Тема 2. Проблемы перемены лиц в обязательствах.

Модуль 4. Современные проблемы обязательственного права и общих положений договорного права в РФ.

Перевод долга

Сингулярный перевод долга регламентирован в ГК достаточно кратко.К отношениям сторон должны применяться поэтому общие положения обязательственного права, изложенные в других разделах ГК, и нормы ГК об отдельных обязательствах, если они не противоречат сущности института перевода долга.

Для проведения перевода долга необходимо получить согласие кредитора. Перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным.

Если кредитор дает предварительное согласие на перевод долга, этот перевод считается состоявшимся в момент получения кредитором уведомления о переводе долга (п.2 ст. 391 ГК РФ).

Статья 392.2 ГК РФ предусматривает возможность перевода долга в силу закона. «1. Долг может перейти с должника на другое лицо по основаниям, предусмотренным законом.

2. Для перехода долга в силу закона не требуется согласие кредитора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства».

Договор о переводе долга должен быть заключен в той же форме, в какой была совершена сделка, являющаяся основанием передаваемого долга; как правило, это письменная форма.

В соответствии с п. 1 ст. 391 ГК РФ: «Перевод долга с должника на другое лицо может быть произведен по соглашению между первоначальным должником и новым должником.

В обязательствах, связанных с осуществлением их сторонами предпринимательской деятельности, перевод долга может быть произведен по соглашению между кредитором и новым должником, согласно которому новый должник принимает на себя обязательство первоначального должника».

Передаваться новому должнику могут не только денежные, но и иного рода обязательства: о выполнении работы, оказании услуги и т.п.

Как и уступка требования, перевод долга представляет собой абстрактную сделку, но в ней участвуют три лица: первоначальный должник, новый должник и кредитор, дающий согласие на такую сделку. Согласие кредитора может быть выражено как в тексте договора о переводе долга, так и в виде отдельного заявления, которое будет составной частью состоявшегося перевода долга.

Нормы ГК не содержат указаний об объеме передаваемых при переводе долга обязательств. Согласно судебной практике, долг передается полностью; частичный его перевод, по смыслу ст. 391 ГК невозможен.

Однако общая редакция этой статьи оснований для такого ограничительного вывода не дает. Частичный перевод долга может облегчать взаимные расчеты сторон, и в условиях свободы договора исключать его не следует.

Модуль 4. Современные проблемы обязательственного права и общих положений договорного права в РФ.

Тема 2. Проблемы перемены лиц в обязательствах.

План

1. Понятие и способы перемены лиц в обязательствах. Соотношение перемены лиц в обязательствах с заменой стороны в договоре

2. Отношения, в отношении которых не допускается перемена лиц в обязательствах

3. Отдельные способы перемены лиц в обязательствах

1. Понятие и способы перемены лиц в обязательствах. Соотношение перемены лиц в обязательствах с заменой стороны в договоре

«Перемена лиц в обязательстве»:

1)институт гражданского права, подразумевающий изменения в составе субъектов обязательства, т.е. появление в нем взамен первоначальных - новых должника и кредитора; это замена участвующих в нем лиц при сохранении самого обязательства;

2)передача прав или обязанностей одной из сторон обязательства третьему лицу, с прекращением прав или обязанностей для передающей стороны.

Случаи перемены лиц в обязательстве могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1. от основания возникновения (п.1 ст. 382 ГК РФ):

1.1 установленные законом;

1.2 установленные договором (уступка требования – цессия).

2. От последствия:

2.1 универсальное правопреемство в обязанностях и правах;

2.2 сингулярное правопреемство в обязанностях и правах.

Универсальное правопреемство имеет место при реорганизации юридических лиц (их слиянии и разделении), а также при наследовании имущества физического лица, когда к правопреемнику в силу названных обстоятельств переходит совокупность прав и обязанностей предшественника.

(Определение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.08.2015 по делу №А43-973/2013https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/35652f92-c83a-47c4-b6cb-a0f96f977242/A43-973-2013_20150803_Opredelenie.pdf; Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.01.2016 по делу № А43-29685/2015 https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/c4995b30-921a-4b38-9a0d-65bfabce5ea9/A43-29685-2015_20160128_Reshenie.pdf; Апелляционное определение Московского городского суда от 04.06.2015 по делу N 33-14595/2015 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1334482;div=ARB;dst=100004,0;rnd=189271.647571673776316)

При сингулярном правопреемстве к новому кредитору или должнику переходит только определенное право или обязанность. Сингулярное правопреемство может иметь место в силу предписаний закона или в силу договоренности между субъектами имущественного оборота.

3. по субъектному составу:

3.1 уступка требования –имеет место при изменении в обязательстве кредитора (параграф 1 гл. 24 ГК);

3.2 перевод долга -перемена должника (пар. 2 гл. 24 ГК);

(Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 29.10.2015 по делу N 33-18788/2015

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1398433;div=ARB;dst=100035,0;rnd=189271.8022068266689815)

3.3 смешанный тип –когда в рамках некоторых договоров возможна такая форма перемены лиц в обязательстве, когда одновременно происходит как передача права, так и перевод долга. Например, это имеет место при продаже предприятия (§ 8 гл. 30 ГК) и в договоре аренды, если арендатор совершает договор перенайма, когда его место в договоре аренды занимает другое лицо (п. 2 ст. 615 ГК).

Переход прав к другому лицу возможен в рамках некоторых договоров гражданского права как одно из их условий. Примером служит договор финансирования под уступку денежного требования - факторинг (гл. 43 ГК). К условиям этого договора об уступке требования при наличии пробелов в названной главе ГК могут применяться общие нормы гл. 24 ГК о цессии.

В гл. 24 ГК о перемене лиц в обязательстве наряду с уступкой требования и переводом долга говорится о таких формах перехода права, как:

1. суброгация (ст. 387 ГК);

2. индоссамент (п. 3 ст. 146 ГК).

3. Передача договора (ст. 392.3 ГК РФ)

Термин «суброгация» используется для обозначения перехода прав к страховщику, уплатившего страховое возмещение, требовать его компенсации от лица, ответственному за убытки, причиненные в результате страхования (п.1 ст. 965 ГК). (Решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 16 марта 2016 г. по делу № 2-537/2016 http://sudact.ru/regular/doc/ITxfcXWEi6Yq/)

Индоссамент - это предусмотренный законодательством о ценных бумагах способ передачи ордерной ценной бумаги путем нанесения на нее передаточной надписи – индоссамента (п.3 ст. 146 ГК).

Передача договора – «В случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга». (ст. 392.3 ГК РФ)

Перемена лиц в обязательстве неравнозначна перемене лиц в договоре.

Обязательства возникают из договора, а также вследствие причинения вреда и иных оснований (п.2 ст. 307 ГК). Следовательно, роль и функции обязательств значительно шире, нежели договора. Из смысла п.2 ст. 308, ст. 328 ГК следует, что договор может представлять собой систему взаимных обязательств сторон, где сторона по договору участвует в двух обязательствах одновременно и, будучи кредитором по одному из них, в то же время является должником по другому (поставка, подряд и т.д.). Например, в договоре поставки праву покупателя требовать передачи товара соответствует обязанность поставщика передать его (одно обязательство), а обязанности покупателя оплатить товар соответствует право поставщика требовать его оплаты (второе обязательство). Следовательно, уступка прав кредитора по одному из обязательств договора влечет перемену лица в этом обязательстве, но не влечет замены стороны по договору, так как то же лицо остается участником (должником) по другому обязательству в рамках этого же договора.

Интерес в доктрине и практике представляют вопросы, касающиеся специальной правосубъектности кредиторов, а также связанные с заменой кредитора в обязательстве при сохранении содержания самого обязательства:

1.По мнению одних авторов, при уступке права требования в обязательстве происходит замена кредитора в договоре, на котором основано это обязательство. Наличие специальной правосубъектности, имеющейся у первого кредитора, необходимо также и для нового кредитора, которому передано право требования.

Наши рекомендации