наименование, количество и другая информация).

Для получения материалов работником организации на складе поставщика или перевозчика ему выдается доверенность типовой формы, которая регистрируется в журнале учета выданных доверенностей.

На складе организации-покупателя материалы получает материально ответственное лицо, с которым организация при приеме на работу заключает договор о полной материальной ответственности. При приеме на работу на материально ответственную должность работник также должен быть ознакомлен под роспись с соответствующей должностной инструкцией.

Материалы принимаются материально ответственным лицом по фактическому количеству и качеству с учетом Положения о приемке товаров по количеству и качеству №1290 от 03.09.2008г.

Приемка материалов от организаций транспорта и связи по количеству и качеству осуществляется с учетом правил, действующих в указанных организациях, и условий договоров (купли-продажи, поставки, перевозки груза и др.).

Материалы принимаются на основании первичных сопроводительных документов (ТТН-1, ТН-2), спецификациий, сертификатов и других), которые должны быть надлежащим образом оформлены. Поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные и товарные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу или другим) и являются основанием для приемки и оприходования материалов.

При приемке материалы подлежат проверке на соответствие ассортименту, количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах.

Приемка и оприходование поступающих материалов и тары под материалы на склады оформляется их работниками путем составления приходных ордеров при отсутствии расхождения между данными поставщика и фактическими данными по количеству и качеству поступивших материалов. В приходном ордере указывается наименование поступившего груза, поставщик, количество поступившего материала, цена, сумма.

На однородные грузы, прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера в целом за день. При этом на каждую отдельную приемку материалов в течение этого дня делаются записи на обороте ордера, которые в конце дня подсчитываются и общий итог записывается в приходный ордер.

В целях сокращения документооборота допускается вместо приходного ордера оформлять приемку материалов проставлением на сопроводительном документе поставщика (ТТН-1 и др.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.

В случае выявления расхождений между ассортиментом материалов, их количеством, качеством, указанным в документах поставщикам, приказом руководителя организации, принимающей материалы, создается комиссия, которая принимает груз по фактическому ассортименту, количеству и качеству.

Оприходование полученного груза в этом случае оформляется актом о приемке материалов, приходный ордер не составляется.

По выявленным отклонениям устанавливаются причины, виновные и принимаются соответствующие меры.

Если нарушения выявлены при приемке груза на складе транспортной организации, то создается комиссия, которая составляет двухсторонний акт, где указывается данные по сопроводительным документам, фактические данные, при повреждении тары, упаковки указываются виды повреждений. В комиссию должен быть включен представитель поставщика или представитель торгово-промышленной палаты. Акт о приемке материалов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику, перевозчику.

Порядок предъявления претензий за нарушение договорных условий определяется законодательными актами Республики Беларусь.

Далее проверяется соответствие данных этих документов договорам поставок в отношении ассортимента материалов, их количества, цен, сроков отгрузки и других условий договоров. Затем расчетные документы на оплату акцептуются (согласие на оплату) или мотивированно (частично или полностью) не акцептуются (отказ от оплаты).

Документы передаются в финансовый отдел или бухгалтерию на дальнейшую их обработку в сроки, предусмотренные правилами документооборота конкретной организации. Порядок регистрации и прохождения расчетныхдокументов может быть разный.

Для получения сырья и материалов со склада поставщика или перевозчика и доставку груза на склад работнику организации кроме доверенности выдается наряд или распоряжение, выписанные работником соответствующей службы организации (отдела снабжения или другой).

Зарегистрированные экземпляры сопроводительных и других документов (спецификаций, описей и других) передаются на соответствующий склад материально ответственному лицу для приемки и оприходования материалов.

На основании приходного ордера, сданного материально ответственным лицом вместе с приходными документами в бухгалтерию организации, производится оприходование материалов на соответствующий склад и материально ответственное лицо по счету 10, соответствующему субсчету.

Отдельные партии материалов могут поступать непосредственно в цех (производство, участок) минуя склад. В этом случае они отражаются в учете как поступившие на соответствующий склад и переданные в цех (производство, участок). В приходных и расходных документах склада и цеха (производства, участка) делается отметка, что материалы получены от поставщика и выданы цеху (производству, участку) без завоза их на склад, то есть транзитом. Перечень такого сырья и материалов определяется и утверждается приказом руководителя организации.

В каждой отрасли применяется своя первичная документация, учитывающая особенности применяемых сырья и материалов.

Приемка грузов, поступивших по импорту, производится аналогично, как и от отечественных производителей, но при этом необходимо учитывать действующее законодательство по внешнеэкономической деятельности, в том числе и таможенное законодательство, например, определение стоимости груза, формирование себестоимости материалов, учет по партиям и другие аспекты.

В организации должен быть налажен оперативный контроль поступления материалов и розыск своевременно не прибывших грузов, своевременности расчетов за них с поставщиками, для чего рекомендуется составлять графики платежей.

В случае прибытия незаказанного груза либо когда отдельные партии сырья и материалов находятся в процессе технической приемки, лабораторного испытания, либо в силу отказа от акцепта счета к оплате материалы должны быть приняты на ответственное временное хранение. Они регистрируются в специальной книге, в которой отдельно учитываются материалы, ожидающие приемку, и материалы, находящиеся в организации на временном ответственном хранении.

Такие материалы должны храниться отдельно от других материалов и не должны расходоваться до выяснения обстоятельств.

Материалы могут поступать на склад от подотчетных лиц. Для этого работнику организации выдаются из кассы в подотчет наличные деньги по расходному кассовому ордеру. Приобретенные материалы он должен сдать на склад, на что выписывается приходный ордер. Одновременно подотчетное лицо должно сдать в бухгалтерию авансовый отчет, к которому прилагаются подтверждающие первичные документы – товарный чек на оплату материалов, квитанция, другие документы либо только чек, если он содержит все реквизиты, характеризующие приобретенные материалы, необходимые для постановки их на учет.

Поступление материалов на склад оформляется накладной на внутреннее перемещение материалов в случаях, когда продукция, изготовленная подразделениями организации, используется для внутреннего потребления в организации или для дальнейшей переработки; при возврате материалов подразделениями организации на склад или цеховую кладовую; когда производится сдача на склад из производства отходов, образующихся в процессе производства продукции (выполнения работ), а также сдача брака продукции; на сдачу материалов, полученных от ликвидации основных средств, специальной оснастки.

Накладная на внутреннее перемещение выписывается также при передаче материалов в организации с одного склада на другой.

В организацию может поступать давальческое сырье, то есть сырье и материалы, передаваемые ей заказчиком в переработку. Такое сырье должно учитываться отдельно.

Приемка материалов, поступивших от учредителей в качестве их вклада в уставный капитал организации, безвозмездно от других юридических или физических лиц, излишков материалов, выявленных при инвентаризации, осуществляется аналогично.

Складское хозяйство должно быть организовано рационально, что является необходимым условием осуществления контроля сохранности материалов. В организации должны быть должным образом оборудованные склады, кладовые или специально приспособленные площадки (для материалов открытого хранения, например, строительных). Склады могут специализироваться на хранении отдельных видов материалов.

Приказом руководителя каждому складу присваивается номер, который затем проставляется во всех первичных учетных документах и учетных регистрах. На складах материалы, как правило, хранятся по секциям складов, а внутри них – по отдельным группам материалов на стеллажах, в штабелях, рассортированные по видам, партиям. На каждый стеллаж, штабель, партию прикрепляется ярлык, в котором указывается наименование материала, его основная характеристика.

Материалы могут храниться партионным или сортовым способом.

Партионный способ хранения заключается в том, что каждая поступившая партия материалов учитывается отдельно от момента ее поступления до полного расхода. Этот способ позволяет производить наиболее точную оценку расходованных материалов.

При сортовом способе каждая вновь поступившая партия материалов присоединяется к имеющейся аналогичной и учитывается вместе.

Способ хранения материалов зависит от выбора организацией наиболее подходящего для нее метода оценки материалов.

Склады должны быть оснащены соответствующими весовыми, измерительными приборами и мерной тарой, могут также оснащаться средствами малой механизации передвижения грузов.

В целях обеспечения сохранности материалов должна быть организована материальная ответственность. С каждым лицом, нанимаемым на материально ответственную должность, администрация организации в лице ее руководителя заключает договор о полной материальной ответственности.

Приказом руководителя организации должен быть определен перечень работников, ответственных за приемку и отпуск материалов (заведующих складов, кладовщиков, экспедиторов), а также список работников, имеющих право подписывать документы на получение и отпуск со складов материалов, выдавать разрешения (пропуска) на вывоз материалов со складов и других мест их хранения в организации. На список составляется карточка, в которой указывается ФИО работника, должность, образец его подписи. Карточка должна находиться в бухгалтерии и на складах.

Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая формируется в зависимости от источников их поступления в организацию.

Под оценкой материалов понимается сумма всех затрат на приобретение материалов, их изготовлениеили заготовление, доставку на склады организации, другие транспортно-заготовительные расходы (ТЗР), например, страхование грузов в пути.

В состав ТЗР также включаются:

таможенные сборы и пошлины;

расходы по погрузке материалов в транспортныесредства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, через которые приобретены материалы;

плата за хранение материалов в местах их приобретения или у перевозчика – на железнодорожных станциях, портах, пристанях и др.;

расходы на командировки работников, непосредственно занятых заготовлением материалов;

стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли и другие аналогичные расходы;

затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организациях целях.

Затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях, включают в себя расходы организации по переработке, обработке, доработке и улучшению технических характеристик приобретаемых материалов, не связанные с производственным процессом. При этом работы могут выполняться как собственными силами организации-покупателя, так и сторонними организациями. При выполнении таких работ сторонними организациями в данные расходы включаются стоимость выполненных работ и расходы по перевозке материалов к месту выполнения работ и обратно, по погрузке и выгрузке их, выполненные сторонними организациями.

При импорте материалов в их фактическую себестоимость включаются также затраты на уплату таможенных сборов, платежей и других расходов, связанных с растаможиванием грузов, уплатой обязательных платежей.

Для отражения материалов в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы» производится их оценка в денежном выражении в зависимости от источника поступления материалов.

Стоимость материалов, приобретаемых за иностранную валюту, определяется в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату их принятия на бухгалтерский учет.

Стоимость материалов, полученных по договору дарения или безвозмездно, определяется путем суммирования их стоимости на основании данных бухгалтерского учета передающей стороны и фактически произведенных затрат, связанных с получением материалов, их доставкой в организацию. Стоимость материалов, полученных безвозмездно, может определяться на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных материалов.

Стоимость материалов, изготовленных самой организацией, определяется по фактической себестоимости их изготовления. Учет и формирование затрат на производство материалов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Фактическая себестоимость материалов, внесенных в качестве вклада в уставный капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной между учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством. В случае, если расходы по доставке оплачивает принимающая сторона, их фактическая себестоимость увеличивается на сумму произведенных ТЗР.

Фактическая себестоимость материалов, полученных от выбытия основных средств и других прочих активов, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Сумма расходов по доставке учитывается аналогично как и в предыдущем случае.

Транспортно-заготовительные затраты организации могут относиться на стоимость материалов одним из следующих методов:

- по мере возникновения они относятся на счет 15 или 16, а затем распределяются на стоимость материалов расчетным путем и списываются со счета 16;

- непосредственно прямо включаются в фактическую себестоимость материала в независимости от источника его поступления (присоединение к цене приобретения материала, к оценке его вклада в уставный капитал и т. д.).

Это должно быть отражено в учетной политике организации.

В бухгалтерском учете и в местах хранения материалов могут применяться учетные цены, в качестве которых могут приниматься следующие виды цен:

- цена приобретения;

- фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего отчетного периода (месяца или года);

- планово-расчетные цены;

- средняя цена группы материалов;

- средняя цена каждого наименования материалов.

При применении покупных цен другие расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе ТЗР.

Фактическая себестоимость материалов рассчитывается по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года). Отклонение фактической себестоимостью материалов в отчетном месяце от их стоимости по учетным ценам учитывается в составе ТЗР.

Планово-расчетные цены разрабатываются и утверждаются исходя из фактической себестоимости соответствующих материалов. Отклонение покупных цен от планово-расчетных учитывается в составе ТЗР. В организациях, ведущих учет материалов по планово-расчетным ценам, номенклатура-ценник разрабатывается обязательно.

Средняя цена группы является разновидностью планово-расчетной цены. Она устанавливается в тех случаях, когда производится укрупнение номенклатурных номеров материалов путем объединения в один номенклатурный номер нескольких размеров, сортов, видов однородных материалов, имеющих незначительные колебания в ценах. При этом на складе такие материалы учитываются в одной карточке складского учета. В этом случае разница между фактической себестоимостью материалов и средней ценой группы также учитывается в составе ТЗР.

Средняя цена каждого наименования материалов устанавливается без укрупнения номенклатурных номеров материалов.

Если отклонения планово-расчетных цен и средних цен от рыночных существенны, они подлежат пересмотру. Такие отклонения не должны превышать 10%.

Поступление материалов от поставщиков при использовании счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонения в стоимости материалов» в учете отражается следующими бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 15 К-т сч. 60 – на стоимость поступивших материалов без учета НДС;

Д-т сч. 18 К-т сч. 60 – на сумму НДС, указанную в расчетно-платежных документах поставщика.

Поступление материалов на склад организации из своих цехов (производств) отражается записью:

Д-т сч. 15 К-т сч. 20, 23 – на фактическую себестоимость поступивших материалов из основного производства, из вспомогательных производств.

При приобретении ценностей подотчетным лицом составляется запись:

Д-т сч. 15 К-т сч. 71 – на стоимость материалов, указанную в товарном чеке или других подтверждающих документах.

Д-т сч. 18 К-т сч. 71 – на сумму НДС, относящуюся к стоимости материалов, оплаченную за счет подотчетной суммы при их приобретении.

На счете 15 также учитывается в течение отчетного месяца сумма ТЗР.

Сумма разницы между фактической себестоимостью приобретенных материальных ценностей и их учетной стоимостью в зависимости от ее вида (положительная или отрицательная) списывается со счета 15 в дебет счета 16 записями:

Д-т сч.16 К-т сч.15 – на положительное отклонение;

Д-т сч. 15 К-т сч. 16 – на отрицательное отклонение.

Счет 16 используется организациями, которые учитывают материалы на счете 10 по учетным ценам как с использованием, так и без использования счета 15.

Накопленные на счете 16 разницы в стоимости приобретенных материалов ежемесячно списываются в те же счета, в дебет которых списаны расходованные материалы – 20, 21, 23, 25, 26….44 и другие.

Оприходование поступивших материалов по учетным ценам отражается записью:

Д-т сч. 10 К-т сч. 15 –на стоимость материалов по учетным ценам;

Д-т сч. 16 К-т сч. 15 – на списание положительной разницы между фактической себестоимостью приобретения (заготовления) материалов и их стоимостью по учетным ценам или

Д-т сч. 15 К-т сч. 16 – на списание отрицательной разницы между фактической себестоимостью приобретения (заготовления) материалов и их стоимостью по учетным ценам.

По дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» также отражается покупная стоимость материалов, по которым в организацию не поступили расчетные документы поставщиков (неотфактурованные поставки).

Прием таких материалов производится по специальному акту и до поступления документов от поставщиков их наличие отражается бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 15 К-т сч. 60, субсчет «По неотфактурованным поставкам» – поступление материалов на условную (определенную с помощью экспертов) сумму;

Д-т сч. 18 К-т сч. 60, субсчет «По неотфактурованным поставкам» – на сумму НДС, определенную с помощью экспертов, относящуюсяся к поступившим материалам;

Д-т сч. 15 К-т сч. 60, субсчет «По неотфактурованным поставкам» – сторнирование ранее сделанной (условной) записи при поступлении сопроводительных документов от поставщиков;

Д-т сч. 18 К-т сч. 60, субсчет «По неотфактурованным поставкам» – сторнирование ранее сделанной (условной) записи на сумму НДС, определенную с помощью экспертов, относящуюсяся к поступившим материалам;

Д-т сч. 15 К-т сч. 60, субсчет «По акцептованным платежным документам» – оприходование материалов на фактическую сумму, в соответствии с растчетнымидокументами, предъявленными поставщиками;

Д-т сч. 18 К-т сч. 60, субсчет «По акцептованным платежным документам» – отражение суммы НДС по расчетным документам, поступившим от поставщиков.

Дебетовое сальдо счета 15 на конец отчетного месяца показывает наличие материалов в пути.

Списание стоимости материалов со счета 15 в дебет счета 10 аналогично, как и в предыдущих случаях.

Оплата расчетно-платежных документов поставщиков в учете отражается следующими записями:

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 – на сумму оплаты за поступившие материалы с учетом НДС;

Д-т сч. 68/2 К-т сч. 18 – на сумму оплаченного НДС, принятого к зачету.

Отражение в учете поступления материалов на склад организации без использования счетов 15 и 16 производится по их фактической себестоимости следующими бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 10 К-т сч. 60 – на фактическую стоимость материалов без НДС, указанную в расчетно-платежных документах поставщика;

Д-т сч. 18 К-т сч. 60 – на сумму НДС, относящуюся к стоимости поступивших материалов, указанную в расчетно-платежных документах поставщика;

Д-т сч. 10 К-т сч. 71 – на стоимость материалов, приобретенных подотчеТНым лицом;

Д-т сч. 18 К-т сч. 71 – на сумму НДС, указанную в документах на приобретение материалов подотчетным лицом;

Д-т сч. 10 К-т сч. 20 – на стоимость неиспользованных материалов, отходов, поступивших из основного производства;

Д-т сч. 10 К-т сч. 23 – на стоимость неиспользованных материалов, отходов, поступивших из вспомогательных производств;

Д-т сч. 10 К-т сч. 28 – на стоимость неисправимого брака продукции;

Д-т сч. 10 К-т сч. 70 – на сумму начисленной заработной платы работникам организации за погрузку, разгрузку, доставку материальных ценностей;

Д-т сч. 10 К-т сч. 69 – на произведенные отчисления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) от суммы начисленной заработной платы работникам организации за погрузку, разгрузку, доставку материальных ценностей;

Д-т сч. 10 К-т сч. 75/1 – на стоимость материалов, внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал организации;

Д-т сч. 10 К-т сч. 90/7 – на стоимость оприходованных излишков материальных ценностей, выявленных пр<

Наши рекомендации