Лабораторная работа № 4. Тема: Синергизм и антагонизм ядов (2)

Тема: Синергизм и антагонизм ядов (2)

Цель: изучение роли синергизма и антагонизма ядов для рыб

Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы, отстоенная водопроводная вода, соли натрия и кальция, сачки, стеклянная палочка, электростиму­лятор, ЭПГ, электрическая лампа, набор инструментов (кювета, ножницы, скаль­пель, пинцет, препаровальные иглы), вата, марля.

Задание

1 Приготовьте четыре аквариума: один контрольный (с чистой водой) и три опытных (с токсикантнами).

2 Сравните поведение рыб в контрольном и опытных аквариумах.

3 Проведите электропневмографическое изучение дыхания рыб в различных ва­риантах опыта

4 Проведите паталогоанотомические исследования опытных рыб.

5 Сделайте вывод.

Содержание

Большинство сточных вод промышленных и бытовых предприятий имеет сложный химический состав. Следовательно, важно знать не только токсичность от­дельных компонентов, но и их комбинированное действие. Комбинированное дей­ствие компонентов сточных вод проявляется в виде синергизма, антагонизма или независимого совместного действия. Синергизм это явление взаимодействия двух или нескольких компонентов, при котором токсический эффект выше, чем каждого компонента в отдельности. Антагонизм это отрицательный синергизм, то есть дей­ствие компонентов, противоположное друг другу, в результате чего токсический эффект смеси снижается. Антагонизм может быть физиологический (противопо­ложное действие на одну и ту же функцию организма) и химический (нейтрализация веществ в результате химического взаимодействия).

Ход работы

Приготовьте четыре аквариума с чистой отстоянной водопроводной водой. Один из них будет служить контролем.

В первом опытном создайте концентрацию хлористого натрия (NaCl) 15 г/л, во втором концентрацию хлористого кальция (CaCl2) 15 г/л, а в третий добавьте комплекс хло­ридов натрия и кальция из расчёта концентраций по 7,5 г/л.

Подберите четыре подопытных рыбы, одинаковых по ви­ду, возрасту, размеру я поместите каждую из них в аквариумы с вышеуказанными вариантами токсикантов в контроль. После успокоения рыб от стресса, вызванного пересадкой, проведите постоянное наблюдение за их поведением. Обратите внимание на положение рыбы в аквариумах (у дна, в толще воды, у поверхности), на движения плавников, мышц, челюстей, на характер двигательной активности. Регу­лярно через 15-20 мин возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением стеклянной палочки, электрическим то­ком, светом лампочки, отмечая особенности их ответной реакции в различных вари­антах эксперимента. При этом необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя необходимо давать рыбам успокоится.

Через час после начала опытов проведите электропневмографическое изуче­ние дыхательного режима рыб (определите частоту и глубину дыхания) в различных вариантах опытов. Затем дождитесь и зафиксируйте время наступления стадии от­равления: «потеря равновесия» и «агония» опытных рыб. После гибели рыб в опыт­ных аквариумах проведите визуальный осмотр внешних органов и тканей. Обратите внимание на количество слизи, состояние кожных покровов, жабр и плавников (ок­раска, кровоизлияния и т.д.). Затем всех подопытных рыб вскройте и отметьте на­личие или отсутствие патологических изменений (окраска, консистенция) во внут­ренних органах и тканях. По мере выполнения работы результаты исcледований за­писывайте в таблице 1. В конце эксперимента проведите сравнительный анализ полу­ченных данных и сделайте вывод о результатах совместного токсического действия на рыб солей натрия и кальция.

Таблица 1 – Результаты токсического влияния натрия и кальция на рыб

Показатели Контроль Oпыт № 1 NaCI Опыт № 2 СаСl2 Опыт № 3 NaCI+СаСl2
Поведение        
Реакция на раздражи-тели        
Частота дыхания        
Глубина дыхания        
Время потери равно-весия        
Время наступления аго-нии        
Изменения внешних органов        
Изменение внутренних органов        

Вопросы для контроля:

1 Какое явление взаимодействия ядов называется антагонизмом и синергизмом?

2 В чём отличие проявления антагонизма и синергизма токсикантов?

3 Каковы формы проявления антагонизма и синергизма?

Лабораторная работа № 5

Тема: Токсичность кислот

Цель: изучить отличительные особенности токсического влияния кислот и щелочей на рыб.

Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы с отстоянной водопроводной водой, серная кислота (H2SO4), сачок, лакмусовая бумага, скальпель, стеклян­ная палочка, электростимулятор, электрическая лампа, ЭПГ, пинцет, ножницы, кю­вета, препаровальные иглы, марля, вата, микроскоп, предметные и покровные стек­ла.

Задание

1 Приготовьте два аквариума: один контрольный (с чистой водой) и одинопыт­ный (с токсикантом).

2 Проведите анализ поведения рыб в опы­те.

3 Проведите электропневмографическое изучение дыхательного цикла под­опытных рыб.

4 Проведите потологоанотомическое исследование опытных рыб.

5 Сделайте вывод.

Содержание

В сточных водах многих промышленных предприятий содержатся разнооб­разные кислоты. Токсическое действие их определяется концентра­цией водородных ионов. Изменение РН воды, обусловленное кислотами и щелочами, в определенных пределах, является токсичным для рыб и других гидробионтов. Колебание РН воды, кроме того, усили­вает токсичность других ядовитых соединений.

Ход работы

Приготовьте два аквариума с чистой отстоянной в течение суток водопровод­ной, водой. Один из них будет служить контролем, другой – опытным. В первом опытном аквариуме добавлением серной кислоты (H2SO4) создайте активную реакцию (РН) воды, равную четырем. Подберите две подопытные рыбы одинаковые по виду и линейно-весовым показателям, и поместите одну из них в аквариум с выше ука­занным токсикантом и другую – в контрольный. После пересадки рыб проводите постоян­ные наблюдения за их поведением в различных вариантах опыта, особое внимание обратите на положение рыб в аквариумах (у дна, в толще воды, на поверхности) на изменение характера движения плавников, жаберных крышек, челюстей, мышц и обшей двигательной активности. Отметьте наличие или отсутствие судорог мышц и плавников, слизеотделения и т.д.

После начала опыта регулярно с интервалом в 15-20 мин возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением палочки, электрическим током, светом лампочки, отмечая особенности ответной реакции рыб в различных вариантах опыта. При этом не за­бывайте, что после действия каждого раздражителя необходимо рыбам давать успо­коиться. Через час с начала опыта проведите электролневмографнческое изучение дыхательного ритма рыб (определите чистоту и глубину дыхания) в различных ва­риантах опыта. После наступления стадии отравления рыб (полная потеря равнове­сия в опытных аквариумах), зафиксируйте время и проведите визуальный осмотр внешних органов и тканей. Обратите внимание на количество слизи, ее цвет и кон­систенцию, состояние кожного покрова, глаз, плавников, жаберных лепестков (ок­раска, кровоизлияния, консистенция) положение жаберных крышек и рта (закрыты или открыты).

Затем, у всех подопытных рыб возьмите из хвостовой вены кровь и определи­те время ее свертывания. С помощью микроскопа определите, произошли ли гемолиз и агглютинация форменных элементов крови. Обратите внимание на изменение цвета крови опытной рыбы в сравнении с контрольной. Вскрой­те опытную и контрольную рыбу и исследуйте состояние скелетных мышц и внут­ренних органов (печень, почки, кишечник, плавательный пузырь, сердце, селезенка). Отметьте наличие или отсутствие патологических изменений (окраска, консистен­ция, кровоизлияния) в вышеуказанных органах рыб. По ходу работы результаты ис­следования записывайте в таблицу. Проведите их сравнительный анализ и сделайте выводы о токсичности кислот.

Таблица – Результаты токсического влияния кислоты в щелочи

№ п/п Показатели Контроль РН=7 Опыт 1 РН=4
Поведение    
Реакция на раздражители    
Частота дыха­ния    
Глубина дыха­ния    
Время «потери равновесия»    
Характеристика крови    
Изменение внешних орга­нов    
Изменение внутренних органов    

Вопросы для контроля:

1 Как проявляется токсичное действие кислот на рыб?

2 Каковы симптомы отравления кислотами?

3 Каково влияние кислот на поведение и физиолого-биохимические показатели рыб?

Наши рекомендации