II. Основная часть мероприятия

Ход урока

I. Сообщение темы урока-праздника.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Осенняя песня». Праздник начинается. В класс входят Осенние Месяцы со своей свитой: мальчики в красивых костюмах с аппликацией из осенних листьев, рябиновыми бусами, венком из цветов; у свиты на головах короны с изображением овощей.

Учитель. Отгадайте загадку:

Хожу я по равнинам

Тихой светлой сказкой,

Расписываю рощи

Солнечною краской.

(Осень.)

– Сегодня мы отправляемся на праздник к Осени. Осенние братцы-месяцы помогут нам дойти до замка Осени. Назовите имена осенних месяцев. (Учащиеся называют.)

– А путешествовать мы будем по станциям «Народная», «Овощная», «Лесная» и «Игровая».

– Ребята, а чем знамениты осенние месяцы? Сейчас они сами расскажут о себе.

Сентябрь. Я, ребята, припас людям много подарков: и ягоды, и грибы, и овощи, да и лес разукрасил. Смотрите, сколько красок!

Октябрь. У меня тоже найдется чем похвалиться. Взгляните, какие кругом ковры из листьев, а урожай – просто загляденье! Жаль только, что сегодня истекает мой срок. Мне еще так много всего хотелось сделать.

Ноябрь. Не грусти. Ровно через год ты опять будешь творить свои чудеса. А я должен подготовить всю природу к зиме. И совсем уже скоро закружатся над лесом и полями первые снежинки – предвестники Царицы Зимы.

II. Основная часть мероприятия.

Станция «Народная».

– Вот мы прибыли на станцию «Народная», где объявляем осенний конкурс народных примет и названий.

1) Какой месяц называли листопадником, грязником, свадебником, позимником? (Октябрь.)

2) Почему сентябрь называли заревником? (За яркость красок.)

3) Какие вы знаете пословицы об осенних месяцах?

· Холоден сентябрь, да сыт.

· В сентябре и лист на дереве не держится.

· Сентябрь покажет: посеешь жито наспех – оно родит на смех.

· Октябрь-капустник пропах капустой.

· Октябрь – ложка воды, ведро грязи.

· Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

· В октябрьское ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.

· Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит.

· Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме – родной батюшка.

· Ноябрь – ворота зимы.

· В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

4) Назовите осенние приметы.

· Лягушки квакают – к дождю.

· Бабье лето ненастно – осень сухая.

· Комары в ноябре – быть легкой зиме.

· Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.

· Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход.

– Молодцы, ребята! А сейчас вас ждет награда.

Братья-месяцы награждают победителей жетонами-бубенцами.

Станция «Овощная».

– Хорошо ли вы знаете овощи? Ну-ка ответьте на мои вопросы:

– Какие овощи солят и маринуют?

– Какие овощи жарят, сушат?

– А без чего не сварить щей и борща?

– Раскрасьте овощи.

Группам дают цветные карандаши и изображения помидора, моркови, огурца, тыквы, баклажана, репы, редиски. За 3 минуты нужно раскрасить все овощи.

– Следующее испытание. Отгадайте загадки Е. Благининой:

Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана.

(Капуста.)

Говорят, я горький, говорят, я сладкий,

Стрелочкой зеленой я расту на грядке.

Я полезный самый, в том даю я слово,

Ешьте меня всяким – будете здоровы.

(Лук.)

Я на солнышко похожа, я росла на грядке тоже,

Сладкая да крепкая, называюсь... (репкою).

Растет на грядке зеленая ветка,

А на ней красные детки.

(Помидор.)

Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла.

(Картофель.)

Я – красная девица, зеленая косица!

Собой горжусь, для всего гожусь!

И для сока, и для щей, для салатов и борщей,

В пироги и винегрет, и... зайчишкам на обед!

(Морковь.)

Я кругла и крепка, темно-красные бока,

Я гожусь на обед, и в борщи, и в винегрет.

(Свекла.)

Кафтан на мне зеленый, а сердце, как кумач;

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.

(Арбуз.)

– Молодцы, ребята! А сейчас вы получите жетоны-овощи за победу.

II. Основная часть мероприятия - student2.ru

ИГРА-ЭСТАФЕТА «УБОРКА УРОЖАЯ»

Учащиеся делятся на 3 команды. Перед каждой командой – кучка овощей. Их нужно перевезти на машинках к противоположной стороне класса. Если машинки большие, в них можно класть по 2–3 овоща, если маленькие – по одному (тогда и овощей должно быть немного). Побеждает команда, которая быстрее перевезет свои овощи.

Станция «Лесная».

1. Кроссворд «С какого дерева этот лист?».

     
       
         
       
         
         

II. Основная часть мероприятия - student2.ru

Ответы: 1. Дуб. 2. Береза. 3. Ель. 4. Клен.

– Лес осенью не только красив, но и сказочно богат. Назовите все осенние лесные богатства. (Учащиеся называют ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, для зверей – шишки, желуди, орехи, грибы и т. д.)

2. Загадки о деревьях, лесе (автор В. Волина).

В шубе летом, а зимой – раздетый.

(Лес.)

Что цветет без цвета?

(Сосна.)

Белый передник, зеленая коса.

(Береза.)

Никто не пугает, а вся дрожит.

(Осина.)

Весной зеленела, летом загорала,

Осенью надела красные кораллы.

(Рябина.)

В костяном горшочке каша сладенькая

На солнце варилась.

(Орех.)

Зелены кусточки, алые цветочки;

Когти-коготочки стерегут цветочки.

(Шиповник.)

Весной – беленая, летом – зеленая,

Осенью – каленая, зимой – хваленая.

(Калина.)

По округе славится зеленая красавица.

Сарафан – как колокол, по земле да волоком,

Шапочка – с опушечкой, с острою макушечкой.

(Ель.)

За работу на станции «Лесная» учащиеся получают жетоны-листья.

Станция «Игровая».

Игра «белки, зайцы, мышки».

Все участники делятся на равные группы игроков. Ведущий дает группам названия: «белки», «зайцы», «мышки». Выбирается водящий.

На расстоянии 5 метров друг от друга кладут 3 обруча. Это «домики» зверушек. Ведущий дает команду, допустим «Белки-мышки!». Названные группы должны поменяться «домиками». Игрок, пойманный водящим, становится водящим, а тот присоединяется к команде, из которой был пойманный. Ведущий может подать и такой сигнал: «Мышки-белки-зайцы!». Тогда все три команды должны покинуть свой домик и занять любой другой.

III. Итог урока.

Осенний хоровод.

Учащиеся встают в круг. Заранее выбранная девочка выходит на середину, берет за руку «волнушку» (другую девочку), и они кружатся поскоком, а все ученики хлопают в ладоши.

Наша Даша в лес пошла,

Наша Даша гриб нашла,

Вот и нет волнушки

На лесной опушке!

Я. Сатуновский

Осенние Месяцы.Спасибо, дорогие ребята. Мы видим, что вы любите осень и много о ней знаете. Мы прощаемся с вами до следующего года. С вами остается наша свита, которая дарит вам то, чем богаты осенью сады, виноградники, бахчи. Угощайтесь нашимидарами!

Наши рекомендации