Глотова Л.В., Дорошкевич Н.М., Мигун О.Ф., Нетеса Л.И.

Глотова Л.В., Дорошкевич Н.М., Мигун О.Ф., Нетеса Л.И.

Краткий конспект лекций

По учебной дисциплине «Бухгалтерский учет» для студентов заочной формы обучения по специальностям направления образования 25 «Экономика»

М И Н С К 2013

Содержание

       
   
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА    
Тема 1 Бухгалтерский учет в системе управления деятельностью организацией, его предмет и метод  
Тема 2. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета  
Тема 3. Счета и двойная запись  
Тема 4. Учет хозяйственных процессов  
Тема 5. Документация и инвентаризация  
Тема 6. Формы, регистры и организация бухгалтерского учета  
Раздел 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ    
Тема 7. Учет денежных средств  
Тема 8. Учет расчетов  
Тема 9. Учет вложений во внеоборотные активы  
Тема 10. Учет основных средств  
Тема 11. Учет нематериальных активов  
Тема 12. Учет финансовых вложений  
Тема 13. Учет производственных запасов  
Тема 14. Учет расчетов с персоналом по оплате труда  
Тема 15. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)  
Тема 16. Учет готовой продукции и товаров  
Тема 17. Учет реализации продукции (товаров, работ и услуг)  
Тема 18. Учет финансовых результатов хозяйственной деятельности. Учет фондов и резервов  
Тема 19. Бухгалтерская отчетность организации  
       

Бухгалтерский учет в системе управления деятельностью организацией, его предмет и метод

Виды хозяйственного учета

Хозяйственный учет объединяет следующие виды учета: оперативный, бухгалтерский, статистический и налоговый. Они взаимно дополняют друг друга и зачастую используют одну и туже информацию. Многие формы статистической и оперативной отчетности составляются совместно работниками экономических и бухгалтерских служб. Вместе с тем каждый вид учета играет свою, особую роль в информационном обеспечении управления.

Оперативный или оперативно-технический учет представляет собой повседневный учет отдельных хозяйственных операций и процессов преимущественно производственно-технического характера. Он предоставляет информацию руководителям цехов, бригад, участков. С его помощью поступает информация о заготовлении материальных ресурсов, о ходе процесса производства, об отгрузке и реализации продукции и т. п. Источником информации могут быть как документы, так и данные, полученные как в устной форме, так и по телефону. Отличительной чертой этого вида учета является быстрое получение информации, необходимой для оперативного руководства организацией. Использование информации ограничено временным периодом. Как правило, она теряет свое значение для управления после завершения процесса или хозяйственного факта. Ведут его кладовщики, работники участков, отделов, бригад, чаще всего с использованием натуральных и трудовых измерителей.

Бухгалтерский учет— это система непрерывного отражения имущества и процессов хозяйственной деятельности организации. В отличие от оперативного и статистического он является всеобъемлющим и наиболее достоверным видом учета. Так как с момента создания организации в хронологической последовательности непрерывно ведется сплошное отражение всех фактов хозяйственной жизни. Он предоставляет информацию среднему звену управления, т. е. руководителям различных организаций, оперирует данными только в денежных единицах измерения, хотя при необходимости для уточнения данных используются натуральные и трудовые измерители. Бухгалтерский учет ведется по строго определенной системе специально подготовленными кадрами.

Статистический учет применяется для получения и обобщения данных, характеризующих массовые социально-экономические явления. Целью статистического учета является получение обработанной, обобщенной и усредненной информации о состоянии экономики и общества в масштабах города, региона, страны и т. п. Он обобщает информацию бухгалтерского, а иногда и оперативного учета, сводит ее в таблицы, к которым даются пояснения, являющиеся результатом анализа Информация его предоставляется высшему звену управления, правительству. В отдельных случаях статистика осуществляет собственную систему учета, например, перепись населения. В отличие от бухгалтерского учета, в котором осуществляется сплошная регистрация фактов, статистический учет может быть как сплошным, так и выборочным. Для ведения статистического учета существуют специальные статистические отделы, его ведут специально подготовленные кадры.

Налоговый учет, согласно ст. 62 Налогового кодекса,— это “осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством”. Он предоставляет информацию для расчета налогов.

Между видами учета существует информационная связь. Информация оперативного учета может использоваться бухгалтерским учетом, но лишь при условии, что данные точны, и отражены в первичных документах. Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Статистика использует данные оперативного, бухгалтерского и налогового учета. Таким образом, все виды хозяйственного учета образуют систему учета национальной экономики. Они дополняют друг друга и обеспечивают потребности управления различных уровней. Руководство системой учета в Республике Беларусь осуществляет Совет Министров и в, частности, руководство статистическим учетом— Министерство статистики и анализа, бухгалтерским и налоговым учетом— Министерство финансов, оперативным— администрация предприятия.

Классификация имущества

Метод бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета — это совокупность способов и приемов, которые позволяют получить полную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Составными частями метода бухгалтерского учета являются:

1. документация— первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент их свершения. Способ юридического оформления хозяйственных операций, письменное свидетельство о завершенной хозяйственной операции;

2. инвентаризация— способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета;

3. оценка— способ, с помощью которого хозяйственные средства (имущество) получают денежное выражение.

4. калькуляция— способ группировки затрат и исчисления себестоимости продукции, работ, услуг;

5. счета— способ экономической группировки объектов учета.

Счет— это инструмент бухгалтерского учета, который позволяет классифицировать и суммировать результаты хозяйственной деятельности фирмы.

6. двойная запись— способ взаимосвязанного отражения операций с использованием счетов бухгалтерского учета.

7. бухгалтерский баланс— способ отражения имущества и его источников, позволяющий получить информацию о состоянии этих объектов на определенную дату.

8. отчетность— совокупность обобщенных показателей, рассчитанных по данным бухгалтерского учета.

Все слагаемые метода бухгалтерского учета находят применение во всех организациях Республики Беларусь. Порядок их использования регулируется законодательством и нормативными актами.

СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

Понятие о первичном учете

Историческое развитие форм

Под формой бухгалтерского учета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них. Отличительными признаками форм бухгалтерского учета являются:

1. количество применяемых учетных регистров и их назначение;

2. содержание, форма и внешний вид регистров;

3. последовательность и способ записи в учетные регистры

Формы бухгалтерского учета постоянно меняются, в силу происходящих изменений в системе управления предприятием. Они исторически появлялись, развивались, совершенствовались, отмирали и заменялись другими, более совершенными. С момента возникновения и до настоящего времени в бухгалтерском учете использовалось много форм. В литературе, прежде всего, выделяют старую итальянскую (венецианскую) форму. Ее особенности изложил Лука Пачоли в 1494 году в работе «Трактат о счетах и записях». Особенность данной формы в том, что в ней нет деления счетов на аналитические и синтетические, т.е. все используемые счета считали счетами первого порядка. Форма состояла из трех книг: «Мемориала» (памятная книга), Журнала (хронологическая) и Главная.

В новой итальянской форме, разработанной Ф. Гаратти в 1688 г. счета уже делятся на синтетические и аналитические. Она предусматривала следующие регистры: Журнал — основную книгу хронологичекого учета, Главную книгу- основную книгу систематического учета, вспомогательные книги.

В дальнейшем начали делить журнал регистрации на ряд журналов. Так во французской форме, разработанной М.де ля Портом в 1685 году, из общего журнала регистрации выделяли отдельно кассовый журнал, журнал покупок, журнал продаж, журнал получения векселей, журнал выданных векселей и журнал разных операций. В немецкой форме, разработанной Ф. Гельвигом в 1774 г., из журнала регистрации выделяют кассовые операции в отдельную кассовую книгу.В 1889г. Джованни Росси разработал шахматную форму учета на принципе шахматного совмещения таблиц.В интегральной форме, разработанной в 1914 г. Дюмарше на каждый счет открывают два регистра для разложения дебетовых и кредитовых оборотов и т.д. ( рис.1.7.1).

В СССР были разработаны карточные, копировальные формы, но они не получили достаточно широкого распространения.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в настоящее время применяются следующие основные формы бухгалтерского учета (рис. 1.7.2.):

- мемориально-ордерная;

- журнально-ордерная;

- упрощенная;

- автоматизированная.

Тема 8.Учет расчетов

Оценка основных средств.

Основные средства оцениваются в бухгалтерском учете и отчетности

ОС отражаются в учете по следующим оценкам:

1)первоначальная стоимость,

2)восстановительная стоимость,

3)остаточная стоимость,

4)амортизируемая стоимость.

Первоначальная стоимость (ПС)- это стоимость, по которой объект принимается в состав ОС. Первоначальная стоимость включает в себя все затраты, связанные с покупкой, возведением, доставкой и монтажом ОС.

Изменение первоначальной стоимости допускается при переоценке, достраивании, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации.

Переоцененная стоимость (ПС, восстановительная) - это стоимость объекта ОС в современных условиях, которая устанавливается путем проведения переоценки. Переоценка проводится по состоянию на 1 января. После переоценки и отражения в учете ее результатов, оценочная стоимость становится первоначальной.

Остаточная стоимость (ОстС)– это реальная оценка ОС на данный момент времени. Определяется как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой амортизации, начисленной на установленную дату по данному объекту.

По остаточной стоимости ОС отражаются в балансе (балансовая стоимость).

Остаточная стоимость применяется для исчисления налога на недвижимость.

Амортизируемая стоимость (АС) – стоимость, от величины которой рассчитываются амортизационные отчисления.

Изменение амортизируемой стоимости производится по решению комиссии, назначенной руководителем или собственником из числа специалистов технических и бухгалтерских служб.

Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на дату совершения хозяйственной операции.

Первоначальной стоимостью объектов основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском учете.

Первоначальная стоимость основных средств может изменяться при производстве работ капитального характера (достройки, дооборудования, реконструкции), частичной ликвидации отдельных объектов, переоценке и в других случаях, предусмотренных нормативными актами Республики Беларусь.

Понятие финансовых вложений

К финансовым вложениям относятся затраты организации в уставные капиталы и ценные бумаги других организаций, а также предоставленные займы за счет временно свободных средств организации.

Финансовые вложения классифицируются по следующим признакам:

1.По срокам- финансовые вложения подразделяются на долгосрочные (на срок более одного года) и краткосрочные (на срок до одного года).

2.По видам - долговые (облигации, депозитные сертификаты, займы) и связанные с уставными капиталами (паи и акции).

Акции – это ценные бумаги, выпускаемые акционерным обществом и удостоверяющие право собственника на долю в уставном капитале и право на получение дивидендов. У акций нет сроков погашения и они не гарантируют возврат денежных средств при ликвидации общества. Акции могут быть простыми и привилегированными. Простые акции дают право на получение дивидендов и на участие в управлении обществом. Привилегированная акция гарантирует получение дивидендов , но не дает право голоса на участие в управлении обществом. Облигация – это ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить инвестору номинальную стоимость облигации в установленный срок с уплатой фиксированного процента.

Для целей бухгалтерского учета ценные бумаги могут быть трех категорий:

1.предназначенные для торговли ( с целью продажи или погашения в течение года);

2. удерживаемые до погашения, т.е. ценные бумаги с фиксированными платежами по фиксированным срокам;

3.ценные бумаги с бессрочными платежами в течение неопределенного времени.

В соответствии с указанными категориями может применяться один из двух методов учета ценных бумаг:

1.учет по цене приобретения- это метод, при котором их балансовая стоимость не изменяется. Применяется для учета ценных бумаг, удерживаемых до погашения.

2.учет по справедливой стоимости- это метод, при котором их балансовая стоимость переоценивается по мере изменения справедливой стоимости. Применяется для учета ценных бумаг, приобретаемых для торговли.

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчётности. Состав бухгалтерской отчётности

Взаимодействие экономического комплекса Республики Беларусь с мировой экономикой требует взаимопонимания в бухгалтерской и финансовой отчетности, это обуславливает принятие Государственной программы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь.

В мировой экономике применяется термин «финансовая отчетность», в национальном законодательстве регулирующим бухгалтерский учет термин «бухгалтерская отчетность» (Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 25.06.2001г. ст.ст. 2;13;14; «Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности» постановление Министерства финансов Республики Беларусь №111 от 31.10.2011г.). Одним из пунктов Государственной программы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета предусмотрена «Разработка и внедрение в Республике Беларусь стандартов финансовой отчетности», ответственными за это направление являются Министерство финансов, Национальный банк и Министерство экономики Республики Беларусь.

В белорусском законодательстве, регулирующим бухгалтерский учет, четко определен состав бухгалтерской отчетности. Так, например, Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в ст.13 «Состав бухгалтерской отчетности» определяет «Бухгалтерская отчетность организаций (за исключением организаций, финансируемых из бюджета, а также не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, за исключением выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг) состоит из:

- бухгалтерского баланса;

- отчета о прибылях и убытках;

- приложений, предусмотренных нормативными правовыми актами;

- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если эта организация в соответствии с законодательством республики Беларусь подлежит обязательному аудиту;

- пояснительной записки».

Этим же законом определено, что состав бухгалтерской отчетности организаций, финансируемых из бюджета, определяется Министерством финансов Республики Беларусь, а некоммерческие организации не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, за исключением выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, предоставляют бухгалтерскую отчетность по итогам года в упрощенном составе:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о прибылях и убытках;

- отчет о целевом использовании полученных средств.

В развитие и исполнение этих положений Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.10.2001г. №1493 «О государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь», Министерство финансов республики Беларусь своим постановлением №111 от 31.10.2011г. «Об установлении форм бухгалтерской отчётности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчётности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от14 февраля 2008 г. №19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от11 декабря 2008г. №187» (НРПА Республики Беларусь, 25.01.2012 г., №11, 8/24675), утверждает типовые формы бухгалтерской отчетности. И в частности были утверждены следующие формы отчетности.

- форма 1 – бухгалтерский баланс, (приложение 1) для промежуточной и годовой отчетности;

- форма 2 – отчет о прибылях и убытках, (приложение 2) для промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности;

- форма 3 – отчет о изменении капитала (приложение 3);

- форма 4 – отчет о движении денежных средств, (приложение 4) для годовой бухгалтерской отчетности;

- форма 5 – отчёт о целевом использовании полученных средств (приложение 5);

- пояснительная записка.

Этим же постановлением Минфин утверждает «Инструкцию о порядке составления бухгалтерской отчётности».

В Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности (в дальнейшем Инструкция), главе 1 «Общие положения» в п.2 указано, что бухгалтерская отчетность состоит из форм:

- бухгалтерского баланса;

- отчета о прибылях и убытках;

- отчета об изменении капитала ;

- отчета о движении денежных средств;

- пояснительной записки.

Этим же нормативным актом в п.3 оговорено, что некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за год представляют отчётность которая состоит из бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках и отчёта о целевом использовании полученных средств.

Инструкция в п.4 определяет, что бухгалтерская отчётность организаций за месяц состоит из бухгалтерского баланса.

Бухгалтерская отчётность организаций составляется с учётом показателей деятельности филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, в том числе и имеющих отдельный баланс.

Если происходит реорганизация хозяйствующего субъекта в форме слияния (присоединения), то в соответствии с п.6 Инструкции показатели бухгалтерской отчётности на конец года, предшествующего отчётному году, формируются с учётом сумм, указанных в аналогичной отчётности на конец предыдущего года сливающихся (присоединяющихся) организаций.

В заключение необходимо отметить, что бухгалтерская отчетность – это информация о хозяйствующем субъекте для пользователей этой информации. Следовательно, она должна содержать те элементы (показатели), которые интересуют этих пользователей.

Глотова Л.В., Дорошкевич Н.М., Мигун О.Ф., Нетеса Л.И.

Краткий конспект лекций

По учебной дисциплине «Бухгалтерский учет» для студентов заочной формы обучения по специальностям направления образования 25 «Экономика»

М И Н С К 2013

Содержание

       
   
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА    
Тема 1 Бухгалтерский учет в системе управления деятельностью организацией, его предмет и метод  
Тема 2. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета  
Тема 3. Счета и двойная запись  
Тема 4. Учет хозяйственных процессов  
Тема 5. Документация и инвентаризация  
Тема 6. Формы, регистры и организация бухгалтерского учета  
Раздел 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ    
Тема 7. Учет денежных средств  
Тема 8. Учет расчетов  
Тема 9. Учет вложений во внеоборотные активы  
Тема 10. Учет основных средств  
Тема 11. Учет нематериальных активов  
Тема 12. Учет финансовых вложений  
Тема 13. Учет производственных запасов  
Тема 14. Учет расчетов с персоналом по оплате труда  
Тема 15. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)  
Тема 16. Учет готовой продукции и товаров  
Тема 17. Учет реализации продукции (товаров, работ и услуг)  
Тема 18. Учет финансовых результатов хозяйственной деятельности. Учет фондов и резервов  
Тема 19. Бухгалтерская отчетность организации  
       

Наши рекомендации