ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

для специальности

среднего профессионального образования

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Чебоксары 2017 г.

Разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) УТВЕРЖДЕНО Приказом №_______ от "___" __________201_ г.     М.П.

РЕКОМЕНДОВАНО

Экспертным советом колледжа

Протокол №____ от "___" __________201_ г.

Председатель Экспертного совета __________ ФИО

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании ЦК экономических дисциплин

Протокол №_6___ от "_10__" _января_________2017_ г.

Председатель ЦК: __________/___В. Д. Павлова________/

на заседании цикловой комиссии учетных дисциплин

Протокол №_5___ от "_10__" _января_________2017_ г.

Председатель ЦК: __________/__Т. А. Дюжева__________/

Разработчики: Витюгова Татьяна Борисовна, преподаватель Лобашевская Елена Константиновна, преподаватель Михайлова Ирина Николаевна, преподаватель "___" __________201___ г.    

Аннотация

Методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной форм обучения, допущенных к выполнению курсовой работы по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). Методическим рекомендациям необходимо следовать преподавателям колледжа, осуществляющим руководство подготовкой курсовой работы студентами по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).

Методические рекомендации содержат требования, предъявляемые к тематике, форме и содержанию курсовой работы по специальности, соблюдение которых является обязательным при ее подготовке и последующей защите студентом.

Содержание

стр.

1 Общие положения. 3

2 Выбор студентом темы курсовой работы.. 3

3 Составление плана курсовой работы.. 3

4 назначение руководителей курсовой работы и выдача задания. 3

5 Методические указания по выполнению и оформлению курсовой работы.. 3

5.1 Подбор и изучение источников информации. 3

5.2 Требования к содержанию курсовой работы.. 3

5.2.1 Содержание введения. 3

5.2.2 Общие указания к основной части. 3

5.2.3 Содержание первого раздела. 3

5.2.4 Содержание второго раздела. 3

5.2.5 Содержание третьего раздела. 3

5.2.6 Содержание заключения. 3

5.2.7 Содержание приложений. 3

5.2.8 Содержание доклада. 3

5.3. Порядок оформления курсовой работы.. 3

6 Порядок подготовки курсовых работ к защите. 3

7 Защита курсовой работы.. 3

Приложение 1 - Примерный перечень тем курсовых работ. 3

Приложение 2 - Задание на курсовую работу. 3

Приложение -3- Титульный лист. 3

Приложение 4 - Примерное содержание курсовой работы.. 3

Приложение 5 Отзыв на курсовую работу. 3

Приложение 6 - Рекомендуемый состав основных экономических показателей. 3

Приложение 7 - Пример оформления иллюстраций. 3

Приложение-8- Примерный план работы.. 3

Приложение 9- Пример доклада. 3

Приложение 10 Список использованных источников. 3

Общие положения

Курсовая работа является самостоятельной работой студента и призвана способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний и умений, освоенных компетенций.

Подготовка курсовой работы должна осуществляться преимущественно на материалах конкретного предприятия, организации или сферы будущей профессиональной деятельности и исходить из ее актуальных, практически значимых задач.

Курсовая работа должна обладать элементами новизны, научного поиска и другими индивидуальными достоинствами. Содержание работы должно показать уровень общетеоретической и специальной подготовки студента, его способность применять на практике приобретенные в процессе обучения теоретические знания и практические навыки, умение оценивать действующую на исследуемом предприятии организацию учёта, проводить анализ информации об имуществе, его источниках, платежеспособности и доходности на основе составленной бухгалтерской отчетности, делать правильные выводы и разрабатывать конкретные мероприятия по повышению эффективности производства.

Научная значимость и практическая ценность курсовой работы определяется тем, в какой мере содержащиеся в ней предложения и рекомендации способствуют улучшению работы организации.

2 Выбор студентом темы курсовой работы

Тематика курсовых работ разрабатывается комиссией учётных дисциплин, рассматривается и утверждается на заседании цикловой комиссии. Перечень тем курсовых работ ежегодно объявляется студентам.

Студент выбирает тему курсовой работы, как правило, из объявленного перечня тем, но также имеет право предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки. При этом следует иметь в виду, что студентам не разрешается выполнение курсовой работы на одну и ту же тему по материалам одной организации.

По одной организации могут выполнять курсовую работу несколько студентов, если круг изучаемых вопросов различны. Это различие отражается в плане курсовой работы.

Официальное утверждение темы курсовой работы и закрепление руководителей осуществляется приказом директора Чебоксарского экономико-технологического колледжа, по представлению цикловой комиссией учётных дисциплин.

3 Составление плана курсовой работы

План курсовой работы представляет собой составленный в определённом порядке перечень разделов и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в работе. Правильно построенный план работы служит организующим началом в работе студентов, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

План курсовой работы студент составляет самостоятельно, с учётом замысла и индивидуального подхода. Разработанный проект плана студент представляет руководителю на рассмотрение и согласование отдельных вопросов. Руководители, если это необходимо, корректируют и уточняют план. Традиционным является следующий план курсовой работы:

Введение

Полное наименование раздела 1

Полное наименование раздела 2

Полное наименование раздела 3

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Согласно традиционной структуре курсовой работы, в каждом разделе должно быть, как правило, по 2-3 подраздела (вопроса).

В процессе работы план курсовой работы может уточняться. Могут расширяться отдельные разделы и подразделы, вводиться новые подразделы за счёт собранного материала, представляющего интерес. Другие подразделы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться.

На основе плана руководителями совместно со студентом формулируется задание на курсовую работу, где указываются: фамилия, имя, отчество студента; название темы курсовой работы; разделы работы и основные вопросы по ним, подлежащие разработке (содержание); перечень таблиц и практического материала по теме курсовой работы.

Календарный план выполнения отдельных разделов работы должен отражать следующие примерные этапы:

- подбор и первоначальное ознакомление со списком использованных источников по избранной теме;

- составление предварительного варианта плана курсовой работы;

- изучение отобранных источников, сбор и обработка фактического материала;

- составление окончательного плана курсовой работы;

- написание текста курсовой работы и передача отдельных разделов на проверку руководителям;

- оформление курсовой работы и представление ее руководителям.

Задание подписывается руководителями студента (Приложение 2). Это задание подшивается после титульного листа и вместе с курсовой работой представляется руководителям.

4 назначение руководителей курсовой работы и выдача задания

Руководителями курсовой работы назначаются из числа преподавателей Чебоксарского экономико-технологического колледжа, имеющих высшее специальное экономическое образование. Тема курсовой работы утверждается приказом директора Чебоксарского экономико-технологического колледжа. Студент должен помнить, что после утверждения темы вносить в неё изменения допускается в исключительных случаях.

Руководители курсовой работы оформляет задание на курсовую работу. Руководители определяют весь процесс дальнейшей самостоятельной работы студента по теме курсовой работы. Содержание курсовой работы разрабатывается руководителями совместно со студентом. После получения задания начинается самостоятельная работа студента по выполнению курсовой работы.

Руководители курсовой работы

- оказывают студенту помощь в разработке плана работы на период выполнения курсовой работы;

- рекомендуют студенту основные источники, справочные и нормативные материалы и другие источники по теме;

- проводят систематические (по расписанию) консультации;

- проверяют выполненные работы (по частям и в целом).

Студент совместно с руководителями составляет план курсовой работы.

Руководители обязаны помогать студенту в выполнении всех этапов курсовой работы.

Кроме консультаций по графику студент может обращаться к своим руководителям дополнительно по мере необходимости. Студенты могут поддерживать связь с руководителями в письменной форме (по электронной почте), либо по телефону.

На замечания и указания руководителей студент должен отвечать дополнительными разработками и исправлением недостатков.

После доработки, с учётом полученных от руководителей замечаний, оформленная надлежащим образом законченная работа подписывается студентом (на титульном листе), и передаётся руководителям. Руководители просматривают этот окончательный (чистовой) вариант и пишут отзыв на курсовую работу.

В отзыве руководители отмечаются актуальность темы, дают характеристику достоинств, недостатков курсовой работы по всем ее разделам. Указывают практическое значение сделанных студентом выводов. Руководители характеризуют отношение студента к разработке темы курсовой работы, его трудолюбие, активность, способности, степень самостоятельности. Отмечают степень владения студентом методами исследования, его теоретическую и профессиональную подготовленность. В конце дают заключение о соответствии курсовой работы предъявляемым требованиям и о возможности ее допуска к защите.

5 Методические указания по выполнению и оформлению курсовой работы

Поэтапное выполнение курсовой работы и подготовка ее к защите проводится студентом в следующем порядке:

1) подбор и изучение источников информации;

2) написание и оформление отдельных частей курсовой работы и передача их руководителям для проверки в согласованные сроки;

3) доработка курсовой работы с учетом замечаний руководителей;

4) завершение и окончательное оформление курсовой работы, предоставление ее руководителям для просмотра и составления отзыва;

5) получение допуска к защите от руководителей;

6) подготовка выступления (доклада), оформление презентации.

Требования к содержанию курсовой работы

Общими требованиями к курсовой работе являются: целевая направленность, четкость построения, логическая последовательность изложения материала, глубина исследования и глубина освещения вопросов, убедительность аргументации, краткость и точность формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций, грамотность написания и оформление в соответствии с установленными требованиями

Содержание введения

Введение - ответственная часть курсовой работы, так как формирует первое впечатление об общем уровне подготовки студента и показывает степень осведомленности студента в вопросах исследуемой темы.

Во введении должны найти отражение следующие положения:

1) обоснование выбора темы курсовой работы, ее актуальность;

2) формулировка целей и задач, решаемых в курсовой работе;

3) указание базы исследования.

Излагаяпервое положение, необходимо оценить тему с точки зрения её своевременности и социальной значимости, т.е. выявить актуальность.

Следует учесть, что изложение первого положения не должно быть многословным. Начинать его описание издалека нет необходимости. Достаточно одной страницы для выражения самой сути.

Далее следует формулировкацели курсовой работы и задач, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью.

Необходимо иметь в виду, что в курсовой работе есть толькоодна цель.

Называя цель, следует учитывать, что она кратко, в обобщенном виде выражает конечный результат курсовой работы, который найдёт отражение в ней в виде развернутых рекомендаций методического, организационного характера, управленческих решений и т.п. в зависимости от направленности темы и глубины её раскрытия.

Во введении эта цель должна быть сформулирована точно и четко одним предложением. Например, для темы курсовой работы "Учет, анализ основных средств по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности" цель может быть выражена следующей формулировкой:

"Целью курсовой работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской (ФИНАНСОВОЙ) отчетности основных средств оранизации, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности их использования ".

Конкретные задачи курсовой работы, вытекающие из её цели, указываются во введении в форме перечисления (изучить..., описать..., выявить..., провести анализ... и т.д.), каждая задача записывается с новой строки. Для составления формулировок задач рекомендуется использовать тексты задания на курсовую работу (Приложение 2) и план курсовой работы, в которых содержатся названия её разделов и подразделов. Формулировки задач должны быть очень тщательными, т.к. описание их решения составит содержание глав курсовой работы.

В число задач курсовой работы не следует включать такую, которая повторяет цель курсовой работы. Рекомендуется перечислить 5-7 задач, полностью охватывающих основную часть работы.

Необходимо дать краткий обзор литературы по вопросам выбранной темы с указанием фамилий и инициалов авторов источников. Здесь же необходимо назвать официальные документы по исследуемой теме.

В качествебазы исследования студент указывает организацию, фактические материалы которой используются в курсовой работе. Студент должен привести перечень использованных материалов, например: бухгалтерский баланс, название регистров бухгалтерского учета, первичных бухгалтерских документов и т.д. Необходимо указать также период хозяйственной деятельности, который нашел отражение в исследовании. Он должен составлять не менее двух лет.

Содержание первого раздела

В первом разделе основной части курсовой работы дается общая характеристика объекта исследования (предприятия, организации), раскрывается его учетная политика, проводится анализ финансового состояния предприятия.

В подразделе "Общие сведения об организации" целесообразно привести сведения о сфере деятельности, специализации предприятия, на базе которого выполнена курсовая работа, о его организационной и производственной структуре, функциональной структуре бухгалтерии.

В подразделе «Основные экономические показатели организации и их анализ” необходимо обосновать значение анализа основных экономических показателей организации (0,5-1 стр.). Затем делают ссылку на таблицу «Основные экономические показатели организации». Перечень основных показателей деятельности предприятия приводится в Приложении 6, дается оценка достигнутых результатов и финансового состояния объекта исследования. По основным экономическим показателям проводится краткий анализ, и студент формулирует свои предложения выводы и предложения по устранению выявленных недостатков.

В подразделе “Учетная политика организации” рассматриваются основные положения учетной политики, касающиеся бухгалтерского учета организации

Содержание второго раздела

Второй раздел основной части курсовой работы по своему содержанию является общетеоретическим, в то же время в нем должна быть выражена профессиональная направленность курсовой работы (т.е. принадлежность ее к специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)). Это обстоятельство студент должен учесть при раскрытии всех аспектов второго раздела. В нем дается описание сущности и содержания объекта или экономических отношений, которые в последующем разделе станут областью приложения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности и ее использования для контроля и анализа информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

На основе анализа литературных, нормативных и других источников студент должен рассмотреть обобщающие экономические характеристики объекта изучения, возможные способы его рационального разделения (состав, структура, классификация). Уместно провести сравнение описания этих характеристик в специальной литературе и в нормативных документах по бухгалтерскому учету и анализу. В случае несовпадения сделать соответствующие выводы, предложить свои рекомендации и т.д. Рекомендуется подкрепить изложение примерами, диаграммами, графиками, обязательно указывая источники их заимствования. При рассмотрении данного аспекта необходимо подчеркнуть роль бухгалтерского учета, отчетности, анализа в управлении исследуемым объектом и возрастание этой роли в условиях применения МСФО, реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности.

В этом же разделе могут найти отражение и другие вопросы, диктуемые особенностью темы и поставленными задачами.

Содержание третьего раздела

Третий раздел курсовой работы является специальным. В нем исследуются вопросы, связанные с организацией бухгалтерского учета, составления отчетности, анализа, указанные в теме (на примере исследуемой организации).

В этом разделе необходимо: привести краткую экономическую характеристику организации учета и составления отчетности по теме курсовой работы.

При этом может быть:

1) составлена схема документооборота (желательно чтобы она была представлена графически);

2) рассмотрен порядок обобщения и группировки, данных первичного учета, учетные регистры (карточки, разработочные таблицы, ведомости, журналы-ордера);

3) раскрыта организация аналитического и синтетического учета с приложением заполненных образцов первичных и сводных учетных документов;

4) оценена рациональность принятых схем документооборота и форм учета;

5) рассмотрено раскрытие данной темы в бухгалтерской отчетности организации.

Результаты анализа должны быть изложены в виде аналитических таблиц с использованием пояснительного текста. Таблица должна быть органически связана с содержанием предыдущего текста. После таблицы по тексту даются аналитические выводы, исходящие из данных таблицы, указываются причины тех или иных результатов на основе дополнительных данных, расчетов и другие пояснения. В выводах не рекомендуется повторять сведения, показанные в таблице. В примечании к таблице обязательно делается ссылка на источник использованных в ней данных. В пояснительном тексте должны быть даны рекомендации по повышению экономической эффективности деятельности организации (с учетом объекта исследования).

Содержание заключения

Заключение представляет собою краткие выводы по проведенному исследованию, которые делает студент, решая поставленные в курсовой работе задачи.

Выводы должны дать полное представление о содержании курсовой работы, о значимости, обоснованности и эффективности рекомендаций, а также отразить собственный вклад автора в разработку исследуемой темы. В связи с этим они охватывают все части курсовой работы - от введения до третьего раздела включительно.

Порядок размещения выводов соответствует последовательности и логике изложения текста курсовой работы.

При этом, излагая выводы по материалам очередного раздела студент может либо назвать раздел, либо опустить его название.

Смысл выводов вытекает из содержания курсовой работы. Выводы пишут тезисно: кратко формулируют суть решаемой проблемы, задачи или круг вопросов, рассмотренных для её решения и конкретный результат рассмотрения, делая ссылки на страницы, таблицы, рисунки, приложения, в которых эти результаты отражены.

Для облегчения формулировки тезисов-выводов по первому, второму, третьему разделу студент должен воспользоваться перечнем вопросов к рассмотрению.

При этом рекомендуется применять обороты следующих видов: "При рассмотрении... в работе изложены...", "В результате обобщения... сделан вывод... (составлена таблица...)", "В курсовой работе проведен анализ... использованы методы...", "На основании исследования... получены результаты...".

В конце заключения помещаются выводы о сущности разработок и рекомендаций автора, их практической значимости и области использования курсовой работы. Выводы не должны затрагивать вопросы, не освещаемые в курсовой работе.

Содержание приложений

В приложениях помещаются вспомогательные материалы, имеющие отношение к курсовой работе, присутствие, которых в тексте не уместно: инструкции, приказы, справочный материал, формы квартальных и годовых отчетов, дополнительные расчеты, полные тексты официальных документов и другие многостраничные материалы. Таблицы, рисунки, заполненные образцы первичных документов, регистры бухгалтерского учета, налоговые декларации, акты и другие аналогичные иллюстрационные материалы желательно размещать в тексте курсовой работы по мере их упоминания. Но если существует вероятность превышения регламентируемого объема курсовой работы, такие иллюстрации частично могут быть вынесены в приложения.

По всему тексту курсовой работы необходимо делать ссылки на приложения.

Все приложения размещаются в конце курсовой работы после списка использованных источников.

Если в работе есть приложения, то на них обязательно даются ссылки в основном тексте документа. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения. После слова "Приложение" должна следовать буква, обозначающая его последовательность. Приложения обозначаются цифрами.

Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения должны иметь общую с остальной частью текстового документа сквозную нумерацию страниц.

Все приложения (с указанием их обозначений и заголовков) должны быть перечислены в содержании.

Содержание доклада

Студент пишет доклад после выполнения всех частей курсовой работы. Пример составления доклада приводится в приложении Л.

Доклад (выступление) — это работа презентативного характера, отражающая суть курсовой работы.

Доклад должен содержать: актуальность выбранной темы (кратко обосновать), теоретические и методические основы работы, суммированное и обобщенное изложение полученных в ходе исследования результатов. В конце выступления необходимо будет коснуться практической значимости результатов, возможности их внедрения в практику, выводы. В докладе необходимо также ответить на замечания руководителя, привести аргументированные доводы.

Доклад рассчитан на 5—7 минут выступления и неразрывно связан с презентацией (раздаточным материалом), то есть докладчик во время выступления по курсовой должен ссылаться непосредственно на материалы презентации.

Презентация — это подготовленный с помощью программы Microsoft PowerPoint, наглядный цифровой, табличный и иллюстративный материал, который непосредственно связан с докладом курсовой работы.

Для презентации необходимо выбрать иллюстрирующий материал, который можно взять как из текста работы, так и из приложений — это могут быть таблицы, рисунки, схемы, диаграммы, формулы и др. При этом не следует брать все подряд, так как нужно будет на каждый слайд сослаться из текста доклада. Таблицы не должны быть слишком громоздкими, рисунки не должны быть слишком детальными, формулы должны быть наглядными. Объем материала в презентации необходимо согласовать с руководителем.

По оформлению презентации соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок). Для фона выбирайте более светлые тона. Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

5.3. Порядок оформления курсовой работы

Курсовая работа должна быть оформлена в полном соответствии с нижеизложенными требованиями.

УНИФИЦИРОВАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,

предъявляемые к оформлению курсовой работы

Таблица 1

  № п\п   Объект унификации   Предмет унификации
Формат листа бумаги А 4, страницы в книжной ориентации (допускается вставлять с альбомной ориентацией некоторые страницы)
Размер шрифта 12 пунктов
Название шрифта Times New Roman
Междустрочный интервал Полуторный
Абзац 1.5 см (5 знаков)
Поля (мм) Левое – 30, верхнее – 20, нижнее – 20, правое –15
Объем курсовой работы без приложений 30 – 40 стр. машинописного текста без приложений
Объем введения 2-4 стр. машинописного текста
Объем заключения 2 – 4 стр. машинописного текста (примерно равен объему введения)
Нумерация страниц Сквозная, в нижней части листа, справа. На титульном листе номер страницы не проставляется
Последовательность приведения структурных частей работы Титульный лист. Задание на выполнение курсовой работы. Содержание. Введение. Основная часть (раздел 1, раздел 2, раздел 3). Заключение. Список использованных источников. Приложения.
Оформление структурных частей работы Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования структурных частей приводятся прописными буквами, жирным 12 шрифтом, центровка - посередине. Точка в конце наименования не ставится. Наименования подразделов выделяются жирным шрифтом строчными буквами (первая прописная) – с левого края, соблюдая абзацный отступ).
Оформление: Титульный лист, Задание, Отзыв См. образец - Титульный лист – приложение 3 Задание – приложение 2 Отзыв – приложение 5
Структура основной части 1 раздел: 20-40%, 2 раздел и 3 раздел: 60-80%
15. Список использованных источников 25-35 информационных источников    
16. Наличие приложений Обязательно
Оформление содержания   См. образец – приложение 4
Иллюстрации, рисунки, схемы Иллюстрации, рисунки, схемы обозначаются словом «Рис.», которое размещается под ними и далее пишется название. Номера - сквозные
Таблицы Таблицы располагают непосредственно после текста, в котором она упоминается. В правом верхнем углу пишется «Таблица 5», а ниже по центру – название таблицы. Номера – сквозные (см. приложение 6)
Формулы Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Формулы нумеруются с проставлением их номера (сквозные) в круглых скобках, справа от формулы.
Примечания Примечания следует размещать в тексте для пояснений. Их помещают непосредственно после пункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся. Если примечание одно, оно не нумеруется и слово «примечание» пишется с прописной буквы с абзацного отступа. Если примечаний несколько, то их нумеруют арабскими цифрами, размещая пункты столбиком, после двоеточия.
Ссылки Ссылки на рисунки, таблицы, графики, диаграммы в тексте работы обязательны.
Оформление списка использованных источников См. образец – приложение 10
Оформление работы Оформленная курсовая работа должна быть подшита в специализированную папку.

Структура курсовой работы включает обязательные элементы, последовательность размещения которых и их рекомендуемые примерные объемы (в страницах) приводятся в таблице 1.

Количество страниц при компьютерном наборе текста около 40 страниц. Приложения в курсовой работе не нумеруются и не включаются в общий объем курсовой работы. Минимальный объем без приложений должен быть не менее 30 страниц компьютерного текста.

Задание - помещается заполненный экземпляр.

Содержание включает: введение, номера и наименование всех разделов и подразделов (заключение, список литературы, приложения с указанием номеров страниц, с которых они начинаются)

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрация должна иметь название, которое помещают под иллюстрацией по центру страницы. Если в работе одна иллюстрация, её не нумеруют.

           
 
Создание документа
 
Обработка документа
 
Передача в архив

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности - student2.ru ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности - student2.ru

Рис. 1. Технология документооборота

Таблицу располагают непосредственно после текста, в котором она впервые упоминается, или на следующей странице. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

Справа над таблицей помещается слово "Таблица", ее номер. Название таблицы оформляется строчными буквами, начиная с прописной. Нумерация таблиц производится арабскими цифрами сквозной нумерацией без точки в пределах всей курсовой работы. (Приложение 6). На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблицы не должны содержать графу "№ п/п". При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире). Заполненные образцы первичных документов, учетных регистров, других бухгалтерских форм, размещаемые в основной части, также оформляются как таблицы. Если эти документы имеют формат меньше стандартного листа, их следует наклеить или скопировать на чистый полноформатный лист.

Таблица 1

Журнал регистрации фактов хозяйственной деятельности

Корреспонденция счетов   Содержание хозяйственной операции Первичный документ - основание
Дебет Кредит
51,52 Зачислены переводы на счет в банке Выписка банка
Переведены денежные средства покупателям Выписка банка
         

Продолжение таблицы 1

Из кассы сделан денежный перевод РКО, квитанция
Снята валюта со счета для продажи (перевод в рубли) Выписка банка
         

При переносе части таблицы на другие страницы название помещается только над первой частью таблицы, а над следующими частями таблицы пишется «Продолжением таблицы» и указывается ее номер.

Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, то нижняя горизонтальная линия рамки таблицы (ограничивающая таблицу снизу), не проводится.

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку, оставляя выше и ниже формулы не менее одной свободной строки. Нумерация формул проводится арабскими цифрами в пределах всей курсовой работы, номер без точки заключается в круглые скобки и проставляется на строке с формулой в крайнем правом положении. Единственная формула не нумеруется.

Например,

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности - student2.ru , (1)

где ДА – сумма денежных активов предприятия на определенную дату;

КФВ – сумма краткосрочных финансовых вложений предприятия на определенную дату;

ОБк - сумма всех краткосрочных (текущих) финансовых обязательств предприятия на

определенную дату.

При ссылках в тексте на разделы, подразделы, иллюстрации, таблицы, формулы, приложения, следует указывать их порядковым номером:

"в разделе 1", "в подразделе 2.1", "по формуле (3)", "на рис. 8", "в приложении Б", "в таблице 2".

Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером по списку источников, обрамленным в квадратные скобки, например [7, с. 25-26]

В курсовой работе допускаются только общепринятые сокращения русских слов. Используемые аббревиатуры должны быть предварительно расшифрованы.

Список использованных источников должен содержать от 25 до 35 наименований использованных источников.

Источники объединяются в следующие группы:

- законодательные и нормативные документы и акты (они группируются в порядке от более значимых к менее значимым, а документы равной значимости – в хронологическом порядке по датам опубликования);

- монографии, учебники, другие книжные издания, данные источники группируются в алфавитном порядке;

- статьи из журналов и газет;

- информация из информационно справочной системы ГАРАНТ или КОНСУЛЬТАНТ;

- интернет-ресурсы.

В начале списка размещают Конституцию РФ, Кодексы, Законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации. Затем следуют нормативные и инструктивные материалы Правительства РФ, министерств и ведомств, далее книги, журнальные и газетные статьи, другие источники. Сведения об источниках приводятся в соответствии со стандартами их библиографического описания. В описании законодательных и нормативно-правовых документов на первом месте указывается название документа в кавычках, орган, принявший документ, номер и дата утверждения, далее называется издание, в котором документ опубликован, год, номер (для периодических изданий). Сведения о книгах указываются в том виде, в котором они имеются как библиографическое описание в каждом экземпляре конкретного наименования.

При составлении списка следует иметь в виду, что описание авторских изданий начинается с фамилии и инициалов автора; а если же фамилия автора не указана, то описание начинают с названия книги без кавычек.

В описании статей из журналов и газет на первом месте располагают фамилию и инициалы автора, затем после точки и без кавычек название статьи, далее после двух рядом стоящих наклонных линий без кавычек пишут название журнала, ставят точку, год издания, то

Наши рекомендации