Тема 3.8. Аудиторская проверка собственных средств организации

Студент должен:

знать:

- нормативные акты по учету капитала и резервов;

- порядок формирования уставного капитала, добавочного и резервного капитала, резервов;

- документальное оформление операций по учету;

уметь:

- проводить проверку формирования капитала и резервов, составлять выводы и рекомендации по результатам проверки.

Цели проверки и источники информации.

Проверка формирования капитала и резервов.

Методы проверки соблюдения принципа стабильности величины уставного капитала, ее соответствия размеру, определенному учредительными документами.

Проверка обоснованности изменений в уставном капитале и в учредительных документах организации.

Проверка первичных документов по взносам учредителей.

Проверка правильности документального оформления операций по учету собственных средств организации.

Выводы и предложения по результатам проверки.

Методические рекомендации

Аудиторская организация должна выделить четыре направления проверки:

1. Аудит учредительных документов;

2. Аудит формирования уставного капитала;

3. Аудит расчетов с учредителями;

4. Аудит налогообложения при формировании уставного капитала и
при расчетах с учредителями.

В ходе аудиторской проверки экономического субъекта аудитор осуществляет экспертизу учредительных документов. Необходимо помнить, что полученную в ходе экспертизы учредительных документов информацию аудитор может использовать при проверке других участков и операций учета.

Для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала экономического субъекта предназначен пассивный балансовый счет 80 "Уставный капитал". Сальдо по этому счету должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах организации. Записи по счету 80 производятся при формировании уставного капитала, а в случаях увеличения и уменьшения капитала лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

Аналитический учет по счету 80 организуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций. Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по К 75/1 в корреспонденции со счетами 50,52, 08, 10, 11, 41, 04, 58. При регистрации уставного капитала: Д 75/1 -К 80.

На субсчете 75/2 учитываются расчеты с учредителями по выплате им доходов. Начисление доходов отражается по Д 84 - К 75/2. При этом начисление и выплата доходов работникам организации, входящим в число его учредителей, учитывается на счете 70.

Важным моментом при проведении аудита является проверка начисления и выплаты налогов. Аудитор проверяет правильность и своевременность налогообложения по трем налогам: НДС, налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц.

Суммы налога на доходы от участия в организации, учитываются по Д 75/2 - К 68.

Планирование аудиторской проверки общих документов и расчетов с учредителями осуществляется на основе сводного общего плана и сводной проверки экономического субъекта.

При проверке правильности формирования добавочного капитала следует знать, что по кредиту счета 83 отражаются:

· прирост стоимости внеоборотных активов по результатам их переоценки;

· сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций.

Суммы, отнесенные в кредит счета 83, как правило, не списываются. Аналитический учет по счету 83 организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по источникам образования и направлениям использования средств.

Пример проверки собственных средств организации.

1. Определить размер добавочного капитала. Стоимость основных фондов - 750 тыс. руб., в т.ч. в результате переоценки - 200 тыс. руб. Номинальная стоимость акций организации - 150 тыс. руб. Продажная стоимость акций организации - 250 тыс. руб.

2. Уставный капитал организации, согласно учредительному договору, сформирован несколькими юридическими лицами. Один из учредителей в соответствии с учредительным договором, вносит свой вклад "путем передачи права пользования производственными площадями" на сумму 200 000 руб. сроком на 10 лет.

Оформление вкладов в бухгалтерском учете отражено проводками:

Д 75/1 -К 80 - 200 000 руб.

Внесение вклада в уставный капитал:

Д- К

8 - 75/1 - 200 000 руб.

04-08 - 200 000 руб.

Таким образом, вновь созданная организация зачислила это "право" в состав своих нематериальных активов. Через год в ходе аудиторской проверки выяснилось, что указанный нематериальный актив на балансе учредителя не числился и, следовательно, передавать его в качестве вклада в уставный капитал учредитель не мог.

За прошедший период на указанный "нематериальный актив" начислялась амортизация записью: Д 20 - К 05; сумма амортизационных отчислений составила 2000 руб.

3. Какие виды резервов входят в резервный фонд?

1. на оплату отпусков работников;

Б) на ремонт основных средств;

2. на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

Г) А, Б, В.

[1,3,5,9, 11, 12, 15. 16, 17, 18]

Вопросы для самоконтроля

1. Цели проверки и источники информации.

2. Основные нормативные документы.

3. Проверка устава на соответствие требованиям нормативных актов.

4. Проверка правильности формирования уставного капитала.

Проверка законности и целесообразности формирования и использования фондов и резервов.

Проверка состояния учета и отчетности по уставному капиталу, фондам и резервам.

Возможные нарушения и злоупотребления.

Тема 3.9. Аудиторская проверка финансовыхрезультатов

Студент должен:

знать:

· нормативные акты по учету финансовых результатов;

· структуру и порядок формирования финансового результата и направления использования прибыли;

· документальное оформление операций по учету;

· способы выявления возможных злоупотреблений в сфере хозяйственной деятельности;

уметь:

-проводить проверку формирования финансового результата и использования прибыли;

-составлять выводы и предложения по результатам проверки.

Цели проверки и источники информации.

Проверка правильности формирования финансовых результатов и использования прибыли.

Проверка ведения синтетического и аналитического учета.

Проверка правильности документального оформления операций по учету.

Проверка налогообложения в операциях по учету, налоговых регистров.

Выводы и предложения по результатам проверки.

Классификация возможных злоупотреблений в сфере хозяйственной деятельности.

Условия возникновения злоупотреблений и их формы. Злоупотребления в сфере приобретения и использования материалов, в производственных операциях и сфере продажи продукции.

Злоупотребления во взаимоотношениях между разными хозяйственными сферами.

Способы выявления злоупотреблений при аудиторской проверке. Принятие решения по фактам, установленным в ходе аудиторской проверки. Отражение фактов в актах аудита.

Методические рекомендации

При аудиторской проверке финансовых результатов необходимо определить, какой метод учета выручки от продажи выбрала организация в своей учетной политике, как долго используется этот метод, и, если ранее использовался иной метод учета выручки, чем были вызваны изменения.

При использовании метода определения выручки от продажи продукции по мере ее оплаты выручка слагается из сумм, поступивших в оплату отгруженной продукции на расчетный, валютный и иные счета организации либо в кассу, а также сумм, указанных при зачете взаимных требований. Эта информация содержится в ведомости № 16 а.

При определении выручки от продажи продукции по моменту ее отгрузки и предъявления покупателями расчетных документов выручка отражается в размере стоимости пой продукции, указанной в расчетных документах. Эта информация содержится в ведомости № 16.

Балансовая прибыль характеризует конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности организации за отчётный период. Она формируется как алгебраическая сумма прибылей от продажи продукции, основных средств и прочих активов, а также от внереализационной деятельности.

Финансовый результат от продажи определяется как разница между суммой выручки от продаж и суммой издержек производства, приходящихся на реализованную продукцию, налога на добавленную стоимость, акцизов и др.

Результат от продажи продукции выявляется в бухгалтерском учете на счете 90 «Продажи» при сравнении полученной выручки от реализации и пират на ее производство и сбыт. Полученное сальдо списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

На счете 99 «Прибыли и убытки» аккумулируются также прибыли и убытки по операциям, учитываемым на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Для контроля правильности учета этих операций используются записи в журналах-ордерах № 13,15 или по оборотам по счетам 91,99.

Чрезвычайные доходы и потери относятся непосредственно на счет 99. Чтобы установить обоснованность отражения в бухгалтерском учете чрезвычайных доходов и потерь, проверке подвергаются с одной стороны — кредитовые обороты по счету 99 на основе Главной книги, журнала-ордера №15; с другой стороны - все дебетовые обороты по счету 99, собираемые в Главной книге в разрезе корреспондирующих счетов, а также дебетовые записи на счете 99. При необходимости следует обращаться к первичным документам, послужившим основанием для указанных учетных записей.

Пример проверки достоверности финансовых результатов.

1. Найти конечный финансовый результат организации:

· выручка - 150 тыс. руб.;

-НДС-35 тыс. руб.;

· затраты на производство - 55 тыс. руб.;

· доход от прочих операций - 17 тыс. руб.;

· проценты к уплате - 3 тыс. руб.

· Прибыль =150-35 -55 + 17 -3 = 74 тыс., руб.

· Дать заключение.

2. Определить прибыль от реализации основных фондов:

· цена продажи —15 тыс. руб.;

· первоначальная стоимость (с учетом переоценки) - 10 тыс. руб.;

· износ - 7 тыс. руб.;

· индекс инфляции -1,1.

Бухгалтер определил - 5 тыс. руб. Это правильно?

3.Найти конечный финансовый результат организации:

· выручка - 200 тыс. руб.;

· НДС - 36 тыс. руб.;

· акцизы - 15 тыс. руб.;

· затраты - 100 тыс. руб.;

· расходы от прочих операций - 35 тыс. руб.;

· проценты к получению - 10 тыс. руб.;

· проценты к уплате - 5 тыс. руб.

[1,3,5,9, 11, 12, 15, 16, 17, 18]

Практическое занятие

Вопросы для самоконтроля

1. Цели проверки и источники информации.

2. Основные нормативные документы.

3. Проверка достоверности финансовых результатов.

4. Анализ структуры финансовых результатов.

5. Возможные злоупотребления.

6. Отражение фактов злоупотреблений в актах аудита.

7. Принятие решений по фактам, выявленным в ходе аудита.

Наши рекомендации