Выявление результатов инвентаризации и

ИХ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ

По поступившим инвентаризационным описям в бухгалтерии составляются сличительные ведомости, в которые записывают только те ценности, по которым выявлены расхождения. Сличительные ведомости должны быть подписаны членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Обо всех выявленных расхождениях материально ответственные лица дают инвентаризационной комиссии подробные письменные объяснения (в срок 2-3 дня). На основании этих объяснений комиссия определяет порядок и способы регулирования обнаруженных расхождений.

Решение инвентаризационной комиссии фиксируют в протоколе, где приводят подробные сведения о причинах и виновниках недостач и потерь и указывают меры для принятия по отношению к виновным лицам. Протокол заседания инвентаризационной комиссии утверждает руководитель предприятия, который выносит окончательное решение.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

На основании документов инвентаризационной комиссии, утвержденных руководством предприятия, выявленные инвентаризацией расхождения против данных бухгалтерского учета (излишки, недостача) регулируются в следующем порядке:

- излишки имущества и денежных средств отражаются по дебету счетов, которые предназначены для их учета, и кредиту счета 92 “Внереализационные доходы и расходы”;

- биологические потери имущества (продукции, товаров) в результате хранения в пределах норм естественной убыли учитывают по направлениям ее использования, т.е. в издержках производства или обращения;

- недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц или за счет страхового возмещения.

Невозмещенные недостачи списываются за счет прибыли в дебет счета 92 “Внереализационные доходы и расходы. При этом для списания недостач и порчи сверх норм естественной убыли необходимо иметь решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, или отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, или о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций.

Возмещение причиненного ущерба производится виновными лицами не по тем ценам, по которым они учитываются в текущем учете, а по действующим продажным ценам. Поэтому сумма, подлежащая взысканию с виновных лиц, всегда будет больше той, по которой числится в учете имущество.

Следует отметить, что взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, по товарно-материальным ценностям одного и того же наименования в равных количествах. Выявленные недостачи и потери от порчи ценностей учитываются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. Постановлением Министерством финансов РБ от 30 мая 2003г. №89. // НРПА РБ – 2003. - №104.

2. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь от 18 окт. 1994г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 25.06.2001 г. № 3321-XII: с изм. и доп., внесенными 29.12.2006 г. №188-З // Ведом. Верховного Совета Респ. Беларусь. – 1994. - № 34. – Ст. 566 / Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 63 – 2/785; 2007 – № 2/1285.

3. Папковская, П.Я. Теория бухгалтерского учета / П. Я. Папковская. – Минск: ООО «Информпресс», 2005. – 236с.

4. Стражев, В.И. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие / В.И. Стражев, О.В. Латыпова – Минск: Выш.шк.,2003.- 352с.

5. Ладутько, Н.И. Бухгалтерский учёт: Учебно-практическое пособие / Н.И. Ладутько, П.Е. Борисевский, Н.П. Дробышевский; Под общ. ред. Н.И Ладутько. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2005. - 672 с.

ГЛОССАРИЙ

№ п/п Наименование понятия, термина, определения Его содержание
Бланк документа Носитель информации с нанесенными на него постоянными сведениями.  
Группировка Объединение документов по однородным признакам за определенный период.  
Документ Письменное свидетельство на право совершения или подтверждения действительного осуществления хозяйственной операции, в котором заполнены необходимые реквизиты.  
Документооборот Движение документа от момента его составления через все стадии учетной обработки до передачи на хранение.  
Инвентаризационная опись Документ, в котором отражаются данные по проведению инвентаризации.  
Инвентаризация Точная и подробная опись имущества. Сличение фактических остатков с учетными данными путем перевешивания, перемеривания, пересчета.  
Контировка Указание в документе взаимосвязи между счетами путем проставления корреспонденции счетов исходя из содержания хозяйственной операции.  
Первичный учет Комплекс приемов по восприятию исходной информации и регистрации ее в документах, которые являются при этом не только средством оформления всех хозяйственных операций, но и одновременно и материальными носителями первичной информации.  
Реквизиты Отдельные показатели (сведения) отражаемые в документе и имеющие самостоятельное значение.  
Таксировка Это определение денежной оценки хозяйственных операций зафиксированное в документе путем умножения количества на цену.



ТЕСТЫ

В предлагаемых Вам тестовых заданиях необходимо указать один правильный ответ на поставленный вопрос из нескольких вариантов ответов. Ответы должны быть даны последовательно на все поставленные вопросы, начиная с первого. Если Вы испытываете затруднения с ответом на какой-либо вопрос, оставьте его и переходите к следующему. Затем вернитесь к пропущенным вопросам.

1. Что подтверждает законность и достоверность свершившейся хозяйственной операции?

а) отчетность материально-ответственных лиц;

б) первичные документы;

в) учетные регистры;

г) результаты инвентаризации.

2. Как подразделяются документы по порядку отражения операции?

а) на организационно-распорядительные, оправдательные, документы бухгалтерского оформления и комбинированные;

б) на разовые и накопительные;

в) на первичные и вторичные (сводные) документы;

г) внутренние и внешние.

3. Что собой представляет первичный бухгалтерский документ?

а) любой материальный носитель данных об объектах учета;

б) материальный носитель, обеспечивающий хранение данных об объектах бухгалтерского учета;

в) материальный носитель информации об объектах бухгалтерского учета, который позволяет юридически доказательно подтвердить право и факт совершения операции;

г) письменное свидетельство, позволяющее группировать факты хозяйственной жизни.

4. Как подразделяются инвентаризации по полноте охвата проверяемого имущества?

а) полные и частичные;

б) плановые и внезапные;

в) ежемесячные, квартальные и годовые;

г) полные и ежемесячные.

5. Какой из приведенных документов является распорядительным?

а) расчетно-платежная ведомость;

б) чек на получение денег с расчетного счета;

в) квитанции;

г) справки.

6. Какой из перечисленных реквизитов первичного документа относится к переменным?

а) номер расчетного счета организации;

б) наименование организации;

в) номер налогоплательщика;

г) порядковый номер документа.

7. Какие документы относятся к документам бухгалтерского оформления?

а) счет-фактура;

б) чек на получение денег с расчетного счета;

в) расчет налога на добавленную стоимость;

г) приходный кассовый ордер.

8. Какой бухгалтерской записью отражается выявленная при инвентаризации недостача материалов на складе?

а) дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", кредит счета 10 "Материалы";

б) дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" кредит счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям";

в) дебет счета 10 "Материалы" кредит счета 92 "Внереализационные доходы и расходы";

г) дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" кредит счета 50 "Касса".

9. Кто несет ответственность за достоверность содержащихся в документе данных?

а) материально-ответственное лицо;

б) руководитель организации;

в) главный бухгалтер;

г) лица, подписавшие документ.

10. Что представляет собой документооборот?

а) подбор документов, содержащих информацию об однородных хозяйственных операциях;

б) составление первичных документов, свидетельствующих о факте свершения хозяйственной операции;

в) движение документов с момента их создания до сдачи на хранение в архив.

11. Каким органом утверждаются унифицированные формы первичных учетных документов?

а) Министерством по налогам и сборам;

б) Министерством финансов;

в) Министерством статистики и анализа;

г) отраслевыми министерствами и ведомствами.

12. Как подразделяются бухгалтерские документы по назначению?

а) на организационно-распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления, комбинированные;

б) первичные и сводные;

в) разовые и накопительные;

г) внешние и внутренние.

13. Кто составляет график документооборота по организации?

а) материально-ответственные лица;

б) руководитель;

в) бухгалтер;

г) главный бухгалтер.

14. Какой срок хранения расчетно-платежных ведомостей?

а) постоянно;

б) три года;

в) 75 лег;

г) 15 лет.

15. Каким документом оформляется решение инвентаризационной комиссии?

а) сличительной ведомостью;

б) инвентаризационной ведомостью;

в) протоколом;

г) актом.

16. Допускаются ли исправления в первичных документах?

а) допускаются, кроме исправлений в кассовых и банковских документах;

б) не допускаются;

в) допускаются;

г) допускаются, но только методом дополнительной проводки.

17. В каких случаях обязательно проводится инвентаризация?

а) при продаже готовой продукции;

б) при продаже материалов;

в) перед составлением годового отчета;

г) при приемке выполненных работ.

18. К какому виду документов относится расходный кассовый ордер?

а) оправдательным;

б) распорядительным;

в) бухгалтерского оформления;

г) комбинированным.

19. С какой целью проводится инвентаризация?

а) проверки условий хранения материальных ценностей и денежных средств;

б) контроля за сохранностью материальных ценностей и денежных средств;

в) проверки и документального подтверждения фактического наличия имущества и финансовых обязательств;

г) проверки наличия имущества.

20. Какие "документы относятся к распорядительным?

а) содержащие указания совершить хозяйственную операцию;

б) оформляющие уже произведенные хозяйственные операции;

в) поступившие от других организаций;

г) созданные работниками бухгалтерии.

21. Допускается ли использование произвольных форм первичных учетных документов?

а) нет, должны использоваться только унифицированные формы;

б) допускается;

в) допускается, если произвольная форма надлежащим образом утверждена.

22. Какая запись делается при выявлении излишков денежных средств в кассе в результате инвентаризации?

а) дебет счета 92 "Внереализационные доходы и расходы", кредит счета 50 "Касса";

б) дебет счета 50 "Касса", кредит счета 92 "Внереализационные доходы и расходы";

в) дебет счета 50 "Касса", кредит чета 82 "Резервный фонд";

г) дебет счета 50 "Касса", кредит счета 80 "Уставный фонд".

23. По каким признакам классифицируются бухгалтерские документы?

а) по назначению, содержанию и времени составления;

б) по месту составления и по количеству отражаемых операций;

в) по степени автоматизации и по количеству отражаемых объектов;

г) по назначению, месту составления, количеству отражаемых операций и по порядку заполнения.

24. К какому виду документов относится авансовый отчет?

а) оправдательным;

б) распорядительным;

в) бухгалтерского оформления;

г) комбинированным.

25. Какие документы относятся к оправдательным?

а) содержащие распоряжение о выполнении хозяйственной операции;

б) составленные на основании нескольких первичных документов;

в) подтверждающие выполнение хозяйственной операции;

г) создаваемые работниками бухгалтерии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Понятие и способы первичного наблюдения в бухгалтерском учете.

2. Бухгалтерские документы и их роль в учете, контроле, аудите и оперативной работе по организации хозяйственной дея­тельности.

3. Порядок составления и обработки документов.

4. Носители первичной учетной информации: бумажные, машинные.

5. Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению документов.

6. Документооборот и его организация.

7. Инвентаризация и ее роль в учете.

8. Виды инвентаризаций. Порядок проведения и оформления результатов инвентаризаций.

9. Пути совершенствования первичного учета и повышение его роли в оперативном контроле и управлении производством.

ТРЕНИНГ УМЕНИЙ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ)

Задание 1.

Поставьте в таблице вид первичного документа: распорядительный (Р); оправдательный (О); документ бухгалтерского оформления (Б): комбинированный (К).

№ п/п Наименование документа Вид докум.та
Требование на получение материалов со склада  
Накладная на отпуск материалов со склада  
Приказ о командировке подотчетного лица  
Авансовый отчет подотчетного лица о командировочных расходах  
Ведомость начисления заработной платы  
Приходный кассовый ордер  

Задание 2.

Список должностных лиц организации:

1. руководитель организации;

2. главный бухгалтер:

3. кладовщик;

4. кассир;

5. менеджер

Выберите из списка должностных лиц тех, кто должен подписать:

1) приходный кассовый ордер,

2) расходный кассовый ордер,

3) платежное поручение на перечисление налогов в бюджет.

Задан е 3.

Перед вами стоит выбор:

1. воспользоваться типовой формой расходного кассового ордера;

2. разработать форму документа самостоятельно (более удобную для применения в конкретном случае).

Как вы поступите в данной ситуации так как,________________________

(указать нормативный документ)

Задание 4.

Проставьте сроки хранения первичных документов

№ п/п Первичный документ Срок хранения (лет)
Доверенность на получение денежных сумм  
Годовые балансы организаций  
Инвентарные карточки и книги учета основных средств  
Документы о выплате пенсий  
Расчетно - платежные ведомости  
Главная книга  
Документ о переоценке основных средств  
Кассовые книги  
Лицевые счета рабочих и служащих  
Журналы-ордера  

Задание 5.

На основе какого документа могут быть изъятые первичные документы у организации?

1. протокол комиссии организации по расследованию действий главного бухгалтера;

2. постановление органов дознания;

3. постановления директора организации;

4. решение общественных органов.

Наши рекомендации