Принципы функционирования системы «1С: Предприятие»

Установка пакета состоит из двух частей:

1 Установка системы. В результате на диске (чаще всего в папке Program File) появляется папка 1Сv77.

2 Установка конкретной конфигурации. В результате установки в папке 1Сv77 появляются папки: 1sbdb и 1SBDemo для «1С: Бухгалтерии»; Db и DemoDB при установке «1С: Торговля и склад»; PRBBasic и PRBDemo для «1С: Зарплата и кадры»; Atc и ATCDemo для комплексной конфигурации.

Конфигурация создаётся штатными средствами системы и обычно поставляется в качестве типовой, но может быть изменена, дополнена пользователем системы, а также разработана заново.

Функционирование системы делится на два процесса:

1) Конфигурирование (Описание модели предметной области средствами системы)

2) Исполнение (Обработка данных предметной области)

В процессе конфигурирования формируются структура информационной базы, алгоритмы обработки, формы диалогов и выходных документов. Информационная структура проектируется на уровне предусматриваемых объектов предметной области (константы, справочники, документы, регистры, перечисления, журналы расчётов, бухгалтерские счета, операции, проводки и др.).
В процессе исполнения система уже ориентирует конкретными понятиями, описанными на этапе конфигурирования (справочниками, товаров организаций, счетами, накладными и т.д.).

Функционирование системы делится на два раздельных по времени процесса: настройку (конфигурирование) и непосредственную работу пользователя по ведению учёта или выполнению расчётов.

На этапе конфигурирования системы выполняется настройка различных режимов системы в соответствии с особенностями конкретного предприятия. При этом определяются структуры и свойства справочников, документов, отчётов, настраивается ведение синтетического, аналитического и валютного учёта. Устанавливаются права доступа к данным. На этапе конфигурирования может быть создано несколько пользовательских интерфейсов для разных типов пользователей(менеджеров, бухгалтеров, кадровиков и т. д.).

В процессе исполнения система уже оперирует конкретными понятиями, описанными на этапе конфигурирования (справочниками, счетами, первичными документами и т.д.).

Типовая конфигурация реализует стандартную методологию учета для хозяйственных организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Конфигурация включает:

- План счетов;

- Набор справочников;

- Набор перечислений;

- Набор документов;

- Набор констант;

- Список корректных проводок;

- Набор стандартных отчетов;

- Специализированные отчеты;

- Набор регламентированных отчетов.

Сохранение, восстановление и тестирование информационных баз

В меню «Администрирование» есть пункты для сохранения, загрузки и тестирования информационной базы. При сохранении выполняется сжатие баз данных и файла конфигурации в архив с расширением «zip». При восстановлении данных происходит обратная операция, – из файла архива происходит распаковка баз данных и файла конфигурации.

Сохранение и восстановление производят с целью создания резервных копий и для переноса данных с одного компьютера на другой (целиком).

В начале каждого сеанса работы необходимо сделать восстановление своих данных, которые были сохранены в предыдущем сеансе работы в вашем каталоге. Для этого нужно зайти в режим конфигуратора, выбрать в меню группу «администрирование» и команду “загрузить данные”. В диалоговом окне открыть каталог, в котором находится архив с данными (например: z:\H31-02), затем выделить имя архива данных.

В конце каждого сеанса работы необходимо сделать сохранение своих данных. Для этого нужно зайти в режим конфигуратора, выбрать в меню группу «администрирование» и команду “выгрузить данные”. В диалоговом окне открыть каталог, в который надо сохранить данные (например: z:\H31-02), затем написать имя сохраняемого архива.

Сохранение и восстановление данных необходимо выполнять при каждом сеансе работы.

Общие принципы работы

1 Вызов программы и выход из программы.Запуск программы и выход из программы осуществляется по общим правилам работы в windows. Возможны три режима запуска программы: 1С Предприятие, 1С Предприятие монопольно, Конфигуратор

Вид экрана.

а) В верхней части окна находится строка заголовка окна, в середине которой вводится название окна.

б) Под строкой заголовка находится строка меню, с помощью которого выполняется обращение к основным функциям программы.

в) Ниже строки меню располагается линейка пиктограмм (панель инструментов).С её помощью можно быстро выполнить наиболее часто встречающиеся действия.

г) В нижней части окна располагается информационная строка - в ней выводится сообщение о выполняемых программой действиях, подсказки и т.д.

д) Основная часть окна является рабочим пространством окна.

3. Работа с окнами.Работа с окнами осуществляется по правилам работы в Windows

4. Получение помощи. Нажав на клавишу F1 можно в любом режиме работы получить помощь. Кроме того, обращение к встроенному справочнику выполняется при выборе кнопки “Помощь” на панели инструментов. При этом вызывается раздел помощи, соответствующий тому режиму, в котором сейчас работает пользователь. Пункт меню «Содержание» и клавиша Shift+F1 позволяет обратиться к общему содержанию

5. Диалоговые запросы.Для кнопок запросов используются следующие соглашения:

· если надпись на кнопке кончается многоточием, значит, при нажатии этой кнопки на экран будет выведен дополнительный запрос;

· если надпись у поля запроса или на кнопке имеет блеклый(серый) цвет, значит эта кнопка или поле в настоящий момент недоступны.

Работа со списками

Список состоит из последовательности однотипных записей, выводимых на экран вертикально (одна за другой).

Просмотр списка осуществляется по общим правилам, с использованием соответствующих клавиши.

Выбор элемента списка - дважды щелкнуть мышью нужную строку списка.

Добавление записи - использовать кнопку “новая строка” на панели инструментов или клавишу Insert на клавиатуре.

Использование текущего значения- текущую графу списка можно запомнить в буфере обмена нажав пиктограмму “М”. Впоследствии её можно вставить, например при редактировании значения в журнале операций. Если графа имеет числовое значение, можно добавить его к значению, хранящемуся в буфере обмена, нажав M+, или вычесть его из буфера обмена, нажав M- .

Быстрый поиск- если список упорядочен, то поиск выполняется по первым символам, той графы, по которой упорядочен список.

Поиск строки символов - выбрать команду поиск, используя меню или пиктограмму. На запрос ввести последовательность символов, а также указать направление поиска.

Организация учета

Аналитический учёт

Полностью возможности программы “1С:Бухгалтерия” раскрываются при ведении аналитического учета. Аналитический учёт позволяет более детально раскрыть информацию о средствах предприятия, накапливаемых на счётах бухгалтерского учёта. Для организации аналитического учёта используются справочники, в которые заносятся объекты аналитического учёта. Программа позволяет вести неограниченное количество справочников объектов аналитического учета: по товарам, материалам, организациям, сотрудникам, основным средствам и т.д. Например, справочник сотрудников содержит список сотрудников предприятия. Для обозначения объектов аналитического учета в «1С:Предприятии» используется термин «субконто». Под видом субконто понимается совокупность однотипных объектов аналитического учёта. Например вид субконто – «основные средства», «материалы». Конкретный объект в справочнике- это субконто, например субконто Иванов. Набор доступных видов субконто определяется на этапе конфигурирования

Ведение аналитического учета по конкретному счету определяется настройкой субконто, задаваемой в плане счетов. Каждый вид субконто может быть “прикреплен” к любому числу счетов и субсчетов.

Количественный учет

Для того, чтобы получить более полную учетную информацию о некоторых объектах учета, ведение учета в натуральном выражении, которое выполняется независимо от стоимостного. Например, необходимо знать не только, какие товары находятся на складе, но и в каком количестве. Сама возможность ведения количественного учета задается на этапе конфигурирования. При вводе проводок программа будет запрашивать количество и сумму, если не задана цена в справочнике. Количественный учет используется для счетов, связанных с товарно-материальными ценностями в разрезе мест хранения.

Валютный учет

Система 1С:Предприятие позволяет вести валютный учет по нескольким валютам. Сама возможность вести валютный учет задается в конфигурации системы. Все используемые валюты задаются в справочнике валют. Конкретный счет считается валютным, если ему задан соответствующий признак в плане счетов. Если в справочнике валют имеется курс, то при вводе проводок будет автоматически вычисляться сумма проводки по валютной сумме и текущему курсу.

ВВОД ИСХОДНЫХ ДАННЫХ

Настройка на конкретные особенности учета отдельного предприятия – исходный этап работы с любой бухгалтерской программой. В процессе работы возможно пополнение и корректировка введенной информации.

Задание констант

Наиболее общая информация об организации, ведущей бухгалтерский учет, которая редко изменяется, хранится системой 1С:Бухгалтерия в виде констант. Для ввода такой информации открыть в меню Операциикоманду Константы.

Справочники

Справочники служат для хранения общих и внутрифирменных классификаторов и используются для организации аналитического учета. Количество, названия и свойства справочников задаются на этапе конфигурирования.

Работа со справочниками может осуществляться в двух режимах: режим просмотра и редактирования и режим выбора элемента справочника.

В режиме просмотра и редактирования формасправочника открывается при помощи главного меню. В режиме выбора программа будет предлагать Вам выбрать из соответствующего справочника объект, к которому относится проводка. Если нужного объекта в списке нет, список можно дополнить.

Программа позволяет организовать многоуровневые справочники до 10 уровней вложенности. Это позволяет организовывать условно-постоянную информацию и классификаторы с нужной степенью детализации. Например, можно создать в справочнике контрагентов группы «поставщики» и «покупатели».

Программа имеет механизм поддержки подчиненных справочников. Это позволяет связать между собой элементы разных справочников: организации и договора, товары и единицы измерения и так далее.

Установка рабочей даты

Рабочая дата - это внутренняя дата системы, она автоматически проставляется при вводе документов и хозяйственных операций, но может быть изменена пользователем. Для изменения используется команда Параметры из менюСервис(вкладкаОбщее). При следующем запуске системы рабочая дата вновь будет считана из системных часов компьютера.

Удаление объектов

Удаление объекта происходит в два этапа:

1-ый этап: Помечается объект, который надо удалить соответствующей командой. Пометку можно снять также соответствующей командой.

2-ой этап: Удаление помеченных объектов. Выполняется в режиме «1С:Предприятие Монопольно»:

· закрыть все вторичные окна

· выбрать команду удаления

· нажать кнопку «Контроль»

· нажать кнопку «Удалить»

· внимательно просмотреть выдаваемый программой список удаленных и не удаленных объектов и причины не удаления.

План счетов

Рабочий план счетов является частью учетной политики организации. В типовую конфигурацию 1С:Бухгалтерия 7.7 включен План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. №94н.

К свойствам счетов, определенным в конфигурации относятся:

· состав субсчетов;

· настройка аналитического учета;

· настройка количественного учета;

· настройка валютного учета;

· признаки активных, пассивных и активно-пассивных счетов;

· признаки забалансовых счетов.

Система счетов зависит от учётной политики предприятия. На некоторых предприятиях может использоваться и несколько планов счетов. Настройка плана счетов осуществляется на этапе конфигурирования.

Окно плана счетов

Принципы функционирования системы «1С: Предприятие» - student2.ru

Пиктограмма в левой графе окрашенная в жёлтый цвет, означает что на этом счёте собирается информация с субсчётов.

Пиктограмма в левой графе, помеченная красной галочкой указывает на то, что данный счет нельзя удалять

Пиктограмма в левой графе окрашенная в синий цвет, означает что счёт не имеет субсчетов.

Код – полный код счёта. В плане установлено 3 знака для счета, 3 знака для кода субсчета и 1 знак для кода субсчета второго уровня.

Наименование – Наименование счёта (субсчёта).

Помимо кода и наименования для любого счета (субсчета) в плане счетов можно задать ряд свойств. Свойства, задаваемые для счета, автоматически задаются и для всех субсчетов этого счета.

Вал – признак ведения валютного учёта, знак «+» в графе - учёт ведётся

Кол – признак ведения количественного учёта, знак «+» в графе - учёт ведётся

Заб - признак забалансового счёта (+ счёт забалансовый)

Акт – признак активности счёта.

А - активный, П - пассивный, АП – Активно пассивный.

Субконто1, … Субконто5 - виды субконто. Количество субконто определяется на этапе конфигурирования.

Просмотр плана счетов.План счетов имеет многоуровневую структуру: Счёта, субсчета. В окно просмотра можно вывести только счета, не показывая подчинённые им субсчета. Для этого выбрать в меню «Действие» режим «Иерархический список», если стоит знак ۷– режим включен.

Редактирование плана счетов.Программа разрешает ввод новых счетов и субсчетов для тех счетов, у которых уже есть субсчета.

Наши рекомендации