Система нормативного регулирования

ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В РФ

Бухгалтерский учет должен осуществляться в каждом предприятии и организации, поскольку он является источником экономической информации.

Бухгалтерский учет возник не по чьей-то прихоти, а лишь потому, что нельзя вести хозяйство без меры, веса, счета, не сопоставляя доходы с расходами, не добиваясь превышения доходов над расходами.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами различного уровня (статуса).Различаютчетыреуровня нормативных документов.

Первый уровень – законодательный: федеральные законы ''Налоговый кодекс РФ '', ''Бюджетный кодекс РФ'', ''Гражданский кодекс РФ''; федеральный закон ''О бухгалтерском учете'', другие законодательные акты Российской Федерации.

Первый уровень определяет правовые основы бухгалтерского учета, то есть на основании каких законов ведется учет на предприятии, при этом определяется объем и содержание бухгалтерской и финансовой отчетности.

Второй уровень - стандарты бухгалтерского учета и отчетности:ПБУ – ''Положения по бухгалтерскому учету''. ПБУ - это свод основных правил , устанавливающих порядок учета и оценки определенного объекта бухгалтерского учета или их совокупности. ПБУ конкретизируют Закон ''О бухгалтерском учете''. В настоящее время разработаны и утверждены 25 ПБУ. Все они являются действующими.

Третий уровень - методические рекомендации, указания, инструкции, письма Минфина РФ, МНС РФ, Центробанка РФ.Они конкретизируют ПБУ с учетом особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, особенностей направлений бухгалтерского учета.

Четвертый уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.Например,положение или приказ по предприятию по утверждению ''Положения об учетной политике''; графики документооборота; план счетов бухгалтерского учета для данного предприятия; образцы документов, разработанные для данного предприятия и т.п.

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РФ

Такими документами являются:

1. Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая; приняты и введены в действие с 1 марта 1996 года Законом РФ № 15-ФЗ от 26.01.1996 г.

2. Федеральный Закон ''О бухгалтерском учете''. № 402 – ФЗ.

3. ''Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ ''. Вводит в действие и конкретизирует ФЗ ''О бухгалтерском учете''. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34 – Н.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета. Утверждены приказом Минфина РФ 31.10.2000 г. № 94 – Н во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98г. № 283. Введены в действие с 01.01.2001г. Переход к применению нового Плана счетов было разрешено осуществить в течение 2001 года по мере готовности организации.

5. ''Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации'', утвержден постановлением Государственного Комитета России по статистике № 71 – А от 30.10.97г.

Из перечисленных нормативных документов особо следует выделить Закон ''О бухгалтерском учете'', ПБУ 1/2008 ''Учетная политика предприятия'', План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению. Эти документы имеют большое практическое значение, позволяют организации самостоятельно выбирать варианты учета и оценки основных средств, выпуска и реализации продукции, определять документооборот.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА.

Бухгалтерский учет пользуется всеми учетными измерителями, но затем обобщает данные в едином денежном измерителе. Этим он отличается от оперативного и статистического видов учета.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ ''О бухгалтерском учете'' и ''Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ'' основными задачами бухгалтерского учета являются:

1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества, а также – внешним пользователям информации – инвесторам, кредиторам, банкам, налоговым и бюджетным органам;

2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами, сметами;

3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

В системе управления хозяйственной деятельностью предприятия бухгалтерский учет выполняет ряд функций:

· контрольная

· информационная

· обеспечение сохранности имущества

· обратной связи

· аналитическая.

Собственные источники средств: уставный (складочный) капитал; добавочный капитал; резервный капитал; фонды специального назначения; целевое финансирование ; нераспределенная прибыль; расчеты по дивидендам; доходы будущих периодов.

Заемные источники средств:кредиты краткосрочные и долгосрочные ; займы; кредиторская задолженность; обязательства по распределению.

Хозяйственные операции осуществляются организациями в процессе их деятельности. При осуществлении организацией финансово-хозяйственной деятельности происходит кругооборот хозяйственных средств, при этом можно выделить трихозяйственных процесса:

· заготовление – приобретение ценностей для осуществления производственной деятельности организации и товаров для реализации;

· производство – выполнение основной задачи предприятия, т.е. изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг;

· реализация – осуществление договорных обязательств перед заказчиками и покупателями. Выручка от реализации продукции поступает на расчетный счет или в кассу предприятия; в случае неоплаты возникает дебиторская задолженность.

На вырученные деньги вновь заготавливается продукция и процесс начинается вновь. Это и есть кругооборот хозяйственных средств. Он непрерывен, как непрерывен бухгалтерский учет.

Результаты хозяйственных процессов - это сопоставление плановых (сметных) показателей и фактических (отчетных) показателей, затрат. При этом выявляется финансовый результат работы предприятия : экономия или перерасход; прибыль или убыток.

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета включает в себя способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета:

бухгалтерский баланс; счета; двойная запись; бухгалтерская отчетность; документирование; инвентаризация; оценка; калькуляция.

Бухгалтерский баланс - это способ обобщения и группировки информации о хозяйственных средствах предприятия и источниках их образования на основе документации на определенную дату в денежном выражении.

Счета – способ экономической группировки и текущего учета однородных по экономическому содержанию хозяйственных средств и их источников.

Двойная запись – это отражение каждой хозяйственной операции на двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах по дебету одного и по кредиту другого счетов.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Документирование – первичная регистрация хозяйственных операций или прав на них с помощью документов.

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета.

Оценка– способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.

Калькуляция– способ группировки затрат и определения себестоимости, т.е. фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции, работ, услуг.

ЕГО СТРОЕНИИ , СОДЕРЖАНИИ

Баланс - означает равновесие. Термин ''баланс'' (лат.) переводится как ''дважды'', ''чашка весов'', буквально - ''двучашие'' как символ равновесия.

Схематично баланс (Форма № 1) можно изобразить в виде таблицы из двух частей; левая сторона – актив; правая сторона – пассив.

Актив – отражает состав, размещение, использование средств организации.

Пассив– те же средства, но по источникам их формирования и по целевому назначению.

Итог актива = всегда равен = итогу пассива.

Активы = Капитал + Обязательства.

Величина этих итогов называется ВАЛЮТОЙ баланса.

В бухгалтерском балансе имущество рассматривается с двух позиций: в активе – по составу и размещению, в пассиве – по источникам образованию и целевому назначению.

Баланс составляется на определенную дату. Средства постоянно изменяются, находятся в движении, которое отражается на счетах и статьях баланса с помощью двойной записи на основе хозяйственных документов.

Двойственный характер баланса заключается в том, что в балансе хозяйственные средства отражаются дважды – в активе и в пассиве, причем используется единый измеритель - денежный.

Бухгалтерский баланс – это метод отражения хозяйственных средств по составу и размещению и по источникам образования и целевому назначению на основе документации на определенную дату в денежном выражении.

В балансе все имущество организации представляется в сгруппированном виде. Основным элементом баланса является статья, которая соответствует виду или наименованию имущества. Статья баланса – это строка актива или пассива, характеризующая отдельные виды имущества, источники его формирования или обязательств. Балансовые статьи объединяются в группы, группы объединены в разделы, исходя из их экономического содержания.

Статьи актива баланса показывают, как размещено имущество, статьи пассива дают сведения о том, какая часть имущества сформирована за счет собственных источников, а какая – за счет заёмных (привлеченных) источников организации.

Структура баланса – это удельный вес отдельных хозяйственных средств по их видам и источникам образования (по статьям, группам, разделам) в валюте баланса.

Бухгалтерский баланс составляется на основе проверенных данных бухгалтерского учета, подтвержденных документами. Это гарантированная достоверность, точность, юридическая обоснованность каждой суммы, указанной в балансе и бухгалтерской отчетности.

Виды балансов

В зависимости от содержания, назначения и порядка составления различают :

сальдовый баланс – отражает в денежной форме состояние имущества и его источников на определенную дату;

оборотныйбаланс – помимо остатков средств содержит данные об их движении – оборотах;это промежуточный рабочий документ, используемый при составлении вступительного, заключительного, ликвидационного и других балансов;

вступительный (начальный) баланс - первый баланс, составляемый в начале деятельности организации, содержит мало статей;

текущий – периодический, т.е. месячный, квартальный, годовой;

заключительный- годовой баланс; баланс, составляемый при закрытии организации;

а также:

ликвидационный; предварительный; соединительный; разъединительный; консолидированный; сводный.

Баланс - брутто -включает регулирующие статьи, используемые для исследования, для анализа хозяйственной деятельности.

Баланс – нетто- очищенный баланс от регулирующих статей баланса – счетов 02, 05, 42. Этот баланс более современен, он позволяет определить реальную стоимость имущества организации.

Порядок записи на счетах

Запись на счетах начинают с указания начального сальдо, при этом в активных счетах начальное сальдо отражается по дебету; в пассивных счетах начальное сальдо отражается по кредиту. Затем на счетах отражаются обороты, т.е. операции, вызывающие изменения начальных остатков. Суммы, увеличивающие начальные остатки, записывают на стороне остатка.Суммы, уменьшающиеначальные остатки, записывают на противоположнойстороне.

В активных счетах: начальное сальдо – по д е б е т у,

Двойная запись на счетах

Каждая хозяйственная операция вызывает изменения не менее, чем в двух статьях баланса на одну и ту же сумму и затрагивает две статьи баланса. Сумму по операции необходимо записывать в двух счетах, соответствующих двум статьям баланса.

Такая запись производится способом двойной записи, которая заключается в том, что операция записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета в одинаковой сумме.

Двойной записью называется отражение изменений объектов бухгалтерского учета в д е б е т одного счета и в к р е д и тдругого счета в одной и той же сумме.

Двойная запись имеет контрольное значение. Сумма дебетовых оборотов по всем синтетическим счетам за отчетный месяц должна быть равна сумме кредитовых оборотов. Отсутствие равенства свидетельствует о допущенной ошибке, которую следует найти.

Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета – корреспондирующими. Указание дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы отражаемой хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой.

Бухгалтерская проводка может быть простая и сложная.

Простая: Дебет счета 50 ''Касса'' - на 3800 рублей,

Кредит счета 51 ''Расчетный счет'' на 3800 рублей.

Сложная: Дебет счета 51 ''Расчетный счет'' на 18000 рублей,

Дебет счета 71 ''Расчеты

с подотчетными лицами'' - на 2700 рублей,

Кредит счета 50 ''Касса'' - на 20700 рублей.

Бухгалтерские проводки, составленные в момент совершения хозяйственной операции, регистрируются в хронологическом порядке в специальных регистрах, называемых журналами регистрации хозяйственных операций.

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

за................................... 200 г.

№ п.п Документ, краткое содержание операции Бухгалт. проводка Сумма
Дебет Кредит
         
  И Т О Г О      

На основании записей в хронологическом журнале производится их систематизация, т.е. запись на счета или бухгалтерская проводка в соответствии с их экономическим содержанием.

План счетов бухгалтерского учёта

План счетов бухгалтерского учета – это экономически обоснованный перечень синтетических счетов, необходимых для учета хозяйственной деятельности.

Новый План счетов, вступивший в действие с 01.01.2001 г. утвержден Приказом Министерства Финансов РФ № 94-н от 31.10.2000 г. В нем приведены все счета и субсчета, каждому присвоен номер или шифр, название. Балансовые счета имеют шифр от 01 до 99, забалансовые – от 001 до 011.

Однородные счета сгруппированы в разделы, каждый раздел имеет свой номер. Всего в Плане счетов 8 разделов, приводится характеристика счетов, после характеристики счетов дается типовая схема корреспонденций этого счета с другими синтетическими счетами, даны указания по организации аналитического учета.

На основе Плана счетов каждая организация и предприятие утверждают рабочий план счетов, содержащий полный перечень синтетических счетов, субсчетов и аналитических счетов для своей организации, который должен быть утвержден в ''Положении об учетной политике''.

ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Наши рекомендации