ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для производственной практики

студентов дневного отделения

специальности 38.02.01

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Севастополь

Содержание

    Стр.
Методические указания  
1.1 Цель, задачи практики  
1.2 Содержание практики  
1.3 Порядок составления отчета по практике и его защита    
Исходные данные  
2.1 Общие сведения о предприятии  
2.2 Приказ об учетной политике предприятия на 2014 год.  
  Приложение 1. Система оплаты труда и премирования, штатное расписание  
  Приложение 2. Перечень статей калькулирования производственной себестоимости, общепроизводственных расходов. Порядок распределения ОПР  
  Приложение 3. Состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии. Перечень лиц, уполномоченных подписывать первичные документы и получать товарно-материальные ценности от имени предприятия  
2.3 Остатки по синтетическим счетам по состоянию на 01.12.2014 г.  
2.4 Расшифровка аналитических счетов  
2.5 Сведения о персонале, использовании рабочего времени и выработке  
2.6 Выписка из Журнала регистрации приказов за декабрь 2014 г.  
2.7 Данные о поступлении денежных средств в декабре 2014 г.  
2.8 Данные об НЗП и выпуске готовой продукции в декабре 2014 г.  
2.9 Данные о расходе материалов в декабре 2011г.  
2.10 Сведения о поставщиках и покупателях  
2.11 Первичные документы за декабрь 2014 г.    
3 Приложения  
3.1 Журнал хозяйственных операций  
3.2 Первичные документы  
3.3 Регистры учета  
Журнал 1  
Журнал 2  
Журнал 3  
Журнал 4  
Журнал 5  
Журнал 6  
Журнал 7  
Главная книга  
3.4 Финансовая отчетность  
Форма 1 «Баланс»  
Форма 2 «Отчет о прибылях и убытках»  
Форма 3 «Отчет о движении денежных средств»  
Форма 4 «Отчет об изменениях в капитале»  
           

Методические указания

Цель и задачи практики

Программа производственной практики является частью ОПОП по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в части освоения основных видов профессиональной деятельности:

ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»

ПМ.03 «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»

ПМ.05 «Выполнение работ по профессии продавец, контролер–кассир»

ПМ.06 «Экономика и бухгалтерский учет в предприятиях общественного питания».

Задачей производственной практики по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» является освоение видов профессиональной деятельности: «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»; «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»; «Выполнение работ по профессии «Продавец», «Контролер–кассир»», «Экономика и бухгалтерский учет в предприятиях общественного питания» т. е. систематизация, обобщение, закрепление и углубление знаний и умений, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта в рамках профессиональных модулей: «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»; «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»; «Выполнение работ по профессии продавец, контролер-кассир», «Экономика и бухгалтерский учет в предприятиях общественного питания», предусмотренных ФГОС СПО.

С целью овладения указанными видами деятельности студент в ходе данного вида практики должен:

Вид профессиональной деятельности:

Содержание практики

Базой практики студентов является виртуальное производственное предприятие.

Практика проводится в техникуме. Продолжительность производственной практики составляет 3 недели, которые выделяются на освоение первичного учета, заполнения регистров учета и составления финансовой отчетности при ручной форме бухгалтерского учета. Тематический план практики представлен в табл. 1.

Таблица 1. – Тематический план практики

№ п/п Содержание программы практики Продолжительность рабочих дней
Предварительный этап  
1.1 Знакомство с предприятием  
  Ознакомление со структурой предприятия, технологией производства, организацией производства и управления: · форма собственности, организационно-правовая форма, виды деятельности предприятия; · виды, номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции; · производственная структура предприятия (состав основных и вспомогательных цехов, участков, других подразделений); · перечень отделов управления и их взаимосвязь  
1.2 Изучение организации учета и учетной политики предприятия  
  Изучение системы учета на предприятии (организационный аспект) предполагает рассмотрение следующих вопросов:
  • права и обязанности главного бухгалтера;
  • место бухгалтерской службы в системе управления предприятием;
  • порядок взаимодействия бухгалтерской службы с другими подразделениями;
  • организационное построение бухгалтерской службы, состав, соподчиненность и порядок взаимодействия отдельных учетных подразделений и работников.
Изучение системы учета на предприятии (методический аспект) предполагает подробное исследование положений приказа об учетной политике в части:
  • критерия отнесения предметов к основным средствам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам;
  • порядка начисления износа (амортизации) основных средств и нематериальных активов;
  • метода оценки выбытия производственных запасов;
  • порядка создания резерва сомнительных долгов и т.д.
Изучение системы учета на предприятии (технический аспект) предполагает рассмотрение:
  • применяемой формы бухгалтерского учета;
  • содержания рабочего плана счетов бухгалтерского учета предприятия, его отличия от типового плана счетов;
  • изучение учетной номенклатуры - перечня хозяйственных операций, подлежащих отражению в системе бухгалтерского учета;
  • технологии обработки учетной информации;
  • организации системы внутрихозяйственного контроля;
  • организации инвентаризации имущества и обязательств, периодичности и порядка ее проведения.
 
Основной этап  
2.1 Первичный и текущий учет операций предприятия  
  Изучение имеющихся в наличии первичных документов (внешние документы), оформление первичных документов, которые подтверждают хозяйственные операции (внутренние документы), группировка первичных документов в хронологическом порядке, перенос данных из первичных документов в регистры учета. Для этого студентам необходимо:
  • выделить основные объекты учета (необоротные активы, запасы, расчетные операции, затраты, доходы);
  • рассмотреть направления аналитического учета;
  • изучить внешние первичные документы;
  • осуществить контроль их содержания, наличия необходимых реквизитов, соответствие их условиям договоров и т.п.;
  • оформить внутренние первичные документы исходя из исходных данных;
  • на основании первичных документов сформулировать хозяйственные операции и занести их в журнал хозяйственных операций;
 
 
 
  • проставить корреспонденцию счетов и сделать необходимые расчеты;
  • разнести остатки и операции в регистры учета;
  • подсчитать итоги и вывести остатки в регистрах учета.
 
2.2 Итоговый (сводный) учет  
  На данном этапе студенты знакомятся с последовательностью и техникой выполнения процедур итогового (сводного) учета и порядком составления внутренней и внешней (финансовой) отчетности:  
· проводится взаимная сверка регистров учета; · данные из регистров учета переносятся в главную книгу; · составляется оборотно-сальдовая ведомость; · заполняются формы финансовой отчетности; · проводится взаимная сверка форм финансовой отчетности Целесообразно ознакомится с содержанием и порядком заполнения форм налоговой отчетности и отчетности в фонды социального страхования.
Заключительный этап. Составление отчета о практике и его защита  

Исходные данные

Приказ об учетной политике

Учетная политика

ООО «Современник»

для целей бухгалтерского учета

и налогообложения (производство,

общая система налогообложения)

I. Организационная часть

Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

Организация применяет автоматизированную форму учета. Учет ведется в программе X, применяются формы бухгалтерских регистров, предусмотренные данной программой. По завершении каждого квартала выводится на бумажный носитель главная книга, а также сводная оборотно-сальдовая ведомость. Иные регистры бухгалтерского учета распечатываются по мере необходимости (по запросу).

Рабочий план счетов приведен в Приложении N 1 к настоящей Учетной политике.

Для оформления фактов хозяйственной жизни используются унифицированные формы первичных учетных документов. При отсутствии унифицированных форм применяются формы документов, содержащие обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".

Отдельными распорядительными документами устанавливаются:

- график документооборота и порядок архивирования бухгалтерской базы данных;

- порядок, периодичность и сроки проведения инвентаризации;

- перечень должностных лиц организации, имеющих доступ к данным бухгалтерского учета, и объемы предоставленных им прав.

II. Методическая часть

Содержание

1. Основные средства

2. Нематериальные активы

3. Запасы

3.1. Сырье и материалы

3.2. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства

3.3. Готовая продукция

4. Финансовые вложения

5. Резерв по сомнительным долгам

6. Займы и кредиты. Расходы по займам и кредитам

7. Расчеты по налогу на прибыль

8. Оценочные обязательства (резервы на оплату отпусков)

9. Доходы и расходы

10. Бухгалтерская отчетность

Основные средства

Учет основных средств (ОС) ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

1.1. Активы, в отношении которых выполняются условия принятия их на учет в качестве ОС и стоимостью не более 40 000 руб. за единицу, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. Порядок учета таких активов установлен п. 4.1.10 настоящей Учетной политики.

(Основание: абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01)

1.2. Объект, удовлетворяющий условиям, указанным в п. 4 ПБУ 6/01, принимается к учету на счет 01 "Основные средства" вне зависимости от ввода в эксплуатацию и факта государственной регистрации права собственности на него.

(Основание: п. 4 ПБУ 6/01)

1.3. В качестве инвентарного объекта учитывается объект ОС со всеми его приспособлениями и принадлежностями.

При наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Два срока полезного использования считаются существенно отличающимися, если разница между ними составляет не менее 20% от величины большего срока.

(Основание: абз. 2 п. 6 ПБУ 6/01)

1.4. В учете выделяются следующие группы однородных объектов ОС:

а) земельные участки;

б) здания, строения, помещения;

в) производственное оборудование;

г) компьютерное и прочее офисное оборудование;

д) автомобили (легковые и грузовые).

1.5. ОС, относящиеся к группам "а", "б", подлежат ежегодной (на конец отчетного года) переоценке по текущей (восстановительной) стоимости. Переоценка производится независимым профессиональным оценщиком.

Переоценка ОС, относящихся к остальным группам, не производится.

(Основание: п. 15 ПБУ 6/01)

1.6. Начисление амортизации по всем объектам ОС (кроме земельных участков) производится линейным способом.

(Основание: п. п. 17, 18 ПБУ 6/01)

1.7. Срок полезного использования для приобретенных объектов ОС определяется комиссией, назначаемой приказом руководителя, с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Если объект невозможно отнести ни к одной из амортизационных групп, срок полезного использования устанавливается комиссией исходя из технических характеристик объекта и ожидаемого срока его использования.

(Основание: п. 20 ПБУ 6/01, абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1)

1.8. Затраты по ремонту (текущему и капитальному) основных средств включаются в расходы по обычным видам деятельности в отчетном периоде окончания ремонта.

(Основание: п. 27 ПБУ 6/01, п. п. 7, 16 ПБУ 10/99)

Нематериальные активы

Учет нематериальных активов (НМА) ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденным Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.

2.1. Объект считается НМА с неопределенным сроком полезного использования, если отсутствуют предсказуемые ограничения периода, на протяжении которого ожидается получение экономических выгод от использования данного актива.

Фирменное наименование является НМА с неопределенным сроком полезного использования.

Программное обеспечение, созданное по заказам организации, относится к объектам НМА с определенным сроком полезного использования.

(Основание: п. 25 ПБУ 14/2007)

2.2. При определении или уточнении срока полезного использования объекта НМА учитываются следующие факторы:

- предполагаемый срок использования этого НМА организацией;

- срок действия прав организации на данный НМА;

- моральное (коммерческое) устаревание. Под моральным (коммерческим) устареванием понимается ситуация, когда появление более новых и совершенных НМА вынуждает организацию отказываться от применения старых, но еще пригодных к использованию объектов НМА;

- экономическая ситуация на рынке (в том числе предполагаемые действия реальных или потенциальных конкурентов);

- зависимость срока полезного использования данного НМА от срока полезного использования других активов организации.

Срок полезного использования товарных знаков при их принятии к бухгалтерскому учету устанавливается комиссией, назначаемой приказом руководителя, исходя из срока действия свидетельства на товарный знак. Впоследствии срок полезного использования товарного знака может быть уточнен:

- уменьшен, если организация намерена прекратить его использование до истечения срока действия свидетельства на товарный знак;

- увеличен, если организация намерена продлить действие свидетельства на товарный знак.

(Основание: п. п. 26, 27 ПБУ 14/2007)

2.3. Выбор способа начисления амортизации по каждому объекту НМА производится индивидуально исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования этого НМА. Если такой расчет невозможно осуществить достоверно, амортизация по объекту НМА начисляется линейным способом.

По тем же правилам способ амортизации каждого объекта НМА ежегодно проверяется на необходимость его уточнения.

(Основание: п. п. 28, 30 ПБУ 14/2007)

2.4. В случае уточнения срока полезного использования и (или) способа начисления амортизации имеет место изменение оценочных значений. Возникшие в связи с этим корректировки (начисление амортизации исходя из нового срока полезного использования и способа начисления амортизации) отражаются в бухгалтерском учете перспективно.

(Основание: п. п. 27, 30 ПБУ 14/2007, п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н)

2.5. Переоценка НМА и проверка их на обесценение не производятся.

(Основание: п. п. 17, 22 ПБУ 14/2007)

Запасы

Сырье и материалы

Учет сырья и материалов (далее - материалы) ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

3.1.1. Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС.

К фактическим затратам на приобретение материалов относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением материалов;

- затраты на заготовку и доставку материалов до места их использования, включая расходы на страхование (транспортно-заготовительные расходы (ТЗР));

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов.

Под иными затратами, непосредственно связанными с приобретением материалов, понимаются затраты, которые не были бы понесены организацией, если бы не приобретались соответствующие материалы.

(Основание: п. п. 5, 6 ПБУ 5/01)

ТЗР, понесенные при приобретении материалов, включаются в стоимость этих материалов. Если приобретается несколько видов материалов и невозможно непосредственно отнести ТЗР на приобретение конкретных материалов, такие расходы распределяются между материалами пропорционально стоимости приобретенных материалов.

3.1.2. Приобретение материалов отражается в бухгалтерском учете без использования счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

3.1.3. Учет материалов ведется по каждому наименованию в количественном и суммовом выражении.

(Основание: п. п. 137, 168 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н)

3.1.4. Оценка материалов, отпущенных в производство (проданных, выбывших по иным основаниям), а также оставшихся на складе, производится по методу ФИФО.

Форма регистра списания запасов (по методу ФИФО) приведена в Приложении N 2 к настоящей Учетной политике.

(Основание: п. п. 16, 17 ПБУ 5/01, п. 78 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов)

3.1.5. Горюче-смазочные материалы списываются ежемесячно в фактически израсходованном размере на основании путевых листов, составленных по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.

3.1.6. В целях обеспечения сохранности активов, удовлетворяющих условиям п. 4 ПБУ 6/01, но учитываемых в составе материально-производственных запасов согласно п. 1.1 настоящей Учетной политики, организуется контроль за их движением с использованием забалансового счета 013 "Имущество со сроком полезного использования свыше 12 месяцев и стоимостью не более установленного лимита, переданное в эксплуатацию".

(Основание: п. 5 ПБУ 6/01)

Незавершенное производство

Готовая продукция

Учет готовой продукции ведется в соответствии с ПБУ 5/01, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

4.3.1. Учет выпуска готовой продукции осуществляется без использования счета 40 "Выпуск готовой продукции".

4.3.2. Учет готовой продукции ведется по каждому наименованию в количественном и суммовом выражении.

(Основание: абз. 2 п. 201, п. 202, абз. 3 п. 203 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов)

4.3.3. Готовая продукция учитывается по неполной фактической производственной себестоимости (без учета общехозяйственных расходов).

Ведомость распределения затрат (суммы прямых затрат на производство конкретного вида продукции и затрат, предварительно учитываемых на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 28 "Брак в производстве") на остаток НЗП, выпуск готовой продукции и полуфабрикатов приведена в Приложении N 2 к настоящей Учетной политике.

(Основание: п. 203 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, абз. 2 п. 9 ПБУ 10/99)

4.3.4. В целях оперативного учета движения готовой продукции применяются учетные цены. В качестве учетных цен применяется нормативная себестоимость, рассчитываемая экономистами организации на регулярной основе.

Пересчет остатков продукции в связи с изменением учетных цен не производится.

Разница между фактической производственной себестоимостью готовой продукции и ее стоимостью по учетным ценам учитывается на счете 43 "Готовая продукция", субсчет 43-2 "Отклонения фактической производственной себестоимости готовой продукции от ее нормативной себестоимости". Отклонения учитываются в разрезе номенклатуры готовой продукции.

(Основание: пп. "б" п. 204, п. п. 206, 207 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов)

Финансовые вложения

Учет финансовых вложений ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н.

5.1. Единицей бухгалтерского учета финансовых вложений является одна ценная бумага (один выданный заем).

(Основание: п. 5 ПБУ 19/02)

5.2. Все затраты на приобретение ценных бумаг независимо от их суммы включаются в первоначальную стоимость ценных бумаг.

(Основание: п. п. 9, 11 ПБУ 19/02)

5.3. Корректировка стоимостной оценки финансовых вложений, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, производится на конец каждого квартала.

В качестве текущей рыночной стоимости ценных бумаг принимается их рыночная цена, рассчитанная организатором торговли на рынке ценных бумаг в соответствии с Порядком определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденным Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н.

(Основание: п. 20 ПБУ 19/02)

5.4. По долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, разница между первоначальной и номинальной стоимостью учитывается в составе прочих доходов в течение срока обращения ценных бумаг равномерно, по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода.

(Основание: п. 22 ПБУ 19/02)

5.5. При выбытии финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, их стоимость определяется по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений.

(Основание: п. 26 ПБУ 19/02)

5.6. Проверка на обесценение финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, проводится всегда, когда появляется информация, свидетельствующая об их обесценении, а также по состоянию на 31 декабря.

Методика проверки финансовых вложений на обесценение утверждается отдельно.

(Основание: п. 38 ПБУ 19/02)

5.7. Займы, предоставленные работникам организации под проценты, признаваемые финансовыми вложениями, учитываются на счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-1 "Расчеты с персоналом по предоставленным займам".

(Основание: Инструкция по применению Плана счетов)

5.8. Депозитные вклады и сертификаты, признаваемые финансовыми вложениями, учитываются на счете 55 "Специальные счета в банках", субсчет 55-3 "Депозитные счета".

(Основание: Инструкция по применению Плана счетов)

Доходы и расходы

Учет доходов и расходов ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, и Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

9.1. К доходам от обычных видов деятельности относится выручка от продажи продукции. Остальные доходы являются прочими доходами.

(Основание: п. п. 4, 5 ПБУ 9/99)

9.2. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с производством продукции и ее реализацией.

Остальные расходы, в том числе штрафные санкции и пени за несоблюдение налогового законодательства, считаются прочими расходами.

(Основание: п. п. 4, 5 ПБУ 10/99)

9.3. Затраты основного производства учитываются на счете 20 "Основное производство".

Затраты цеха учитываются по видам производимой продукции:

1) элементов затрат:

- амортизация ОС и НМА, используемых в производстве продукции;

- расходы на оплату труда основных производственных рабочих;

- взносы на обязательное социальное страхование с оплаты труда основных производственных рабочих;

- материальные расходы;

- прочие производственные расходы, непосредственно связанные с выпуском продукции.

(Основание: п. 8 ПБУ 10/99)

9.4. В составе общепроизводственных расходов на счете 25 "Общепроизводственные расходы" учитываются следующие расходы.

1. Расходы по обслуживанию основных производственных цехов. В разрезе каждого производственного цеха расходы по обслуживанию делятся на:

- условно-постоянные (заработная плата аппарата управления цеха и прочего персонала цеха, аренда и ремонт производственных помещений цехов, амортизация оборудования общепроизводственного назначения, освещение, водоснабжение цехов на хозяйственные цели и т.д.), которые ежемесячно относятся в дебет счета 20 и распределяются по видам продукции, производимой всеми цехами, пропорционально сумме прямых расходов;

- условно-переменные (электроэнергия, водоснабжение и водоотведение производственного назначения, стоимость смазочных материалов, затраты на ремонт оборудования, выполняемый подрядными организациями, и т.д.), которые относятся на расходы основного производства соответствующего цеха и распределяются только по видам продукции, производимой этим цехом, пропорционально сумме прямых расходов.

2. Расходы на содержание подразделений, а также прочие общепроизводственные расходы являются условно-постоянными и ежемесячно относятся в дебет счета 20 путем распределения по видам продукции, производимой всеми цехами, пропорционально сумме прямых расходов.

9.5. Сумма выявленных неисправимых и невозмещаемых потерь от брака аккумулируется на счете 28 "Брак в производстве" и списывается в дебет счета 20, где учитывается по элементу "прочие производственные расходы, непосредственно связанные с выпуском продукции" без разбиения по другим элементам затрат.

9.6. Распределение затрат, формирующих неполную фактическую себестоимость продукции каждого вида, производится согласно ведомости распределения затрат на остаток НЗП и выпуск продукции и полуфабрикатов, форма которой приведена в Приложении N 2 к настоящей Учетной политике.

9.7. Общехозяйственные расходы не включаются в фактическую себестоимость продукции и ежемесячно в полной сумме списываются со счета 26 "Общехозяйственные расходы" в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 90-2 "Себестоимость продаж".

(Основание: абз. 2 п. 9 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов)

9.8. Расходы, учтенные на счете 44 "Расходы на продажу", ежемесячно списываются в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 90-2 "Себестоимость продаж", в полной сумме.

(Основание: абз. 2 п. 9 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов)

9.9. Суммы уплаченных страховых премий (взносов) признаются расходами в отчетном периоде вступления в силу договора страхования без распределения на срок действия договора страхования.

(Основание: п. 16 ПБУ 10/99, абз. 4 п. 6 ПБУ 1/2008)

Бухгалтерская отчетность

При составлении бухгалтерской отчетности организация руководствуется нормами Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011), утвержденного Приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н, нормами о раскрытии информации в бухгалтерской отчетности, содержащимися в других положениях по бухгалтерскому учету. Бухгалтерская отчетность представляется по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

10.1. Показатель считается существенным и приводится обособленно в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах, отчете об изменениях капитала или отчете о движении денежных средств, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. При детализации статей вышеперечисленных форм существенной признается сумма, составляющая 10% и более от показателя статьи. Показатели, составляющие менее 10% от показателя статьи, приводятся обособленно в случае, если это обусловлено их характером либо конкретными обстоятельствами возникновения.

(Основание: абз. 2 п. 11 ПБУ 4/99, п. 3 Приказа Минфина России N 66н, Письмо Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01)

10.2. Ошибка, допущенная в бухгалтерском учете, признается существенной, если она приводит к искажению статьи бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета об изменениях капитала или отчета о движении денежных средств (предусмотренной в формах бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России N 66н) на 10% и более.

(Основание: п. 3 ПБУ 22/2010)

10.3. В бухгалтерском балансе финансовые вложения отражаются в разд. II "Оборотные активы", если на отчетную дату предполагается, что они будут погашены (проданы) в течение 12 месяцев после отчетной даты. Там же показываются выданные долгосрочные займы в части, подлежащей погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Остальные финансовые вложения отражаются в разд. I "Внеоборотные активы".

(Основание: п. 41 ПБУ 19/02, п. 19 ПБУ 4/99)

10.4. В бухгалтерском балансе суммы авансов и предоплат, перечисленные поставщикам и подрядчикам, а также полученные от заказчиков и покупателей, отражаются за вычетом НДС.

(Основание: Письмо Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01)

10.5. В бухгалтерском балансе заемные обязательства (включая сумму основного долга и проценты к уплате) показываются в составе краткосрочных, если они подлежат погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. В составе краткосрочных заемных обязательств отражаются также заемные обязательства (включая сумму основного долга и проценты к уплате), ранее квалифицированные как долгосрочные, в части, подлежащей погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Остальные заемные обязательства отражаются в бухгалтерской отчетности в составе долгосрочных.

(Основание: п. 19 ПБУ 4/99)

10.6. В бухгалтерском балансе отражается сальдированная (свернутая) сумма отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства, кроме случаев, когда законодательством РФ о налогах и сборах предусмотрено раздельное формирование налоговой базы.

(Основание: п. 19 ПБУ 18/02)

10.7. В отчете о финансовых результатах организация показывает свернуто прочие доходы и соответствующие им прочие расходы в следующих случаях:

- правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение расходов;

- доходы и расходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной жизни, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

В частности, организацией показываются свернуто:

- все положительные и отрицательные курсовые разницы;

- прочие доходы от предоставления имущества в аренду и связанные с этим прочие расходы;

- прочие доходы от выбытия объектов основных средств и связанные с этим прочие расходы;

- прочие доходы и расходы, связанные с увеличением и уменьшением оценочных резервов одного вида (под обесценение ценных бумаг, под обесценение МПЗ, резервы сомнительных долгов);

- прочий доход в сумме полученного залога за многооборотную тару и прочий расход в размере залоговой стоимости тары, не возвращенной покупателем продукции.

(Основание: п. 18.2 ПБУ 9/99, п. 21.2 ПБУ 10/99)

10.8. В отчете о финансовых результатах величина текущего налога на прибыль определяется на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете. При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

(Основание: п. 22 ПБУ 18/02)

10.9. При составлении отчета о движении денежных средств к денежным эквивалентам относятся краткосрочные (до трех месяцев) высоколиквидные инс

Наши рекомендации