Распространение осознания
Казалось бы, мы сознательно стремились добиться длительного сосредоточения, а теперь намерены отказаться от всех своих достижений и предаться рассеянию… Нет ли здесь и впрямь непримиримого противоречия? В действительности речь идет вообще об одном и том же процессе, а вовсе не противоположных направлениях в развитии и даже не о последовательных этапах. Однако все это становится понятным, только когда мы добираемся в своей практике до предельных состояний, описание которых в литературе всегда грешит подобными нелепостями. На самом деле все просто: мы привыкли работать с мышлением, которое последовательно, а здесь мы задействуем сознание, которое обладает «объемом».
Сосредоточение сознания предполагает схватывать одновременно все большее пространство, содержание которого доступно осознанию равномерно. Ничто не привлекает внимание в большей или меньшей мере, не требует смещать центр концентрации с одного объекта на другой. В сознании присутствует некий монолит насквозь проницаемой субстанции, хотя она вовсе не является однородной. Чем лучше сосредоточение, тем вместительнее сознание, тем более значительную часть мироздания оно способно вместить. В конце концов, способность к ясному видению всех вещей в их истине достигает такой силы, что вся Вселенная озаряется блистательным светом, выхватывая из тьмы невежества все, что доселе было скрыто.
Такое состояние называют также переживанием сат‑чит‑ананды, где бытие, сознание и блаженство всеобъемлющи, и их тождество неопровержимо, ибо обладает силой очевидности. Таким образом, предельное сосредоточение не следует понимать как состояние замкнутости или устремленности в каком‑то направлении. Так выглядит только ограниченное сосредоточение, но именно в силу его незавершенности. Самадхи – это полное блаженство, которое однако не следует путать с мирским счастьем, страдающим все той же ограниченностью и конечностью. В самадхи все бытие в его тотальности введено в сферу сознания, поэтому блаженство от его присутствия безусловно и бесконечно. Весь мир оказывается полностью «внутри» того, кто еще недавно считался неким человеком, пробирающимся по его закоулкам.
Здесь мы не приводим никаких практических рекомендаций, ибо, как говорят мастера йоги, просветление «случается». Практика технична, и промежуточные результаты осознания и преобразования постепенно накапливаются, но дело не в их количестве. В «Йога‑сутрах» есть одна загадочная фраза после перечисления различных методов, как достичь самадхи: «…или по любви к Ишваре». Это не бог в западном смысле, а некто вроде избранного, или желанного божества. Речь идет о добровольном слиянии с субъектом, который изначально сотворил Вселенную в своем осознании. При совпадении с таким существом, а любовь и означает единство, содержание его сознания становится явным. Теперь человек принимает как свое «я» именно это всеединство, что и называют также самореализацией.
Отдельные проблески подобного восприятия, как известно, случаются при слиянии с природой или переживании музыки и т. п. Для расширения сознания, позволяющего в пределе включить в сферу личного восприятия всю Вселенную, благоприятны растения, стимулирующие органы чувств и улучшающие восприятие. Эти растения раскрывают каналы, улучшают мозговое кровообращение, выводят из головы шлаки. Они повышают восприятие, способность к различению и проницательность, раскрывают внутреннее видение и облегчают пребывание в созерцательном состоянии. По воздействию они сходны с растениями, способствующими движению праны, однако добавляют к нему качество осознания.
К таким травам относятся аир, тулcи (базилик), пиппали, мирика (ягоды «лаврового» дерева), эфедра (ма хуанг), шалфей, девясил. Среди них можно выращивать почти все травы, а получить в домашних условиях не удастся лишь мирику и эфедру. Так, аир представляет собой стимулирующее средство для сознания и чувств, он обостряет проницательность, и в аюрведе его применяют для очистки тонких каналов. Как и тулси (базилик священный), базилик душистый благотворно сказывается на очищении сознания и тканей мозга. Для усиления воздействия их принимают с теплой водой и засахарившимся медом, который обладает сушащим действием.
Аир
Аир болотный, или ирный корень (известный также как касатик сладкий) растет по берегам рек, озер и прудов, в старицах и на дне лощин. Вырастает до метра с четвертью, мечевидные листья, собранные пучками, крепятся к ветвистому корневищу. Цветки его невзрачные, собраны в буровато‑зеленоватый початок, при основании соцветие обвернуто кроющим листом – крылом. Аир в нашей стране цветет редко, а плодов и вовсе не завязывает, поэтому распространяется исключительно вегетативно, с помощью корней. Зато на своей исконной родине, в Индии, завязывает в початках сочные красные ягоды.
Аир требует открытых, солнечных мест. Наиболее подходящим будет самый влажный участок в саду, с богатой гумусом, нетяжелой илистой почвой. Аир очень хорош для оформления берегов водоема. Он отрастает в конце весны, поэтому его высаживают среди рано цветущих растений – позже аир скроет эти потерявшие декоративность кустики. Перед посадкой аира из почвы тщательно выбирают сорняки, поскольку извлечь их из‑под разросшихся корневищ аира будет очень трудно. Пересаживать аир можно осенью или весной. Размножают его делением корневища на части длиной 10–15 см с одной‑двумя почками.
Заготавливают аир в конце лета и осенью. Выкопанные корневища очищают от остатков листьев и стеблей, моют в холодной воде, а затем режут на куски. Поначалу сырые корни подвяливают в тени, после чего с них снимают ножом кору и продолжают сушку, раскладывая куски тонким слоем. Правильно высушенные корневища должны не гнуться, а с хрустом ломаться. Хранят сырье в сухом месте – в бумажных пакетах или стеклянных банках.
Пиппали
Пиппали (перец длинный) – классическая пряность, родом из Индии. Имеет другие названия: долгий перец, колосковый перец, пипул, кавика. Именно перец длинный узнали европейцы в первую очередь: он был завезен арабами сначала к персам, затем попал к римлянам. Ныне длинный перец разводят и употребляют главным образом в Индии, на Востоке, на островах Океании. У нас встречается в качестве комнатного растения, зачастую под ошибочным названием перец черный.
Перец длинный – лиана, которая с хорошей опорой может достичь высоты 1,5 м и более. Листья 6–9 см длиной с несколько вздутой поверхностью пластинки листа между жилками, на довольно длинных черешках. Это один из перцев, гроздь которых редуцирована в колосок. Соцветие имеет некоторое сходство с сережками (как у орешника или ивы). У соплодия необычный вид, ибо плоды срослись вокруг оси в довольно твердую сережку длиной до 5 см. Перцы очень декоративны, их применяют для вертикального озеленения, а перец длинный – также как ампельное и почвопокровное.
Выращивают пиппали так же, как перец черный. Как пряность используют не семена, а саму ось соцветия, на которой держатся неразвившиеся бутончики. Для получения пряности колоски сушат над слабым огнем, после чего они приобретают серо‑коричневый цвет, сильный аромат и вкус, более жгучий, чем у черного перца. В молотом виде длинный перец используется подобно черному, но в меньших дозах. Перец длинный является общеукрепляющим и тонизирующим средством, укрепляет иммунную систему.
Тулси
Род Базилик насчитывает до 150 видов, распространенных в тропических и субтропических странах. Базилик священный (тулси, или туласи) – кустарник, возделываемый в Индии как культурное растение. У нас больше известен базилик душистый, тоже происходящий из Индии и Шри‑Ланки. Базилик душистый – это однолетнее травянистое растение высотой 40–60 см, сильно ветвистое. Цветки белые или розовые, реже фиолетовые, расположены по три в пазухах верхушечных листьев, так что концы веточек с листьями и цветками кажутся продолговатыми кистями.
Поскольку это пряное растение – выходец с юга, на участке ему надо отводить солнечное безветренное место. Если базилик посадить в тени, он зачахнет и утратит запах. Почвы предпочитает легкие, питательные, умеренно увлажненные. Разводить базилик лучше всего рассадой, высаживая по два куста в посадочную яму. Будучи однолетником, базилик за сезон успевает вырасти и дать семена, которые пригодятся вам на следующий год.
Срезают побеги в начале цветения, когда они особенно душисты. К тому же ранняя срезка позволит снять несколько «урожаев» душистой зелени с одних и тех же кустов. Срезают растения по линии облиствления и сушат в тени. Чтобы запах не выдыхался, сушеный базилик хранят в закупоренных коробках. При хранении без доступа воздуха и влаги листья сохраняют цвет и аромат до нового урожая. Можно продлить срок использования растения. Для этого в августе куст выкапывают с комом земли и высаживают в горшки, которые ставят на подоконник. Листочки отрастают в течение зимы.
Заключение. Сома и «соматика»
Созерцание множества вещей одного свойства позволяет усмотреть их сущность, а для стихии трав в качестве таковой древние индийские мудрецы выделяли сому. Это не какое‑то зелье, а персонифицированный сок растений, обладающий живительной силой. Конечно, для его материализации при исполнении ритуалов всегда готовили напиток, рецепты которого ищут до сих пор. Но гораздо важнее был смысл пития: символизм приема напитка бессмертия делал человека равным богу. Интересно, что тот же корень сохраняется в слове «соматический», т. е. телесный, воплощенный на физическом плане. Наше тело живет по законам природы, о чем мы, прибывая в недрах цивилизации, склонны забывать. Во времена создания йоги мудрецы жили в глухих джунглях, чтобы очистить тело и ум от суеты дел людских. Однако тот же эффект может дать и выращивание растений в собственном доме.
Энергетика растительных средств сильно искажаеся при техническом сборе и коммерческом использовании. Вернейшая гарантия чистоты достигается, если вырастить зелень, необходимую для йогического применения, самостоятельно. Вы можете также подобрать «аптечку» йога, куда войдут многие из приведенных здесь трав. Отдельные свойства растений остались без внимания при описании, ибо мы предлагали применять их для конкретных целей. Но те же самые травы вы можете использовать и с другими целями, если поближе познакомитесь с их свойствами. В частности, избавиться от «синдрома кундалини» после неумеренной медитации (резкого подъема энергии к голове при опустошении нижних чакр) помогут «заземляющие» травы, привлекающие сознание к Муладхаре, например, шатавари.
Растения воздействуют на человека не только химически и энергетически, но и духовно, в виде вполне устойчивых традиционных культурных форм. Йога – часть индийской традиции, поэтому имеет смысл создать вокруг себя настоящий индийский колорит. Для сосредоточения, очищения и медитации вы можете удаляться в собственные домашние джунгли, и тогда эффект этих действий возрастет многократно. Как создать подобные «джунгли», описано в нашей книге о выращивании индийских растений «Васту – индийский фэн‑шуй. Гирлянды мифоцветов». Там же изложено, как привнести в квартиру великолепие бесподобных цветущих южноиндийских садов и возвести на даче вместо обычной альпийской горки Гималаи в миниатюре.
Индийские овощные и плодовые растения, чайные кусты и кофейные деревья имеет смысл выращивать не только для создания колорита, но и для питания. Такая актуальная тема, как йогическая диета, в данной книге осталась совершенно незатронутой. Речь идет не просто о вегетарианском питании, а о вполне определенных правилах подбора растений в пищу при выполнении той или иной части практики. Почти все травы, которые мы описывали, принимаются внутрь либо в виде чая, либо в качестве приправ, либо как овощи и зелень для салатов. Здесь мы рекомендуем обратиться к книгам Свами Шивананды, который всегда касался вопросов питания, и доступным ныне периодическим источникам по йоге.