История и развитие фармакогнозии в России

Первые летописные упоминания об аптеках в Московском государстве относятся к середине XVI века. Однако, несомненно, что некие подобия аптек существовали гораздо ранее, в XI-XII веках, еще во времена Киевской Руси, о чем косвенно свидетельствует ряд европейских исторических хроник. Тогда же, по всей видимости, появились и первые аптекари. На ранних этапах развития аптечного дела они, как и их европейские коллеги, скорее всего, совмещали аптечную деятельность с врачебной.

Вероятнее всего, первые «специализированные» аптеки появились в Москве в середине XVI века и были основаны иностранными медиками и фармацевтами, служившими при дворе великих князей и царей.

Первая официальная «царская» аптека была организована в конце правления Ивана IV (Грозного) прибывшим в Москву в 1581 году английским аптекарем Джеймсом Френчем. Предназначена она была для нужд царского двора. Ассортимент лекарственных средств (в большинстве своем растений) включал порядка 160 наименований. При аптеке имелось оборудование для получения снадобий и небольшая медицинская библиотека. И то, и другое было привезено из Англии. Ассортимент лекарственных растений включал как импортируемые виды (чаще всего восточные) - ревень, камфару, хинную кору, солодку, гвоздику, миндаль, чилибуху, так и дикорастущие лекарственные растения - можжевельник, липу, березу, хрен.

Остальные москвичи, не имевшие права пользоваться «царской» аптекой, прибегали к услугами зелейных лавок, где продавались лекарственные растения и различные средства, либо (реже) покупали их непосредственно у иностранных врачей.

В первой половине XVII века, при Михаиле Романове, услугами «царской» аптеки стали пользоваться не только царская семья и ближайшие приближенные, но и другие горожане по «челобитным» и особым царским распоряжениям. Интересно отметить тот факт, что раненые и инвалиды в результате боевых действий, а также особо отличившиеся бояре получали лекарства «безденежно» (бесплатно).

В 1672 году по указу царя Алексея Михайловича была учреждена первая в России общественная (так называемая Новая) аптека. Возглавляли ее специалисты немецкого и английского происхождения, а помогали им уже русские ученики. В обязанности учеников, помимо всего прочего, входила и заготовка лекарственного растительного сырья в течение всего лета. Через год после этого события еще одним указом была запрещена торговля лекарственными растениями в овощных и зелейных лавках. Таким образом, практически сразу после открытия общедоступной аптеки была введена государственная монополия на торговлю лекарственными средствами. В 1682 году уже по указу царя Федора Алексеевича была открыта третья аптека при первом гражданском госпитале - первая в России «больничная» аптека.

Следующий этап в развитии аптечного дела в России связан с петровскими преобразованиями, затронувшими в том числе и торговлю лекарственными средствами. Уже в 1701 году был издан ряд указов, касающихся аптек. В частности вводилось строгое запрещение на продажу лекарственных средств (в том числе и растений) вне аптек. С другой стороны, разрешалась организация частных аптек (в 1701 году в Москве открылось сразу восемь таких аптек).

В XVIII веке как в России, так и в европейских странах того времени аптеки не только были местом продажи лекарственных средств, но и служили научными «лабораториями», а также школами для обучения фармацевтического и медицинского персонала. При аптеках устраивались химические лаборатории и аптекарские огороды, где выращивались лекарственные растения (некоторые такие огороды превратились затем в ботанические сады). В этих аптеках и учреждениях при организованной в 1724 году Академии наук и зарождалась российская фармацевтическая наука, в том числе и фармакогнозия.

На первом этапе важную роль в развитии российской фармакогнозии сыграли экспедиции, организованные Академией наук для комплексного (ботанического, зоологического, географического, геологического и др.) изучения Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, Крыма и Кавказа. По результатам этих экспедиций были опубликованы труды таких естествоиспытателей, как И. Г. Гмелин (1709-1755), П. С. Паллас (1741-1811) и др., было найдено, описано и в какой-то мере изучено значительное число лекарственных растений. Некоторые из этих растений были высажены в аптекарских огородах и ботанических садах, прежде всего в Санкт-Петербурге и Москве.

Первыми российскими научными фармакогностическими книгами стали труды основателя русской медицинской терминологии и первого в России профессора акушерства Н. М. Амбодика-Максимовича (1744- 1812) «Врачебное веществословие, или Описание целительных растений» и профессора Московского университета И. А. Двигубского (1771-1840) «Изображение растений, преимущественно российских, употребляемых в лекарствах, и таких, которые наружным видом с ними сходны и часто за них принимаются, но лекарственной силы не имеют».

Центром отечественной фармации, и в том числе фармакогнозии, в XIX веке стала Медико-хирургическая академия, основанная в 1798 году (ныне - Военно-медицинская академия). Одним из ее подразделений была кафедра Materia medica (впоследствии - кафедра фармации). В состав курса, преподаваемого и изучаемого на этой кафедре, входила и наука о лекарственных растениях. Долгое время кафедрой заведовал профессор А. П. Нелюбин (1785-1858), прославивший отечественную фармацию руководством «Фармакография, или Химико-врачебные предписания приготовления и употребления новейших лекарств». В середине XIX века фармакогнозия была выделена в отдельную дисциплину и получила свое название. Заведующим кафедрой фармации, преемником А. П. Нелюбина академиком Ю. К. Траппом (1814-1908) написаны первые учебные руководства по курсу фармакогнозии.

В конце XIX века российскими учеными был написан и издан целый ряд фундаментальных трудов по фармакогнозии, которые стали основой для всех разработанных впоследствии учебников и пособий. К важнейшим из этих трудов можно отнести работы профессора Московского университета В. А. Тихомирова (1841-1915) «Курс фармакогнозии» (1885), «Руководство к изучению фармакогнозии» (1888-1890) и «Учебник фармакогнозии» (1900); профессора Варшавского университета Н. Ф. Ментина (1848-1893) «Курс фармакогнозии» (1888) и профессора Юрьевского (Тартуского) университета Г. Драгендорфа (1836-1898) «Лекарственные растения разных народов и времен, их применение, важнейшие химические вещества и история». В это же время появились кафедры фармакогнозии и научные лаборатории.

В советский период был создан ряд новых высших и средних учебных фармацевтических заведений как в России, так и в союзных республиках, а также организованы многочисленные фармацевтические факультеты при университетах и медицинских институтах.

Основателем советской фармакогнозии по праву считается в течение многих лет заведующая кафедрой фармакогнозии Ленинградского химико-фармацевтического института (ныне - Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия) профессор Адель Федоровна Гаммерман (1888-1978). В 1933 году вышел ее учебник «Фармакогнозия», выдержавший 6 переизданий (последние - в соавторстве с Д. А. Муравьевой). А. Ф. Гаммерман стала и основателем отечественной школы фармакогностов. Среди ее учеников такие крупные фармакогносты и авторы многочисленных учебников и пособий, как К. Ф. Блинова, Д. А. Муравьева, Г. П. Яковлев, М. Д. Шупинская, М. А. Кузнецова и др.

Следует отметить, что по мере развития фармакогнозии изменялись и взгляды ученых на предмет классификации лекарственных растений и лекарственного растительного сырья. Первые ранние классификации носили чисто «товароведческий» характер. При таком подходе объекты группировались как по используемым органам растений (корни, корневища, цветки и т. д.), так и по продуктам, получаемым из растений (камеди, жирные масла, смолы, эфирные масла и т. д.). Именно по этому принципу сгруппированы объекты в первой Российской фармакопее (1778), во всех учебниках по фармакогнозии XIX и начала XX века (Ю. К. Трапп, В. А. Тихомиров и др.). Даже в середине ХХ века эта классификация в измененном виде (морфологическая классификация) была использована для составления ряда справочных материалов.

До настоящего времени при расположении материалов используется подход на основе латинского или какого-либо иного алфавита (словари, реестры, энциклопедии). Кроме того, существует систематический принцип классификации материала, в соответствии с которым лекарственные растения располагаются по ботаническому (систематическому) принципу, как, например, в фармакогнозии Франции.

По мере изучения химической природы действующих веществ развитие получила химическая классификация лекарственного растительного сырья, которая применяется в большинстве современных учебников для фармацевтических вузов и факультетов (Д. А. Муравьева, И. А. Самылина, Г. П. Яковлев. Фармакогнозия, 2007; В. А Куркин. Фармакогнозия, 2007).

При преподавании фармакогнозии в фармацевтических колледжах используется фармакологический подход, который впервые нашел свое отражение в учебнике «Фармакогнозия» (И. Н. Сокольский, И. А. Самылина, Н. В. Беспалова, 2003).

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Наши рекомендации