Классификация сальмонелл по антигенной структуре
Серогруппа, серовар | О-антиген | Н-антиген | |
фаза -1 | фаза -2 | ||
Серогруппа А | |||
S. Рaratyphi A | 1,2,12 | a | - |
Серогруппа В | |||
S. Рaratyphi B (schottmuelleri) | 1,4,5,12 | b | 1,2 |
S. Тyphimurium | 1,4,5,12 | i | 1,2 |
Серогруппа С | |||
S. Сholeraesuis | 6,7 | c | 1,5 |
Серогруппа D | |||
S.Тtyphi | 9,12,Vi* | d | - |
S. Еnteritidis | 1,9,12 | g,m | - |
S. Dublin | 1,9,12 | g,p | - |
S. Мoscow | 9,12 | b,g | - |
*разновидность К- антигена
Заключение: выделенная гемокультура относится к cеровару Salmonella____________________________
II. Серологическое исследование:
1. Произвести учет реакции агглютинации Видаля с О-сальмонеллезным диагностикумом. Полученные результаты внести в схему реакции.
1:50 | 1:100 | 1:200 | 1:400 | 1:800 | 1:1600 | 1:3200 | Каг. | Ксыв. |
Титр антител сыворотки крови 1 _________________________
Титр антител сыворотки крови 2 ______________________
Вывод: ___________________________
___
2. Нарисовать схему постановки и учёта реакции непрямой Vi-гемагглютинации.
Vi-Ag | + ………………………… | Положительный результат | ||||
Эритроцитарный Vi-диагностикум | + …………………………….. | Отрицательный результат |
III. Бактериологическое исследование испражнений больного.
1. Изучить результат культивирования посева испражнений на среде Плоскирева, отметить лактозоотрицательные колонии.
|
2. Определить ферментативные свойства выделенной копрокультуры в среде Олькеницкого и сравнить полученные результаты с данными, представленными в таблице 1, дать предварительное заключение.
Глюкоза _______________ Лактоза _______________ Н2S ______________ | _______________ _______________ _______________ |
3. Изучить антигенные свойства выделенной копрокультуры в реакции агглютинации с адсорбированными монорецепторными О-, Vi-, Н-сальмонеллезными сыворотками. Сравнить полученные результаты с табл. 2.
Заключение: выделенная копрокультура относится к серовару Salmonella____________________________
IV. Лабораторная диагностика сальмонеллезных гастроэнтеритов.
Бактериологическое исследование испражнений, рвотных масс и остатков пищевых продуктов.
1. Изучить результаты посева материала на чашке со средой Плоскирева и в среде обогащения (селенитовый бульон). Отметить на среде Плоскирева наличие бесцветных (лактозоотрицательных) полупрозрачных колоний.
2. Дальнейший ход исследования см. III 1-3
V. Дорисовать схему лабораторной диагностики брюшного тифа.
Схема лабораторной диагностики брюшного тифа
Исследуемый материал: | 1 неделя болезни_________ ________________________ | Со 2 недели болезни _______________________ ________________________ | Серодиагностика | |
I этап | ||||
II этап. | ||||
III этап. | Vi -РНГА | |||
Перечислить свойства, необходимые для определения серовара сальмонелл: ______ _______ _______ |
1. Перечислить факторы патогенности Salmonella typhi :_____________________
______
______
2. Перечислить факторы патогенности сальмонелл-возбудителей гастроэнтерита___________
3. Изучить профилактические и диагностические препараты (вакцины, диагностические сыворотки, диагностикумы).
Дать характеристику биологическим препаратам:
TABte вакцина ____
____________________
____________________
Эритроцитарный сальмонеллёзный Vi-диагностикум _
____________________
____________________
Агглютинирующая монорецепторная сальмонеллёзная О-сыворотка, рец.5 ___________ ________
________
СРС: Легионеллы – возбудитель болезни легионеров. Лабораторная диагностика. Профилактика болезни легионеров. | |||
1. Морфология и структура легионелл. Особеннности экологии легионелл. | |||
2. Методы культивирования легионелл. | |||
3. Факторы патогенности Legionella pneumophila и клинические формы легионеллёза. 4. Лабораторная диагностика легионеллеза. Профилактика легионеллеза. | |||
Темы рефератов: 1. История открытия возбудителя болезни легионеров. 2. Экология Legionella pneumophila, факторы патогенности, патогенез и клинические формы легионеллёза. |
Подпись преподавателя ______________________
Дата_______________
Занятие 5
Тема: Возбудители некоторых особо опасных бактериальных инфекций (чума, холера, сибирская язва).
СРС: Франциселлы. Возбудитель туляремии. Патогенез заболевания. Лабораторная диагностика. Профилактика.
Бруцеллы. Характеристика их свойств. Патогенез бруцеллеза. Лабораторная диагностика. Профилактика.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие об особо опасных инфекциях (ООИ).
2. Микроорганизмы как биологически патогенные агенты, которые могут быть потенциально применены в террористических целях.
3. Морфология, культуральные и биохимические свойства, антигенная структура Y. pestis.
4. Факторы патогенности Y. рestis.
5. Патогенез и клинические формы чумы. Особенности эпидемиологии чумы.
6. Лабораторная диагностика чумы.
7. Мероприятия, проводимые при неспецифической профилактике чумы. Специфическая профилактика чумы.
8. Классификация вибрионов.
9. Характеристика свойств Vibrio cholerae O1 и Vibrio cholerae O139.
10. Факторы патогенности холерного вибриона и патогенез холеры.
11. Ключевые признаки в идентификации вида, биовара, серовара холерного вибриона.
12. Патогенетическая и этиотропная терапия холеры.
13. Профилактика холеры.
14. Морфология возбудителя сибирской язвы.
15. Культуральные, ферментативные и антигенные свойства Bacillus anthracis.
16. Факторы патогенности возбудителя сибирской язвы и патогенез заболевания.
17. Лабораторная диагностика сибирской язвы. Использование реакции преципитации по Асколи.
18. Специфическая терапия и профилактика сибирской язвы.
Практические задания:
1. Изучить требования биологической безопасности при работе с микроорганизмами I-II групп патогенности – возбудителями особо опасных инфекций, правила одевания и снятия защитного костюма, применяемого при работе в очагах особо опасных инфекций.
2. Ознакомиться с правилами взятия, доставки и проведения исследований материала, подозрительного на содержание возбудителей особо опасных инфекций.
3. Изучить методы и этапы проведения исследования материала, подозрительного на содержание возбудителя чумы, и дополнить схему лабораторной диагностики чумы
Исследуемый материал: Экспресс-методы обнаружения AГ: РИФ, ИФА и _____________________ метод генов ПЦР | Биопроба | |||||||
1 этап | Вскрытие Мазки-отпечатки | |||||||
2 этап | РА | |||||||
3 этап | Чувствительность к фагу Биопроба |
4. Промикроскопировать и зарисовать демонстрационные препараты, приготовленные из чистой культуры Y. рestis, выделенной из пунктата бубона, и окрашенные:
а) по Граму;
б) метиленовым синим по Леффлеру.
Рис.1. Y. рestis в пунктате бубона, окраска по Граму | |
Рис.2. Y. рestis в пунктате бубона, окраска по Леффлеру |
5. Перечиcлить факторы патогенности возбудителя чумы: ____________________
________________
6. Изучить препараты, используемые в диагностике, лечении и профилактике чумы (диагностические иммунные сыворотки и иммуноглобулин, чумной фаг, противочумный иммуноглобулин, вакцина ЕV, стрептомицин и другие антибиотики).
7. Дать характеристику чумной вакцине.
Вакцина EV _____________________
______
8. Изучить методы экспресс-индикации холерных вибрионов (РИФ, реакция иммобилизации вибрионов, РНГА, ПЦР) и экспресс-диагностики холеры (реакция агглютинации с пленкой на поверхности пептонной воды), проба с диагностическими фагами).
9. Изучить методы и этапы бактериологического исследования материала от больного c подозрением на холеру.
1) Учесть результаты посева испражнений и рвотных масс больного в 1% пептонной воде; описать и зарисовать характер роста вибрионов.
2) Изучить культуральные свойства вибрионов на щелочном питательном агаре, ТСВS-агаре.
3) Произвести учет ферментативных свойств выделенной культуры на лактозо-сахарозной среде.
4) Поставить реакцию агглютинации на стекле выделенной культуры с О1, О139, RO-холерными сыворотками, записать и зарисовать результат.
|
5) Сравнить биохимические свойства холерных вибрионов в средах «пестрого ряда», сопоставить с данными, указанными в таблице.
Таблица