Организация учета готовой продукции и ее реализации.

В соответствии с ПБУ 5/01 готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Готовая продукция — активы организации, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством. Изделия, не прошедшие всех стадий обработки и не принятые техническим контролем, учитываются в составе незавершенного производства.

Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:

· контроль за выполнением заданий по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции

· контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностью расчетов с покупателями и заказчиками;

· контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;

· контроль за соблюдением сметы расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции;

Учет готовой продукции на предприятиях ведут по видам, сортам и местам хранения в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.

Оценка готовой продукции. Готовая продукция, в зависимости от принятой учетной политики, оценивается и отражается в бухгалтерском учете и балансе предприятия по фактической или нормативной (плановой) себестоимости. При этом в стоимость готовой продукции включают либо все затраты, входящие в производственную себестоимость, либо только прямые расходы, когда косвенные расходы списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» на счет 90 «Продажи».

На активном счете 43 «Готовая продукция» ведется учет наличия и движения готовой продукции на предприятиях, осуществляющих изготовление и реализацию продукции.

На активном счете 44 «Расходы на продажу» ведется учет затрат, связанных с продажей готовой продукции и товаров, выполнением работ и оказанием услуг. На этом счете ведется учет следующих видов коммерческих расходов:

· расходы на тару и упаковку готовой продукции на складах;

· расходы на транспортировку, хранение, погрузочно-разгрузочные работы;

· расходы на рекламу готовой продукции;

· услуги маркетинга;

На активном счете 45 «Товары отгруженные» ведется учет готовой продукции, которая отгружена покупателю, но еще не оплачена.

Для учета реализации продукции в бухгалтерском учете организации используется счет 90 «Продажи» субсчет «Выручка».

По общему правилу операции по реализации продукции в бухгалтерском учете предприятия-изготовителя отражаются в момент ее отгрузки (исключение составляет лишь реализация продукции по договорам с особым переходом права собственности).



90-1 Отгружена продукция покупателю

Одновременно производится списание себестоимости отгруженной продукции. Если производственная организация ведет учет готовой продукции по фактической себестоимости, то в учете списание отражается:

90-2 Списана продукция по фактической себестоимости

В себестоимость отгруженной и реализованной продукции включаются и коммерческие расходы. на счете 44 «Расходы на продажу» «… на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления,; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы;

90-2 Списаны коммерческие расходы

Затем сопоставлением дебетового и кредитового оборота по счету 90 «Продажи» определяется финансовый результат.

33. Дискуссионные вопросы в отечественных правилах постановки учета заемных средств.

При получении займа (кредита) организация - заемщик отражает в учете задолженность по займу (кредиту) в момент фактической передачи денег (других вещей) исходя из фактически поступившей суммы или в стоимостной оценке других вещей, предусмотренной договором (п.3 и 4 пбу 15/01).

В бухгалтерском учете задолженность по полученным займам и кредитам подразделяется на краткосрочную (срок погашения которой согласно условиям договора, не превышает 12 месяцев) и долгосрочную (срок погашения которой по условиям договора превышает 12 месяцев).

В соответствии с планом счетов, утв. приказом минфинарф от 31.10.2000 n 94н, информация о краткосрочных займах и кредитах отражается организациями на счете 66"расчеты по краткосрочным кредитам и займам", а информация о долгосрочных займах и кредитах - на счете 67 "расчеты по долгосрочным кредитам и займам".

при получении заемных средств в учете делается проводка: дт.51 -кт.66 (67) - на фактически поступившую сумму займа (кредита). возврат полученного займа (кредита) отражается проводкой: дт.66 (67)- кт.51.

учет затрат пбу 15/01 в состав затрат по кредитам и займам включает следующие сведения:

- проценты, причитающиеся к оплате заимодавцам и кредиторам по полученным от них займам и кредитам;

- проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям;

- дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств;

- курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления).

Если полученные заемные средства используются для предварительной оплаты материально - производственных запасов (мпз), других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты, то затраты по указанным займам и кредитам относятся на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные выше цели. после получения организацией - заемщиком мпз и других ценностей, выполнения работ и оказания услуг дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием займов (кредитов) отражается в бухгалтерском учете в составе операционных расходов организации - заемщика (п.15 пбу 15/01).

Если полученные заемные средства используются организацией для приобретения и (или) строительства инвестиционного актива, то затраты по ним должны включаться в стоимость этого актива и погашаться посредством начисления амортизации, кроме случаев, когда правилами бухгалтерского учета начисление амортизации актива не предусмотрено (п.23 пбу 15/01).

Если полученные заемные средства используются организацией на иные цели, не указанные выше, то затраты по займам (кредитам) включаются в состав операционных расходов организации

Наши рекомендации