Среднегодовая численность населения

В настоящее время в России сложилась очень тяжелая демо­графическая обстановка. Всероссийский съезд врачей (июнь 1997) констатировал, что население России сокращается с невиданной скоростью: рождается 10 человек, а умирает 15 на 1000 населения. С 1992 года прирост населения стал отрицательным, а Россия стала депопулляционной страной: за год рождается меньше людей, чем умирает. В большинстве городов страны отмечается отрицательный прирост (убыль около 6 на 1000 жителей) населения.

Показатель средней продолжительности предстоящей жизни

рассчитывается по специально составленным таблицам на основе данных о смертности по возрастным группам. Полученная величи­на «выражает среднее количество лет, которое в данных условиях смертности может прожить человек, происходящий из исследуемой популяции и находящийся в возрасте "х" лет».

Показатели заболеваемости

Заболеваемость имеет важнейшее значение в изучении состо­яния здоровья населения. Заболеваемость изучается на основании анализа медицинской документации амбулаторно-поликлинических и стационарных лечебных учреждений: карты больных, вы­бывших из стационара; статистические талоны для регистрации уточненных диагнозов; экстренные извещения об инфекционных заболеваниях; свидетельства о смерти и др.

Изучение заболеваемо­сти включает в себя количественную (уровень заболеваемости), качественную (структура заболеваемости) и индивидуальную (кратность перенесенных за год заболеваний) оценку.

Различают:

собственно заболеваемость — вновь зарегистриро­ванные заболевания в отчетном году;

распространенность заболе­вания (болезненность) — заболевания, вновь возникшие в данном году и перешедшие из предыдущего года на данный момент.

Патологическая пораженность — совокупность болезней и патологических состояний, выявленных врачами путем активных медицинских осмотров населения; статистически выражается как отношение числа заболеваний, имеющихся на данный момент, средней численности населения, умноженное на 1000.

По группам здоровья работающих распределяют следующим образом:

1) здоровые (не имевшие ни одного случая нетрудоспособно­сти в году);

2) практически здоровые (имевшие в году 1 — 2 случая нетру­доспособности по поводу острых форм заболеваний);

3) имевшие в году 3 и более случаев утраты трудоспособности по поводу острых форм заболеваний;

4) имеющие хронические заболевания, но не имевшие случаев утраты трудоспособности;

5) имеющие хронические заболевания и имевшие по поводу этих заболеваний случаи утраты трудоспособности.

Заболеваемость населения показывает уровень, частоту, рас­пространенность всех болезней, вместе взятых и каждой в отдель­ности, среди населения в целом и в отдельных группах по возрасту, полу, профессии.

Показатели заболеваемости определяются соответствующей цифрой: на 1000, 10 ООО или 100 000 человек.

Эпидемиологические данные убедительно свидетельствуют о том, что у мужчин заболеваемость выше, чем у женщин.

Мужчины умирают от инфаркта миокарда чаще в 7,5 раза в возрасте от 40 до 49 лет; в 5,5 раза — в возрасте от 50 до 55 лет и в 2,5 раза — в воз­расте старше 60 лет. Неодинаковая продолжительность жизни муж­чин и женщин объясняется и генетическими различиями в хромосом­ном аппарате ядра клетки, в наличии двойного набора Х-хромосом у женщин, которое определяет более высокую надежность важных механизмов биологической регуляции клетки.

Показатели инвалидности

Инвалидность — нарушение здоровья со стойким расстрой­ством функций организма, обусловленное заболеваниями, врожден­ными дефектами, последствиями травм, приводящих к ограниче­нию деятельности.

Инвалидность и инвалидизация населения являются важнейши­ми показателями общественного здоровья и имеют не только меди­цинское, но и социально-экономическое значение.

По данным ВОЗ, каждый пятый человек в мире

(19,3 %) становится инвалидом из-за недостаточности питания,

около 15 % стали инвалидами вследствие вредных привычек (алкоголизм, наркомания, злоупотребление ле­карственными средствами),

15,1 % инвалидность получили вслед­ствие травм в быту, на производстве и в дороге.

В среднем инвалиды составляют около 10 % от всего населения мира.

В России средний уровень инвалидности колеблется от 40 до 49 на 10 ООО жителей.

Причинами первичной инвалидности являются в основном 4 груп­пы заболеваний:

---болезни органов кровообращения — 27 — 35 % слу­чаев;

---злокачественные новообразования — 23 — 29 %,

---травмы — около 10 %,

---болезни нервной системы и органов чувств — 5 —7 %.

Большин­ство людей (80 — 90 %) становятся инвалидами в трудоспособном воз­расте. При этом уровень реабилитации и восстановления трудоспо­собности незначителен (10—12 %).

Показатели физического развития

В настоящее время физическое развитие рассматривается как один из основных показателей состояния здоровья отдельного че­ловека и населения в целом. Под физическим развитием понимают комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих массу, плотность, форму тела и др.

Физическое развитие — показатель роста и формирования организма — зависит не только от наследственности, но и от соци­альных условий. Физическое развитие населения, преимуществен­но детей, определяется путем антропометрических и физиометрических измерений: роста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, отложений жира, частоты пульса и дыхания, уров­ня артериального давления, жизненной емкости легких. На основа­нии полученных данных устанавливают стандарты физического развития для каждой возрастно-половой группы. Стандарты служат для индивидуальной оценки физического развития, которая прово­дится на медицинских осмотрах.

Уровень физического развития тесно связан с климатогеогра­фическими условиями и различными этническими признаками, для чего создаются местные стандарты. Массовые ежегодные медицин­ские наблюдения позволяют судить об изменениях физического развития, их тенденциях и причинах.

Освидетельствование физического развития (согласно прика­зу М3 РФ № 387) проводится в следующие периоды жизни:

---ново­рожденным;

---детям 1-го года жизни ежемесячно;

---детям дошкольно­го возраста ежегодно;

---перед поступлением в школу;

---учащимся 6-го и 8-го классов.

Выделяют 5 соматических типов:

1) замедленный тип роста и раз­вития;

2) замедленный тип развития;

3) средний тип роста и разви­тия;

4) ускоренный тип развития;

5) ускоренный тип роста и развития.

Пути улучшения общественного здоровья населения России

Общественное здоровье населения России в конце XX и в на­чале XXI века находится в состоянии кризиса. Основное проявле­ние кризиса здоровья в России — в уменьшении ожидаемой про­должительности жизни, депопуляции за счет падения рождаемости и увеличения смертности. Суть депопуляции в увеличении числа смертей среди людей 30 — 50-летнего возраста за счет травм и от­равлений. Громадное значение имеет детская смертность, трудно­сти родов, отказ от второго ребенка и последствия абортов, особен­но до рождения первого ребенка.

Следует также отметить, что все вышеперечисленные пока­затели общественного здоровья в основном отражают нездоровье, а здоровье характеризуют от противного.

Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в ХХI веке» выбрали несколько иных показателей общественного здоровья:

---% ВВП, идущий на здравоохранение,

---доступность пер­вичной медико-санитарной помощи,

---обеспеченность населения бе­зопасным водоснабжением,

---% лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней,

---состояние питания детей, в частности, процент детей, родившихся с низкой массой тела (< 2,5 кг),

---уро­вень детской смертности

---средней продолжительности жизни,

---уровень грамотности взрослого населения,

---доля ВВП на душу на­селения.

В национальной программе США выделено три подхода к улуч­шению статуса общественного здоровья, три организующих прин­ципа (в порядке убывания важности):

1) health promotion — обес­печение здоровья (обратите внимание!);

2) health protection — защита здоровья;

3) preventive services — профилактические и медицинские службы.

Безусловно, что структурная реформа здравоохранения, упо­рядочение оказания медицинской помощи должны осуществлять­ся с учетом медико-демографической ситуации в стране и основы­ваться на определении соответствующих приоритетов в охране здоровья населения в целом.

В связи с этим уже сейчас следует:

— формировать у населения мотивацию к здоровому образу жизни;

— улучшать социальную и окружающую среду;

— обеспечивать правовое равенство граждан в сфере охраны здоровья;

— усиливать профилактическую направленность в деятельности всех служб, связанных с охраной здоровья населения.

КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Известно, что в нашей стране уделяется много внимания охра­не здоровья детей. Ежегодно миллионы детей и подростков прохо­дят медицинский осмотр. Цель этих осмотров — выявление лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях.

Контроль за состоянием здоровья школьников

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществ­ляет классный руководитель совместно с медицинским работником. В классном журнале на последней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

Индекс здоровья — процент не болевших детей в течение учеб­ного года (в норме 70 — 80 %, фактически — 17 — 30 %).

Количество часто болеющих детей (более 3 — 4 раз в году).

Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет — увеличение числа «взрослых болезней»: хронический гастрит, язвенная болезнь же­лудка, гипертоническая болезнь и др.).

Комплексная оценка состояния здоровья школьников дости­гается использованием четырех критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков (критерии оценки здоровья по С.М. Громбаху).

Первый критерий — наличие или отсутствие в момент обсле­дования хронических заболеваний. Определяется при врачебном осмотре с участием специалистов.

Второй критерий — уровень функционального состояния ос­новных систем организма. Выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.

Третий критерий — степень сопротивляемости организма не­благоприятным воздействиям.Степень сопротивляемости организма выявляется по подвер­женности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболе­ваний (в том числе и обострений хронических болезней) за преды­дущий год.

Четвертый критерий — уровень достигнутого развития и сте­пень его гармоничности. Для детей и подростков этот критерий имеет особенно большое значение, так как организм их находится в процессе непрерывного роста и развития.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанав­ливается детским психоневрологом по направлению педагогиче­ского совета школы с согласия родителей.

Уровень и степень гармоничности физического развития опре­деляется антропометрическими исследованиями с использованием региональных стандартов физического развития.

Достигнутый уро­вень физического развития определяется путем сравнения со сред­ними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с использованием оценочных таблиц (шкал регрессии).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обя­зательным учетом всех перечисленных критериев.

В соответствии с предложенной схемой дети и подростки в зависимости от состояния здоровья подразделяются на следующие группы:

1---Здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уров­нем функций.

2---Здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляе­мость к острым и хроническим заболеваниям.

3---Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.

4---Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможно­стями.

5---Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

Показатели здоровья детей в России начала XXI века

В 2002 году прошла диспансеризация детей от 0 до 18 лет. Из под­лежащих диспансеризации 32 миллионов 135 тысяч детей на момент ее завершения осмотрено 30 миллионов 400 тысяч детей (94,6 %).

По результатам Всероссийской диспансеризации детей 2002 го­да, за последние десять лет доля здоровых детей снизилась с 45,5 % до 33,83 % с одновременным увеличением вдвое числа детей, име­ющих хроническую патологию и инвалидность. Результаты иссле­дования Института возрастной физиологии РАН говорят о том, что за период обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 3 раза — патология органов пищеварения, а чис­ло детей, имеющих пограничные нарушения психического здоро­вья, за период обучения увеличивается от 20 % до 70 %.

Детскую популяцию России в целом можно охарактеризовать на основе распределения по группам здоровья:

в I группе (практически здоровые дети, у которых не отме­чены факторы риска) — 33,89 %,

во II группе (с риском развития хронической патологии и функциональными нарушениями) — 52,05 %,

в III группе (с хроническими заболеваниями, включая также группы IV и V с патологией в стадии суб- и декомпенсации и инвалидизирующими проявлениями) — 16,10 %.

Показатели физического развития детей:

нормальное физиче­ское развитие имеют 91,81 %.

Отклонения в развитии среди маль­чиков имеют 8,18 %.

Отклонения в развитии среди девочек имеют 8,21 %.

Существенной разницы в показаниях физического разви­тия детей города и села не выявлено.

Особое внимание обращают на себя показатели дефицита массы тела у юношей призывного возраста — 6,16 %.

Нарушения осанки встречаются у 17,63 % детей, практически с одинаковой частотой у мальчиков и девочек. Значительно чаще это отмечается у детей, проживающих в городах (20,6 %), в то время как в сельской местности это отклонение зафиксировано только у 11,95 % детей.

Первое место по частоте встречаемости занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

На втором месте болезни органов пищеварения

На третьем местеболезни глаза и его придаточного аппара­та

На четвертом месте болезни органов дыхания

На пятом месте болезни эндокринной систе­мы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

На шестом месте болезни нервной системы,

На седьмом местепсихические рас­стройства и расстройства поведения, частота которых 3936,36 на 100 тыс. детского населения (почти одинаково встречающиеся в городах и сельской местности).

Вместе с тем результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков в России.

Снизились показатели физического развития детей (замедлил­ся рост, увеличилось число низкорослых детей, возросло количе­ство детей с низкой массой тела), замедлились темпы полового созревания. У современных подростков снижены и функциональ­ные показатели (силовые и энергетические возможности организ­ма). Ухудшилась их физическая работоспособность.

Серьезной проблемой является сокращение числа юношей, годных к военной службе: 40 % может быть отнесено к условно годным (в 1985 г. их было менее 4 %). Каждый третий не может быть призван по состоянию здоровья (в 1985 г. — каждый 20-й). У 15 % отмечается дефицит массы тела, в 2 раза увеличилось число алко­голиков, достигающее 12 %. Наркотики употребляют 8 % призыв­ников.

Очень тревожна тенденция сокращения числа девочек, здоро­вье которых позволит им в дальнейшем обеспечить рождение здо­рового ребенка. У 53,4 % регистрируются нарушения функции ре­продуктивной системы, у 13,5 % — гинекологические заболевания.

На высоком уровне сохраняетсясмертность детей 5-19 лет, ведущее место среди причин смертей детей и подростков занимают травматизм, несчастные случаи, самоубийства и онкологические заболевания (Государственный доклад о состоянии здоровья населе­ния в РФ в 2000 г.).

Если ситуация не изменится, то лишь 54 % ребят, которым в 2005 г. 16 лет, доживут до пенсионного возраста.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

Понятие здоровья индивида не является строго детерминированным, что связано с многообразием факторов, влияющих на здоровье человека, и большим диапазоном индивидуальных колебаний: основных показателей жизнедеятельности.

В практической меди­цине для оценки индивидуального здоровья обычно используют понятие нормы.

Норма есть биологический оптимум живой системы. Этот ин­тервал имеет подвижные границы, в рамках которых сохраняется : минимальная связь со средой, а также согласованность всех функ­ций организма.

Нормальная система — это всегда оптимально функционирующая система. С точки зрения такого понимания нормы реже те показатели, которые выходят за пределы среднестатисти­ческих, включаются в норму как оптимум. Нормально для человека то, что является для него оптимальным.

Объективные показатели здоровья человека выражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоянием и с нормативными характеристиками.

К объективным относят

массу тела,

окружности тела и его частей,

динамомет­рию кисти и становую,

частоту и ритмичность пульса и дыха­ния,

объем легких,

температуру тела,

окраску кожи,

характер потоотделения,

устойчивость внимания,

координацию движений и т. д.

Функциональные показатели деятельности сердечно-сосуди­стой и дыхательной систем. Осуществляется измерение парамет­ров и характеристик деятельности двух основных функциональных систем организма в состоянии относительного покоя, и после вы­полнения какой-либо нагрузки. Если при этом дается стандарт­ная нагрузка, то величина и характер изменения параметров срав­нивается со стандартизованными нормами и делаются выводы о степени тренированности данной системы и организма в целом. Кроме того, сопоставление их с предыдущими результатами позво­ляет сделать выводы об эффективности физкультурно-оздорови­тельных мероприятий:

А) пульс — исключительно важный показатель, отражающий деятельность сердечно-сосудистой системы. Частота пульса у здо­рового, но не тренированного мужчины равна 70 — 75 ударам в минуту, у женщин — 75 — 80 ударам.

У тренированных людей частота пульса в покое реже за счет повышения силы и коэффициента полезной деятельности сердеч­ной мышцы и составляет около 50 ударов в одну минуту.

Во время физической нагрузки частота пульса увеличивается:

при малых нагрузках до 140 уд/мин.,

при средних —«------- до 160—180 уд/мин.,

при больших —«— свыше 180 уд/мин.

Здоровому человеку не следует превышать нагрузку, при кото­рой частота пульса больше той, которая рассчитывается по форму­ле: 220 минус возраст человека. Оптимальной нагрузкой является та, при которой частота пульса составляет 65 — 90 % от максималь­но допустимой для данной возрастной группы.

Б) Проба с 20 приседаниями. Проба является стандартизован­ной нагрузкой, она проста и показательна для определения степе­ни тренированности.

Перед ее выполнением подсчитывается частота пульса в покое. Производятся 20 глубоких приседаний в течение 30 секунд (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед). Определяется частота пульса сразу после выполнения нагрузки, через одну, две и три минуты после приседаний. Оценивают пробу по проценту учащения пульса по от­ношению к исходному и по длительности восстановления частоты пульса до исходной величины.

При учащении пульса: на 25 % состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее; на 50 — 75 % — удовлетворитель­ное; более чем на 75 % — неудовлетворительное.

Восстановление частоты пульса до исходной величины проис­ходит в норме за 1 — 3 минуты.

В) Проба с задержкой дыхания. Сначала подсчитывается чис­ло вдохов за 30 сек. И умножается на 2. В норме в состоянии покоя частота дыхания у взрослого человека от 9 до 12—16 вдохов в одну минуту. При подсчете необходимо стараться дышать в естествен­ном ритме. Затем проводится проба, которая дает представление о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем:

Необходимо глубоко вдохнуть, задержать дыхание и заметить время в сек. максимальной возможной задержки дыхания. После небольшого отдыха провести то же самое, сделав выдох.

Наши рекомендации