Распределение прибыли и её использование
Распределение прибыли должно быть отражено в учетной политике, в уставе предприятия и в учредительном договоре (для товариществ).
Количественные показатели распределения прибыли принимаются общим собранием участников.
Государство напрямую не вмешивается в процесс распределения чистой прибыли, но посредством предоставления налоговых льгот может стимулировать направление ресурсов на капитальные вложения, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, на проведение научно-исследовательских работ. Законодательно установлен размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам.
Распределение прибыли после уплаты налогов осуществляется по следующим направлениям:
1. Текущее потребление – это расходы, которые несет предприятие для обеспечения своей деятельности, покрываемые за счет прибыли. В основном это расходы социального характера:
- расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов;
- проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий;
- премии за достижения в труде;
- расходы на оказание материальной помощи;
- единовременные пособия ветеранам, пенсионерам при выходе на пенсию;
- оплата путевок для прохождения санаторно-курортного лечения;
- выплата дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям;
- спонсорская помощь и др.
2. Накопление – это расходы инвестиционного (единовременного) характера, которые принесут отдачу предприятию в будущем за счет увеличения его финансового результата:
- развитие производства через реализацию инвестиционных проектов;
- расходы на научно-исследовательские проекты, опытно-конструкторские и технические работы;
- финансовые разработки новой продукции и технических процессов;
- затраты по совершенствованию технологии и организации производства;
- модернизация оборудования;
- затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятия и новым строительством объектов;
- ссуды работникам на улучшение жилищных условий;
- расходы по погашению долгосрочных кредитов банков и других мероприятий.
3. Резервные фонд:
- возможные выплаты дивидендов по привилегированным акциям;
- покрытие расходов и убытков.
Обязательным является формирование резервного фонда для акционерных обществ, для других организационно-правовых форм его создание носит рекомендательный характер. Его размер может составлять до 15% уставного капитала, ежегодные отчисления не должны превышать 5% от суммы чистой прибыли за отчетный период.
Очевидно, что вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль увеличивающую стоимость имущества (т.е. участвующую в накоплении) и прибыль, направляемую на потребление (не увеличивающую стоимость имущества). Если прибыль не расходуется, она остается как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала. Наличие такой прибыли свидетельствует о наличии источника для дальнейшего развития предприятия.
3.3 Методы планирования прибыли
Планирование прибыли выступает как составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия. В условиях стабильной экономики планирование осуществляется на 3-5 лет, распространено также текущее планирование (в рамках одного года) и кратковременное (на квартал, полугодие). Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснован, что позволяет осуществить своевременное и полное финансирование прироста собственных оборотных средств, инвестиций, производить обязательные выплаты, предусмотренные законодательством (налоги).
Основные методы планирования прибыли:
1. Метод прямого счета. Он имеет две разновидности: укрупненный метод и метод поассортиментного планирования.
2. Аналитический метод. Он имеет две разновидности: на основе показателя затрат на рубль товарной продукции и посредством процента базовой рентабельности.
3. Нормативный метод.
4. Методы маржинального анализа: расчет точки безубыточности, планирование на основе расчета операционного рычага и планирование на основе предельных издержек и предельного дохода.
5. Экономико-математические методы: моделирование производства с использованием производственных функций и множественное корреляционно-регрессионное моделирование.
Метод прямого счета.Объектом планирования являются прибыль от продаж и прочей реализации. Основой расчетов здесь служит объем произведенной продукции, который ограничивается имеющимися производственными мощностями. После определения объема продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных договоров, которая зависит от планового объема реализации и от величины готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода. При этом необходимо учитывать изменения остатков незавершенного производства. Производственная программа, в свою очередь является основой расчета потребности в материалах. Важным моментом в планировании прибыли является учет трудовых затрат. С учетом необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда, которые называются еще расходами на персонал. Эти затраты зависят от вида продукции, расценок. Предварительно также необходимо нормирование рабочего времени на изготовление единицы продукции.
Далее составляется смета расходов включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от состава объема производства. Раздельно определяются переменные и постоянные расходы. В результате проведенных расчетов формируется производственная себестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
На следующем этапе составляются сметы административных и коммерческих расходов. Эти затраты связанные с обслуживанием и управлением производством, а также продвижением товаров на рынок. Часть этих затрат зависит от объема продаж (комиссионные), другие же учитываются в общей сумме. На основании этих расчетов формируется план по прибыли от реализации продукции.Для планирования балансовой прибыли используются также данные о предстоящих операционных и внереализационных доходах и расходах.
Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат
Пр тп = ТПпл – Се полн,
где Пр тп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
ТПпл – планируемый объем товарной продукции в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Се полн - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат).
Расчет плановой прибыли от реализации осуществляется с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
Пр реал = Пр гп он + Пр тп – Пр гп ок,
где Пр реал - планируемая прибыль по продукции подлежащей реализации в предстоящем периоде;
Пр гп он, Пр гп ок – прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода соответственно.
Таким образом, можно спланировать прибыль как в целом по предприятию (укрупненный метод), так и по отдельным ассортиментным группам продукции (метод поассортиментного планирования).
Укрупненный метод применим на предприятиях с незначительной номенклатурой. Главным достоинством метода прямого счета является его точность в стабильных экономических условиях.
Недостатки метода прямого счета:
- на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции составляются калькуляции затрат только по наиболее важным, определяющим видам продукции;
- метод не учитывает факторы, влияющие на прибыль;
- в современных условиях хозяйствования метод модно применять только на короткие периоды времени, т.е. пока не изменился уровень цен.
Пример Расчет прибыли организации на планируемый год
(воспользуемся данными сметы затрат и расчета объема реализации)
№ | Наименование показателя | Сумма, тыс. руб. |
Плановый объем продаж: а) по отпускным ценам предприятия б) по полной себестоимости | 313 516 198 772 | |
Прибыль (убыток) от продаж | 115 752 | |
Прочие (внереализационные) доходы - поступления от аренды - доходы по ценным бумагам - имущество, полученное по договору дарения - доходы от участия в других организациях - курсовые разницы - поступления в возмещение причиненных предприятию убытков | 2 500 2 000 | |
Прочие (внереализационные) расходы - расходы на формирование резервов по сомнительным долгам - расходы по ценным бумагам - судебные издержки - курсовые разницы - по прочей реализации | 1 700 | |
Прибыль (убыток) планируемого периода | 120 083 |
Аналитические методы. Планирование прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции.
Пр тп = ТПпл * (1-Зтп),
Зтп – затраты на рублю товарной продукции.
Планирование прибыли посредством процента базовой рентабельности осуществляется путем переноса процента рентабельности по сравнимой продукции, сложившегося в отчетном периоде, на планируемый период с учетом роста объемов продаж, снижения себестоимости, изменения ассортимента и сортности продукции, уровня оптовых и цен и т.д.
Расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, поэтому известны ее полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным определяется базовая рентабельность:
Рб = (Пр о/Стп баз) * 100%,
где Пр о - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного периода);
Стп баз - полная себестоимость сравнимой товарной продукции базисного года.
Допустим, что По=100, Стп-400. Тогда Рб = 25%
С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого периода на объем товарной продукции планируемого года, но по себестоимости базисного года.
Пр тп = Стп баз * Рб
Если объем товарной продукции планового года по себестоимости базисного составляет 500 руб., то прибыль = 500*25% = 125 руб. Это учет первого фактора, т.е. объема производства.
Далее расчет ведется в следующей последовательности:
1) Рассчитывается изменение (+,-) себестоимости продукции в плановом году. Например, на основе прогноза о росте цен на сырье, увеличении амортизационных отчислений и пр. предполагается, что себестоимость по сравнению с базисным годом возрастет на 20 руб.
2) Определяется влияние ассортимента, качества продукции. Эти расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте, качестве продукции. Допустим, рост прибыли за счет этих факторов - 25 руб.
3) После обоснования цены на готовую продукцию планового года определяется влияние роста цен. Допустим, увеличение цен даст дополнительно 30 руб.
4) Суммарное влияние факторов в нашем случае составит 125 руб. - 20 руб. + 25 руб. + 30 руб. = 160 руб.
Пр пл = Пр тп +(-) ΔСе +(-) ΔКачества, ассортимента +(-)Цены
5) Теперь учитывается влияние остатков готовой продукции на начало (например, они составили 10 руб.) и конец планируемого периода (составили 5 руб.). Имеем: 10 руб. + 160 руб. -5 руб. = 165 руб.
Изученный метод учитывает влияние факторов, но в условиях быстрого изменения внешней среды он оказывается неточным и достаточно трудоемким.
Нормативный метод планирования заключается в том, что величина прибыли в планируемом году определяется на основе установленного единого процента рентабельности на всю реализуемую продукцию. Метод применяется в организациях, где прибыль рассчитывается в твердом установленном проценте от какой-либо базы начисления. Например, в строительстве, где сметная прибыль определяется в установленных нормативах, выраженных в процентах, от фонда оплаты труда рабочих.
Методы маржинального анализа (рассмотрены в п. 3.6 и 3.7)
3.4 Влияние учетной политики на финансовые результаты деятельности организации
Получение достаточной величины прибыли – это конечная цель деятельности любой коммерческой организации. Рост прибыли отражает увеличение результативности работы предприятия. Объективная оценка качества показателей прибыли, представленных в бухгалтерской отчетности, необходима не только в фискальных целях, но более всего – в целях определения степени надежности финансового положения предприятия. Под качеством прибыли понимается обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли. Но на величину прибыли могут оказывать влияние разные причины, затушевывающие «качество» показателя прибыли.
Одной из важнейших задач финансового анализа в этом случае является сокращение дистанции между зафиксированной в бухгалтерской отчетности номинальной величиной прибыли и ее реальной величиной, подкрепленной реальным притоком денежных средств в организацию. Основные причины несовпадения отчетной и реальной величины прибыли:
- особенности действующих систем бухгалтерского и налогового учета;
- особенности отражения в отчетности финансовых результатов деятельности предприятия;
- применение учетной политики, утвержденной на предприятии.
В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
-
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
Методы регулирования прибыли, которые могут быть использованы организацией в рамках действующего законодательства, определяются ей самостоятельно и закрепляются в ее учетной политике. Они могут быть сведены к следующим положениям.
Выбор порядка начисления амортизации по основным средствам.
Законодательно установлено несколько методов начисления амортизации по основным средствам, при этом в бухгалтерском и налоговом учете они различны, что ведет к несоответствию сумм текущих затрат, отражаемых в бухгалтерской и налоговой отчетности.
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:
1) линейный способ;
2) способ уменьшаемого остатка;
3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В соответствии со ст. 259 гл. 25 ч. II Налогового кодекса РФ налогоплательщики вправе выбрать один из следующих методов начисления амортизации:
1) линейный метод;
2) нелинейный метод.
Методика расчета сумм амортизационных отчислений указанными способами подробно рассмотрена в п. 6.2 настоящего учебного пособия.
В соответствии с действующим законодательством предприятия в ряде случаев имеют возможность осуществлять ускоренную амортизацию основных средств, которая позволяет в более короткие сроки перенести стоимость используемых основных средств на издержки производства и обращения. При этом себестоимость продукции возрастает, что ведет к уменьшению прибыли и налогов на прибыль.
Выбор порядка начисления износа по нематериальным активам. В соответствии с ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» стоимость нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования.
По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется.
Организации самостоятельно определяют сроки полезного использования нематериальных активов.
Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгоды.
Для отдельных видов нематериальных активов срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида.
Определение ежемесячной суммы амортизационных отчислений по нематериальному активу производится одним из следующих способов:
1)
1) линейный способ;
2) способ уменьшаемого остатка;
3) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В соответствии с Налоговым кодексом нематериальные активы относятся к категории амортизируемого имущества, поэтому амортизация по ним начисляется теми же способами, что и по основным средствам.
Выбор метода оценки потребленных производственных запасов. В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости -
сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:
1) по себестоимости каждой единицы;
2) по средней себестоимости;
3) по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).
Выбор метода оценки производственных запасов оказывает наиболее существенное влияние на себестоимость продукции и прибыль. В условиях инфляции оценка материальных запасов по методу ФИФО ведет к неоправданному занижению себестоимости и как следствие к неоправданному завышению прибыли и налога на прибыль.
В целях налогообложения разрешено применять все 3 способа оценки покупных товарно-материальных ценностей (ст. 268 гл. 25 ч. II Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.10.2015).
Выбор порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции.
В бухгалтерском учете затраты по ремонту основных средств могут быть отнесены на себестоимость одним из следующих трех способов:
1) фактические затраты по ремонту списываются на счета издержек производства и обращения:
2) создается ремонтный фонд с последующим списанием из него фактических затрат по ремонту основных средств;
3) в случаях, когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд и ремонт основных средств производится неравномерно в течение года, фактические затраты по ремонту аккумулируются на счете «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным списанием на издержки производства и обращения.
При первом способе списания затрат по ремонту существующие колебания в их размерах, вызванные неравномерностью осуществления ремонтов в течение года, прямо переносят на себестоимость и прибыль. Второй и третий способы свободны от этого недостатка, однако их использование приводит к увеличению потребности предприятия в оборотных средствах.
Для целей налогообложения расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Выбор метода определения выручки от реализации продукции. По правилам бухгалтерского учета предприятия могут определять выручку от реализации либо по моменту оплаты отгруженной продукции (кассовый метод), либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (метод начисления). В целях налогообложения все организации, кроме малых, должны применять метод начислений (по отгрузке). Малые предприятия имеют право отражать выручку кассовым методом.
Несоответствие доходов и расходов имеет место, как при первом, так и при втором методах. Однако при методе начисления величина прибыли не подкреплена реальным притоком денежной массы на предприятие, поскольку этот метод инициирует отток денежной массы за счет ускорения платежей в бюджет по налогам на прибыль, на добавленную стоимость и другие платежи. Малейшая задержка платежей покупателями может вызвать резкое ухудшение финансового состояния организации, в связи с чем предприятия вынуждены внедрять систему предоплаты продукции, что не соответствует условиям нормальной рыночной экономики.
Более подробно порядок формирования доходов от реализации продукции рассмотрен в п. 3.3 данного учебного пособия.
Создание резервов предстоящих расходов и платежей. Предприятия самостоятельно определяют размер и виды резервов. Создание их позволяет нейтрализовать влияние на себестоимость продукции и прибыль резких колебаний в уровне затрат в связи с неравномерным распределением их в течение года.
Возможность выбора того или иного метода учета расходов, доходов и создания резервов позволяет предприятиям варьировать объемы прибыли и, при этом, может устанавливать несоответствия в значениях, зафиксированных в бухгалтерской и налоговой отчетности и ее реальных размерах.