Тренинг «управление временем или как выделить время на главное»

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТРЕНИНГА

Основные цели тренинга

· Отработать начальные навыки управления временем.

· Повысить продуктивность и способность к достижению ре­зультатов путем лучшей самоорганизации во времени.

· Определять свою цель.

· Научиться эффективно расходовать время, осознанно вклады­вая его в значимые дела.

· Освоить техники планирования времени и борьбы с поглоти­телями времени.

Основные задачи тренинга

· Вместе с участниками определить основные цели на ближайший год.

· Научить участников эффективно расходовать время.

· Освоить техники планирования времени и борьбы с «поглоти­телями времени».

Продолжительность тренинга

Тренинг рассчитан на 1 день.

Продолжительность дня — 7 часов 20 минут (с 10.00 до 17.20 часов).

Общая продолжительность «полезных» часов (тренинговое время, исключая перерывы) — 5.50 астрономических часов (по 60 минут).

Предусмотрены перерывы: обеденный — 1 час, два перерыва по 15 минут (по одному перерыву в утреннем и послеобеденном блоках).

Участники тренинга

Специалисты коммерческих и бюджетных организаций. Число участников в группе — до 12 человек.

Ключевая идея тренинга

Процесс выступления оратора перед публикой подобен стрельбе лучника в мишень.

Сам оратор — это лучник.

Аудитория - это мишень, в которую должен попасть оратор.

Индивидуальный ораторский стиль выступающего — это лук.

Само выступление, методы и способы, которые использует оратор для привлечения и удержания внимания аудитории, - это стрелы.

Цель выступления - это главный приз соревнования.

Литература

1.ГандапасР. Камасутрадля оратора. М: Бизнес-Олимп, 2004.

2 ЗавьячоваЖ. В. и др. Энергия бизнес-тренинга. СПб.: Речь, 2007.

3 Сэмпсон Э. Бизнес-презентация. М.: Альпина Бизнес Бук, 2004.

ПЛАН-ТАЙМИНГ ТРЕНИНГА

Время Тема Комментарии, действия
10.00-10.20 Начало тренинга Знакомство, сбор ожиданий, объяснение пра­вил тренинга
10.20-10.30 Разминка класса А Тест «Человек на трибуне»
10.30-11.30 Тема 1. Цель и компо­зиция выступления. 60 минут 1. Ключ к тесту «Человек на трибуне». 10 ми­нут. 2. Мини-лекция «Цель и композиция высту­пления». 5 минут. 3. Элементное упражнение «Напиши рас­сказ». 35 минут
11.30-11.45 Перерыв  
11.45-11.55 Разминка класса Б «Замороженный»
11.55-13.15 Тема 2. Работа с ауди­торией (захват ауди­тории, самопрезента­ция) (часть 1). 100 минут 1. Фасилитация «Что должен сделать оратор в начале выступления, чтобы у вас возникло желание слушать его дальше?» 10 минут. 2. Мини-лекция «Вербальная составляющая самопрезентации. Принцип авторитета и принцип привлекательности». 10 минут. 3. Элементное упражнение «Напишите соб­ственную самопрезентацию». 15 минут. 4. Мини-лекция «Невербальные составляю­щие выступления». 10 минут. 5. Комплексное упражнение «Напиши само­презентацию». 25 минут. 6. Видеоанализ «Невербальные составляю­щие выступления». 30 минут
13.15-14.00 Обед  
14.00-14.10 Разминка класса В «Звезды»
14.10-16.00 Тема 3. Работа с ауди­торией (удержание внимания аудитории) (часть 2). 110 минут 1. Фасилитация «Что должен сделать оратор в начале выступления, чтобы у вас возникло желание слушать его на протяжении всего выступления?» 10 минут. 2. Мини-лекция «Удержание внимания ауди­тории». 15 минут. 3. Элементное упражнение «Сложные ситуа­ции». 20 минут. 4. Ролевая игра «Выступление оратора». 30 минут. 5. Анализ ролевой игры «Выступление ора­тора». 35 минут
16.00-16.15 Перерыв  



ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА 1

ЯСНАЯ ЦЕЛЬ - ОСНОВА УСПЕХА

Начало тренинга. Знакомство, сбор ожиданий, объяснение правил тренинга

Тренер представляется группе, называет тему и цели тренинга. Затем он говорит о значимости представленной темы. Далее тренер рассказывает о распорядке и регламенте работы, перечисляет основные темы (блоки) тренинга. После этого он знакомится с участниками группы, знакомит их друг с другом, а также слушает их цели и ожидания от тренинга. Тренер озвучивает и принимает с группой правила тренинга.

Разминка класса А

«Бегущие огни»

Ход работы.«Давайте поприветствуем друг друга и сделаем это необычным способом. Ведущий — сейчас это буду я, говорит своему правому соседу: "Здравствуй, Ира" и сопровождает слова каким-нибудь действием. Каждый следующий участник приветствует своего соседа справа и добавляет к предыдущему свое действие. Запомнили?

Начали».

Бизнес-мостик. «Точно так же, как мы сейчас пытались запомнить все предыдущие действия, каждый день нам приходится запоминать и воспроизводить огромный объем информации. Для того чтобы это получалось у нас качественно, мы, как один из вариантов, можем управлять своим временем».

Фасилитация

«Зачем управлять своим временем»

Длительность.15 минут.

Ход работы. «Япредлагаю вам начать с того, чтобы ответить на вопрос: зачем нам необходимо управлять своим временем?».

Тренер предлагает участникам высказаться, обобщает их мнения, делает выводы.

Мини-лекция

«Целеполагание. Техника постановки целей по "SMART"»

Длительность.20 минут.

Содержание.Тренер показывает участникам, что лишь четкая цель позволяет добиться выдающихся результатов. Он знакомит группу с техникой SMART, показывает преимущества фиксирования целей на бумаге и в положительном ключе.

Элементное упражнение

«Учимся формулировать цель»

Длительность. 20 минут.

Ход работы.Участники самостоятельно формулируют в рабочих тетрадях свои цели на ближайший год. Желательно, чтобы несколь­ко из них были рабочими. Все эти цели должны быть сформулиро­ваны по критериям «SMART». Затем каждый участник по очереди зачитывает то, что получил, называет отсутствующие критерии и читает свою формулировку. Другие участники могут проанализиро­вать формулировку соседа.

Разминка класса Б

«Блудный заяц»

Ход работы.«В игре есть один водящий, сначала им буду я. Я как водящий говорю вам: "Поменяйтесь местами те, у кого..." И называю любой признак, который объединяет хотя бы нескольких из вас. Те из вас, у кого есть этот признак, должны поменяться местами, а кто не успеет, становится водящим. Моя задача как водящего — занять свободный стул, пока вы меняетесь местами. В игре нельзя оставать­ся на своем месте, если у вас есть указанный водящим признак, иначе вы автоматически становитесь водящим. Новый водящий тоже говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого...» Итак, поменяйтесь местами те, кто в джинсах. Меняйтесь!»

Бизнес-мостик.«Эта разминка требует внимательности ибыстро­ты реакции. Как добиться этого в повседневной жизни? В этой час­ти тренинга мы с вами об этом и поговорим».

Тема 2

ПЛАНИРОВАНИЕ - КАК ОТСЕЯТЬ ЛИШНЕЕ И НАЙТИ ВРЕМЯ НА ГЛАВНОЕ

Пантомима

Длительность.15 минут.

Ход работы.Участники делятся на пары. Каждой паре выдается одна или две карточки с кратким описанием какого-либо принципа планирования. Задача пары — показать принцип пантомимой, не­вербально, без использования слов. Так, чтобы принцип был узна­ваем. 7 минут пары готовятся. Затем каждая пара по очереди пока­зывает свою пантомиму, и вся группа угадывает, какой принцип планирования был показан.

Мини-лекция

«Принципы планирования»

Длительность.25 минут.

Ход работы.Тренер знакомит участников с принципом Эйзенхау­эра, который позволяет комбинировать два критерия: «ВАЖНО» и «СРОЧНО». Для иллюстрации используется «галечный принцип» — используя крупные, средние и очень мелкие предметы (в данном тренинге были применены яблоки, мандарины и сахарный песок) показываем, что в зависимости от последовательности упаковки этих предметов в одну и ту же емкость помещается разное их количество. Кроме того, тренер знакомит участников с принципом Парето и динамикой работоспособности человека в течение рабочего дня.

I. Период врабатываемости. Он зависит от сложности работы, внешних (погода, события) и внутренних (самочувствие) условий.

П. Период устойчивой работоспособности.

III. Период появления и нарастания утомления. Для профилак­тики рекомендуются перерывы и контроль калорийности пищи, а также прогулки.

тренинг «управление временем или как выделить время на главное» - student2.ru

Комплексное упражнение

«Планируем рабочий день»

Длительность.25 минут.

Ход работы.Ориентируясь на рабочие цели, зафиксированные в рабочих тетрадях, участники составляют список дел на ближайший рабочий день. Далее все эти дела ранжируются согласно принципу Эйзенхауэра. После этого участники подсчитывают, сколько време­ни у них уйдет на выполнение задач «А» и «В», и, учитывая то, что запланировать можно не более 4,5 часа рабочего дня, составляют окончательный его план.

Разминка класса В «Колпак»

Ход работы.«Сейчас мы с вами будем тренировать внимательность, скорость и точность восприятия информации. Нам нужно повторять следующие слова: "Колпак мой треугольный, треугольный мой кол­пак. А если не треугольный, то это не мой колпак". Теперь вместо слова "колпак" дважды хлопните себя по голове. Теперь вместо сло­ва "мой" укажите на себя. Теперь вместо слова "треугольный" пока­жите три пальца и локоть».

Бизнес-мостик.«Данное упражнение было бы сложно выполнить в том случае, если бы мы не стали делить его на части. Поскольку мы это сделали, каждый из нас смог достаточно быстро и правильно воспроизвести нужные движения».

ТЕМА 3

ПОГЛОТИТЕЛИ ВРЕМЕНИ, ИЛИ ГДЕ ВЗЯТЬ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ...

Модерация

«Что или кто отнимает у вас время?»

Длительность.40 минут.

Ситуация.«Представьте ваш обычный рабочий день».

Вопрос.«Что или кто отнимает у вас рабочее время?»

Ход работы. Тренер делит участников на две группы, раздает каждой группе листочки клейкой бумаги post-it и дает задание: «За 10 минут перечислите как можно больше факторов, которые отнимают у вас время и мешают сосредоточиться на работе. Одно условие — пишем на одном листочке. Затем каждая группа выбирает из своих рядов одного оратора, который озвучивает результаты работы группы перед всеми участниками и наклеивает листочки на доску. Наклеиваются только те условия, с которыми согласны абсолютно все участники тренинга. Начинает группа, у которой меньше всех листочков. Осталь­ные ораторы внимательно следят за выступающим и убирают из своих списков те условия, которые уже появились, чтобы не повторяться».

После выступления всех групп тренер классифицирует все условия и делает выводы: «Все наши факторы можно разделить на две груп­пы — те, которые мы создаем сами, и те, которые появляются в ре­зультате деятельности других людей. Сейчас мы с вами поговорим о том, как избавиться от поглотителей, возникающих в результате неэффективного самоменеджмента».

Мини-лекция

«Самоменеджмент, или Я ВСЕ УСПЕЮ»

Длительность. 20 минут.

Содержание. Тренер знакомит участников с различными принци­пами эффективной организации времени:

1. Объединение мелких, но похожих дел в один блок (например, телефонные разговоры, чтение электронной почты и написание писем, работа с финансовыми документами, планирование целей и т. д.).

2. Принцип «Каждое утро съедай лягушку» (например, ежедневное решение мелких и неприятных дел для избавления себя от нависания этой неприятной задачи на целый день).

3. Работа с кайросами — задачами, которые нельзя запланировать (например, это задачи, связанные со встречей определенного челове­ка или с посещением определенного места). Кайрос — это удобный момент или обстоятельства для совершения какого-либо дела. Реше­нием может явиться создание определенных контекстов, например в Outlook, обращение к нему при приближении какого-либо кайроса.

4. Работа со «слонами» — очень крупными задачами. Способ борь­бы с ними — разбивание слона на маленькие кусочки. При этом необходимо каждый день съедать один бифштекс.

Тренер знакомит участников с различными способами эффектив­ного хранения информации:

«Создадим место хаоса, в которое будем складывать всю входящую документацию, не нашедшую до этого момента своего места. Когда место хаоса становиться достаточно большим и поиск документов в нем уже затрудняется, мы вычленяем из него наиболее легко опреде­ляемый тип документов и уже тогда складываем его в папочку и на­клеиваем ярлычок. Простота и удобство достигаются за счет того, что мы не изобретаем заранее продуманную и единственно верную струк­туру, она вырастает сама, а мы ее асфальтируем. Второй инструмент связан с электронной почтой. Давайте будем всегда заполнять поле темы письма, формулируя его кратко и четко. Тогда у нас во много раз меньше времени будет уходить на поиск нужного документа».

Мозговой штурм

«Как бороться с поглотителями, которые определяются внешними обстоятельствами»

Длительность. 45 минут.

Ход работы.Тренер делит участников на две группы. В течение семи минут каждой группе необходимо собрать максимальное число идей и предложений на тему «Как бороться с поглотителями, которые определяются внешними обстоятельствами» (выделенными в резуль­тате модерации).

В течение следующих семи минут каждой группе необходимо:

1) расклассифицировать выработанные идеи и предложения;

2) отсеять заведомо нереализуемые решения;

3) выбрать наиболее удачные решения;

4) проработать конкретные пути реализации этих решений;

5) определить средства, необходимые для осуществления этих решений;

6) распределить внутри группы ответственность за реализацию конкретных решений;

7) представить результаты работ остальным.

После этого каждой группе нужно подготовить выступление от группы с использованием ватмана, фломастеров и других средств наглядного изображения предложений и представить в течение трех минут свои идеи так, чтобы все слушающие их поняли и приняли.

Разминка класса Г

«Путаница»

Ход работы.Известно, что часто случаются ситуации, которые требуют быстрого решения. «Давайте измерим, как это происходит у нас. Мне нужен доброволец. Я попрошу тебя выйти и подождать за дверью. Оставшиеся участники, встаньте, пожалуйста, в круг и возь­митесь за руки. Ваша задача — запутаться как можно сильнее. От­пускать руки участники не должны.

Задача выбранного участника — распутать путаницу. Разнимать руки участников при этом нельзя.

Бизнес-мостик.Очень часто многое зависит от сложности ситуа­ции, однако сильное влияние имеет и личность ведущего.

ТЕМА 4

Я ХОЗЯИН СВОЕГО ВРЕМЕНИ

Тест

«К какому типу вы принадлежите»

Длительность.15 минут.

Ход работы.«Отметьте те высказывания, которые относятся имен но к вам (данный тест представлен в методических материалах).

Мини-лекция «Различные типы людей по отношению ко времени»

Длительность.15 минут.

Содержание.Здесь можно рассказать о различных типах, индивИ' дуальных особенностях и предпочтениях каждого типа.

Упражнение

«Градусник»

Длительность. 15 минут.

Ход работы.Тренер предлагает участникам указать на фадусниках изображенных на флип-чарте, то, насколько участники считают принципы, озвученные и отработанные на тренинге, применимым! в своей жизни; готовы применять данные принципы и уверены i успехе от их применения.

В случае возникновения противоречий тренер разбирает их вме сте с участниками.

Разминка класса Д

«Пакуем чемоданы»

Подробнее см. в книге «Энергия бизнес-тренинга».

Подведение итогов дня.

Обратная связь от участников, анкета дня

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ТРЕНИНГУ

Пантомима

Используется в тренинге в 11.50.

То, что срочно, — не всегда важно, а то, что важно, — не всегда срочно. Поэтому важно отличать «важное» от «срочного».

Установите временные границы и только после этого приступай­те к работе.

Планирование — лучший способ избавиться от спешки и выпол­нить все вовремя

Тест

«К какому типу вы принадлежите»

Бланк

Отметьте те высказывания, которые относятся именно к вам.

Я могу быстро провести анализ и сразу же распознаю главное А
Обычно я составляю лишь грубый, предварительный план А
Мне всегда хочется сделать все сразу А
Я могу разговаривать с кем-то и при этом параллельно выполнять какое-либо задание А
Я часто приступаю к выполнению каких-либо смежных заданий А
Я ненавижу скуку и заниженные требования А
У меня в запасе всегда есть несколько способов решения той или иной задачи А
Я часто действую импульсивно и иногда не довожу свои дела до конца А
Я имею склонность к беспорядку и изнурительной работе А
Я всегда занимаю лидирующую позицию в дискуссиях и на встречах А
Когда мне срочно что-то нужно, я могу с легкостью прервать других, но не люб­лю, когда мешают мне А
Я всегда с удовольствием приступаю к новым и интересным заданиям Б
Я часто меняю свои приоритеты Б
Я часто оказываюсь в плену у слишком большого количества заданий Б
Мне не хватает самодисциплины при планировании собственного времени Б
Я склонен часто не доделывать задания и перескакивать с одних дел на другие Б
На моем столе всегда хаос. Я склонен к беспорядку Б
Я часто могу сказать «да» не подумав, а потом не выполнить обещанное Б
Я стараюсь избегать рутинной работы и если даже берусь за нее, то выполняю только ту, которая является крайне важной Б
Я часто отрываю от работы окружающих и позволяю им тоже отрывать и отвле­кать меня. Мне гораздо приятнее поболтать, чем заняться работой Б
У меня проблемы с пунктуальностью Б
Я работаю медленно, но постоянно и последовательно. Я всегда делаю все верно и по порядку В
Я ненавижу, когда сроки давят на меня, и всегда выстраиваю для себя иерархию приоритетов, потому что это помогает мне обрести уверенность и навести поря­док в делах. Я много записываю, чтобы потом сделать все правильно В
Мне нужно время, чтобы спокойно все обдумать В
Я скорее организованный человек В
Я неохотно говорю «нет», потому что это может ухудшить взаимоотношения с коллегами В
Я стараюсь по возможности избегать конфронтации с окружающими В
Я часто ловлю себя на том, что отказываюсь от выполнения горящих дел в поль­зу менее важных и срочных В
Я вовремя прихожу на заседания и совещания, но при этом веду себя на них достаточно скромно, сдержанно и неохотно возлагаю на себя ответственность за что-либо В
Если мне перепоручили какое-либо дело, то я часто задаю вопросы и уточняю детали, особенно вначале В
Я часто трачу больше времени на составление планов, чем непосредственно на сами действия Г
Я всегда основательно продумываю все приоритеты Г
Если новое задание идет вразрез с намеченным мною планом, я говорю «нет» Г
Мне всегда требуется много времени на выступление с докладом, при этом кол­легам оно часто кажется слишком сложным Г
На конференциях мне часто бывает трудно быстро прийти к какому-то решению Г
Я всегда пунктуален и прихожу на встречу хорошо подготовленным. Я приношу с собой много полезной документации Г
Я всегда четко соблюдаю все правила и предписания Г
На моем столе всегда безупречный порядок, все лежит на своем месте Г
Если я перепоручаю кому-то свои дела, то всегда объясняю каждую деталь и требую подробных отчетов Г

Ключ

Посчитайте количество букв и определите, к какому типу вы от­носитесь.

Если вы набрали больше всего «А», то вы — доминантный менеджер.

Для эффективного управления временем вам следует расставлять приоритеты. Выделите себе время и определитесь со своими целями, ожиданиями и приоритетами. Прежде чем приступать к какому-либо важному заданию, тщательно продумайте все детали и решите, сколь­ко вам потребуется времени на его выполнение. Будьте терпеливее с окружающими, давайте им иногда фору. Не загружайте других боль­шим количеством дел и проектов сразу. Старайтесь как можно реже отрывать других от работы, больше прислушивайтесь к окружающим. Будьте вежливы и всегда смотрите в глаза собеседнику. Меньше со­ревнуйтесь и больше работайте совместно с коллегами. Сначала подумайте, а потом (неторопливо) приступайте к работе. Не спеши­те, не предъявляйте к окружающим бблыхшх требований, чем к са­мому себе. Отдых тоже полезен. Выделяйте себе для него специальное время.

Если вы набрали больше всего «Б», то вы — инициативный менеджер.

Для эффективного управления временем вам следует, прежде чем приступить к новому заданию, закончить предыдущее. Не позволяй­те окружающим отрывать вас от работы и не пользуйтесь подобными перерывами в качестве повода побездельничать. Работайте последо­вательно над начатым вами проектом. Научитесь быть пунктуальным. Не бросайтесь выполнять второстепенные задания и не растрачи­вайте понапрасну свои силы и энергию. Письменно фиксируйте все задания. Составьте себе список необходимых дел и приоритетов, старайтесь придерживаться его. Упорядочите ваш рабочий день и составьте его план. Заведите ежедневник или органайзер и исполь­зуйте его также как средство самодисциплины. Разберите свой рабо­чий стол и очистите корзину для бумаг. Не позволяйте отвлекать вас

по личным вопросам. Ограничьте время на разговоры, будьте менее общительны.

Если вы набрали больше всего «В», то вы — организованный менеджер.

Для эффективного управления временем вам следует поискать новые, более короткие пути к достижению намеченных целей взамен старых, уже испытанных. Увеличьте свою производительность труда и ускорьте рабочий процесс. Обменивайтесь опытом с коллегами, расспросите их, как они распределяют свои дела и приоритеты. Во­время распознавайте проблемы и решайте их. Умейте находить ре­шения и в межличностных конфликтных ситуациях. Чтобы избежать спешки и не зависеть от времени, старайтесь начинать свой рабочий день раньше. Меньше думайте о затратах труда и больше о результа­те. Чтобы не попасть в цейтнот, вовремя обращайте внимание на конечные сроки. Относитесь позитивно к любым изменениям, они обогатят вашу жизнь. Решайте свои задачи сами, при этом начинай­те с малого. Больше доверяйте себе, говорите громче. Чаще говори­те «нет».

Если вы набрали больше всего «Г», то вы — добросовестный менеджер.

Для эффективного управления временем вам следует еще раз тщательно просмотреть и продумать свой план. Если вы запланиро­вали слишком много, то у вас останется очень мало времени на его переработку или на внесение внезапных изменений. Сконцентри­руйтесь на результате, а не на безупречном выполнении. Вы не мо­жете избежать всех возможных рисков, постарайтесь это понять. Принимайте наиболее приятные для вас решения, даже если не об­ладаете достаточной информацией. Не тратьте столько времени на исследование и анализ. Установите себе четкие временные фаницы для выполнения каждого задания. Поставьте перед собой достижимую цель. Не требуйте от себя слишком многого. Знайте, что совершен­ство тоже имеет свои границы: «хорошо» — лучше, чем «превосход­но». Не будьте чересчур требовательны к себе и окружающим. Про­являйте снисходительность. Не забывайте, что люди гораздо важнее, чем строгие уставы и директивы.

ТРЕНИНГ «БЫТЬ НАСТАВНИКОМ - ЭТО...»

(Введение в специальность «Продавец-наставник»)

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТРЕНИНГА

Тренинг является первой ступенью в длительной трехступенчатой системе обучения продавцов-наставников. Тренинг «Быть настав­ником — это...» создан для того, чтобы помочь продавцам (другим сотрудникам), адаптироваться к новой должности, понять, какие требования предъявляются к их работе, а также какие задачи перед ними поставлены. Вторая ступень посвящена отработке навыков по индивидуальной работе сотрудника с новичками. Третий тренинг ориентирован на постановку навыков, связанных с проведением групповых занятий на рабочем месте (в магазине, в отделе и т. д.) перед началом работы.

Основные цели тренинга:

· Сформировать у участников понимание роли наставника.

· Выработать базовые навыки, необходимые в работе.

Основные задачитренинга:

· Сформировать понимание роли наставника и его задач по обу­чению сотрудников.

· Научить участников устанавливать и поддерживать доверитель­ные отношения с обучаемыми.

· Научить участников правилам передачи информации и знаний стажерам и действующим сотрудникам.

· Сформировать навык активного слушания.

· Показать инструмент, с помощью которого наставники смогут понять, как удобно получать знания их стажерам, и научиться составлять индивидуальный план обучения.

Продолжительность тренинга

Тренинг рассчитан на 1 день — 8 часов (с 10 до 18 часов). Общая продолжительность «полезных» часов (тренинговое время

без перерывов) — 6,5 часа.

Предусмотрены перерывы: обеденный — 1 час; два перерыва по15 минут.

Участники тренинга

Продавцы-наставники магазинов розничной сети, директора или администраторы магазинов, менеджеры или другие специалисты, в обязанности которых входит курирование и обучение новых сотруд­ников (стажеров).

Число участников в тренинге — 12 человек.

Ключевая идея тренинга

В работе наставника совсем не важно, какой у тебя новый сотруд­ник и какие у него качества. Важно лишь то, кем ты являешься по отношению к нему, и то, как ты умеешь выстроить с ним отношения и передать знания.

ПЛАН-ТАЙМИНГ ТРЕНИНГА

Время Тема Комментарии, действия
10.00-10.20 Начало тренинга 1. Приветствие и презентация тренера, знакомство участников друг с другом, сбор ожиданий, объяснение правил тренинга. 2. Притча «Солнце и ветер»
10.20-10.30 Разминка класса А «Снежный ком»
10.30-11.30 Тема 1. Роль и задачи наставника. 1 час 1. Мини-лекция «Задачи наставника». 10 минут. 2. Ролевая игра «Слепой и поводырь». 10 минут. 3. Анализ игры «Чувства слепого и поводы­ря». 15 минут. 4. Групповая дискуссия «Что нужно сде­лать, чтобы повести за собой человека и он захотел пойти?» 25 минут
11.30-11.45 Перерыв  
11.45-11.55 Разминка класса Б «Разожми кулак партнера»
11.55-13.00 Тема 2. Способы взаимодействия, или Как сделать обуче­ние эффективным. 1 час 5 минут 1. Ролевая игра с обсуждением «Случай в школе». 20 минут. 2. Мини-лекция «Различия ролей "Адвокат" и "Прокурор". Алгоритм работы в роли "Адвокат"». 20 минут. 3. Элементное упражнение «Отработка на­выка "Адвокат"». 20 минут. 4. Анекдот про дрессировку собачки. 5 ми­нут
13.00-14.00 Обед  
14.00-14.10 Разминка класса В Пантомима. 10 минут
14.10-16.00 Тема 3. Технология передачи знаний. 1 час 50 минут 1. Ролевая игра «Передай рисунок-1». 15 минут. 2. Мини-лекция «Правила передачи инфор­мации». 15 минут. 3. Комплексное упражнение (в парах) «Пе­редай рисунок-2». 15 минут. 4. Модерация «Что такое слушать внима­тельно и невнимательно» (с обсуждением чувств, которые мы испытываем). 30 минут. 5. Мини-лекция «Техники активного слуша­ния». 15 минут. б. Элементное упражнение «Мудрый слуша­тель» (отработка техник активного слуша­ния). 20 минут
16.00-16.15 Перерыв  
16.15-16.25 Разминка класса Г «Почувствуй партнера»
16.25-17.40 Тема 4. Индивиду­альный подход в обучении персонала. 1 час 15 минут 1. Фасилитация «Что для вас важно, когда вам нужно освоить новые знания?» 10 ми­нут. 2. Тест «Как я обучаюсь?» Пишем тест, как самодиагностику. 20 минут. 3. Мини-лекция «Четыре способа получе­ния новых знаний». 15 минут. 4. Групповая дискуссия «Результаты теста и мои наблюдения в жизни. Как будем обу­чать стажеров разных типов?» 30 минут
17.40-17.50 Разминка класса Д «Быть наставником — это...»
17.50-18.00 Завершение тренинга   Подведение итогов дня, обратная связь от участников, домашнее задание, заполнение анкет

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Начало тренинга.

Приветствие и презентация тренера, знакомство участников друг с другом, сбор ожиданий, объяснение правил тренинга

Приветствие и презентация тренера.

Презентация программы — метафора тренинга

Притча

«Солнце и Ветер»

Текст. «Однажды поспорили между собой Солнце и Северный Ветер, кто из них сильнее и могущественнее. "Я" — сказал Ветер, "Нет, я" — сказало Солнце. Тут они решили помериться силами. На дворе стояла осенняя дождливая погода, было зябко и сыро. По до­роге шел одинокий путник, кутаясь в воротник своего пальто. "От­лично, — сказало Солнце, — выиграет спор тот, кто быстрее заставит этого путника снять свое пальто". Ветер согласился, подтянулся и дунул и что было сил. Путник еще больше закутался в свое пальто. Ветер дул сильнее и сильнее, а путник все больше пригибался и ку­тался, спасаясь от холодного ветра. Настал черед Солнца. Оно вы­глянуло из-за тучи и протянуло путнику свои ласковые и теплые лучи. Сначала путник выпрямился, потом опустил свой воротник. А Солн­це все посылало и посылало свои нежные и добрые лучики ему на­встречу. Еще через некоторое время путник снял пальто. Так Солнце выиграло спор».

Бизнес-мостик.Не всегда силой мы можем расположить к себе человека. Когда мы работаем со стажерами, мы больше их знаем. У нас больше опыта, и мы часто жалуемся, что нам попался плохой (ленивый, труднообучаемый и т. д.) стажер. Притча нам наглядно показала, что совсем не важно, какой у тебя стажер (путник), важно то, кем ты являешься по отношению к нему, и то, как ты умеешь выстроить отношения сним и передать знания. На сегодняшнем тренинге мы будем говорить больше о наставнике — о его роли и задачах в рамках магазина, умении выстроить отношения с любым человеком, умении составлять индивидуальный план обучения и передавать знания новым сотрудникам.

После этого происходит знакомство участников и сбор ожида­ний.

Установление правил.Регламент тренинга, выключение мобильных телефонов, конструктивная активность, «Я-сообщение», говорим по одному (правило поднятой руки).

Разминка класса А

«Снежный ком»

Ход работы.Участники стоят в кругу.

«Вспомните, пожалуйста, три положительных качества, которы­ми должен обладать, по вашему мнению, продавец-наставник. Вспом­нили? Отлично. Теперь один человек называет свое имя и положи­тельное качество, второй повторяет имя первого и его качество, потом называет свое имя и свое качество. Делаем так по кругу снеж­ным комом — каждый последующий участник повторяет имена и качества всех предыдущих».

Бизнес-мостик.«Мы назвали много положительных качеств, кото­рыми должен обладать продавец-наставник. Давайте посмотрим, ка­кие задачи в магазине может решать человек с такими качествами»

ТЕМА 1

РОЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИКА

Мини-лекция

«Задачи наставника»

Длительность.10 минут.

Содержание. Задачами наставника являются:

1. Адаптация новых сотрудников, чтобы быстрее ввести их в команду магазина, чувство поддержки.

2. Обучение (первичное — продукт, стандарты обслуживания, технологии работы) и создание благоприятной атмосферы.

3. Обучение действующих сотрудников:

· поддержание знаний в актуальном состоянии;

· коррекция знаний;

· введение новых знаний (новая коллекция, новые на­выки);

· обучение для карьерного роста (на кассира и администра­тора).

4. Отслеживание того, чтобы каждый в магазине занимался сво­им делом (наставник постоянно в магазине и у него больше возможностей заниматься новым сотрудником, не отрываясь отдела).

5. Избежание или улаживание конфликтов в коллективе (все люди разные, бывают моменты недоговоренности, недополучения достаточного объема информации, встречается негативное отношение к новеньким сотрудникам).

6. Создание команды в магазине.

Что делает в магазине наставник со стажером (новым продав­цом)?

Наставник со стажером:

· вводит в коллектив;

· дает первоначальные знания;

· осуществляет поддержку знаний в актуальном состоянии и их корректировку.

Ролевая игра

«Слепой и поводырь»

Длительность.25 минут.

Ход работы.Тренер просит участников выйти из зала на несколько минут. В это время они должны распределиться по парам (желатель­но с тем, с кем меньше всего знакомы) и за руку войти в аудиторию. В это время тренер ставит стулья в виде лабиринта с препятствиями (стулья вверх ногами, баррикадой вместе и т. д.).

«Один из вас — слепой, он закроет глаза и не будет подглядывать. Второй в паре — поводырь, его задача любым способом провести "слепого" по лабиринту. По команде "Марш" — слепые закрывают глаза, а поводыри начинают движение. По команде "Стоп" — уча­стники должны остановиться и поменяться ролями».

Анализ игры

«Чувства слепого и поводыря»

Длительность.15 минут. Ход работы.

1. На доску выписываем чувства, которые испытывали участники в роли слепого и поводыря. Как это напоминает нам нашу работу?

2. Роль наставника: ведущий или ведомый?

Групповая дискуссия

«Что нужно сделать, чтобы повести за собой человека, а он захотел пойти?»

Длительность.25 минут.

Темы для обсуждения.Чтобы повести за собой человека, а он за­хотел пойти, необходимо:

· сделать первый шаг навстречу и начать общаться первым; П создать доверительные отношения;

· придерживаться комфортной дистанции;

· выражать доброжелательность и стремление поддержать;

· улыбаться, проявлять внимание, терпение, уважение, искрен­ность;

· поддерживать общение и диалог;

· предоставить человеку свободу действий.

ТЕМА 2

СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ

Разминка класса Б

«Разожми кулак»

Длительность.10 минут.

Ход работы.Участники становятся парами. Задача первого участ­<

Наши рекомендации