Бухгалтерский учет в системе управления, его задачи и общие принципы организации у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Бухгалтерский учет как целостная система, имеющая особый объект изучения и специфические приемы исследования, представляет собой самостоятельную науку.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции от 25.06.2001 г. с изм. бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Бухгалтерский учет должен вестись во всех организациях независимо от подчиненности, формы собственности и сферы деятельности. Данные бухгалтерского учета предоставляются не только руководству организации, но и за ее пределы – учредителям, банкам, налоговым органам, инвесторам, аудиторам и другим заинтересованным лицам. Вместе с оперативным и статистическим он представляют собой единую систему народнохозяйственного учета.

К бухгалтерскому учету предъявляются следующие основные требования:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных при этом расходах;

- точность, его данные должны быть отображать наличие имущества и связанные с ним хозяйственные операции в полном соответствии с действительностью;

- своевременное обеспечение информацией пользователей при совершении хозяйственных операций о наличии и движении имущества и обязательств;

- учет должен быть непрерывным во времени, т.е. повседневно отражать все изменения, происходящие в составе средств коммерческой организации в результате хозяйственной деятельности;

- он должен быть строго документальным, т.е. хозяйственная операция может быть зарегистрирована только при наличии документального подтверждения факта ее совершения.

Для достижения единообразия в ведении бухгалтерского учета и составления отчетности, повышения достоверности учетной информации и снижения трудоемкости ее получения в Республике Беларусь осуществляется государственное руководство бухгалтерским учетом. Оно выражается в создании единого методологического и правового обеспечения бухгалтерского учета и отчетности для всех организаций.

Государственное регулирование и отчетности осуществляется президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции.

Методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, в структуре которого созданы управления по методологии бухгалтерского учета и отчетности. Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь принимает обязательные для исполнения всеми коммерческими организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные государственными органами, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь. Оно разрабатывает типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, положения по бухгалтерскому учету и отчетности, национальные стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности, приближенные к международным стандартам в данной области, иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

Единое методологическое и правовое обеспечение состоит из ряда законодательных и нормативных документов, утверждаемых органами власти и управления и обязательных для исполнения всеми организациями.

По состоянию на 1 января 2013 г. действуют следующие общенациональные законодательные и нормативные акты, регламентирующие организацию бухгалтерского учёта:

1) Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г. № 3321-Х1 с последними изменениями от 26.12.2007 г. № 302-З

2) Типовой план счетов бухгалтерского учёта и Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета (утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 50 от 29.06.2011 г.)

2) Инструкция по заполнению и представлению форм бухгалтерской отчетности (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 50 от 14 июня 2012 г.)

3) Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (утверждено постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 62 от 17.04.2002 г.)

4) Инструкция по инвентаризации активов и обязательств (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 180 от 30.11.2007 г.)

5) Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 26 от 30.04.2012 г.)

6) Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утративших силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (утверждена постановлением Мининистерства экономики РБ от 30.09.2011 г. №161)

7) Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 25 от 30.04.2012 г.)

8) Инструкция по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 25 от 30. 04. 2012 г.)

9) Инструкция по бухгалтерскому учету долгосрочных активов, предназначенных для реализации (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 25 от 30. 04. 2012 г.)

10) Инструкция о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования (утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 37/18/6 от 05. 11. 2010 г. с изм. и доп. от 09.12.2012г.)

11) Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов (утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 37/18/6 от 27. 02. 2009 г. с изм. и доп.

12) Инструкция о порядке бухгалтерского учета строительных материалов (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь №43 от 30.09.2011 г. с изм. от 16.01.2012г. № 8/24626)

13) Инструкция по бухгалтерскому учету запасов (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь №133 от 12.11.2010 г.)

14) Банковский кодекс Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 25.10.2000 г. № 441 – З (с изм. и дополн.)

14) Инструкция о банковском переводе (утверждена Правлением НБ РБ 29.03.2001г. № 66 (с изм. и дополн.)

15) Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь (утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь № 107 от 29 марта 2011 г)

16) Инструкция о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь (утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь № 98 от 28 июня 2004 г. (с посл. изм. от 18.10.2010г. № 436)

17) Инструкция об организации наличного денежного обращения в РБ (утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь № 112 от 30.03.2011г)

18) Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории РБ при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, …» (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь и НБ РБ от 06.07.2011г.)

20) Налоговый кодекс РБ (Особенная часть) от 29.12.2009г. № 71-З, с учетом последних изм от 04.01.2012г. № 337-З

19) Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000г. № 35)

20) Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу (утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.07.2010г. № 115

21) Инструкция по бухгалтерскому учету ценных бумаг (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь №164 от 22.12.2006 г.)

22) Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов (утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь №102 от 30.09.2011 г.)

23) Инструкция по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь №113 от 31.10.2011 г.)

24) Инструкция по бухгалтерскому учету государственной поддержки (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь №112 от 31.10.2011 г.)

25) Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь №112 от 31.10.2011 г.)

26) Инструкция по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь №199 от 27.12.2007 г.)

27) Инструкция по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь №121 от 25.08.2003 г.)

28) Инструкция по бухгалтерскому учету «Резервы, условные обязательства и условные активы» (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь №168 от 28.12.2005 г.)

29) Инструкция по бухгалтерскому учету НДС (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 41 от 30. 06. 2012г. в ред. Постановления МФ РБ № 51 от 24. 08. 2012г.)

30) Трудовой кодекс Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 296-З (с изм. и дополн.) и другие.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для его ведения несет руководитель коммерческой организации, одной из задач которого является организация работы бухгалтерии в целях обеспечения получения качественной информации в минимально короткие сроки и с минимальными затратами.

Под организацией бухгалтерского учета принято понимать систему мер, обеспечивающих получение своевременной и достоверной информации, необходимой для управления организацией.

Задачами организации бухгалтерского учета являются:

- улучшение документирования хозяйственных операций и документооборота;

- внедрение передовых форм и методов организации бухгалтерского учета;

- совершенствование организации рабочих мест учетного аппарата;

- повышение уровня квалификации учетных работников.

Рациональная организация бухгалтерского учета означает такое его построение, при котором обеспечивается своевременное, полное и достоверное отражение в учете и отчетности всех хозяйственных операций и оперативный контроль использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Важнейшими предпосылками рациональной организации бухгалтерского учета в коммерческой организации являются:

- высокая общеэкономическая и специальная подготовка работников учетной службы;

- установление оптимальных объемов и сроков получения учетной информации, необходимой для оперативного управления производством и составления бухгалтерской и статистической отчетности;

- правильное решение вопроса о характере учетных взаимоотношений между структурными подразделениями и центральной бухгалтерией организации;

- рациональная организация технологии и управления производством;

- планирование организации учетногопроцесса;

- использование в учете современной вычислительной техники (компьютеров).

В коммерческих организациях организацией бухгалтерского учета руководит главный бухгалтер или лицо, его заменяющее.

Руководитель организации в порядке, предусмотренном ее собственником или уполномоченным им органом, имеет право создавать в организации бухгалтерию как самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, им назначенным, или передавать на договорных началах ведение учета специализированной организации или централизованной бухгалтерии того юридического лица, в состав которого входит организация, или пользоваться услугами внештатного специалиста-бухгалтера, являющегося индивидуальным предпринимателем.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю коммерческой организации.

В его компетенцию входят постановка и ведение бухгалтерского учета в организации, формирование учетной политики организации, составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера или лица, им уполномоченного, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

При поступлении к исполнению и оформлению документов по операциям, противоречащим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета, нарушающим договорную и финансовую дисциплину, наносящим ущерб собственнику, государству, другим юридическим и физическим лицам, главный бухгалтер обязан письменно сообщить об этом руководителю организации. Только после получения соответствующего письменного распоряжения он может принять такие документы к оформлению и исполнению. В этом случае ответственность за совершение таких операций несет руководитель организации.

Основой бухгалтерского учета являются документы. Они подтверждают факты совершения хозяйственных операций и являются основой записей на счетах. Документы являются средством борьбы (контроля) за сохранность имущества, борьбы против хищений.

Бухгалтерский документ – это составленное по установленной форме письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или праве на ее совершение. Совокупность документов, составленных на все хозяйственные операции, называют документацией.

Каждый бухгалтерский документ должен содержать достоверные данные и быть оформлен юридически правильно.

Данные бухгалтерских документов, содержащие исчерпывающие сведения о совершенной операции, называются реквизитами.

Формы первичных документов, кроме включенных в перечень, утвержденный Советом Министров РБ, могут утверждаться руководителем организации, но они независимо от назначенияв обязательном порядке должны содержать следующие сведения:

- наименование документа, дату его составления;

- наименование организации;

- содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных);

- должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы, подписи.

Если документ не имеет каких-либо обязательных реквизитов, он теряет свою доказательную силу и не может служить основанием для записи в бухгалтерском учете.

Движение документов от момента их оформления, оперативного использования, бухгалтерской обработки, записи в учетных регистрах и до сдачи их на хранение в архив называется документооборотом.

Документооборот разрабатывается в организации с учетом особенностей, видов и объемов деятельности, организационной структуры управления, применяемой формы бухгалтерского учета, технологии его ведения (вручную или автоматизированным способом) и других факторов. В нем предусматривается формы первичных документов, их структура и количество, сроки и ответственные за составление, порядок прохождения в организации от момента создания до момента сдачи в архив. График документооборота должен быть приложен к учетной политике организации.

В бухгалтерском учете для систематизации, обобщения и накопления данных, содержащихся в документах и отражающих отдельные изменения в средствах организации и их источниках, используются учетные регистры.

Регистр представляет собой таблицу, в которой отражается информация о совершившихся хозяйственных операциях на основе первичных бухгалтерских документов. Регистры могут существовать в виде книг, отдельных листов, карточек, а также на машинных носителях.

Организации применяют бухгалтерские регистры в соответствии с применяемыми формами бухгалтерского учета, которые представляют собой комплекс взаимосвязанных регистров синтетического и аналитического учета, разработочных и справочных таблиц, методику текущих бухгалтерских записей в них, систему обобщения информации в целях составления бухгалтерской отчетности, представления информации для управления предпринимательской деятельностью организации.

Регистр на любых носителях должен иметь название, период регистрации операций, фамилии и подписи лиц, ответственных за его ведение.

В регистрах синтетического учета операции отражаются в обобщенном виде и только в денежной форме (журналы-ордера, ведомости, мемориальные ордера, Главная книга).

Регистры аналитического учета предназначены для детализации показателей, отраженных в синтетических регистрах (кассовая книга, карточки складского учета материалов и другие).

Налоговый учет применяется в целях формирования показателей для расчета налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Наши рекомендации