Отношения министров к государственным установлениям

Отд.I. – ОТНОШЕНИЯ МИНИСТРОВ К ВЛАСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ

§ 220. Отношения министров к власти законодательной состоят

в том, что они могут представлять о необходимости нового закона

или учреждения, или об отмене прежнего.

§ 221. Государственный совет есть средоточие, куда должны

вступать все сии представления.

§ 222. Представление должно содержать в себе: 1. Точное

изложение существующих законов или учреждений; 2. Недостаток их

или важные неудобства, опытом удостоверенные; 3. Предположения

министра или проект закона или учреждения.

§ 223. Не прежде, как с точностию удостоверясь в недостатке

или неудобствах закона или учреждения прежнего, министр должен

приступать к предложению нового; и в сем случае он обязан

обозреть существующие положения во всем их пространстве, сравнить

все последствия нового закона с порядком предыдущим, показать

причины, на коих порядок сей был основан, поколику причины сии

могут быть известны, и потом предложить дело предварительно на

общее уважение всех директоров, Совет министерства составляющих.

§ 224. Если предполагаемая вновь мера имеет связь с другими

министерствами, то должно наперед сделать с ними все нужные

сношения, дабы тем вернее учредиться в совокупном их содействии.

§ 225. В обширном круге дел, в разнообразной связи разных

нужд и польз нельзя не встретить в исполнении разных затруднений

и неудобств; но не все неудобства могут быть принимаемы поводом к

новым постановлениям. Министр должен испытать прежде всего

способы исправления, не выходя из порядка существующего, и потом

измерив и сравнив неудобства, кои и от нового закона по самой

новости его произойти могут, приступать к его предложению. Во

всех министерствах, особливо же в тех, коих предметом есть

государственное хозяйство и общая промышленность, должно

наблюдать, чтоб мерами излишнею надзора и многосложностию правил 115

не стеснить частной предприимчивости. Истинные способы сего

управления должны состоять более в отвращении препятствий, нежели

в точном и понудительном предписании путей, коими должна

шествовать промышленность. Здесь скорее найти и указать их может

частная польза, нежели закон.

§ 226. Когда закон или учреждение, по рассмотрении его в

порядке, для законодательной части установленном, получит

окончательное утверждение и доставлен будет министру, он обязан

привести его в точное исполнение.

§ 227. Когда сила закона или учреждения, к исполнению

доставленного, будет несогласна, или даже и противна

первоначальным предположениям министра, он тем не менее должен

его исполнить так точно, как бы сам его предложил.

§ 228. Сверх предметов, требующих нового закона, устава или

учреждения, министры вносят на уважение Государственного совета

по 29 статье его Учреждения:

1. Предметы внутреннего управления, требующие отмены,

ограничения или дополнения прежних положений. 2. Дела, требующие

в законах, уставах и учреждениях изъяснения истинного их смысла.

3. Общие внутренни е меры, в чрезвычайных случаях приемлемые.

4. Объявления войны, заключение мира и другие важные внешние

меры, когда, по усмотрению обстоятельств, могут они подлежать

предварительному общему соображению. 5. Ежегодные сметы общих

государственных приходов и расходов, способы их управлений,

назначение новых издержек, в течение года встретиться могущих, и

чрезвычайные финансовые меры. 6. Дела, по коим отчуждается

какая-либо часть государственных доходов или имуществ в частное

владение. 7. Дела о вознаграждении частных людей за имущества, на

государственные нужды взимаемые. 8. Отчеты всех министерств в

управлении принадлежащих к ним частей.

Отд. II – ОТНОШЕНИЯ МИНИСТРОВ К ВЫСШЕЙ ВЛАСТИ,

В ПОРЯДКЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ

§ 229. Отличное свойство дел, составляющих отношения

министерств к высшей власти исполнительной, и различие их от

предметов законодательных состоит в том, что они не предполагают

никакого нового закона или учреждения, но требующих единого

общего распорядка в исполнении принятых правил или единообразного

в приложениях их к частным случаям.

§ 230. Предметы сии определяются не особенным существом

самых дел, но степенью власти, потребных к разрешению их или

исполнению.

§ 231. Правительствующий сенат есть средоточие дел сего

рода. В нем разрешаются они по существующим законам и

учреждениям.

§ 232. Где законы и учреждения недостаточны, или когда, по

силе самых сих законов и учреждений, предмет требует

непосредственного высочайшего разрешения или утверждения, там

дело представляется на высочайшее усмотрение.

§ 233. Отсюда возникают два рода отношений министров к 116

Правительствующему сенату: 1) по делам исполнительным общим и

2) по делам, требующим особенного высочайшего разрешения.

I. Об отношениях к Правительствующему сенату

по делам исполнительным общим

§ 234. Дела исполнительные общие представляются на

разрешение Правительствующего сената: 1) когда в образе

исполнения встретится недоумение или затруднение, коего

разрешение, не предполагая нового закона или отмены прежнего,

зависит не от одного министерства, но от общего соображения и

содействия других, 2) когда между разными частями управления, как

в министерствах, так и в губернских начальствах, произойдет

сомнение о точной принадлежности самого предмета исполнения,

3) когда действие принятой какой-либо меры или точное исполнение

данных предписаний по одной части будет преграждаемо в другой

предписаниями или мерами противными, или же бездействием и

прекословием начальств подчиненных, 4) когда мера, приемлемая в

одном министерстве, по существу своему зависит от соображения или

требует содействия других, или когда, по течению дел, в одном

министерстве признано будет нужным усилить принятые им меры

содействием других, 5) когда признано будет нужным усилить

исполнение принятых мер понуждением, штрафами и взысканиями,

6) когда предстанет нужда сделать общее (циркулярное) предписание

в пояснение или подтверждение существующих правил и учреждений,

7) когда признано будет нужным собрать общие сведения, коих

составление и предметы относятся не к одному министерству, но

предполагают содействие других, 8) когда в какой-либо части

управления правительство должно заключить с частными людьми

контракты на знатную сумму, превышающую полномочие, присвоенное

уставами и учреждениями разным местам и лицам, 9) когда пользы

правительства или настоятельность дел в поставках и заготовлениях

на знатные суммы, в предыдующей статье означенные, требовать

будут сократить торги или сроки вызовов, сделать временную

перемену или какое-либо ограничение в общем их обряде, или в

существующих уже подрядах учинить лучший распорядок в движении их

и сроках, или, наконец, по неявке желающих или по другим

уважительным обстоятельствам представится нужным заменить подряд

учреждением комиссии, или комиссию превратить в подряд, 10) когда

по подрядам, поставкам, комиссиям и вообще по обязательствам

частных людей с правительством возникнут недоразумения, споры,

неисполнения и взыскания, и когда, в случаях сих, места и лица,

Правительствующему сенату подчиненные, найдутся в затруднении 117

решить дело силою закона по неясности контрактов или по другим

уважительным причинам, или когда на решения их принесены будут в

Правительствующий сенат жалобы, 11) определения и увольнения от

службы чиновников, коих утверждение по существующим узаконениям

принадлежит Правительствующему сенату, 12) производство в

гражданские чины до 6-го класса по силе существующих законов,

13) отрешение от мест и предание суду чиновников, определяемых

Правительствующим сенатом.

II. Об отношениях министров по делам,

требующим высочайшего разрешения

§ 235. К делам исполнительным, требующим особенного

высочайшего разрешения, принадлежат вообще все предметы

управления, предполагающие новый распорядок или дополнение

правил, также ограничение, распространение или отмену мер, прежде

правительством принятых и высочайше утвержденных.

§ 236. К сему же роду дел в особенности принадлежат:

1) определение и увольнение от службы тех чиновников, кои зависят

от непосредственного высочайшего утверждения; 2) производство в

гражданские чины, начиная с 6-го класса; 3) награды орденами и

пенсионами; 4) отрешение от мест и предание суду чиновников,

определяемых высочайшими повелениями; 5) грамоты, дипломы,

патенты на чины и дворянское достоинство; 6) дела о сопричтении к

сословию дворянства по доказательствам, в своем месте

представленным и рассмотренным в Правительствующем сенате;

7) случаи, подлежащие высочайшему разрешению в порядке дворянских

и купеческих выборов и по охранению прав, сословиям их

присвоенных; 8) по делам государственного казначейства

сравнительное положение кредитов и предварительная смета сумм,

кои в течение каждого месяца министры по расписанию их

потребовать могут.

§ 237. Дела, тайне подлежащие и чрезвычайные, хотя и

принадлежат к общему составу управления, но образ доклада и

порядок решения их установляется на особенных правилах и

составляет предмет особенного учреждения.

Отд. III. ОТНОШЕНИЯ МИНИСТРОВ К ВЛАСТИ СУДЕБНОЙ

§ 238. Власть судебная во всем ее пространстве принадлежит

Сенату и местам судебным.

§ 239. По сему никакое министерство само собою никого судить

и никаких тяжеб решить не может.

§ 240. В Сенате дела тяжебные, прикосновенные к

государственным имуществом, не решаются иначе, как по

истребовании заключения от того министра, к коему принадлежит

управление казенным имением, а тяжбе состоящем.

Глава III118

Наши рекомендации