Ревизия(аудит)орг-ции,состояния учета и отчетности в орг-циях
Завершающим этапом учетного процесса является составление бухгалтерской отчетности.
В ходе проверки важно установить:
— дает ли баланс верное и объективное представление о состоянии активов и пассивов организации;
— составлена ли отчетность с учетом принятых принципов бухгалтерского учета;
— дает ли консолидированная отчетность верное и точное представление о финансовых результатах и т. п.;
— составлена ли бухгалтерская отчетность в полном объеме.
Проверке подлежат все формы, составляющие отчетность организации:
- бухгалтерский баланс (форма № 1);
- отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
- отчет об изменении капитала (форма № 3);
- отчет о движении денежных средств (форма № 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
- отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);
- пояснительная записка.
При проверке правильности составления бухгалтерского баланса:
- соответствие данных статей баланса на начало периода данным баланса за предшествующий период;
- подтверждение статей баланса на конец отчетного периода результатами инвентаризации;
- согласованность отдельных статей баланса с финансовыми, налоговыми органами и учреждениями банков;
- соответствие данных заключительного баланса оборотам и остаткам по счетам Главной книги (соответствующей машинограммы);
- сопоставимость данных баланса на начало и конец года.
В ходе проверки и анализа показателей отчета о прибылях и убытках (форма № 2) необходимо:
— подтвердить полноту и достоверность доходов и расходов организации за отчетный период;
— с помощью арифметической проверки убедиться в правильности определения величины показателей прибыли (убытка) организации;
— удостовериться в увязке показателей внутри формы, а также с показателями отчета об изменении капитала (форма № 3).
При проверке и анализе данных отчета об изменении капитала (форма № 3):
— установить причины, вызвавшие изменения величины уставного фонда организации;
— подтвердить правильность расчета «чистых активов»;
— убедиться в наличии расшифровки создаваемых в организации резервных фондов и подтвердить фактическое их образование данными учредительных документов;
— подтвердить приведенные в отчете причины, вызвавшие изменения величины добавочного фонда;
— убедиться в правильности приведенной в отчете расшифровки распределения прибыли и остатка нераспределенной прибыли, а также суммы использованной прибыли;
— убедиться в увязке показателей внутри формы, а также с показателями бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Проверяя данные отчета о движении денежных средств (форма № 4:
— подтвердить данные об остатках денежных средств по валютным счетам, т. е. правильность пересчета иностранной валюты в белорусские рубли;
— проанализировать и подтвердить достоверность данных по всем строкам отчета;
— подтвердить взаимоувязку отчетных показателей внутри формы, с показателями бухгалтерского баланса (форма № 1), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
При проверке данных приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5): следует обратить особое внимание на то, чтобы по группе статей «Основные средства» информация о поступлении и выбытии основных средств за отчетный год включала суммы переоценки, проведенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
При проверке раздела «Дебиторская задолженность» необходимо убедиться в реальности и достоверности данных этого раздела, в обоснованности выделения из общей суммы дебиторской задолженности «просроченной».
По всем разделам приложения к бухгалтерскому балансу необходимо проверить взаимоувязку показателей внутри разделов, а также увязку показателей формы № 5 с показателями бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета об изменении капитала (форма № 3), отчета о движении денежных средств (форма № 4).
Организации должны отражать в пояснительной записке выполнение основных показателей бизнес-плана (при его наличии) (всего, в том числе доведенных вышестоящими организациями).
Результаты проверки соответствия показателей баланса и форм отчетности регистрам бухгалтерского учета и полноты содержания необходимой информации в пояснительной записке проверяющий отражает в своей рабочей документации.
С
1.СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И КЛАССИФИКАЦИЯ.
О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009г. № 510.
Контроль — это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью уста-новления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности звеньев экономики.
Предметом контроля является управленческая деят-ть орг-ции, хозяйственные и финансовые операции и процесса, рассматриваемые с позиции их экономической эффективности, законности, достоверности и целесообразности, обеспечения сохр-ти имущества субъекта хозяйствования, предусмотренные программой проверки.
Задачи контроля: укрепление законности и правопорядка, гос. и финансовой дисциплины; обеспечение сохранности принадлежащих предприятию имущества, денежных средств и т.д.; достижение целевого, экономного и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении предприятия; выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства; выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования.
КЛАССИФИКАЦИЯ (ВИДЫ) КОНТРОЛЯ:
1. государственный (осущ. органы гос. власти и адм. упр. органы) (основанная на нормах права система по проверке распределения и исп-я денежных фондов гос-ва, контроль за охраной гос. соб-ти, целевому исп-ю гос. средств)
-общегосударственный (в масштабах все республики органами гос власти, центральными органами упр-я)
-отраслевой
-специальный (пожарный, сл. газа и т.п.)
2. ведомственный - осущ. вышест. организациями по принципу администр. подчиненности
- внутриведомственный (осущ. гос. ведомства - министерства, комитеты, концерны - имеющие вертикальную структуру управления)
- внутрихоз-й (осущ. объединения и предприятия, организации и учреждения; к-ль за предпринимат-ой деят-тью в произв-х единицах /филиал, дочернее предприятие/). м.б. индивидуальным (1) и социальным (коллектив человек)
-общественный
3. вневедомственный (независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хоз-я)
2. ПО ХАРАКТЕРУ
- правовой (в сфере гос управления; органами прокуратуры и суда)
- экономический (в сфере упр-я экономикой: финансовый. бух-й, ревизионный, статистический)
- производственно технический (отделы тех контроля, диспетчерские службы и др. службы к-ля и качества)
3. ПО ВРЕМЕНИ
- предварительный (до х/о - предупредить нарушения)
- текущий (в процессе х/о - своевр. выявление ошибок)
-последующий (после х/о по истеч. опр. времени. оценка фин. хоз. д-ти предприятия)
4. ПО ИСТОЧНИКАМ ПРОВЕРКИ
- документальный
- фактический
5. ПО МЕТОДАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
- ревизия (система действий по пров. законности, целесообр-ти, и эффек-ти сов-х в проверяемом периоде х/о предпр. д-ти, законности и права деят-ти должностных лиц. проверка первичных док-ов, уч. регистров, бух. и стат. отч-ти, нал. д/с и тмц.)
-аудит (независимая пров-ка, осущ. ауд. орг-ей, не входит принятие санкций. результат - ауд. закл.)
-проверка (исслед. на опр. участке предпр. деят-ти субъекта по опр. вопросу)
-обследование (оперативное выявление положения по отд-м вопросам. входит в компетенцию органа контроля в целях опр-я целесообр-ти изучения данного вопроса и последствий детальной проверки)
- анализ (системное и пофактное исследование отдельных ? )
6. ОТ МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ
- камеральный (без выезда на объект исследования)
-выездной
7. ПО ПОЛНОТЕ ОХВАТА МАТЕРИАЛА
- сплошные
-частичные
8. ПО ОБЪЕМУ ПРОВЕРЯЕМЫХ ВОПРОСОВ
- комплексная ( за опр. период по всем ? его производственной и фин. хоз. деят-ти)
- выборочная
- тематическая /целевая/ (по опр. направлению, или виду фин. хоз. операций субъекта х-я, по кругу ? или одной теме путём ознакомления с отдельными сторонами фин. хоз. деятельности субъектов х-я)