Поступление готовой продукции на склад

Для учета передачи готовой продукции из производства в места хранения в качестве первичного документа применяется накладная на передачу готовой продукции в места хранения (форма № МХ-18). Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего готовую продукцию. Один экземпляр служит сдающему структурному подразделению основанием для списания продукции, а второй – принимающему складу для оприходования продукции. Накладная подписывается материально ответственными лицами сдатчика и получателя и сдается в бухгалтерию для учета движения продукции.

Кроме того, сдачу продукции из производства на склад можно оформлять приемо-сдаточными накладными, актами, спецификациями или другими документами, которые выписывают в цехах в двух экземплярах. В накладной указываются цех-сдатчик, склад-получатель, наименование и номенклатурный номер изделия, дата сдачи и количество сданной продукции. Накладная может составляться за день или за несколько дней. В накладной подсчитывается количество сданной продукции по каждому наименованию, указывается учетная цена за единицу продукции и стоимость выпущенной продукции по учетным ценам. Подписывается накладная представителем цеха-сдатчика, склада-получателя и отдела технического контроля. Один экземпляр передается кладовщику, а другой с распиской о приеме продукции остается в цехе.
К приемо-сдаточной накладной может быть приложено заключение лаборатории или отдела технического контроля о качестве произведенной продукции, либо отметка об этом делается непосредственно в накладной.

Наряду с накладными или актами приема-сдачи применяются накопительные ведомости, которые выписывают на каждое наименование продукции. В накопительной ведомости отражаются все операции по сдаче продукции за месяц. Такой учет облегчает контроль за выпуском изделий, сокращает количество первичных документов. Следует иметь в виду, что первичные документы, разработанные предприятием, должны иметь обязательные реквизиты и должны быть утверждены в учетной политике предприятия.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения утверждены постановлением Госкомстата РФ от 09.08.1999 № 66[53].

При ведении складского учета готовой продукции, товарно-материальных ценностей (ТМЦ) применяются два различных метода учета: сортовой и партионный.

При сортовом методе продукция хранится на складах по сортам (наименованиям) и учитывается на карточках сортового учета, где отражается ее наличие и движение (приход и расход). Каждая вновь поступающая партия присоединяется к имеющимся товарам того же наименования и сорта. Материально ответственные лица могут вести учет продукции в журналах учета товарно-материальных ценностей, где на каждое наименование и сорт открывается одна или несколько страниц в товарном журнале (в зависимости от объема операций по приему и расходу).

При автоматизации бухгалтерского учета соответствующие регистры бухгалтерского учета могут формироваться в бездокументарной форме на магнитных носителях. Учет на карточках сортового учета описан в главе 15.3 «Поступление материалов».

При партионном методе учет товаров ведется в таком же порядке, как и при сортовом методе, но отдельно по каждой партии товаров. Под партией понимаются товары, поступившие одновременно по одному документу либо по нескольким документам.

Партионный метод учета и хранения товаров следует применять одновременно в бухгалтерской службе и на складе.

Особенности партионного метода учета товаров:

· аналитический учет товаров ведется на специальных карточках – партионных картах (форма № МХ-10), в которых указываются поступление товаров данной партии и расход товаров только из данной партии;

· партионные карты регистрируются с присвоением номера данной партии товаров;

· каждая партия товаров на складе размещается обособленно, т.е. отдельно от других товаров;

· в первичных расходных документах делаются отметки об отпуске товаров из данной партии (указывается номер партионной карты);

· оборотные ведомости по товарам данной партии составляются отдельно от других товаров;

· после полного выбытия со склада данной партии товаров или при наличии незначительных остатков производится инвентаризация по данной партии товаров и составляется акт о расходе товаров по партиям (форма № МХ-12). Если в процессе инвентаризации обнаруживаются расхождения данных по приходу и расходу товаров по отдельной партии, составляется акт о расходе товаров по партии (форма № МХ-11). Выявленные в процессе инвентаризации излишки приходуются, а недостачи и потери от порчи списываются в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Недостачи и потери от порчи в пределах норм естественной убыли относятся на расходы по продажам, сверх норм – за счет виновных лиц.

Документальное оформление отгрузки

Отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется в организациях на основании соответствующих первичных учетных документов – накладных. В качестве типовой формы накладной может использоваться форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону».

В крупных и средних организациях может быть использована (как один из вариантов) следующая схема движения накладных на отпуск готовой продукции.

Организации различных отраслей производства могут применять специализированные формы (модификации) накладных и других первичных учетных документов, оформляемых при отпуске готовой продукции. При этом указанные документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом
«О бухгалтерском учете». Кроме того, накладная должна содержать дополнительные показатели, такие как основные характеристики отгружаемой (отпускаемой) продукции (товара), в том числе код продукции (товара), сорт, размер, марку и т.п., наименование структурного подразделения организации, отпускающего готовую продукцию, наименование покупателя и основание для отпуска.

Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком). Накладная (либо иной аналогичный первичный учетный документ) должна выписываться в количестве экземпляров, достаточном для осуществления контроля за отгрузкой (вывозом) готовой продукции.

Бухгалтерская служба совместно с другими подразделениями организации (отдел сбыта, служба охраны и т.п.) систематически осуществляет выверку данных об отпущенной со склада готовой продукции и других материальных ценностей с данными об их фактическом вывозе путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными.

На основании накладных на отпуск готовой продукции и иных аналогичных первичных учетных документов организация (как правило, отдел сбыта) выписывает счета-фактуры по установленной форме в двух экземплярах, первый из которых не позднее 5 дней с даты отгрузки продукции (товара) высылается (передается) покупателю (п. 3 ст. 168 НК РФ), а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость[54].

 
 
Схема движения накладных на отпуск готовой продукции

Поступление готовой продукции на склад - student2.ru Поступление готовой продукции на склад - student2.ru

Продавцы также ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур, составляемых продавцом при совершении операций, признаваемых объектами, которые облагаются налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.

Счет-фактура, составляемый продавцом при получении денежных средств в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров, также регистрируется в книге продаж. В случае частичной оплаты за отгруженные товары, при принятии учетной политики для целей налогообложения по мере поступления денежных средств, регистрация продавцом счета-фактуры в книге продаж производится на каждую сумму, поступившую в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета-фактуры по этим отгруженным товарам и пометкой по каждой сумме «частичная оплата».

Регистрация счетов-фактур с одинаковыми реквизитами в книге продаж у продавца допускается только в случаях поступления средств в порядке частичной оплаты, а также отгрузки товаров под полученную сумму авансовых или иных платежей с соответствующей корректировкой (зачетом) ранее начисленных сумм налога по платежу.

Книга продаж должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Книга продаж хранится у поставщика в течение полных 5 лет с даты последней записи. Контроль за правильностью ведения книги продаж осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом.

Оценка готовой продукции

Учет и формирование затрат на производство продукции осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Готовая продукция учитывается по фактическим затратам, связанным с ее изготовлением – по фактической производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции.

Себестоимость выпущенной продукции Поступление готовой продукции на склад - student2.ru определяется по формуле:

Поступление готовой продукции на склад - student2.ru ,

где Поступление готовой продукции на склад - student2.ru – незавершенное производство на начало отчетного периода;

Поступление готовой продукции на склад - student2.ru – затраты за отчетный период;

Поступление готовой продукции на склад - student2.ru – незавершенное производство на конец отчетного периода;

Поступление готовой продукции на склад - student2.ru – возвращенные и списанные суммы.

Остатки готовой продукции на складе на конец (начало) отчетного периода могут оцениваться в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете организации:

- по фактической производственной себестоимости;

- по нормативной себестоимости.

Нормативная себестоимость остатков готовой продукции может определяться по прямым статьям затрат.

В аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения готовой продукции разрешается применять учетные цены, в качестве которых могут быть применены: фактическая производственная себестоимость, нормативная себестоимость, договорные цены, другие виды цен.

Фактическая производственная себестоимость продукции применяется, как правило, при единичном и мелкосерийном производствах, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.

Применение варианта оценки готовой продукции по нормативной себестоимости целесообразно в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции. Для организации бухгалтерского учета затрат нормативным методом необходимы разработка и утверждение норм основных затрат (расхода основных и вспомогательных материалов, времени обработки деталей и т.п.) и смет расходов на обслуживание производства и управления. Положительными сторонами применения нормативной себестоимости в качестве учетной цены являются удобство при осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен и единство оценки при планировании и аналитическом учете.

Поступление готовой продукции на склад - student2.ru

Договорные цены в качестве учетных цен применяются преимущественно при стабильности таких цен.

Независимо от выбранного варианта учетной цены по окончании месяца нормативная себестоимость должна быть доведена до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц.

Процент отклонений и нормативная себестоимость отгруженной продукции позволяет рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца. Остаток на конец месяца по фактической себестоимости необходим для последующей сверки с главной книгой, а остаток по учетным ценам сверяется с книгами учета остатка складов.

Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные предприятием, и таким образом характеризуют результаты работы в процессе производства. При учете по нормативной (плановой) стоимости подразумевается, что величина ее отклонения фактической себестоимости должна быть сравнительно небольшой, так как значительное отклонение может означать, что принятая на предприятии методика расчета плановой себестоимости готовой продукции не учитывает всех влияющих факторов, то есть экономически не обоснована.

При использовании в учете других оценок готовой продукции (договорные, оптовые и другие цены) суммы и проценты учитываются в таком же порядке.

Разница между оценкой по нормативной себестоимости или по договорным ценам состоит в том, что при учете по нормативной себестоимости отклонения между фактической и нормативной себестоимостью, как правило, будут положительными, а при учете по договорным ценам разница между фактической себестоимостью и договорной ценой – отрицательной.

Выбор конкретного варианта учетной цены принадлежит организации и должен быть закреплен в учетной политике организации.

18.4. Учет готовой продукции
в бухгалтерии

Заключительным этапом кругооборота хозяйственных средств предприятия является реализация, в процессе которой выявляется полезность и качество выпускаемой продукции. В условиях рыночной экономики выручка от реализации это основной источник бесперебойной работы предприятия, так как позволяет возмещать затраты, связанные с производством и реализацией продукции, перечислять налоги в бюджет, получать прибыль.

В связи с этим под постоянным контролем бухгалтерской службы должны находиться: выпуск продукции, выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям, своевременность оплаты отгруженной продукции.

Наши рекомендации