Отношения министров к государственным установлениям
Отд.I. – ОТНОШЕНИЯ МИНИСТРОВ К ВЛАСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
§ 220. Отношения министров к власти законодательной состоят
в том, что они могут представлять о необходимости нового закона
или учреждения, или об отмене прежнего.
§ 221. Государственный совет есть средоточие, куда должны
вступать все сии представления.
§ 222. Представление должно содержать в себе: 1. Точное
изложение существующих законов или учреждений; 2. Недостаток их
или важные неудобства, опытом удостоверенные; 3. Предположения
министра или проект закона или учреждения.
§ 223. Не прежде, как с точностию удостоверясь в недостатке
или неудобствах закона или учреждения прежнего, министр должен
приступать к предложению нового; и в сем случае он обязан
обозреть существующие положения во всем их пространстве, сравнить
все последствия нового закона с порядком предыдущим, показать
причины, на коих порядок сей был основан, поколику причины сии
могут быть известны, и потом предложить дело предварительно на
общее уважение всех директоров, Совет министерства составляющих.
§ 224. Если предполагаемая вновь мера имеет связь с другими
министерствами, то должно наперед сделать с ними все нужные
сношения, дабы тем вернее учредиться в совокупном их содействии.
§ 225. В обширном круге дел, в разнообразной связи разных
нужд и польз нельзя не встретить в исполнении разных затруднений
и неудобств; но не все неудобства могут быть принимаемы поводом к
новым постановлениям. Министр должен испытать прежде всего
способы исправления, не выходя из порядка существующего, и потом
измерив и сравнив неудобства, кои и от нового закона по самой
новости его произойти могут, приступать к его предложению. Во
всех министерствах, особливо же в тех, коих предметом есть
государственное хозяйство и общая промышленность, должно
наблюдать, чтоб мерами излишнею надзора и многосложностию правил 115
не стеснить частной предприимчивости. Истинные способы сего
управления должны состоять более в отвращении препятствий, нежели
в точном и понудительном предписании путей, коими должна
шествовать промышленность. Здесь скорее найти и указать их может
частная польза, нежели закон.
§ 226. Когда закон или учреждение, по рассмотрении его в
порядке, для законодательной части установленном, получит
окончательное утверждение и доставлен будет министру, он обязан
привести его в точное исполнение.
§ 227. Когда сила закона или учреждения, к исполнению
доставленного, будет несогласна, или даже и противна
первоначальным предположениям министра, он тем не менее должен
его исполнить так точно, как бы сам его предложил.
§ 228. Сверх предметов, требующих нового закона, устава или
учреждения, министры вносят на уважение Государственного совета
по 29 статье его Учреждения:
1. Предметы внутреннего управления, требующие отмены,
ограничения или дополнения прежних положений. 2. Дела, требующие
в законах, уставах и учреждениях изъяснения истинного их смысла.
3. Общие внутренни е меры, в чрезвычайных случаях приемлемые.
4. Объявления войны, заключение мира и другие важные внешние
меры, когда, по усмотрению обстоятельств, могут они подлежать
предварительному общему соображению. 5. Ежегодные сметы общих
государственных приходов и расходов, способы их управлений,
назначение новых издержек, в течение года встретиться могущих, и
чрезвычайные финансовые меры. 6. Дела, по коим отчуждается
какая-либо часть государственных доходов или имуществ в частное
владение. 7. Дела о вознаграждении частных людей за имущества, на
государственные нужды взимаемые. 8. Отчеты всех министерств в
управлении принадлежащих к ним частей.
Отд. II – ОТНОШЕНИЯ МИНИСТРОВ К ВЫСШЕЙ ВЛАСТИ,
В ПОРЯДКЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ
§ 229. Отличное свойство дел, составляющих отношения
министерств к высшей власти исполнительной, и различие их от
предметов законодательных состоит в том, что они не предполагают
никакого нового закона или учреждения, но требующих единого
общего распорядка в исполнении принятых правил или единообразного
в приложениях их к частным случаям.
§ 230. Предметы сии определяются не особенным существом
самых дел, но степенью власти, потребных к разрешению их или
исполнению.
§ 231. Правительствующий сенат есть средоточие дел сего
рода. В нем разрешаются они по существующим законам и
учреждениям.
§ 232. Где законы и учреждения недостаточны, или когда, по
силе самых сих законов и учреждений, предмет требует
непосредственного высочайшего разрешения или утверждения, там
дело представляется на высочайшее усмотрение.
§ 233. Отсюда возникают два рода отношений министров к 116
Правительствующему сенату: 1) по делам исполнительным общим и
2) по делам, требующим особенного высочайшего разрешения.
I. Об отношениях к Правительствующему сенату
по делам исполнительным общим
§ 234. Дела исполнительные общие представляются на
разрешение Правительствующего сената: 1) когда в образе
исполнения встретится недоумение или затруднение, коего
разрешение, не предполагая нового закона или отмены прежнего,
зависит не от одного министерства, но от общего соображения и
содействия других, 2) когда между разными частями управления, как
в министерствах, так и в губернских начальствах, произойдет
сомнение о точной принадлежности самого предмета исполнения,
3) когда действие принятой какой-либо меры или точное исполнение
данных предписаний по одной части будет преграждаемо в другой
предписаниями или мерами противными, или же бездействием и
прекословием начальств подчиненных, 4) когда мера, приемлемая в
одном министерстве, по существу своему зависит от соображения или
требует содействия других, или когда, по течению дел, в одном
министерстве признано будет нужным усилить принятые им меры
содействием других, 5) когда признано будет нужным усилить
исполнение принятых мер понуждением, штрафами и взысканиями,
6) когда предстанет нужда сделать общее (циркулярное) предписание
в пояснение или подтверждение существующих правил и учреждений,
7) когда признано будет нужным собрать общие сведения, коих
составление и предметы относятся не к одному министерству, но
предполагают содействие других, 8) когда в какой-либо части
управления правительство должно заключить с частными людьми
контракты на знатную сумму, превышающую полномочие, присвоенное
уставами и учреждениями разным местам и лицам, 9) когда пользы
правительства или настоятельность дел в поставках и заготовлениях
на знатные суммы, в предыдующей статье означенные, требовать
будут сократить торги или сроки вызовов, сделать временную
перемену или какое-либо ограничение в общем их обряде, или в
существующих уже подрядах учинить лучший распорядок в движении их
и сроках, или, наконец, по неявке желающих или по другим
уважительным обстоятельствам представится нужным заменить подряд
учреждением комиссии, или комиссию превратить в подряд, 10) когда
по подрядам, поставкам, комиссиям и вообще по обязательствам
частных людей с правительством возникнут недоразумения, споры,
неисполнения и взыскания, и когда, в случаях сих, места и лица,
Правительствующему сенату подчиненные, найдутся в затруднении 117
решить дело силою закона по неясности контрактов или по другим
уважительным причинам, или когда на решения их принесены будут в
Правительствующий сенат жалобы, 11) определения и увольнения от
службы чиновников, коих утверждение по существующим узаконениям
принадлежит Правительствующему сенату, 12) производство в
гражданские чины до 6-го класса по силе существующих законов,
13) отрешение от мест и предание суду чиновников, определяемых
Правительствующим сенатом.
II. Об отношениях министров по делам,
требующим высочайшего разрешения
§ 235. К делам исполнительным, требующим особенного
высочайшего разрешения, принадлежат вообще все предметы
управления, предполагающие новый распорядок или дополнение
правил, также ограничение, распространение или отмену мер, прежде
правительством принятых и высочайше утвержденных.
§ 236. К сему же роду дел в особенности принадлежат:
1) определение и увольнение от службы тех чиновников, кои зависят
от непосредственного высочайшего утверждения; 2) производство в
гражданские чины, начиная с 6-го класса; 3) награды орденами и
пенсионами; 4) отрешение от мест и предание суду чиновников,
определяемых высочайшими повелениями; 5) грамоты, дипломы,
патенты на чины и дворянское достоинство; 6) дела о сопричтении к
сословию дворянства по доказательствам, в своем месте
представленным и рассмотренным в Правительствующем сенате;
7) случаи, подлежащие высочайшему разрешению в порядке дворянских
и купеческих выборов и по охранению прав, сословиям их
присвоенных; 8) по делам государственного казначейства
сравнительное положение кредитов и предварительная смета сумм,
кои в течение каждого месяца министры по расписанию их
потребовать могут.
§ 237. Дела, тайне подлежащие и чрезвычайные, хотя и
принадлежат к общему составу управления, но образ доклада и
порядок решения их установляется на особенных правилах и
составляет предмет особенного учреждения.
Отд. III. ОТНОШЕНИЯ МИНИСТРОВ К ВЛАСТИ СУДЕБНОЙ
§ 238. Власть судебная во всем ее пространстве принадлежит
Сенату и местам судебным.
§ 239. По сему никакое министерство само собою никого судить
и никаких тяжеб решить не может.
§ 240. В Сенате дела тяжебные, прикосновенные к
государственным имуществом, не решаются иначе, как по
истребовании заключения от того министра, к коему принадлежит
управление казенным имением, а тяжбе состоящем.
Глава III118