Преподаватель: Егорова Лариса Ивановна, к.э.н., доцент

[email protected]

Сущность и содержание бухгалтерского учета

В зависимости от уровня управления и вида управленческого решения используются различные виды информации (рис.1):[1]

Информация

Преподаватель: Егорова Лариса Ивановна, к.э.н., доцент - student2.ru

Преподаватель: Егорова Лариса Ивановна, к.э.н., доцент - student2.ru Преподаватель: Егорова Лариса Ивановна, к.э.н., доцент - student2.ru Качественная Количественная

Преподаватель: Егорова Лариса Ивановна, к.э.н., доцент - student2.ru

Учетная Внеучетная

Преподаватель: Егорова Лариса Ивановна, к.э.н., доцент - student2.ru

Оперативный Финансовый Управленческий

учет учет учет

Рис.1. Виды информации, используемой при принятии управленческих решений.

Таким образом, основная сущность учета как функции управления заключается:

1) в информационном обеспечении процесса управления, то есть в реализации функций управления, к которым относят: планирование, учет, контроль, регулирование, анализ;

2) в формировании потока обратной связи в системе управления экономическим субъектом.

В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений. В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. Информационная и контрольная функции бухгалтерского учета проявляются в реализации следующих задач: 1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности; 2) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; 3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Информация, формируемая в бухгалтерском учете, удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей.

В настоящее время в России сложилась 4-х уровневая система регулирования учета и отчетности (таблица 1), на формирование которой оказали влияние экономические преобразования в стране, необходимость организаций работать в новых рыночных условиях, а также приближение к МСФО.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие общие принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций, другие нормативные акты и методические рекомендации.

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом «О бухгалтерском учете»[2], в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Таблица 1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

Уровень Орган государственной власти Документы Назначение документов
Законодательный Президент РФ, Правительство РФ Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. Данный закон является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета и устанавливает единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
Концептуальный Правительство РФ, Министерство финансов РФ Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 1-24), План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций Устанавливают общие принципы и регулируют правила ведения бухгалтерского учета и составления и предоставления отчетности.  
Методический Министерство финансов и другие органы исполнительной власти. Инструкции, указания, методические рекомендации по учету отдельных объектов.   Объединяет документы рекомендательного характера, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в документах предыдущих уровней. Определяют порядок формирования показателей финансовой отчетности.
Уровень организации Исполнительный орган организации. Положение об учетной политике организации, приказы, указания, инструкции. Устанавливают способы и приемы ведения учета в организации, рабочий план счетов, формы применяемых первичных документов и пр.



Наши рекомендации