Лабораторный практикум №9
Тема: Обмен углеводов: поступление, переваривание и всасывание. Синтез и распад гликогена.
Цели занятия: - Студент должен знать физиологическую роль, источники углеводов, этапы обмена, процессы синтеза и распада гликогена, знать возрастные уровни глюкозы крови, методы определения содержания глюкозы в крови и моче
Хронометраж практического занятия:
1. Вводная беседа. Тестирование исходного уровня знаний. –15 мин
2. Практическая часть.
Разбор и обсуждение материала по теме- 25 мин
Разбор ситуационных задач 25 мин
3. Лабораторная работа 35 минут
Контроль выполнения лабораторной работы 10
4.Контроль усвоения темы 15
5.Подведение итогов к следующему занятию 10
Продолжительность занятия- 135 минут
Методическое и материально-техническое оснащение
Таблицы по темам, методические разработки для студентов, химическая посуда и реактивы, биологический материал, видеофрагменты, анимация.
Содержание темы
Изучение роли углеводов, путей их использования в организме ребенка поможет будущим педиатрам разбираться в патогенетических основах метаболических нарушений многих заболеваний. Углеводы выполняют многочисленные функции, важнейшей из них является их энергетическая роль, универсальность углеводов состоит в том, что они при определенных условиях могут превращаться в липиды. В то же время углеводы в организме ребенка, входя в состав гликопротеинов и протеогликанов выполняют разнообразные функции опорно-двигательного аппарата, а также входят в состав рецепторов участвуют косвенно в передаче гормональных сигналов. Метаболизм углеводов в детском возрасте имеет ряд особенностей, связанных с функциональной неполноценностью ряда ферментных систем ребенка. Будущему врачу – педиатру необходимо знать возрастные особенности метаболизма глюкозы, чтобы правильно оценивать обмен углеводов у ребенка в норме и при патологии.
Основные вопросы темы
1. Физиологическая роль углеводов в организме у детей и взрослых.
2. Пищевые источники и потребность организма в углеводах у детей и взрослых. Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте. Судьба всосавшихся моносахаридов. Глюкоза как важнейший метаболит углеводного обмена: общая схема источников и путей использования глюкозы в организме
- Гипо- и гипергликемия. Гипергликемия у детей (алиментарная, эмоциональная). Патологическая гипергликемия
4. Гликоген как резервный полисахарид. Глюкостатическая функция печени:
а) Синтез гликогена из глюкозы (гликогеногенез);
б) Амилолитический и фосфолитический пути распада гликогена.
5. Глюкоза крови, особенности глюкозы крови у детей в разные возрастные периоды. Регуляция уровня глюкозы крови. Роль адреналина, глюкагона, инсулина, тиреоидных гормонов.
6. Изучение углеводного обмена методом однократной сахарной нагрузки:
А) Нормальная сахарная кривая. Биохимические механизмы, определяющие изменения концентрации глюкозы после сахарной нагрузки.
Б) Изменения сахарной кривой, характерные для заболеваний печени, щитовидной и поджелудочной желез. Коэффициент Рафальского и Бодуэна, их значение в клинической практике.
7. Особенности обмена углеводов у детей.
Базисные знания: Из курса биоорганической химии студент должен знать классификацию и химическое строение углеводов, важнейшие свойства углеводов, лежащие в основе их качественного и количественного определения.
Студент должен уметь:интерпретировать результаты определения глюкозы в крови и моче
Учебная карта занятия
Вводная беседа. В ходе беседы выясняем студентов, какие они знают представители углеводов – какие из них содержатся в пищевых продуктах. Рекомендации количестве углеводов в рационе ребенка неразрывнсвязано с исследованиями энергетического обмена. Принято считать что в рационе детей старше года наиболее физиологично соотношение белков, жиров, углеводов 1:1:4.В рационе детей школьного возраста количество углеводов при усиленной мышечной нагрузке может несколько увеличиваться, и соотношение белков, жиров, углеводов составит 1:1:4,5.
В первые месяцы жизни потребность в углеводах покрывается за счет лактозы, входящей в состав женского молока. При искусственном вскармливании с молочными смесями ребенок получает сахарозу или мальтозу. После введения прикорма ребенок начинает получать полисахариды, которые в основном покрывают потребность организма в углеводах.
Рассматривается переваривание углеводов, при этом предлагается заполнить таблицу:
Переваривание углеводов по отделам желудочно-кишечного тракта
Отдел жкт | ph | Активаторы | Фермент(ы), механизм действия | Субстрат | продукт | примечание |
Ротовая полость | ||||||
желудок | ||||||
12 перстная кишка | ||||||
Тонкий кишечник |
Делаем вывод по процессам переваривания, что все углеводы перевариваются до глюкозы, фруктозы, галактозы, которые попадают через портальную вену в печень, где происходит взаимопревращение моносахаридов в глюкозу, и в кровь (общий ток кровообращения) попадает только глюкоза.Вэто время уместно рассмотреть вопрос, чем отличается понятие «сахар крови» от понятия «глюкоза крови».
Знакомство с путями поступления использования глюкозы в организме показываем в виде схемы, при этом отмечаем глюкостатическую функцию печени (способность печени поддерживать постоянство концентрации глюкозы). Рассматриваем понятия гипергликемия, виды и причины, соответственно - гипогликемию, виды и причины.
При знакомстве с процессами синтеза и распада гликогена в печени используем табличный материал, видеофрагменты и анимацию.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ