Тема 2.3. Учёт материально-производственных запасов
Вопросы:
1. Понятие материально-производственных запасов, их классификация и задачи учёта
2. Оформление первичных документов по поступлению НПЗ. Документальное оформление, использование НПЗ
3. Оценка материалов при отпуске в производство
4. Синтетический учёт НПЗ
5. Порядок проведения инвентаризации НПЗ и отражения ее результатов учёте
Вопрос 1.
Бухгалтерский учёт движения материально-производственных запасов осуществляется в соответствии с требованиями ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов».
К материально-производственным запасам относятся материальные запасы, готовая продукция и товары.
В общим виде под материальными запасами понимают предметы труда, полностью потребляемые в производственном цикле, при этом их стоимость полностью переносится на стоимость вновь создаваемой продукции по мере их отпуска в производство.
В зависимости от роли, которую выполняют материальные запасы в процессе производства, их подразделяют на группы:
1. Сырье и основные материалы.
2. Вспомогательные материалы.
3. Покупные материалы.
4. Возвратные отходы.
5. Топливо, тара.
6. Тарные материалы.
7. Запасные части и т.д.
Материальные запасы учитываются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью запасов, приобретённых за плату, признают сумму фактических затрат на их приобретение (без НДС) и иных возмещаемых налогов.
К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относят:
· Суммы, уплачиваемые поставщикам в соответствие договора поставки.
· Суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретение материальных запасов.
· Таможенные пошлины и платежи.
· Невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением материальных запасов.
· Вознаграждения, уплачиваемые посреднической организацией, через которую приобретены материальные запасы.
· Складские расходы, то есть расходы по содержанию заготовительно-складского хозяйства. Данные расходы включаются в стоимость материалов через смету заготовительно – складских расходов, утверждаемую в конце текущего года на следующий финансовый год.
· Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Наиболее значимой величиной в стоимости материалов составляют заготовительно-складские расходы.
Основная задача учета МПЗ: своевременное документальное оформление поступления и использования МПЗ, обеспечение их сохранности, контроль за наличием и движением.
Вопрос 2.
Основные первичные документы на оприходование поступающих материальных запасов – счета-фактуры с прилагаемыми к ним товарно-транспортными накладными, квитанциями, спецификациями.
Материалы поступают в организацию от поставщиков через доверенных лиц, которым выписывают доверенности типовой формы. Эти доверенности регистрируются в специальном журнале и являются документами строгой отчётности.
Доверенное лицо сдаёт материальные ценности на склад на основании следующих документов:
1. Приходных ордеров (форма № М-4).
2. Актов о приёмке материалов (форма № М-7).
3. Товарно-транспортных накладных.
Акт о приемке материала (форма № М-7) составляется комиссией в случае несоответствия поступивших материальных ценностей на склад в присутствии представителя поставщика. Этот документ используется в случае, если товарно-материальные ценности поступили без документов.
На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов.
Ярлыки указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.
Учет движения материалов осуществляют в карточках учета материалов (форма № М-17). На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку.
Карточки открывают в бухгалтерии и записывают в них наименование материалов, марку, сорт, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит.
Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и т.д.) в день совершения операции.
После каждой записи выводят остаток материалов.
Первичном документом по отпуску материалов со складов организации, подразделений организаций являются лимитно-заборная (форма № М-8), требование-накладная (форма № М-11) и накладная (форма № М-15).
Лимитно-заборная карта предназначена для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции, а также для контроля за соблюдением лимитов.
Для учета движения материалов внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется требование-накладная (форма № М-11).
Для учета отпуска материалов хозяйствам своей организацией расположенными за пределами ее территории или сторонним организациям применяется накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).
Вопрос 3.
В соответствии с ПБУ 5/01 списание материалов на нужды производства производится одним из следующих способов:
Ø по себестоимости каждой единицы;
Ø средней себестоимости;
Ø Ссебестоимости первых по времени приобретению материалов.
Применение какого-либо метода по той или иной группе материалов должно отражаться в учетной политике государства.
Оценка отпущенных материалов по себестоимости каждой единицы должна применяться организацией в случае, если использованные материалы не смогут заменить друг друга.
При списании материалов, оцениваемых организацией по средней себестоимости, последняя определяется по каждой группе (виду) запасов как частное от деления общей себестоимости (группы) вида запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в этом месяце.
Списание материалов по способу ФИФО производится в оценке, рассчитанной исходя из допущений, что запасы первые поступающие в производство должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения.
Вопрос 4.
Учет материальных запасов осуществляется на балансовых и забалансовых счетах.
Материалы, принятые на ответственное хранение, учитывают на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку, отражают на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».
Для учета производственных запасов в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены балансовые счета:
Ø 10 – «Материалы».
Ø 14 – «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
Ø 15 – «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Ø 16 – «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Ø 19 – «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Счет 10 является активным, обобщает информацию о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, топлива, тары, тарных и строительных материалов, запасных частей.
В зависимости от принятой организацией учетной политикой учет поступления материалов может осуществляться одним из двух методов: с применением счетов 15 и 16 и без их использования.
При первом варианте, на основании поступивших от поставщиков документов, производят запись на сумму фактических расходов по дебету счета 15 с кредита счетов 60, 76, 71 в зависимости от того, откуда поступили материалы.
Оприходование материалов, поступивших в организацию, отражаются по дебету счета 10 и кредиту счета 15по учетным ценам.
Отклонение фактической себестоимости материалов от стоимости по учетным ценам в конце месяца списывают в дебет счета 16 с кредита счета 15.
Накопленная на счете 16 разница списывают в дебет счетов затрат на производство.
При использовании традиционного способа учета оприходование материалов отражается:
Д 10 – К 60, 76, 71, 20, 23.
Учет продажи материалов
Материалы, не используемые для нужд производства, могут быть реализованы покупателем на сторону. Финансовый результат от реализации материальных запасов относится к прочим доходам.
Реализация материальных запасов должна осуществляться по рыночным ценам, включающим в себя НДС. Сумма НДС указывается в счете-фактуре.
Первичными документами, подтверждающими продажу материалов, являются:
· накладная на отпуск материалов на сторону (№ М-15);
· счет-фактура за проданные материалы;
· документы, подтверждающие расходы, связанные с реализацией материалов;
· платежно-расчетные документы, свидетельствующие об уплате выше указанных материалов.
Для учета продажи материалов предусмотрен активно-пассивный счет 91. По данным счета рассчитывают финансовый результат от выбытия материалов. Сальдо по счету не бывает, так как остаток по счету 91ежемесячно списывают и относят в дебет (кредит) счета 99 «Прибыли и убытки».
В кредит счета 91 относят выручку, полученную от продажи материалов. В дебет счета 91 относят НДС, фактическую себестоимость списанных материалов, а также расходы, связанные с выбытием материалов.
Вопрос 5.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ проведение инвентаризации материалов проводится в обязательном порядке один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 октября текущего года.
Главной целью инвентаризации материалов ставится приведение в соответствии данных бухгалтерского учета с их фактическим наличием.
Для учета инвентаризации материалов предусмотрены следующие унифицированные формы первичной учетной документации:
· ИНВ – 3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей».
· ИНВ – 4 «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных».
· ИНВ – 5 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение».
· ИНВ – 6 «Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальных ценности, находящиеся в пути».
· ИНВ – 19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей».
Сличительные ведомости составляются при выявлении расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием.
Выявленные при инвентаризации излишки запасов приходуются по рыночным ценам и одновременно их стоимость относится на финансовые результаты.
На стоимость излишков материалов, обнаруженных в ходе проведения инвентаризации делается запись:
Д10 –К91/1.
При выявлении фактов недостач, хищений, порчи материалов, их фактическая себестоимость или ее часть (при порче материалов) списывается с кредита счета 10 в дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Д94 –К10.
Д 20, 23, 25, 26, 29 –К 94 (стоимость недостающих и испорченных материалов списывают на счета издержек производства и обращения (если потери в пределах норм естественной убыли)).
Д 73 – К 94 (недостача материалов списывается при установлении конкретных виновников).
Д 91 – К 94 (списывается недостача при отсутствии конкретных виновников).