Значение и задачи бухгалтерского учёта с поставщиками и подрядчиками. Формы безналичных расчётов

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………..…………………..……………………

1. Значение бухгалтерского учёта с поставщиками и подрядчиками. Формы безналичных расчётов………………………………………………………………

1.1 Поставщики и подрядчики………..………………...........................................

1.2 Формы безналичных расчётов …..……………………………………………

1.3 Нормативно-правовое регулирование расчетов с поставщиками и подрядчиками в Республике Беларусь…………….………………………………

2. Синтетический и аналитически учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками ……...………………………………………………………………

2.1 Предназначение счёта 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками"…………………..……………......................................................

2.2Аналитический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками …………

2.3 Автоматизация бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками ……….…………………………………………………………….

3. Характеристика брестского филиала РУП Белтелеком. Охрана труда.....

3.1Общие сведения о брестском филиале РУП Белтелеком…..............................

3.2Учёт, отчётность и контроль за деятельностью филиала. Охрана труда…....

3.3 Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками в брестском филиале РУП Белтелеком……………………………………………....……..................................

Заключение………………………………………………...………………….

Список литературы …………………………………...…………………

Приложения……………………………………………...…………………..

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства.

На современном этапе экономического развития большое внимание уделяется связям предприятия, возникающим с постоянными поставщиками, покупателями. Правильная организация расчетных отношений приводит к совершенствованию экономических связей, улучшению договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательств по поставкам товаров, своевременности осуществления расчетов, зависит дальнейшее будущее договорных отношений между участниками. Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, что влияет на финансовое состояние предприятия.

Эффективность руководства деятельностью предприятия полностью зависит от способности вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную экономическую информацию. Это достигается правильным ведением бухгалтерского и налогового учета. Далеко не у всех предприятий может выступать как дебитором, так и кредитором. Дебиторская и кредиторская задолженность – неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с момента перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

Актуальность данной темы исследования достаточно велика потому, что динамика дебиторской задолженности, интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, возросла роль долговых обязательств в экономике организаций. В условиях рынка ни одна из них не может обходиться без долговых обязательств, без расчетов с покупателями и заказчиками.

Объектом и предметом исследования является учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, определение состояния учета средств в расчетах на действующем предприятии и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую и кредиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и учетной политике.

С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, формы и виды безналичных расчётов, расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками;

2. Исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов;

3. Отразить особенности синтетического учёта расчётов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками;

Работа выполнена на основе данных брестского филиала РУП «Белтелеком». Решение вопросов бухгалтерского учёта в филиале возложено на главного бухгалтера. В его подчинении находится отдел бухгалтерии.

При написании курсовой работы использовалась нормативная информация, содержащаяся в постановлениях Министерства финансов Республики Беларусь, других законодательных актах, в экономической литературе. При написании курсовой работы также использовались практические данные по РУП «Белтелеком», которые содержатся в расчётах планово-экономического отдела, в регистрах бухгалтерского учёта предприятия, а также информация бухгалтерской отчётности.

Поставщики и подрядчики.

Поставщики и подрядчики - это организации, поставляющие сырьё, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после отгрузки им товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению.

Без согласия организации в без акцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефонов, почтово-телеграфные услуги.

В настоящее время организации сами выбирают форму расчётов за поставленную продукцию или оказанные услуги. Сумму НДС поставщики и подрядчики включают в счета на оплату и отражают у покупателя по дебету счёта 18 и кредиту счёта 60. Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и подрядчиков за приобретённые ценности, выполненные работы и оказанные услуги отражают по дебету счетов учёта затрат на производство (поскольку они включаются в себестоимость продукции) и кредиту счёта 60. Погашение задолженности перед поставщиками отражают по дебету счёта 60 и кредиту счетов учёта денежных средств (50, 51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67).

Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчётов. Как правило, расчёты с поставщиками и подрядчиками ведутся в безналичном порядке, т.е. по средством записей соответствующих сумм на банковских счетах, и осуществляются в обслуживающем банке через расчётный счёт. Для открытия расчётного счёта предприятие должно в учреждение выбранного им банка следующие документы:

- заявление на открытие счёта установленного образца;

- документ о регистрации предприятия (выписка из решения местного Исполкома или его копия, удостоверенная нотариально)

- устав (положение) с отметкой о регистрации в местном Исполкоме, который производил регистрацию или его копию, удостоверенную нотариусом

- дубликат извещения о присвоении учётного номера налогоплательщика (УНН) из налоговой инспекции

- карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться расчётным счётом (в 2-х экземплярах) и оттиска печати владельца счёта

- информационное письмо органов государственной статистики с указанием идентификационного кода

- копию решения о создании предприятия (или учредительный договор)

Движение средств на расчётном счёте оформляются платёжными документами.

Денежный чек – письменное распоряжение владельца счёта банку о выплате указанной суммы денег лицу, на имя которого он выписан. Денежный чек должен содержать наименование предприятия-чекодателя, номер его расчётного счёта, сумму к выдаче, паспортные данные получателя, подписи руководителя и главного бухгалтера, оттиск гербовой печати. По чеку предприятия получают деньги на выплату заработной платы, хозяйственные и другие расходы.

Объявление на взнос денег наличными – письменное распоряжение владельца счёта банку зачислить на расчётный счёт деньги, сдаваемые из кассы. В нём проставляются номер расчётного счёта, сумма взноса и дата. После сдачи денег в кассу банка, кассир предприятия получает квитанцию, подтверждающую данную операцию.

Платёжное поручение – письменное распоряжение владельца счёта банку на перечисление средств с его счёта на счет получателя.

Платёжное требование – письменное требование поставщика к получателю через банк оплатить отгруженную продукцию.

Платёжное требование-поручение – письменное требование поставщика или подрядчика (бенефициара) к получателю ценностей или услуг (плательщику) оплатить стоимость материальных ценностей или оказанных услуг, отражённых в сопроводительных документах, минуя обслуживающий банк.

Формы безналичных расчётов.

В зависимости от порядка поступления ценностей и расчёта за них применяют различные формы расчётов. Под формой расчётов понимают совокупность способов осуществления платежей, порядок документооборота и оборота денежных средств между участниками расчётов и учреждениями банков.

Безналичные расчёты предприятия осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, различных товаров, иных строительно-монтажных работ. Их учитывают на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». К нетоварным операциям относят расчёты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями и т.д. Их учитывают на счёте 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчёты разделяют на иногородние и одногородние. Иногородними называют расчёты между предприятиями, обслуживаемые отделениями банка, находящимися в разных населённых пунктах. Их основными формами расчётов являются расчёты платёжными поручениями-требованиями, аккредитивами, с особых счетов, денежные переводы. Одногородними называют расчёты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населённом пункте. Их формами расчётов являются расчёты в порядке плановых платежей, платёжными поручениями-требованиями, платёжными поручениями и расчётными чеками.

Основными формами безналичных расчётов, осуществляемых организациями-плательщиками с поставщиками и подрядчиками, являются:

ü Акцептная

ü Аккредитивная

ü Расчётными чеками и чеками из лимитированных чековых книжек

Акцептная форма расчётов

При акцептной форме расчётов поставка материальных ценностей (или оказание услуг) поставщиком предшествует оплате, т.е. оплата осуществляется по факту поставки материалов или оказания услуг. После получения ценностей плательщик обязан перечислить денежные средства на расчётный счёт поставщика. Такая форма расчётов является наиболее льготной для покупателей, так как поставщик предоставляет покупателю своего рода беспроцентный кредит в товарной форме.

Аккредитивная форма расчётов

Предусматривает предварительную оплату материальных ценностей. Передача материальных ценностей поставщиком производиться после поступления платежа или получения гарантии этого платежа в виде зарезервированных средств на специальном счёте в банке. Аккредитивная форма расчётов является наиболее жёсткой и применяется, как правило, к неаккуратным плательщикам или клиентам, не заслуживающих доверия.

Аккредитив – это поручение отделения банка покупателя, отделению банка поставщика, об открытии специального аккредитивного счёта, для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы. Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приёмо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара.

Расчёт расчётными чеками

Для ускорения и удобства расчётов покупателя ТМЦ с поставщиком могут быть использованы так называемые лимитированные чековые книжки. Денежные средства перечисляются на указанные чековые книжки. Денежные средства перечисляются либо с расчётного счёта предприятия, либо за счёт кредитов банка. Чековые книжки называют лимитированными, т.к. с помощью чеков из указанной книжки можно рассчитаться в пределах сумм, перечисленных на данную книжку, т.е. своего рода установлен лимит.

При расчётах расчётными чеками лимитированные чековые книжки приобретают за счёт собственных средств или кредита банка. При приобретении чековой книжки необходимая сумма средств в размере лимита бронируется для оплаты чеков.

Расчётный чек содержит письменное поручение владельца счёта (чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной в чеке суммы денег с его счёта на счёт получателя средств (чекодержателя).

Условия и охрана труда

Наниматель обязуется:

1) Обеспечивать безопасность работников при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, а также применение в соответствии с установленными нормами средств коллективной и индивидуальной защиты.

2) Обеспечивать приведение условий труда на рабочих местах в соответствие с требованиями нормативных документов по охране труда.

3) Обеспечивать содержание территорий объектов в соответствии с требованиями производственной санитарии и пожарной безопасности.

4) Обеспечивать проведение регулярной оценки состояния условий и безопасности труда на основе аттестации рабочих мест и по ее результатам осуществлять мероприятия по улучшению условий труда для работающих и предупреждению несчастных случаев на производстве.

5) Ежегодно проводить паспортизацию санитарно-технического состояния условий и охраны труда в соответствии с требованиями постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.02.2004 г. № 11.

6) Обеспечивать работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты согласно действующих норм и в установленные сроки и форменной одеждой за счет прибыли.

7) Производить выплату семье погибшего на производстве работника по вине нанимателя, помимо установленного законом возмещения ущерба, единовременной материальной помощи в размере не менее 10 годовых заработков погибшего, исчисленных по заработку за год от месяца предшествующего несчастному случаю.

8) Работнику, потерявшему трудоспособность в результате несчастного случая на производстве по вине нанимателя, производить выплату единовременной материальной помощи в размере одногосреднемесячного заработка за каждый процент потери трудоспособности.

Наниматель и профсоюзная организация обязуются:

Осуществлять периодический контроль за состоянием охраны труда в соответствии с требованиями СТП 1.16-2004 «Порядок контроля за соблюдением законодательства об охране труда», утв. РУП «Белтелеком» 21.09.2004.

Профсоюзная организация обязуется:

· Осуществлять контроль за соблюдением Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 года № 30. При проведении специального расследования несчастных случаев участвовать в работе комиссии. При необходимости осуществлять самостоятельное расследование несчастных случаев.

· Контролировать своевременность и правильность выплат в возмещение ущерба, причиненного работникам увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей.

· Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде.

Заключение

При написании данной курсовой работы были изучены основные особенности и проблемы в организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, предназначение счёта 60 “Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками.

Поступление материальных ценностей от поставщиков и подрядчиков производятся на основании заключенных между РУП «Белтелеком» и поставщиками договоров – поставки, где оговариваются вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ, коммерческие условия поставки, количественные, качественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей, сроки отгрузки материальных ценностей, порядок расчетов, ответственность и срок действия договоров, указываются реквизиты поставщика и покупателя с оттисками печатей обоих сторон.

Организации также необходимо по возможности иметь надежного поставщика, чтобы снизить риск.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий предусмотрено, что учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты.

Приложение 1

Список литературы

1. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / под ред. О.А. Левкович, И.Н. Бурцева. – Мн., 2007.

2. Бухгалтерский учет:учеб. – метод.пособие / Н.С. Стражева, А.В. Стражев.- Мн., 2008.

3. Бухгалтерский учет: практ. пособие / Л.Н. Филипенко, О. М. Филипенко. – Мн., 2008.

4. Бухгалтерский учет анализ и аудит: Для экономистов специальных вузов / под общей редакцией П.Г. Пономаренко – Мн.,2010

5. Бухгалтерский учет / Н.И. Ладутько – Мн., 2007

6. Бухгалтерский и налоговый учет. Финансовый анализ и контроль / О.А. Левкович – Мн., 2007

7. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / О.А. Левкович, И.Н. Тарасевич – Мн., 2010

8. Бухгалтерский учёт / А.Н. Сушкевич, В.Н. Сушкевич, Мн., 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………..…………………..……………………

1. Значение бухгалтерского учёта с поставщиками и подрядчиками. Формы безналичных расчётов………………………………………………………………

1.1 Поставщики и подрядчики………..………………...........................................

1.2 Формы безналичных расчётов …..……………………………………………

1.3 Нормативно-правовое регулирование расчетов с поставщиками и подрядчиками в Республике Беларусь…………….………………………………

2. Синтетический и аналитически учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками ……...………………………………………………………………

2.1 Предназначение счёта 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками"…………………..……………......................................................

2.2Аналитический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками …………

2.3 Автоматизация бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками ……….…………………………………………………………….

3. Характеристика брестского филиала РУП Белтелеком. Охрана труда.....

3.1Общие сведения о брестском филиале РУП Белтелеком…..............................

3.2Учёт, отчётность и контроль за деятельностью филиала. Охрана труда…....

3.3 Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками в брестском филиале РУП Белтелеком……………………………………………....……..................................

Заключение………………………………………………...………………….

Список литературы …………………………………...…………………

Приложения……………………………………………...…………………..

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства.

На современном этапе экономического развития большое внимание уделяется связям предприятия, возникающим с постоянными поставщиками, покупателями. Правильная организация расчетных отношений приводит к совершенствованию экономических связей, улучшению договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательств по поставкам товаров, своевременности осуществления расчетов, зависит дальнейшее будущее договорных отношений между участниками. Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, что влияет на финансовое состояние предприятия.

Эффективность руководства деятельностью предприятия полностью зависит от способности вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную экономическую информацию. Это достигается правильным ведением бухгалтерского и налогового учета. Далеко не у всех предприятий может выступать как дебитором, так и кредитором. Дебиторская и кредиторская задолженность – неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с момента перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

Актуальность данной темы исследования достаточно велика потому, что динамика дебиторской задолженности, интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, возросла роль долговых обязательств в экономике организаций. В условиях рынка ни одна из них не может обходиться без долговых обязательств, без расчетов с покупателями и заказчиками.

Объектом и предметом исследования является учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, определение состояния учета средств в расчетах на действующем предприятии и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую и кредиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и учетной политике.

С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, формы и виды безналичных расчётов, расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками;

2. Исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов;

3. Отразить особенности синтетического учёта расчётов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками;

Работа выполнена на основе данных брестского филиала РУП «Белтелеком». Решение вопросов бухгалтерского учёта в филиале возложено на главного бухгалтера. В его подчинении находится отдел бухгалтерии.

При написании курсовой работы использовалась нормативная информация, содержащаяся в постановлениях Министерства финансов Республики Беларусь, других законодательных актах, в экономической литературе. При написании курсовой работы также использовались практические данные по РУП «Белтелеком», которые содержатся в расчётах планово-экономического отдела, в регистрах бухгалтерского учёта предприятия, а также информация бухгалтерской отчётности.

Значение и задачи бухгалтерского учёта с поставщиками и подрядчиками. Формы безналичных расчётов

Поставщики и подрядчики.

Поставщики и подрядчики - это организации, поставляющие сырьё, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после отгрузки им товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению.

Без согласия организации в без акцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефонов, почтово-телеграфные услуги.

В настоящее время организации сами выбирают форму расчётов за поставленную продукцию или оказанные услуги. Сумму НДС поставщики и подрядчики включают в счета на оплату и отражают у покупателя по дебету счёта 18 и кредиту счёта 60. Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и подрядчиков за приобретённые ценности, выполненные работы и оказанные услуги отражают по дебету счетов учёта затрат на производство (поскольку они включаются в себестоимость продукции) и кредиту счёта 60. Погашение задолженности перед поставщиками отражают по дебету счёта 60 и кредиту счетов учёта денежных средств (50, 51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67).

Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчётов. Как правило, расчёты с поставщиками и подрядчиками ведутся в безналичном порядке, т.е. по средством записей соответствующих сумм на банковских счетах, и осуществляются в обслуживающем банке через расчётный счёт. Для открытия расчётного счёта предприятие должно в учреждение выбранного им банка следующие документы:

- заявление на открытие счёта установленного образца;

- документ о регистрации предприятия (выписка из решения местного Исполкома или его копия, удостоверенная нотариально)

- устав (положение) с отметкой о регистрации в местном Исполкоме, который производил регистрацию или его копию, удостоверенную нотариусом

- дубликат извещения о присвоении учётного номера налогоплательщика (УНН) из налоговой инспекции

- карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться расчётным счётом (в 2-х экземплярах) и оттиска печати владельца счёта

- информационное письмо органов государственной статистики с указанием идентификационного кода

- копию решения о создании предприятия (или учредительный договор)

Движение средств на расчётном счёте оформляются платёжными документами.

Денежный чек – письменное распоряжение владельца счёта банку о выплате указанной суммы денег лицу, на имя которого он выписан. Денежный чек должен содержать наименование предприятия-чекодателя, номер его расчётного счёта, сумму к выдаче, паспортные данные получателя, подписи руководителя и главного бухгалтера, оттиск гербовой печати. По чеку предприятия получают деньги на выплату заработной платы, хозяйственные и другие расходы.

Объявление на взнос денег наличными – письменное распоряжение владельца счёта банку зачислить на расчётный счёт деньги, сдаваемые из кассы. В нём проставляются номер расчётного счёта, сумма взноса и дата. После сдачи денег в кассу банка, кассир предприятия получает квитанцию, подтверждающую данную операцию.

Платёжное поручение – письменное распоряжение владельца счёта банку на перечисление средств с его счёта на счет получателя.

Платёжное требование – письменное требование поставщика к получателю через банк оплатить отгруженную продукцию.

Платёжное требование-поручение – письменное требование поставщика или подрядчика (бенефициара) к получателю ценностей или услуг (плательщику) оплатить стоимость материальных ценностей или оказанных услуг, отражённых в сопроводительных документах, минуя обслуживающий банк.

Формы безналичных расчётов.

В зависимости от порядка поступления ценностей и расчёта за них применяют различные формы расчётов. Под формой расчётов понимают совокупность способов осуществления платежей, порядок документооборота и оборота денежных средств между участниками расчётов и учреждениями банков.

Безналичные расчёты предприятия осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, различных товаров, иных строительно-монтажных работ. Их учитывают на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». К нетоварным операциям относят расчёты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями и т.д. Их учитывают на счёте 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчёты разделяют на иногородние и одногородние. Иногородними называют расчёты между предприятиями, обслуживаемые отделениями банка, находящимися в разных населённых пунктах. Их основными формами расчётов являются расчёты платёжными поручениями-требованиями, аккредитивами, с особых счетов, денежные переводы. Одногородними называют расчёты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населённом пункте. Их формами расчётов являются расчёты в порядке плановых платежей, платёжными поручениями-требованиями, платёжными поручениями и расчётными чеками.

Основными формами безналичных расчётов, осуществляемых организациями-плательщиками с поставщиками и подрядчиками, являются:

ü Акцептная

ü Аккредитивная

ü Расчётными чеками и чеками из лимитированных чековых книжек

Акцептная форма расчётов

При акцептной форме расчётов поставка материальных ценностей (или оказание услуг) поставщиком предшествует оплате, т.е. оплата осуществляется по факту поставки материалов или оказания услуг. После получения ценностей плательщик обязан перечислить денежные средства на расчётный счёт поставщика. Такая форма расчётов является наиболее льготной для покупателей, так как поставщик предоставляет покупателю своего рода беспроцентный кредит в товарной форме.

Аккредитивная форма расчётов

Предусматривает предварительную оплату материальных ценностей. Передача материальных ценностей поставщиком производиться после поступления платежа или получения гарантии этого платежа в виде зарезервированных средств на специальном счёте в банке. Аккредитивная форма расчётов является наиболее жёсткой и применяется, как правило, к неаккуратным плательщикам или клиентам, не заслуживающих доверия.

Аккредитив – это поручение отделения банка покупателя, отделению банка поставщика, об открытии специального аккредитивного счёта, для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы. Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приёмо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара.

Расчёт расчётными чеками

Для ускорения и удобства расчётов покупателя ТМЦ с поставщиком могут быть использованы так называемые лимитированные чековые книжки. Денежные средства перечисляются на указанные чековые книжки. Денежные средства перечисляются либо с расчётного счёта предприятия, либо за счёт кредитов банка. Чековые книжки называют лимитированными, т.к. с помощью чеков из указанной книжки можно рассчитаться в пределах сумм, перечисленных на данную книжку, т.е. своего рода установлен лимит.

При расчётах расчётными чеками лимитированные чековые книжки приобретают за счёт собственных средств или кредита банка. При приобретении чековой книжки необходимая сумма средств в размере лимита бронируется для оплаты чеков.

Расчётный чек содержит письменное поручение владельца счёта (чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной в чеке суммы денег с его счёта на счёт получателя средств (чекодержателя).


Наши рекомендации