Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие различные работы.
Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и оказание услуг подрядчиками производятся на основании заключенных организацией договоров. В договорах содержатся вид поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, условия поставки, сроки отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, порядок расчетов (условия платежей).
В настоящее время организации самостоятельно выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.
Все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности договоров:
1) предмет договоров первой группы - приобретение любых товаров и имущественных прав. В данном случае используются следующие формы договоров:
- договор купли-продажи,
- договор поставки,
- договор энергоснабжения,
- договор мены и др.
2) вторая группа - расчеты с подрядчиками. В данном случае используются следующие формы договоров:
- договор подряда,
- договор возмездного оказания услуг,
- договор на выполнение НИОКР и др.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг либо одновременно с ними с соглашения организации или по ее поручению.
Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками и подрядчиками является счет-фактура установленной формы, которую выписывает поставщик или подрядчик. В счете-фактуре заполняются следующие реквизиты: наименование поставщика, его адрес, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), грузополучатель, грузоотправитель, покупатель, его адрес, ИНН.
В счет-фактуре указывают сведения о поставленных товарах или дают описание выполненных работ, оказанных услуг по их видам, приводят единицу измерения, количество (объем), цену; стоимость за все количество товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога на добавленную стоимость. В документе обязательно указывают налоговые ставки и суммы налога на добавленную стоимость.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на активно-пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Авансы выданные также учитываются на счете 60.
На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется учет расчетов:
- по расчетным документам, которые акцептованы и подлежат оплате;
- по расчетным документам, по которым не поступили счета-фактуры (неотфактурованные поставки);
- по излишкам товарно-материальных ценностей, выявленным при их приемке.
По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов (10, 15, 16), товаров (41, 45), затрат на производство (20-29) отражается задолженность организации поставщикам и подрядчикам:
- за фактически поступившие товарно-материальные ценности, принятые работы и оказанные услуги;
- за услуги по доставке товарно-материальных ценностей;
- за услуги по переработке материалов организации сторонними организациями.
В задолженность поставщикам и подрядчикам входит также и налог на добавленную стоимость. Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60.
По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов учета денежных средств (51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67) отражается погашение задолженности перед поставщиками. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; поставщикам по выданным векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
На рис. 18.1 представлены содержание счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», принимающего структуру пассивного счета, и основные корреспондирующие счета.
Дебет | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | Кредит | |
Сальдо начальное – остаток задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 1 число текущего месяца | |||
Текущие записи по перечислениям денежных средств поставщикам и подрядчикам в течение месяца Корреспондирующие счета: 50 «Касса» 51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета» 55 «Специальные счета в банках» 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» | Текущие записи по начислению задолженности перед поставщиками и подрядчикам в течение месяца Корреспондирующие счета: 08 «Вложения во внеоборотные активы» 10 «Материалы» 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 20 «Основное производство» 23 «Вспомогательное производство» 41 «Товары» | ||
Оборот по дебету: сумма погашенной задолженности перед поставщиками и подрядчиками за текущий месяц | Оборот по кредиту: сумма начисленной задолженности поставщикам и подрядчикам за текущий месяц | ||
Сальдо конечное – остаток задолженности перед поставщиками и подрядчиками на последнее число текущего месяца | |||
Рис. 18.1. Содержание счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», принимающего структуру пассивного счета, и основные корреспондирующие счета
В таблице 18.1 представлены основные факты хозяйственной жизни, связанные с отражением расчетов с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерском учете.
Таблица 18.1