Принципы выделения центров ответственности на предприятии
Чаще всего на практике применяют следующие принципы: функциональный, территориальный, соответствия организационной структуре и сходства структурных издержек
По функциональному принципу выделяют следующие центры ответственности
обслуживающие - оказывают услуги другим центра ответственности внутри предприятия (электроподстанция, рабочая столовая и др.) - это вспомогательные центры;
материальные центры ответственности служат для заготовки и хранения материалов (отдел материально-технического снабжения, склады), это могут быть как основные, так и вспомогательные центры Обычно затраты материальных центров ОТВЕТС ности можно отнести на конкретный вид продукции;
производственные центры ответственности - это подразделения основного и вспомогательного производств Расходы подразделений основного производства обычно можно отнести на конкретную продукцию Расходы вспомогательных производственных центров включаются в собиварт мость продукции опосредованно (через основные центры ответственностиі).
управленческие центры ответственности - заводоуправление, бухгалтерия, юридический отдел и тп Расходы этих центров непосредственно не связаны с конкретными видами продукции На практике обычно их распределяют по видам продукции пропорционально в выбранной базе (зарплате, прямым затратам)м);
сбытовые центры ответственности занимаются реализацией продукции (отдел маркетинга, отдел сбыта), это основные центры ответственности, их работу, как правило можно соотнести с конкретными видами продукции
По территориальному принципу существует два варианта деления на центры ответственности
в рамках одного центра ответственности объединены несколько функций Например, некоторое предприятие имеет несколько представительств в разных регионах, и каждое такое представительство занимается маркетингом, рекламой сбытом продукции и отслеживанием договоров Представительства эти небольшие, а потому делить их на более мелкие центры ответственности нерационально Каждое такое представительство становится единым центром ответственности, сочетающий сразу несколько функций: маркетинг, рекламу, сбыт и отслеживания договоровів;
один функциональное направление деятельности подразделяют на несколько центров ответственности Например, предприятие имеет несколько складов, размещенных в разных частях города
Идею распределения предприятия на центры ответственности по функциональному принципу можно развить дальше, разделив функциональные центры по принципу сходства структуры затрат (дополнительное удобство - - возможность работы с одинаковыми калькуляциями расходов, одинаковыми нормативами) Например, в ремонтном цехе немного сверлильных, несколько, фрезерных станков, которые можно объединить в одну структуру для упрощения вычисленв.
Выбор способа распределения предприятия на центры ответственности определяется спецификой конкретной ситуации, при этом необходимо учесть следующие требования:
в каждом центре затрат должны быть показатели для измерения объема деятельности и база для распределения расходов;
в каждом центре должен быть ответственный;
степень детализации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было слишком трудоемким;
желательно, чтобы для любого вида затрат предприятия существовал такой центр, для которого данные затраты являются прямыми;
на центры затрат желательно относить только прямые затраты, а распределение общехозяйственных расходов не учитывать;
поскольку распределение предприятия на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, необходимо учитывать социально-психологические факторы
Распределение предприятия на центры ответственности является фундаментом управления и представляет собой важнейший элемент всей системы контроллинга
34 Сущность и организация бюджетного планирования
Бюджетное планирование - это комплекс организаций-но-технических, методических и методологических мероприятий на таких стадиях бюджетного процесса как составление, рассмотрение и утверждение бюджетов для определения объемов в и источников формирования и направлений использования бюджетных ресурсов государства с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития обществ.
Бюджетное планирование является составляющей общегосударственного экономического планирования и занимает центральное место в финансовом планировании От уровня сбалансированности бюджета на стадии планирования, точности экономичным них и социальных прогнозов зависит стабильность функционирования бюджетной сферы и уровень исполнения программ в течение будущего бюджетного периоду.
Организация бюджетного планирования будет эффективной, если в нее заложены научно обоснованные принципы К ним относятся основные принципы бюджетного планирования:
- комплексный подход к основным параметрам экономического и социального развития в тесной взаимосвязи с имеющимися бюджетными возможностями;
- органическая связь бюджетного планирования с планами социально-экономического развития государства и регионов, между прогнозными и текущими бюджетными планами;
- демократизация бюджетных отношений, т.е. при планировании необходимо учитывать оптимальные связи между государственным и местными бюджетами, а также между звеньями местных бюджетов;
- приоритетное значение бюджетного планирования во всей совокупности финансовых планов;
- научное обоснование планов, предусматривает реальность прогнозных расчетов, их экономическую обоснованность;
- применение единой методологии по проведению бюджетных расчетов;
- рациональное определение источников мобилизации бюджетных ресурсов и оптимальный их перераспределение через звенья бюджетной системы;
- создание необходимых резервов для обеспечения непрерывности бюджетного процесса;
- директивность и обязательность выполнения показателей бюджета всеми субъектами бюджетных отношений
Опираясь на указанные принципы, бюджетное планирование обеспечивает надлежащее функционирование бюджетной системы и проведения действенной бюджетной политики в соответствии с экономической ситуацией в каждом конкретном ном этапе развития обществ.
зависимости от субъектов и уровней бюджетного планирования различают: возведено, территориальное и адресное планирование
Сводное бюджетное планирование осуществляется на стадии составления проектов бюджетов с целью обеспечения их сбалансированности На этом этапе определяются основные направления работы, формы и методы мобилизации бюджетных ресурсов, осуществляется изменяется взаимоувязки основных макропоказателей экономического и социального развития Несмотря на то, что возведенные бюджеты не имеют правовой нагрузки, их показатели широко используются для а налезет процессов формирования и использования финансовых ресурсов государства, определения объемов регулирующих доходов и межбюджетных трансфертов Для этого проводят комплексные расчеты по показателям валов ого внутреннего продукта и национального дохода, определяют уровень поступлений в бюджет и государственные целевые фонды, минимальный уровень социальных потребностей и т.д. В условиях административной реформы, ро зширення бюджетных прав органов местного самоуправления роль сводного бюджетного планирования снижаетсяться.
Территориальное бюджетное планирование предусматривает составление и обеспечение выполнения представительными и исполнительными органами власти на местном уровне соответствующих местных бюджетов, что является их финансовой базой и обеспечивают их финанс сову независимость Кроме того показатели этих бюджетов могут использоваться для определения средней финансовой обеспеченности соответствующих административно-территориальных единиц Роль территориального бюджетного планирования значительно усиливается, что связано с существенным расширением властных полномочий органов местного самоуправления и укрепления их финансовой базызи.
Адресное бюджетное планирование заключается в согласовании и увязке конкретных показателей бюджетов с показателями финансовых планов субъектов хозяйствования
Адресность бюджетного планирования обеспечивается, с одной стороны, централизацией бюджетного планирования по принципу доведения показателей сверху вниз, с другой стороны, - тесной связью и согласованности по оказникив бюджета с показателями финансовых планов главных распорядителей бюджетных средств.
Конечным результатом процесса бюджетного планирования является совокупность решений и бюджетных показателей в виде государственного, местных и сводного бюджетов