Выявление результатов инвентаризации и
ИХ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ
По поступившим инвентаризационным описям в бухгалтерии составляются сличительные ведомости, в которые записывают только те ценности, по которым выявлены расхождения. Сличительные ведомости должны быть подписаны членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
Обо всех выявленных расхождениях материально ответственные лица дают инвентаризационной комиссии подробные письменные объяснения (в срок 2-3 дня). На основании этих объяснений комиссия определяет порядок и способы регулирования обнаруженных расхождений.
Решение инвентаризационной комиссии фиксируют в протоколе, где приводят подробные сведения о причинах и виновниках недостач и потерь и указывают меры для принятия по отношению к виновным лицам. Протокол заседания инвентаризационной комиссии утверждает руководитель предприятия, который выносит окончательное решение.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.
На основании документов инвентаризационной комиссии, утвержденных руководством предприятия, выявленные инвентаризацией расхождения против данных бухгалтерского учета (излишки, недостача) регулируются в следующем порядке:
- излишки имущества и денежных средств отражаются по дебету счетов, которые предназначены для их учета, и кредиту счета 92 “Внереализационные доходы и расходы”;
- биологические потери имущества (продукции, товаров) в результате хранения в пределах норм естественной убыли учитывают по направлениям ее использования, т.е. в издержках производства или обращения;
- недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц или за счет страхового возмещения.
Невозмещенные недостачи списываются за счет прибыли в дебет счета 92 “Внереализационные доходы и расходы. При этом для списания недостач и порчи сверх норм естественной убыли необходимо иметь решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, или отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, или о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций.
Возмещение причиненного ущерба производится виновными лицами не по тем ценам, по которым они учитываются в текущем учете, а по действующим продажным ценам. Поэтому сумма, подлежащая взысканию с виновных лиц, всегда будет больше той, по которой числится в учете имущество.
Следует отметить, что взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, по товарно-материальным ценностям одного и того же наименования в равных количествах. Выявленные недостачи и потери от порчи ценностей учитываются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. Постановлением Министерством финансов РБ от 30 мая 2003г. №89. // НРПА РБ – 2003. - №104.
2. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь от 18 окт. 1994г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 25.06.2001 г. № 3321-XII: с изм. и доп., внесенными 29.12.2006 г. №188-З // Ведом. Верховного Совета Респ. Беларусь. – 1994. - № 34. – Ст. 566 / Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 63 – 2/785; 2007 – № 2/1285.
3. Папковская, П.Я. Теория бухгалтерского учета / П. Я. Папковская. – Минск: ООО «Информпресс», 2005. – 236с.
4. Стражев, В.И. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие / В.И. Стражев, О.В. Латыпова – Минск: Выш.шк.,2003.- 352с.
5. Ладутько, Н.И. Бухгалтерский учёт: Учебно-практическое пособие / Н.И. Ладутько, П.Е. Борисевский, Н.П. Дробышевский; Под общ. ред. Н.И Ладутько. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2005. - 672 с.
ГЛОССАРИЙ
№ п/п | Наименование понятия, термина, определения | Его содержание |
Бланк документа | Носитель информации с нанесенными на него постоянными сведениями. | |
Группировка | Объединение документов по однородным признакам за определенный период. | |
Документ | Письменное свидетельство на право совершения или подтверждения действительного осуществления хозяйственной операции, в котором заполнены необходимые реквизиты. | |
Документооборот | Движение документа от момента его составления через все стадии учетной обработки до передачи на хранение. | |
Инвентаризационная опись | Документ, в котором отражаются данные по проведению инвентаризации. | |
Инвентаризация | Точная и подробная опись имущества. Сличение фактических остатков с учетными данными путем перевешивания, перемеривания, пересчета. | |
Контировка | Указание в документе взаимосвязи между счетами путем проставления корреспонденции счетов исходя из содержания хозяйственной операции. | |
Первичный учет | Комплекс приемов по восприятию исходной информации и регистрации ее в документах, которые являются при этом не только средством оформления всех хозяйственных операций, но и одновременно и материальными носителями первичной информации. | |
Реквизиты | Отдельные показатели (сведения) отражаемые в документе и имеющие самостоятельное значение. | |
Таксировка | Это определение денежной оценки хозяйственных операций зафиксированное в документе путем умножения количества на цену. |
ТЕСТЫ
В предлагаемых Вам тестовых заданиях необходимо указать один правильный ответ на поставленный вопрос из нескольких вариантов ответов. Ответы должны быть даны последовательно на все поставленные вопросы, начиная с первого. Если Вы испытываете затруднения с ответом на какой-либо вопрос, оставьте его и переходите к следующему. Затем вернитесь к пропущенным вопросам.
1. Что подтверждает законность и достоверность свершившейся хозяйственной операции?
а) отчетность материально-ответственных лиц;
б) первичные документы;
в) учетные регистры;
г) результаты инвентаризации.
2. Как подразделяются документы по порядку отражения операции?
а) на организационно-распорядительные, оправдательные, документы бухгалтерского оформления и комбинированные;
б) на разовые и накопительные;
в) на первичные и вторичные (сводные) документы;
г) внутренние и внешние.
3. Что собой представляет первичный бухгалтерский документ?
а) любой материальный носитель данных об объектах учета;
б) материальный носитель, обеспечивающий хранение данных об объектах бухгалтерского учета;
в) материальный носитель информации об объектах бухгалтерского учета, который позволяет юридически доказательно подтвердить право и факт совершения операции;
г) письменное свидетельство, позволяющее группировать факты хозяйственной жизни.
4. Как подразделяются инвентаризации по полноте охвата проверяемого имущества?
а) полные и частичные;
б) плановые и внезапные;
в) ежемесячные, квартальные и годовые;
г) полные и ежемесячные.
5. Какой из приведенных документов является распорядительным?
а) расчетно-платежная ведомость;
б) чек на получение денег с расчетного счета;
в) квитанции;
г) справки.
6. Какой из перечисленных реквизитов первичного документа относится к переменным?
а) номер расчетного счета организации;
б) наименование организации;
в) номер налогоплательщика;
г) порядковый номер документа.
7. Какие документы относятся к документам бухгалтерского оформления?
а) счет-фактура;
б) чек на получение денег с расчетного счета;
в) расчет налога на добавленную стоимость;
г) приходный кассовый ордер.
8. Какой бухгалтерской записью отражается выявленная при инвентаризации недостача материалов на складе?
а) дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", кредит счета 10 "Материалы";
б) дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" кредит счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
в) дебет счета 10 "Материалы" кредит счета 92 "Внереализационные доходы и расходы";
г) дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" кредит счета 50 "Касса".
9. Кто несет ответственность за достоверность содержащихся в документе данных?
а) материально-ответственное лицо;
б) руководитель организации;
в) главный бухгалтер;
г) лица, подписавшие документ.
10. Что представляет собой документооборот?
а) подбор документов, содержащих информацию об однородных хозяйственных операциях;
б) составление первичных документов, свидетельствующих о факте свершения хозяйственной операции;
в) движение документов с момента их создания до сдачи на хранение в архив.
11. Каким органом утверждаются унифицированные формы первичных учетных документов?
а) Министерством по налогам и сборам;
б) Министерством финансов;
в) Министерством статистики и анализа;
г) отраслевыми министерствами и ведомствами.
12. Как подразделяются бухгалтерские документы по назначению?
а) на организационно-распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления, комбинированные;
б) первичные и сводные;
в) разовые и накопительные;
г) внешние и внутренние.
13. Кто составляет график документооборота по организации?
а) материально-ответственные лица;
б) руководитель;
в) бухгалтер;
г) главный бухгалтер.
14. Какой срок хранения расчетно-платежных ведомостей?
а) постоянно;
б) три года;
в) 75 лег;
г) 15 лет.
15. Каким документом оформляется решение инвентаризационной комиссии?
а) сличительной ведомостью;
б) инвентаризационной ведомостью;
в) протоколом;
г) актом.
16. Допускаются ли исправления в первичных документах?
а) допускаются, кроме исправлений в кассовых и банковских документах;
б) не допускаются;
в) допускаются;
г) допускаются, но только методом дополнительной проводки.
17. В каких случаях обязательно проводится инвентаризация?
а) при продаже готовой продукции;
б) при продаже материалов;
в) перед составлением годового отчета;
г) при приемке выполненных работ.
18. К какому виду документов относится расходный кассовый ордер?
а) оправдательным;
б) распорядительным;
в) бухгалтерского оформления;
г) комбинированным.
19. С какой целью проводится инвентаризация?
а) проверки условий хранения материальных ценностей и денежных средств;
б) контроля за сохранностью материальных ценностей и денежных средств;
в) проверки и документального подтверждения фактического наличия имущества и финансовых обязательств;
г) проверки наличия имущества.
20. Какие "документы относятся к распорядительным?
а) содержащие указания совершить хозяйственную операцию;
б) оформляющие уже произведенные хозяйственные операции;
в) поступившие от других организаций;
г) созданные работниками бухгалтерии.
21. Допускается ли использование произвольных форм первичных учетных документов?
а) нет, должны использоваться только унифицированные формы;
б) допускается;
в) допускается, если произвольная форма надлежащим образом утверждена.
22. Какая запись делается при выявлении излишков денежных средств в кассе в результате инвентаризации?
а) дебет счета 92 "Внереализационные доходы и расходы", кредит счета 50 "Касса";
б) дебет счета 50 "Касса", кредит счета 92 "Внереализационные доходы и расходы";
в) дебет счета 50 "Касса", кредит чета 82 "Резервный фонд";
г) дебет счета 50 "Касса", кредит счета 80 "Уставный фонд".
23. По каким признакам классифицируются бухгалтерские документы?
а) по назначению, содержанию и времени составления;
б) по месту составления и по количеству отражаемых операций;
в) по степени автоматизации и по количеству отражаемых объектов;
г) по назначению, месту составления, количеству отражаемых операций и по порядку заполнения.
24. К какому виду документов относится авансовый отчет?
а) оправдательным;
б) распорядительным;
в) бухгалтерского оформления;
г) комбинированным.
25. Какие документы относятся к оправдательным?
а) содержащие распоряжение о выполнении хозяйственной операции;
б) составленные на основании нескольких первичных документов;
в) подтверждающие выполнение хозяйственной операции;
г) создаваемые работниками бухгалтерии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Понятие и способы первичного наблюдения в бухгалтерском учете.
2. Бухгалтерские документы и их роль в учете, контроле, аудите и оперативной работе по организации хозяйственной деятельности.
3. Порядок составления и обработки документов.
4. Носители первичной учетной информации: бумажные, машинные.
5. Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению документов.
6. Документооборот и его организация.
7. Инвентаризация и ее роль в учете.
8. Виды инвентаризаций. Порядок проведения и оформления результатов инвентаризаций.
9. Пути совершенствования первичного учета и повышение его роли в оперативном контроле и управлении производством.
ТРЕНИНГ УМЕНИЙ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ)
Задание 1.
Поставьте в таблице вид первичного документа: распорядительный (Р); оправдательный (О); документ бухгалтерского оформления (Б): комбинированный (К).
№ п/п | Наименование документа | Вид докум.та |
Требование на получение материалов со склада | ||
Накладная на отпуск материалов со склада | ||
Приказ о командировке подотчетного лица | ||
Авансовый отчет подотчетного лица о командировочных расходах | ||
Ведомость начисления заработной платы | ||
Приходный кассовый ордер |
Задание 2.
Список должностных лиц организации:
1. руководитель организации;
2. главный бухгалтер:
3. кладовщик;
4. кассир;
5. менеджер
Выберите из списка должностных лиц тех, кто должен подписать:
1) приходный кассовый ордер,
2) расходный кассовый ордер,
3) платежное поручение на перечисление налогов в бюджет.
Задан е 3.
Перед вами стоит выбор:
1. воспользоваться типовой формой расходного кассового ордера;
2. разработать форму документа самостоятельно (более удобную для применения в конкретном случае).
Как вы поступите в данной ситуации так как,________________________
(указать нормативный документ)
Задание 4.
Проставьте сроки хранения первичных документов
№ п/п | Первичный документ | Срок хранения (лет) |
Доверенность на получение денежных сумм | ||
Годовые балансы организаций | ||
Инвентарные карточки и книги учета основных средств | ||
Документы о выплате пенсий | ||
Расчетно - платежные ведомости | ||
Главная книга | ||
Документ о переоценке основных средств | ||
Кассовые книги | ||
Лицевые счета рабочих и служащих | ||
Журналы-ордера |
Задание 5.
На основе какого документа могут быть изъятые первичные документы у организации?
1. протокол комиссии организации по расследованию действий главного бухгалтера;
2. постановление органов дознания;
3. постановления директора организации;
4. решение общественных органов.