Тема 2. Учет движения основных средств

1. Документальное оформление поступления основных средств

2. Документальное оформление выбытия основных средств

3. Синтетический учет движения основных средств

Поступление основных средств оформляется актом приемки-передачи (форма № ОС-1) или актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов(форма № ОС-3).

Акт составляет на каждый отдельный объект приемочная комиссия, назначенная приказом руководителя предприятия. В нем указывают год выпуска (постройки) объекта, дату поступления в эксплуатацию, первоначальную стоимость, сумму износа, результаты техосмотра и испытания.

После оформления акт вместе с прилагаемой технической документацией передается в бухгалтерию для открытия инвентарных карточек. Техническая документация после этого направляется в технический отдел (отдел главного механика), а акт – в бухгалтерию или на ВЦ для получения сводных документов о движении ОС.

- причинами выбытия основных средств могут быть:

- ликвидация объекта полностью в силу ветхости, износа, стихийных бедствий, аварий;

- ликвидация части инвентарного объекта в связи с модернизацией, реконструкцией;

- безвозмездная передача другому предприятию;

- реализация (за плату) неиспользуемого оборудования;

- недостача, выявленная при инвентаризации;

- реконструкция и техническое перевооружение предприятия.

Для определения непригодности ОС и оформления необходимой документации на его списание на предприятии создается постоянно действующая комиссия в составе:

- главного инженера;

- начальников структурных подразделений (цехов, служб);

- главного бухгалтера или его заместителя;

- лиц, на которых возложена ответственность за сохранность.

Комиссия:

- производит осмотр объекта и устанавливает его непригодность к дальнейшему использованию и восстановлению;

- устанавливает конкретные причины списания;

- выявляет лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта ОС из эксплуатации;

- определяет возможность использования отдельных узлов, материалов от списываемого объекта и производит их оценку;

- контролирует изъятие и сдачу на склад цветных и драгоценных металлов;

- составляют акты на списание: акт о ликвидации ОС (форма № ОС-4) или акт о ликвидации транспортных средств (форма № ОС-4а).

В актах указывают год изготовления объекта, дату поступления на предприятие, время ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость объекта, срок полезного использования, сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, количество проведенных капитальных ремонтов, причины выбытия, расходы на ликвидацию, доходы.

Составленные комиссией акты утверждаются руководителем предприятия. Только после этого разрешается демонтаж и разборка ОС на детали и узлы.

Оформленный акт о ликвидации ОС передается бухгалтерии предприятия, которая отмечает в инвентарной карточке и описи дату выбытия и номер акта о ликвидации.

Безвозмездную передачу ОС и реализацию оформляют актом приемки-передачи ОС с указанием первоначальной стоимости и суммы амортизации. К акту прилагают инвентарную карточку (в описи и инвентарном списке делается отметка). ОС отправляют предприятию-получателю. После получения от них авизо (извещения) об оприходовании объектов бухгалтерия оформляет выбытие объекта на бухгалтерских счетах.

Вопросы для самоконтроля

1. Какая составляется бухгалтерская запись при безвозмездном получении основных средств?

2. Какой бухгалтерской записью отражается:

- приобретение основных средств, не требующих монтажа?

- приобретение оборудования, требующего монтажа?

- доставка основных средств подрядной транспортной организацией?

- реализация основных средств?

- передача основных средств безвозмездно?

3. Что означают бухгалтерские записи:

Д-т сч. 01 - «Основные средства», К-т сч. 92 - «Внереализационные доходы и расходы»;

Д-т сч. 01 - «Основные средства», субсчет /выбытие, К-т сч. 01 -«Основные средства»;

Д-т сч. 01 - «Основные средства», К-т сч. 08 - «Вложения во внеоборотные активы»;

Д-т сч. 08 - «Вложения во внеоборотные активы», К-т сч. 60 - «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Д-т сч. 51 - «Расчетный счет», К-т сч. 91 - «Операционные доходы и расходы»;

Д-т сч. 02 - «Амортизация основных средств», К-т сч. 01 - «Основные средства»/выбытие?

Задания

1. Составить акт приема-передачи основных средств и открыть инвентарную карточку учета по объекту, принятому в эксплуатацию. Составить бухгалтерские проводки по операции приобретения и ввода в эксплуатацию объекта.

Сведения о вводе в эксплуатацию объекта основных средств:

Комиссия, назначенная директором ПО «Восход», в составе главного механика Голосова И.П., старшего инженера Антонова Н.Г., начальника цеха Семеняко И.Я. приняла вертикально-фрезерный станок модели 6Н11, изготовленный РУП «Серп и молот». Станок соответствует техническим данным, указанным в паспорте № 150. В его первоначальную стоимость входят следующие затраты: оптовая цена согласно платежному требованию поставщика -12 000 000 рублей, НДС -2 160 000 рублей, железнодорожный тариф за доставку-60 000 рублей, НДС по тарифу –

10 800 рублей, затраты ремонтно-механического цеха на сборку, установку и пробный пуск - 87 000 рублей Станку присвоен заводской инвентарный номер 05527. Срок полезного использования установлен комиссией 12 лет. Приемка станка оформлена актом приема-передачи основных средств № 54 от 12 ноября 20____ г.

2. Составить акт о ликвидации основных средств. Отразить операцию выбытия объекта на бухгалтерских счетах. Определить финансовый результат от выбытия объекта основных средств.

Комиссия, указанная в предыдущей задаче, составила акт о ликвидации основных средств № 43 от 22.11.20__ г. Токарный станок списывается из-за ветхости и нецелесообразности дальнейшего ремонта. Его восстановительная стоимость на 1.01.20___г. составила 8 000 000 рублей, сумма начисленной амортизации -7 980 000 рублей расходы по демонтажу станка: 30 000 рублей - начислена заработная плата рабочим по наряду № 87,

12 000 рублей -произведены отчисления на социальные нужды, 3 000 рублей – стоимость смазочных материалов (требование №112). Сдано на склад по накладной №167 лома черных металлов на сумму 76 000 рублей.

3.Составить бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям, записать их в журнал регистрации. Отразить данные хозяйственные операции в журнале-ордере № 13.

Таблица 2.3 - Хозяйственные операции за месяц

Хозяйственные операции Сумма, тысяч рублей
1. Принят в эксплуатацию корпус сборочного цеха Первоначальная стоимость   98 000
2. Приобретен фрезерный станок: покупная цена НДС акцептован счет транспортной организации за доставку станка НДС Станок введен в эксплуатацию в цехе № 2   1 350   12,6 ?
3. Приобретен автомобиль, бывший в эксплуатации: покупная цена НДС первоначальная стоимость сумма начисленной ранее амортизации   1 200
4. Принято в качестве вклада в уставный фонд организации здание. Согласованная стоимость   10 120
5. Приобретен сейф и установлен в бухгалтерии завода: цена НДС   82,8
6. Принят от завода своего управления безвозмездно и сдан в эксплуатацию цеху № 1 универсальный станок первоначальная стоимость амортизация принятого станка     1 300
7. Передано заводу своего управления из цеха №2 безвозмездно формовочное оборудование: первоначальная стоимость начисленная амортизация     14 700 7 350
8. Подлежит списанию с баланса пришедший в негодность агрегатный станок (инвентарный номер 4124) первоначальная стоимость начисленная амортизация Принят к оплате счет № 35 от СМУ-6 за демонтаж станка НДС Накладная № 18. Оприходована на склад № 2 стоимость материалов, полученных от ликвидации станка     9,36    
Окончание таблицы 2.3
9. Продан другому предприятию электрокар первоначальная стоимость начисленная амортизация цена реализации с НДС деньги за проданный электрокар поступили на расчетный счет  
10. Выявлена недостача объекта основных средств первоначальная стоимость амортизация по данным учета   4 500
11. Списывается станок из-за аварии первоначальная стоимость сумма начисленной амортизации с виновного лица удержано оприходованы на склад материалы и детали от списываемого станка     1 100  

Наши рекомендации