Синантропная растительность (18 часов)

Лесная растительность (30 часов)

При изучении лесной растительности в составе исследуемых фитоценозов в различных типах леса принято выделять ярусы, которые слагаются различными элементами ценоза – древостоем, подростом, подлеском и живым напочвенным покровом.

В древостое определяют видовой состав деревьев, их высоту и возраст, сомкнутость крон, бонитет, формулу древостоя, запас древесины и ее качество.

В подросте устанавливают видовой состав, высоту, возраст, обилие, жизненность и характер размещения растений на территории. Все это позволяет определить перспективу естественного возобновления леса.

В подлеске определяют: вид кустарников, их высоту, проективное покрытие, фенофазу, жизненность, характер распределения в сообществе.

В живом напочвенном покрове определяют видовой состав растений, их высоту, обилие, проективное покрытие, фенофазу, жизненность, а в подстилке – покрытие и мощность опада.

По результатам исследований дается анализ продуктивности лесных фитоценозов, перспективы их естественного возобновления, санитарного состояния, охраны леса от пожаров, самовольных порубок, защиты от вредителей и болезней и др.

Луговая растительность (18 часов)

Луга исследуют в два этапа. Вначале изучают местоположение луга в общем рельефе местности: материковые (расположенные на равнинах, вне речных пойм) и пойменные (в долинах рек). Среди материковых лугов по основному источнику водного питания выделяют луга низинные – расположенные в понижениях, с близкими грунтовыми водами и суходольные – питаемые лишь водами атмосферных осадков.

На пробных площадках пойменного и суходольного лугов проводят описания травостоя: указывают видовой состав растений, их высоту, проективное покрытие, обилие, фенофазу, жизненность, фитомассу. По фитомассе можно определить продуктивность луговой растительности.

Устанавливается состояние луга: наличие пастбищных и техногенных дигрессий, закустаренности или закочкаренности и др.

Болотная растительность (12 часов)

При изучении болотной растительности первоначально определяется положение болотного массива в рельефе местности (пойма, терраса, склон, водораздел), что позволяет определить преобладающий тип питания болот. Затем производится описание рельефа и изучение растительности по выделенным ассоциациям. При этом растительный покров лесных болот студенты исследуют по методике изучения лесной растительности, а травянистых – по методике изучения луговой растительности.

Устанавливаются ботанические, ландшафтные, гидрологические и др. ресурсы болот, популяции редких и исчезающих видов растений, практические меры по рациональному использованию и охране болот.

Синантропная растительность (18 часов)

Исследования синантропной(сегетальной и рудеральной) растительности проводят детально-маршрутным методом. На пробных площадях определяют виды растений, их высоту, проективное покрытие, обилие, встречаемость, фенофазу, жизненность, устанавливают степень засоренности посевов культурных растений. На основе этих данных разрабатывают конкретные меры борьбы с сорняками для каждого агроценоза.

ЭКСКУРСИИ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ

Групповая работа со студентами по изучению методов геоботанических исследований лесной, луговой, болотной и синантропной растительности, почвенно-гидрологических и климатических условий местности проводится в виде экскурсий (5–6 экскурсий). При этом под руководством и непосредственном участии преподавателя на модельных участках студенты осваивают методы выделения ассоциаций, фитоценотических горизонтов, ярусов, знакомятся с экологическими группами и жизненными формами растений, получают навыки геоботанического картирования, описания на пробных площадках различных типов растительности и т.д.

После каждой такой экскурсии (в лес, на луг, болото, агроценоз) бригада студентов проводит описание различных типов растительности самостоятельно.

Материалы по изучению растительных сообществ фиксируются в полевом дневнике – общей тетради в клетку. Записи в дневнике ведутся на правой странице простым карандашом или шариковой ручкой. На левой странице делаются зарисовки, дополнения, поправки и т.д.

Полевой дневник должен иметь титульный лист, где указывается название учебного заведения, фамилия, имя и отчество практиканта, дата начала и окончания ведения дневника, почтовый адрес.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И УИРС

На период практики для студентов запланирован ряд примерных групповых и индивидуальных заданий:

1. Характер растительности полян вблизи отдельно стоящих деревьев.

2. Анализ подкроновой растительности отдельно стоящих деревьев.

3. Сравнение травяного покрова в культурах различных древесных пород.

4. Растительность под пологом сосняков разного возраста.

5. Сравнение растительности северного и южного края поляны.

6. Описание семейства … и характеристика распространения его представителей в пределах различных растительных сообществ.

7. Влияние условий освещенности на величину и положение листовых пластинок у лесного подроста и кустарников.

8. Анатомо-морфологические особенности некоторых травянистых видов под пологом леса и на полянах.

9. Эколого-ценотическая характеристика некоторых видов лекарственных (пищевых, кормовых и т.д.) растений лесничества.

10. Сравнение растительности северного и южного склонов оврага.

11. Сравнение водной и прибрежно-водной растительности р.Западная Березина на участках с различной скоростью течения.

СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Студенты должны самостоятельно собрать необходимый материал, обработать его, проанализировать полученные данные и, сопоставив их с литературными, сделать соответствующие выводы. Выполненная работа оформляется в виде коллективного (одного на бригаду) отчета.

Примерный план написания отчета:

– введение (в нем должны быть четко определены цели и задачи практики);

– краткий обзор литературы по каждому типу растительности;

– собственные исследования: а) место и время работы; б) методика проводимых исследований; в) результаты и их обсуждение; г) выводы;

– список использованной литературы.

Отчет оформляется в альбоме. На титульном листе указываются название темы, список студентов, выполнивших работу, фамилию, имя и отчество руководителя практики, время и место выполнения работы. Работа должна быть хорошо иллюстрирована, фактический материал следует представить в виде таблиц, профилей, рисунков, схем и т.д.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

После выполнения программы учебной практики по геоботанике студенты сдают дифференцированный зачет. Итоговая оценка определяется по отношению каждого студента к работе на протяжении всего периода практики, грамотности написания группового и индивидуального отчета, знания видов растений, представленных в гербарии, и вопросов, предусмотренных программой летней учебной практики.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Горышина Т.К. Экология растений. – М.: Высшая шк., 1979. – 368 с.

2. Ипатов В.С., Кирикова Л.А. Фитоценология. – СПб,: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1999. – 316 с.

3. Летняя практика по геоботанике: Практическое руководство. Под ред. В.С.Ипатова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. – 176 с.

4. Работнов Т.А. Фитоценология. – М.: МГУ, 1992. – 352 с.

5. Сапегiн Л.М. Геабатанiка. Навук. рэд. В.I. Парфенау. – Мн.: Тэсей, 2000. – 192 с.

6. Федорук А.Т. Ботаническая география. Полевая практика. – Мн.: БГУ, 1976. – 224 с.

7. Юркевич И.Д., Голод Д.С., Адерихо В.С. Растительность Белоруссии, ее картографирование, охрана и использование. – Мн.: Наука и техника, 1979. – 243 с.

Дополнительная

1. Гельтман В.С. Географический и экологический анализ лесной растительности Белоруссии. – Мн.: Наука и техника, 1982. – 326 с.

2. Методические указания по геоботаническому изучению лесной (1989), болотной (1985), луговой (1993) растительности и агрофитоценозов (1984). Составитель Ю.А.Бибиков. – Мн.: Ротапринт БГУ.

3. Методические указания по геоботаническому изучению водной и прибрежной растительности. Составитель Н.А.Лемеза. – Мн..: Ротапринт БГУ, 1985. – 16 с.

4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности. – М.: Логос, 2001. – 264 с.

5. Определитель высших растений Беларуси. Под ред. В.И. Парфенова. – Мн.: Дизайн ПРО, 1999. – 472 с.

6. Тупиков А.М. Сорные растения и борьба с ними. – М.: Моск. рабочий, 1982. – 157 с.

7. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.

8. Цвелев Н.Н. Определитель сосудистых растений Северо-западной России (Ленинградская, Псковская и Новгородская области) – СПб.: Изд. СПХФА, 2000. – 781 с.

9. Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая шк., 2000. – 512 с.

Составитель программы Лемеза Н.А.

Наши рекомендации