Динамика температуры почвы с изменением глубины

Таблица 4

  Дата   Время   Темпе- ратура Температура почвы
На поверх- ности На глубине
5 см 10 см 15 см
             

Работа 2. Изучение флористического состава болот.

1. Составить список видов верхового или низинного болота, проанализировать его, сделать вывод о наличии типичных болотных растений, выявить признаки приспособленности растений к условиям жизни в данном биогеоценозе. Данные занести в таблицу 5.

2. Определить плотность и проективное покрытие видов изучаемого болота. Отметить пробную площадку в 1 м2.

Таблица 5

Вид Се-мей- ство ЖФР Фено-фаза Микрорельеф Экологи-ческие особен-ности Значсение в биогео- ценозе и использ.
             
               

а) установить число надземных вертикальных ярусов (замер делать с помощью метровой рейки);

б) провести учет видового состава каждого яруса;

в) название видов записать по порядку, начиная с доминирующего (его подчеркнуть);

г) обилие обозначать следующими терминами: очень много (обильно), много (рассеянно), довольно много (разбросаны), изредка, мало (редко), очень мало (единично).

3. Описать деревья и кустарники, произрастающие на болоте и сравнить их биоморфы с формами других биогеоценозов.

Схема описания:

а) высота дерева;

б) размер кроны (примерный);

в) форма кроны;

г) примерный возраст (хвойных);

д) наличие лишайников на стволах.

4. Изучить и сделать краткое биоморфологическое описание травянистых растений и кустарничков болота по следующей схеме: а) многолетнее, двулетнее, однолетнее растение;

б) корневая система (стержневая, мочковатая, смешанная);

в) побег (прямостоячий, вьющийся, ползучий, ветвистый, одно- и многоосный); стебель (голый, опушенный); форма стебля (округлая, овальная, трехгранная, четырехгранная, с крылаткой и др.);

г) листья: простые, сложные, с прилистниками, без прилистников; форма листовой пластинки; форма края листовой пластинки, жилкование, наличие воскового налета, опушенность, свертывание листовой пластинки;

д) соцветие (тип соцветия или цветки одиночные);

е) цветок – актиноморфный, зигоморфный; околоцветник – двойной, простой; чашечка спайнолепестная, раздельнолепестная, число чашелистиков; венчик – спайнолепестный, раздельнолепестный, число лепестков; число тычинок; число плодолистиков; завязь – верхняя, нижняя, средняя; формула цветка;

ж) плоды (название, тип плода, способ распространения плодов и семян).

5. Изучить росянку – насекомоядное растение.

Найти росянку: обратить внимание на каком расстоянии располагаются друг от друга растения, рассмотреть в ручную лупу наземные части (форма и строение листьев, соцветий и др.), замерить высоту и диаметр розетки; зарисовать в блокноте; поместить на три расположенных рядом листа росянки: крупинку песка, волос, мелкое насекомое. Пронаблюдать, как происходит «захват и переваривание пищи».

Сделать вывод о питании растения, о причинах перехода к хищническому способу питания насекомыми в процессе эволюции. По возможности произвести подсчет экземпляров росянки – редкого и охраняемого растения. На 1-2 экземплярах росянки определить возраст по старым розеткам.

6. Ознакомиться с мохообразными растениями изучаемого болота.

С помощью лупы рассмотреть внешний вид мохообразных. Определить виды мхов. Детально изучить мох сфагнум.

Схема изучения: - выделить главный стебель, измерить его высоту; подсчитать число мутовок боковых побегов;

- отметить цвет стеблей (верхней и нижней части);

- рассмотреть листья в лупу;

- взять в ладонь пучок влажного сфагнума и выжать воду;

- в лаборатории изготовить временный препарат, изучить под микроскопом: зарисовать ткань листа, выделить водоносные и хлорофиллоносные клетки, выяснить их функции;

- взвесить на лабораторных весах сухой и насыщенный водой мох, сравнить данные взвешивания;

- сделать вывод о значении сфагнума в торфообразовании.

Примерный перечень мохообразных: сфагнум бурый, сфагнум гладкий, с. оттопыренный, кукушкин лен, родобриум, мниум, птилиум, клисоциум, ксилокомиум.

7. Изучить влияние мер осушения и других видов деятельности человека на флору данного болота.

8. По возможности на месте добычи торфа определить мощность пласта и примерный его возраст.

9. Выяснить практическое значение (использование) торфа.

Редкие и охраняемые растения болот.

Болотный мирт (Сhamaedaphne calyculata)

Горечавка легочная (Gentiana pneumonanthe)

Мытник скипетровидный (Pedicularis sceptrum-carolinum)

Мытник болотный (P. Palustris)

Лосняк Лезеля (Liparis loeselii)

Дремлик болотный (Epipactis palustris)

Багульник болотный (Ledum palustre)

Мякотница однолистная (Malaxis monophyllos)

Ладьян трехнадрезный (Coraiiorhiza trifida)

Калипсо луковичная (Calypso bulbosa)

Белокрыльник болотный (Calla palustris)

Росянка круглолистная (Drosera rotundifolia)

Сабельник болотный (Comarum palustre)

Вахта трехлистная (Comarum palustre)

Клюква обыкновенная (Vaccinium oxycoccus)

Наши рекомендации