Лабораторная работа № 4. Тема: Синергизм и антагонизм ядов (2)
Тема: Синергизм и антагонизм ядов (2)
Цель: изучение роли синергизма и антагонизма ядов для рыб
Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы, отстоенная водопроводная вода, соли натрия и кальция, сачки, стеклянная палочка, электростимулятор, ЭПГ, электрическая лампа, набор инструментов (кювета, ножницы, скальпель, пинцет, препаровальные иглы), вата, марля.
Задание
1 Приготовьте четыре аквариума: один контрольный (с чистой водой) и три опытных (с токсикантнами).
2 Сравните поведение рыб в контрольном и опытных аквариумах.
3 Проведите электропневмографическое изучение дыхания рыб в различных вариантах опыта
4 Проведите паталогоанотомические исследования опытных рыб.
5 Сделайте вывод.
Содержание
Большинство сточных вод промышленных и бытовых предприятий имеет сложный химический состав. Следовательно, важно знать не только токсичность отдельных компонентов, но и их комбинированное действие. Комбинированное действие компонентов сточных вод проявляется в виде синергизма, антагонизма или независимого совместного действия. Синергизм это явление взаимодействия двух или нескольких компонентов, при котором токсический эффект выше, чем каждого компонента в отдельности. Антагонизм это отрицательный синергизм, то есть действие компонентов, противоположное друг другу, в результате чего токсический эффект смеси снижается. Антагонизм может быть физиологический (противоположное действие на одну и ту же функцию организма) и химический (нейтрализация веществ в результате химического взаимодействия).
Ход работы
Приготовьте четыре аквариума с чистой отстоянной водопроводной водой. Один из них будет служить контролем.
В первом опытном создайте концентрацию хлористого натрия (NaCl) 15 г/л, во втором концентрацию хлористого кальция (CaCl2) 15 г/л, а в третий добавьте комплекс хлоридов натрия и кальция из расчёта концентраций по 7,5 г/л.
Подберите четыре подопытных рыбы, одинаковых по виду, возрасту, размеру я поместите каждую из них в аквариумы с вышеуказанными вариантами токсикантов в контроль. После успокоения рыб от стресса, вызванного пересадкой, проведите постоянное наблюдение за их поведением. Обратите внимание на положение рыбы в аквариумах (у дна, в толще воды, у поверхности), на движения плавников, мышц, челюстей, на характер двигательной активности. Регулярно через 15-20 мин возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением стеклянной палочки, электрическим током, светом лампочки, отмечая особенности их ответной реакции в различных вариантах эксперимента. При этом необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя необходимо давать рыбам успокоится.
Через час после начала опытов проведите электропневмографическое изучение дыхательного режима рыб (определите частоту и глубину дыхания) в различных вариантах опытов. Затем дождитесь и зафиксируйте время наступления стадии отравления: «потеря равновесия» и «агония» опытных рыб. После гибели рыб в опытных аквариумах проведите визуальный осмотр внешних органов и тканей. Обратите внимание на количество слизи, состояние кожных покровов, жабр и плавников (окраска, кровоизлияния и т.д.). Затем всех подопытных рыб вскройте и отметьте наличие или отсутствие патологических изменений (окраска, консистенция) во внутренних органах и тканях. По мере выполнения работы результаты исcледований записывайте в таблице 1. В конце эксперимента проведите сравнительный анализ полученных данных и сделайте вывод о результатах совместного токсического действия на рыб солей натрия и кальция.
Таблица 1 – Результаты токсического влияния натрия и кальция на рыб
№ | Показатели | Контроль | Oпыт № 1 NaCI | Опыт № 2 СаСl2 | Опыт № 3 NaCI+СаСl2 |
Поведение | |||||
Реакция на раздражи-тели | |||||
Частота дыхания | |||||
Глубина дыхания | |||||
Время потери равно-весия | |||||
Время наступления аго-нии | |||||
Изменения внешних органов | |||||
Изменение внутренних органов |
Вопросы для контроля:
1 Какое явление взаимодействия ядов называется антагонизмом и синергизмом?
2 В чём отличие проявления антагонизма и синергизма токсикантов?
3 Каковы формы проявления антагонизма и синергизма?
Лабораторная работа № 5
Тема: Токсичность кислот
Цель: изучить отличительные особенности токсического влияния кислот и щелочей на рыб.
Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы с отстоянной водопроводной водой, серная кислота (H2SO4), сачок, лакмусовая бумага, скальпель, стеклянная палочка, электростимулятор, электрическая лампа, ЭПГ, пинцет, ножницы, кювета, препаровальные иглы, марля, вата, микроскоп, предметные и покровные стекла.
Задание
1 Приготовьте два аквариума: один контрольный (с чистой водой) и одинопытный (с токсикантом).
2 Проведите анализ поведения рыб в опыте.
3 Проведите электропневмографическое изучение дыхательного цикла подопытных рыб.
4 Проведите потологоанотомическое исследование опытных рыб.
5 Сделайте вывод.
Содержание
В сточных водах многих промышленных предприятий содержатся разнообразные кислоты. Токсическое действие их определяется концентрацией водородных ионов. Изменение РН воды, обусловленное кислотами и щелочами, в определенных пределах, является токсичным для рыб и других гидробионтов. Колебание РН воды, кроме того, усиливает токсичность других ядовитых соединений.
Ход работы
Приготовьте два аквариума с чистой отстоянной в течение суток водопроводной, водой. Один из них будет служить контролем, другой – опытным. В первом опытном аквариуме добавлением серной кислоты (H2SO4) создайте активную реакцию (РН) воды, равную четырем. Подберите две подопытные рыбы одинаковые по виду и линейно-весовым показателям, и поместите одну из них в аквариум с выше указанным токсикантом и другую – в контрольный. После пересадки рыб проводите постоянные наблюдения за их поведением в различных вариантах опыта, особое внимание обратите на положение рыб в аквариумах (у дна, в толще воды, на поверхности) на изменение характера движения плавников, жаберных крышек, челюстей, мышц и обшей двигательной активности. Отметьте наличие или отсутствие судорог мышц и плавников, слизеотделения и т.д.
После начала опыта регулярно с интервалом в 15-20 мин возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением палочки, электрическим током, светом лампочки, отмечая особенности ответной реакции рыб в различных вариантах опыта. При этом не забывайте, что после действия каждого раздражителя необходимо рыбам давать успокоиться. Через час с начала опыта проведите электролневмографнческое изучение дыхательного ритма рыб (определите чистоту и глубину дыхания) в различных вариантах опыта. После наступления стадии отравления рыб (полная потеря равновесия в опытных аквариумах), зафиксируйте время и проведите визуальный осмотр внешних органов и тканей. Обратите внимание на количество слизи, ее цвет и консистенцию, состояние кожного покрова, глаз, плавников, жаберных лепестков (окраска, кровоизлияния, консистенция) положение жаберных крышек и рта (закрыты или открыты).
Затем, у всех подопытных рыб возьмите из хвостовой вены кровь и определите время ее свертывания. С помощью микроскопа определите, произошли ли гемолиз и агглютинация форменных элементов крови. Обратите внимание на изменение цвета крови опытной рыбы в сравнении с контрольной. Вскройте опытную и контрольную рыбу и исследуйте состояние скелетных мышц и внутренних органов (печень, почки, кишечник, плавательный пузырь, сердце, селезенка). Отметьте наличие или отсутствие патологических изменений (окраска, консистенция, кровоизлияния) в вышеуказанных органах рыб. По ходу работы результаты исследования записывайте в таблицу. Проведите их сравнительный анализ и сделайте выводы о токсичности кислот.
Таблица – Результаты токсического влияния кислоты в щелочи
№ п/п | Показатели | Контроль РН=7 | Опыт 1 РН=4 |
Поведение | |||
Реакция на раздражители | |||
Частота дыхания | |||
Глубина дыхания | |||
Время «потери равновесия» | |||
Характеристика крови | |||
Изменение внешних органов | |||
Изменение внутренних органов |
Вопросы для контроля:
1 Как проявляется токсичное действие кислот на рыб?
2 Каковы симптомы отравления кислотами?
3 Каково влияние кислот на поведение и физиолого-биохимические показатели рыб?