Понятие и сущность цен, классификация цен

Цена – это выражение стоимости товара в денежных единицах за количественную единицу продукции. В условиях рынка цена характеризует не только те затраты на производство и реализацию товара, которые произведены, но и признаваемые общественно обоснованными с учётом спроса. При помощи цен определяются, прогнозируются и анализируются хозяйственные пропорции, эффективность производства, выгодность продукции для производителей и потребителей. В основе формирования уровней цен, их изменения во времени лежит закон стоимости, определяющий закономерность движения цены вокруг стоимости товара. Воздействие спроса и предложения обусловливает текущие колебания цены.

В настоящее время цены классифицируют следующим образом:

1) свободные (рыночные) цены – это цены, складывающиеся на основе согласования интересов сторон, продавцов и покупателей, под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий;

2) государственные цены: а) фиксированные цены – твёрдо установленные государством цены (тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению; цены на драгоценные и полудрагоценные камни и др.); б) регулируемые цены – цены, устанавливаемые органами государственной власти и управления на местах по соответствующей номенклатуре продукции, в том числе на продукцию предприятий-монополистов (тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую предприятиям; в) предельные цены – государственные цены товара, ограниченные размерами, установленными органами власти и управления (цены на лекарства, газ и др.), цена на такие товары и услуги может быть ниже предельного уровня, но не может быть выше.

Цены в зависимости от обслуживаемой сферы подразделяются на следующие типы:

1) оптовые цены предприятия – это цены, по которым реализуются большие объёмы продукции технического и потребительского назначения;

2) закупочные цены – это цены, по которым государство покупает продукцию у сельхозпроизводителей;

3) розничные цены – это цены, по которым товары за наличный расчёт продаются, как правило, населению;

4) цены на тарифы и платные услуги жилищно-коммунального хозяйства, связи, транспорта и т.д.

Статистическое изучение цен

Уровень цен – это обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определённый период времени, на определённой территории, по совокупности товаров с близкими потребительскими свойствами.

Для цен совокупности однородных товарных единиц и цен, изменяющихся во времени и пространстве, обобщающей характеристикой является средняя цена, которая рассчитывается в форме средней арифметической взвешенной Понятие и сущность цен, классификация цен - student2.ru (при наличии данных о продаже в натуральном выражении) или в форме средней гармонической взвешенной Понятие и сущность цен, классификация цен - student2.ru (при наличии данных в стоимостном выражении). Обычно в качестве весов используют данные о выпуске или реализации продукции.

Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен: Понятие и сущность цен, классификация цен - student2.ru , где Понятие и сущность цен, классификация цен - student2.ru – цены за единицу товара соответственно в текущем и базисном периодах.

Индекс средних цен применяется при изучении изменения цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям. Этот индекс записывается в форме индекса переменного состава:

Понятие и сущность цен, классификация цен - student2.ru , где Понятие и сущность цен, классификация цен - student2.ru – количество проданного товара соответственно в текущем и базисном периодах. Этот индекс показывает зависимость средней цены от уровня цен на отдельные виды товаров и структуры продаж. Влияние каждого из факторов изучается при помощи двух других индексов.

Индекс цен постоянного (фиксированного) состава записывается следующим образом:

Понятие и сущность цен, классификация цен - student2.ru .

Этот индекс показывает изменение среднего уровня цен под влиянием уровня цен на отдельные виды товаров. Вычитая из числителя индекса его знаменатель, влияние фактора можно оценить и в абсолютном выражении:

Понятие и сущность цен, классификация цен - student2.ru .

Индекс цен структурных сдвигов имеет следующий вид:

Понятие и сущность цен, классификация цен - student2.ru .

Данный индекс характеризует изменение среднего уровня цен за счёт динамики структуры продаж. Разность между числителем и знаменателем показывает абсолютное влияние этого фактора на среднюю величину:

Понятие и сущность цен, классификация цен - student2.ru .

Вышеуказанные индексы связаны между собой: Понятие и сущность цен, классификация цен - student2.ru . Такая же взаимосвязь существует и между абсолютными величинами: Понятие и сущность цен, классификация цен - student2.ru .

Наши рекомендации