Номенклатура и морфология кровяных клеток

Миелобласт —родоначальная клетка всех гранулоцитов, ядро которой отличается нежной структурой и содержит от двух до четырех ядрышек. Цитоплазма характеризуется отчетливой базофилией, нередко содержит единичные азурофильные зернышки, что определяет гранулопластическую направленность развития клеток.

Промиелоцит — клетка, по размерам превосходящая миелобласт, округлой или бобовидной формы. Ядро занимает большую часть клетки и нередко расположено эксцентрично и более компактно, чем у миелобласта; в нем сохраняются остатки ядрышек. Цитоплазма имеет различную окраску — от базофильной до розоватой и содержит специфическую зернистость.

Миелоциты —клетки с круглым компактным ядром (более 1/2 клетки), не содержащим ядрышек. Зернистость в цитоплазме четко дифференцируется: у нейтрофильного миелоцита она мелкая и обильная, коричневого цвета при окраске по Романовскому или фиолетового — при окраске по Маю — Грюнвальду; у базофильного — крупная, темно-синего, почти черного цвета; у эозинофильного— также крупная, оранжевого цвета, обычно густо заполняет цитоплазму, но внешнему виду напоминает кетовую икру.

В последующих стадиях развития гранулоциты (метамиелоциты, палочкоядерные и сегментоядерные лейкоциты) сохраняют по-прежнему специфическую зернистость в цитоплазме, отличаясь друг от друга структурой и формой ядра: у метамиелоцита оно бобовидной формы, напоминает подкову, у палочкоядерных — в виде изогнутой палочки, у сегментированных лейкоцитов ядро состоит из нескольких сегментов (у эозинофила обычно из двух, у нейтрофила из двух-пяти сегментов, у базофила ядро лопастное).

Проэритробласт —родоначальная клетка эритроцитов, равная по размеру миелобласту. Ее отличительной особенностью является резко выраженная базофилия цитоплазмы. Ядро имеет нежносетчатую структуру, содержит 2—3 ядрышка.

Базофильный эритробласт —клетка, отличающаяся от проэритробласта меньшим, но более компактным ядром и отсутствием в нем ядрышек. Цитоплазма ее менее базофильная, чем у проэритробласта.

Полихроматофильный эритробласт —клетка с колесовидным ядром и серо-голубой или светло-серой цитоплазмой. Эта полихромазия связана с накоплением в цитоплазме гемоглобина, вследствие чего последняя воспринимает как кислые, так и основные краски.

Оксифильный эритробласт —клетка, которая имеет резко компактное (почти пикнотизированное) ядро и розовую цитоплазму.

Зрелый эритроцит (нормоцит) —безъядерная клетка ярко розового цвета с просветлением в центре. В своем развитии она проходит кратковременную (в течение нескольких часов) фазу ретикулоцита, в котором при специальной окраске (метиленовой синью или бриллиант-крезилблау) обнаруживают остатки базофильного вещества цитоплазмы (грануло-ретикуло-филаментозная субстанция).

Монобластморфологически идентичен миелобласту, и только форма ядра (дольчатая, подковообразная, бобовидная) указывает, что данная клетка является родоначальной моноцитарного ряда.

Промоноцит —клетка, содержащая бледное рыхлое ядро с равномерным распределением хроматина и остатками ядрышек.

Моноцит —крупная клетка с овальным или подковообразным ядром, бедным хроматином. Цитоплазма дымчато-серая, с мелкой и обильной азурофильной зернистостью.

Макрофаги —крупные клетки неправильной формы и не всегда с отчетливыми границами. Ядро клетки округлое. Бледно-голубая цитоплазма содержит гемосидерин, капли жира, азурофильные зерна и другие элементы. Макрофагам придается особенно важное значение в фагоцитозе возбудителей различных заболеваний (бактерий, протозоев) и продуктов клеточного распада. Они принимают также участие в обменных процессах.

Лимфобластпо структуре почти не отличается от миелобласта с той лишь разницей, что в ядре лимфобласта меньше ядрышек (одно-два) и имеется выраженная околоядерная (перинуклеарная) зона просветления.

Пролимфоцит —промежуточная стадия развития клетки между лимфобластом и зрелым лимфоцитом. От последнего он отличается более нежным ядром, нередко с остатками ядрышек, а от лимфобласта — сглаженностью тонкопетлистой структуры хроматина. Обнаружение пролимфоцитов имеет практическое значение при необходимости отличить лимфатические реакции от лимфолейкозов и оценить воспалительные процессы в лимфатических узлах и т. д.

Лимфоцит —небольшая клетка округлой формы с плотным ядром, иногда глыбчатым вследствие неравномерного распределения хроматина. Цитоплазма светло-голубого цвета с околоядерным просветлением, нередко содержит азурофильную зернистость.
Плазматическая клетка неправильной формы и различной величины, с четкими контурами и интенсивно базофильной цитоплазмой, нередко содержащей вакуоли. Ядро расположено эксцентрически, колесовидной структуры, иногда содержит ядрышки (молодые формы). В своем развитии плазматическая клетка проходит несколько стадий по аналогии с развитием других клеточных элементов системы крови (плазмобласт, проплазмоцит, зрелый плазмоцит).

Мегакариобласт —родоначальная клетка тромбоцита — сравнительно небольших размеров (крупнее миелобласта), округлой формы, с нежнопетлистой, более грубой, чем у миелобласта, структурой ядра, с наличием ядрышек голубого цвета. Цитоплазма резко базофильна, без зернистости, часто с признаками «клазматоза», то есть отшнурования цитоплазматических частичек.

Промегакариоцит —клетка значительно больших размеров, чем мегакариобласт, с крупным ядром и намечающимися в нем перетяжками и сегментацией. Цитоплазма базофильна, зернистости не содержит.

Мегакариоцит —клетка гигантских размеров с полиморфным и нередко полисегментированным ядром, широким поясом цитоплазмы и азурофильной зернистостью.

Тромбоцит —образование округлой или овальной формы, светло-голубого цвета по периферии (гиаломер), с небольшим количеством азурофильных зерен (грануломер).

ИММУНИТЕТ

Иммуногематология - сравнительно новая отрасль гематологии, которая изучает патогенез различных цитопенических состояний, связанных с появлением в организме антител, повреждающих кровяные элементы. В защитных реакциях организма антитела играют большую роль, которая сводится к разрушению или нейтрализации антигенов. До недавнего времени считали, что антитела образуются лишь в тех случаях, когда в организм попадают чужеродные антигены. Однако И. М. Мечников и его ученик С. И. Метальников экспериментально доказали возможность возникновения при определенных условиях антител, направленных против собственных клеток организма.

По своим специфическим свойствам антитела подразделяют на гетеро-, изо- и аутоантитела.
К гетероантителам чувствительны клетки крови животных другого вида. Наличие их в крови человека не вызывает никаких патологических проявлений. Присутствие гетероантител в крови используют с диагностической целью. Примером может служить реакция Пауля - Буннелля при инфекционном мононуклеозе, сущность которой сводится к агглютинации эритроцитов барана гетероантителами сыворотки больного человека.

Изоантитела (или групповые антитела) появляются при переливании несовместимой крови как в отношении групповой принадлежности, так и резус-фактора. При взаимодействии изоантител с групповыми или резус-антигенами возникают посттрансфузионные реакции. Проникновение же резус-антигенов в кровь резус-положительного плода вызывает гемолитическую болезнь новорожденных.
Аутоантитела направлены против антигенов, содержащихся в собственных клетках и тканях организма. Появление этих антител связано как с воздействием внешних патогенных факторов (бактерии, вирусы, некоторые медикаменты, ионизирующая радиация и др.), так и с изменением реактивности организма.
Различные внешние агенты повреждают кровяные клетки или вступают с ними в комплексное соединение, превращая их в аутоантигены, которые становятся источником образования аутоантител. Последние вызывают разрушение клеток крови лишь в присутствии повреждающего агента (например, амидопирина), к которому сенсибилизирован организм. Лекарственные вещества в подобных случаях играют роль гаптена: сами по себе они не могут вызывать выработку антител, но, соединяясь с белковым компонентом тканей, приобретают все свойства антигена. Вот почему в случаях лекарственных цитопений отмена медикамента приводит к прекращению реакции антиген — антитело, несмотря на то что антитела продолжают оставаться в организме. И только при повторном назначении того же самого лекарства вновь возникает взаимодействие антигена сантителом и появляется гемолитический криз. Следовательно, наличия антител еще недостаточно для возникновения цитопенического синдрома.

Аутоантитела подразделяются на антиэритроцитарные, антилейкоцитарные и антитромбоцитарные. В свою очередь все они могут быть в виде агглютининов, гемолизинов опсонинов и др.
Агглютинины по серологической характеристике делят на полные и неполные. Первые соединяются с антигенами независимо от характера среды. Неполные же антитела вызывают агглютинацию только в белковой или коллоидной среде.