Тема 1. Основные задачи бухгалтерского учета и его нормативное регулирование
Содержание
Тема 1. Основные задачи бухгалтерского учета и его нормативное регулирование 2
1. Понятие и задачи бухгалтерского учета. 2
2. Регулирование бухгалтерского учета в РФ.. 3
3. Требования к ведению бухгалтерского учета. 6
4. Понятие и структура бухгалтерского баланса. 8
Тема 2. Счета бухгалтерского учета. 10
1. Счета и принцип двойной записи. 10
2. Счета синтетического и аналитического учета. 12
3. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс. 14
4.Классификация счетов бухгалтерского учета. 14
Тема 3. Первичный учет. 17
1. Первичные учетные документы.. 17
2. Классификация первичных документов. 20
3. Документы строгой отчетности. 25
4. Электронные документы.. 27
5. Хранение документов. 28
Тема 4. Учетные регистры бухгалтерского учета. 30
Тема 5. Инвентаризация имущества и обязательств. 37
Тема 6. Учетная политика предприятия. 42
Тема 7. Бухгалтерская отчетность. 44
Тема 1. Основные задачи бухгалтерского учета и его нормативное регулирование
Понятие и задачи бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет – изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных факторов, как в натуральных показателях, так и в денежном выражении.
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н с посл. изм.)
основными задачами бухгалтерского учета являются:
· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российский Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Допущения бухгалтерского учета
Допущение имущественной обособленности. Означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника.
Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, то она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год.
Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.
Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Требования бухгалтерского учета
Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
Требование осмотрительности означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов). Для покрытия таких убытков предусматривается создание специальных резервов. Например, резервов по сомнительным долгам.
Требование приоритета содержания над формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания актов и условий хозяйствования.
Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на 1 число каждого месяца. Показатели бух отчетности данным синтетического и аналитического учета. А также показателей отчетности на начало и конец периода.
Требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Тема 3. Первичный учет
Первичные учетные документы
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Можно использовать и ранее используемые унифицированные первичные документы, предварительно проверив наличие в них всех обязательных реквизитов.
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.
В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.
Документы, использующие обязательные формы:
Ø кассовые документы
Обязательны к применению практически все первичные кассовые документы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88:
- КО-1 «приходный кассовый ордер»
- КО-2 «расходный кассовый ордер»
- КО-4 «кассовая книга»
- КО-5 «книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств»
Ø обязательными являются две формы из альбома унифицированных форм по учету заработной платы, утвержденных постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1:
- Т-49 «расчетно-платежная ведомость»
- Т-53 «платежная ведомость»
Ø перевозочные документы
Ø другие документы, утвержденные к обязательному применению.
Это, в частности,
v транспортная накладная, утвержденная постановлением Правительства от 30.12.11 № 1208.
v железнодорожные перевозочные документы, которые утверждены тремя приказами МПС РФ от 18.06.03: № 30, № 32 и № 39.
Есть обязательные документы и в других сферах деятельности. Так что, перед тем, как разработать и утвердить свою форму первичного учетного документа, убедитесь, что аналогичной обязательной к применению формы не существует.
Процедура утверждения форм первичных документов
1. Документы, применяемые организацией для учета фактов своей хозяйственной жизни, должны быть утверждены руководителем организации.
2. Руководитель должен утвердить еще и перечень должностных лиц, имеющих право подписи этих первичных учетных документов.
Если в организации решили использовать привычные унифицированные формы, их надо всё равно утвердить в качестве применяемых организацией первичных учетных документов.
Исправление ошибок в первичных документах
В законе о бухгалтерском учете нет запрета на исправление кассовых и банковских документов.
Но наличный и безналичный оборот регулируются другими законами Положением ЦБ РФ № 373-П, где написано, что исправлять кассовые документы нельзя.
В других первичных документов исправлять можно. При этом необходимо поставить дату исправления и подписи лиц, заверявших эти документы изначально, с указанием фамилий и инициалов (Письмо от 28.05.2007 г. N 07-05-06/134 Минфин РФ). Технические правила исправления ошибок, выявленных в первичных документах, изложены в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР от 29.07.1983 г. N 105 (далее - Положение N 105). Пунктом 4Положения N 105 определено, что в тексте и цифровых данных первичных документов подчистки и неоговоренные исправления не допускаются. Поэтому пользоваться специальным корректором нельзя.
Ошибки в документах, созданных вручную, исправляются следующим образом: неправильный текст или неправильные суммы зачеркиваются, причем зачеркивание производится одной чертой, позволяющей прочитать исправляемую информацию. Исправленный текст (сумма) надписывается над зачеркнутым. Исправленная ошибка оговаривается надписью "Исправлено" и подтверждается подписью лиц, подписавших этот документ с обязательным указанием даты внесения исправлений.
При выписке документа с помощью компьютерной техники, порядок исправления ошибки зависит от того, на какой стадии составления документа произведена ошибка. Если ошибка обнаружена в момент его составления, то документ следует переоформить. Если ошибка выявлена после того, как документ был подписан, то исправления осуществляются в том же порядке.
График документооборота
Как следует из норм статьи 6Закона N 129-ФЗ и пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 06.10.2008 г. N 106н, документооборот является одним из элементов учетной политики, правила которого также утверждаются в ее составе. При разработке правил документооборота организации используют рекомендации, изложенные в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 г. N 105 (далее - Положение N 105). Как следует из Положения N 105, основными этапами документооборота являются:
- создание (получение) первичных бухгалтерских документов;
- принятие их к учету;
- обработка;
- передача в архив.
Движение документации на каждом из перечисленных этапов регламентируется специальным графиком движения документов.
График документооборота следует утверждать не в составе учетной политики, а отдельным приказом руководителя. В самой учетной политике достаточно лишь отметить, что движение документации осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным руководителем. В этом случае компания получит возможность его корректировки по мере необходимости, в отличие от изменений, вносимых в учетную политику, которые могут применяться фирмой только со следующего финансового года.
Фактически график документооборота представляет собой документ, закрепляющий оптимальный режим (сроки и очередность) обработки бухгалтерской документации, поступающей в организацию. Положением N 105 определено, что работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер организации.
Оформить график можно в виде таблицы, схемы, либо в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
Подготовленный проект графика представляется на утверждение руководителю организации, после чего с ним следует ознакомить каждого сотрудника - исполнителя графика движения документов.
Электронные документы
Повсеместное внедрение компьютерной техники и технологий коснулось и сферы создания документов бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Специфика документа, созданного на машинном носителе (на жестком диске, дискете, CD, в сети Интернет), состоит в некоторой сложности обоснования подлинности документа по одному или нескольким основным реквизитам. В этой связи требуется дополнительное законодательное регулирование оборота документов на машинном носителе.
в Федеральном законе от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) указано, что ЭП - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Статья 6 Закона N 63-ФЗ определяет условия признания электронных документов, подписанных ЭП, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.
Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной ЭП, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Одной ЭП могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов).
Хранение документов
Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.
Порядок хранения документов в организации установлен Положением о документах и документообороте. В соответствии с п. 6.2 указанного Положения первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив организации, учреждения должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером. Лицо, уполномоченное отвечать за хранение, целесообразно назначить специальным приказом или распоряжением. Здесь уместно напомнить, что существует особый порядок хранения бланков строгой отчетности, которые должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.
Обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и сопровождаются справкой для архива.
Кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка с относящимися к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и переплетены.
Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапорты) могут храниться непереплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений.
Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер организации, учреждения.
Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива организации, учреждения работникам других структурных подразделений организации, учреждения, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по распоряжению главного бухгалтера.
Исчисление срока хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения дел, законченных делопроизводством в 2012 году, начинается с 1 января 2013 года.
Дополнительные указания по хранению данных бухгалтерского учета установлены п. 1 ст. 23 и ст. 87 НК РФ: налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
В установленных законом случаях допускается изъятие первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов у организаций.
Содержание
Тема 1. Основные задачи бухгалтерского учета и его нормативное регулирование 2
1. Понятие и задачи бухгалтерского учета. 2
2. Регулирование бухгалтерского учета в РФ.. 3
3. Требования к ведению бухгалтерского учета. 6
4. Понятие и структура бухгалтерского баланса. 8
Тема 2. Счета бухгалтерского учета. 10
1. Счета и принцип двойной записи. 10
2. Счета синтетического и аналитического учета. 12
3. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс. 14
4.Классификация счетов бухгалтерского учета. 14
Тема 3. Первичный учет. 17
1. Первичные учетные документы.. 17
2. Классификация первичных документов. 20
3. Документы строгой отчетности. 25
4. Электронные документы.. 27
5. Хранение документов. 28
Тема 4. Учетные регистры бухгалтерского учета. 30
Тема 5. Инвентаризация имущества и обязательств. 37
Тема 6. Учетная политика предприятия. 42
Тема 7. Бухгалтерская отчетность. 44
Тема 1. Основные задачи бухгалтерского учета и его нормативное регулирование