Основы учения о клетке (цитология)
Кафедра (Агрономия)
Методические указания по изучению дисциплины
«Ботаника»
(для изучения дисциплины, выполнения контрольных работ студентов заочной и очной формы обучения)
«Ботаника»
35.03.04..62 Агрономия
__________
(код и наименование направления подготовки бакалавра)
Агрономия
___________
(наименование профиля подготовки бакалавра)
Полесск
Рецензент
кандидат химических наук, О.Л. Косинский
Методические указания по изучению дисциплины«Ботаника» /сост.
С.А. Ермаков – Полесск: КФ ФГОУ ВО СПбГАУ, 2015. - 27 с.
Методические указания предназначены для преподавания дисциплины Б3.Б.1 «Ботаника»
базовой части профессионального цикла
студентам очной и заочной формы обучения в 2-3 семестрах.
Составитель ____________________ С.А. Ермаков
11.09.2015 г. (подпись)
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
По учебному плану, первом курсе студент заочного обучения должен изучить первый раздел ботаники — «Морфология и анатомия растений» и выполнить при подготовке к лабораторно-экзаменационной сессии одну контрольную работу. На втором курсе студент должен усвоить второй раздел курса - «Флорография. Систематика растений» и третий — «Основы фитогеографии и экологии растений», в межсессионный период написать вторую контрольную работу.
Большое разнообразие учебного материала в курсе ботаники создает трудности в его изучении. Это требует от студента систематической и упорной самостоятельной работы, которая должна находиться под контролем преподавателя.
При изучении курса рекомендуем придерживаться следующего плана:
1. Подбор литературы, изучение ее, краткое конспектирование и составление ботанического словаря.
2. Самопроверка знаний по вопросам, приведеным в каждой теме.
3. Выполнение контрольной работы.
4. Проведение наблюдений и сбор гербария в природе.
5. Гербаризация растений.
6. Учебная работа в период сессии в вузе.
МОРФОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ
ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ПРОВЕРКИ ЗНАНИЯ
Курс ботаники начинается с изучения первого раздела темы «Основы учения о клетке». При изучении этой темы особое внимание следует уделить изучению протопласта (цитоплазма, ядро, пластиды, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи и т. д.). Следует указать, какие функции выполняет тот или иной органоид. Во втором разделе темы говорится о продуктах жизнедеятельности протопласта клетки: клеточном соке, клеточной оболочке, запасных питательных веществах, ферментах, ядовитых и прочих веществах.
Здесь обратите внимание на те вещества, которые имеют большое значение в жизни человека, а также на те, которые регулируют жизненные процессы в самом растении (гормоны роста, витамины и т. д.).
В теме «Ткани» следует дать четкое представление о строении той или иной ткани, ее нахождении в растении, о функциях, которые ткань выполняет.
Знание этой темы значительно облегчает изучение темы «Органография и размножение», в которой изучается анатомическое и морфологическое строение вегетативных органов растений, строение корня, стебля и листа, а также строение почек, побегов и их видоизменения.
Каждый вегетативный орган следует рассматривать в следующем порядке: 1) функция, которую выполняет орган; 2) его внешнее строение (морфология); 3) анатомическое строение; 4) видоизменения (метаморфозы) органа.
При изучении этой темы студент должен не только хорошо знать строение того или иного вегетативного органа, но и уметь схематично изобразить его на бумаге и доске.
При изучении тем: «Побег, видоизменения (метаморфозы) побега», «Стебель», «Лист» следует знать морфологиче-ское и анатомическое строение органов и функции, которые они выполняют.
С темой «Метаморфозы побега» тесно связана тема «Вегетативное размножение растений», в которой студенты должны четко знать способы естественного и искусственного вегетативного размножения растений.
Большое место при изучении ботаники на I курсе отведено темам: «Цветок», «Плоды и семена».
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические вопросы
1. Что изучает ботаника? Разделы ботаники. Роль ботаники для специалистов сельского хозяйства.
2. Значение растений в природе (экосистемах) и жизни
человека.
Основы учения о клетке (цитология)
Теоретические вопросы.
4. Клетка как основная структурная и функциональная
единица растительного организма.
5. История изучения растительной клетки.
6. Основные особенности строения растительной клетки,
отличие растительной клетки от животной.
7. Что такое протопласт? Компоненты протопласта. Перечислить производные протопласта.
8. Физическое состояние и химический состав цитоплазмы.
9. Понятие о биологической мембране, ее строение и функции. Плазмалемма, тонопласт, система внутренних мембран.
10.Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции.
11.Типы пластид. Строение и специфические функции пластид, размножение и взаимопревращение.
Субмикроскопическое строение хлоропласта. Роль хлоропластов в жизни растений, животных и человека
13. Форма, размеры, число ядер в клетке. Перечислить
компоненты ядра, отметить физико-химические особенности.
14. Характеристика и выполняемые функции ядерной оболочки, нуклеоплазмы и ядрышка.
15. Хромосомы, строение, химический состав. Диплоидный
и гаплоидный набор хромосом.
16. Роль ядра в процессах жизнедеятельности клетки и передаче наследственной информации.
17. Способы деления клетки. Амитоз, митоз и мейоз.
18. Вакуоли и клеточный сок. Химический состав клеточного сока. Значение клеточного сока в процессах жизнедеятельности растений, использование в народном хозяйстве.
19. Пигменты пластид и клеточного сока, их биологическая
роль.
20. Запасные питательные вещества, их локализация и
клетках и органах растений.
21. Место образования и локализация крахмала в клетках
и органах растений. Строение и типы крахмальных зерен.
22. Место образования и локализация белковых запасных
веществ. Строение алейроновых зерен.
23. Образование и локализация жирных и эфирных масел
в растительной клетке и органах растений.
24. Физиологически активные вещества клетки.
25. Клеточная стенка, ее образование, химический состав,
структура и рост, поры, плазмодесмы. Видоизменения клеточной стенки.
26. Понятие о поступлении веществ в растительную клетку.
Осмотические .явления в клетке. Тургор, плазмолиз, деплазмолиз.
Ткани (гистология)
Теоретические вопросы
27. Понятие о тканях. Появление тканей в филогенезе.
Классификация тканей.
28. Типы образовательных тканей: апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые. Характерные особенности меристематических тканей, ихстроение и функции. Значение для вегетативного размножения растений.
29. Типы покровных тканей: эпидерма, перидерма, корка,
спородерма (семенная кожура), их краткая характеристика.
30. Особенности строения эпидермиса листа, строение, механизм работы устьица. Функции эпидермиса, значение волосков (трихом) в защитной функции эпидермиса.
31. Эпиблема: строение, расположение, функции.
32. Комплекс перидермы, образование и строение чечевичек, функции перидермы, использование пробки.
33. Корка, ее возникновение и функции.
34. Типы основных тканей: водопоглощающая, фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная и водоносная. Расположение в органах, строение, функции.
35. Типы механических тканей: колленхима, склеренхима и склереиды. Расположение в органах, строение, функции. Использование механических тканей в народном хозяйстве.
36. Проводящие ткани: трахеиды, трахеи (сосуды), сито
видные трубки. Расположение в органах, строение, функции.
Онтогенез трахеи и ситовидной трубки.
37. Гистологические элементы ксилемы (древесины), функции ксилемы, вещества, передвигающиеся по ксилеме.
38. Гистологические элементы флоэмы (луба), функции
флоэмы. Вещества, передвигающиеся по флоэме.
39. Проводящие пучки. Типы проводящих пучков.
40. Структуры выделительных тканей внутренней секреции:
млечники членистые и нечленистые. Схизогенные и лизигенные вместилища, функции.
41. Структуры выделительных тканей внешней секреции:
железистые волоски (трихомы), гидатоды, нектарники, осмофоры,их функции.