Самостоятельная работа студентов. 1, Рассмотреть под микроскопом и зарисовать следующие препараты:
1, Рассмотреть под микроскопом и зарисовать следующие препараты:
а) яйцо, личинка, куколка и имаго комара,
б) яйцо (гнида), личинка и имаго вши,
в) личинка, нимфа и имаго клеща.
2. Изучить развитие с полным превращением на примере комнатной мухи, используя влажный макропрепарат и зарисовать.
3.Ознакомиться с музейными экспозициями, отражающими постэмбриональный период развития организмов.
Стадии развития | комар | вошь | клещ |
Яйцо | |||
Личинка | |||
Куколка | |||
Имаго |
Периоды | Основные процессы | Адаптационные возможности организма | Риск развития заболеваний |
1. Новорожденности до 1 месяца | Первый этап приспособления к менее благоприятным условиям внешней среды, чем в материнском организме: нестерильным условиям, более низкой температуре, изменению внешнего давления. Отпадает пуповина. Ребенок начинает сосать грудь матери (4 суток - молозиво, затем молоко), что требует затраты сил и сопровождается потерей веса на 150-200 г. Начинается легочное дыхание. Устанавливается внеутробное кровообращение, боталлов проток и овальное отверстие между предсердиями зарастают. Изменяются функции отдельных органов. Устанавливаются собственные суточные биоритмы | Снижены ввиду незрелости иммунной нервной и других систем. Иммунитет пассивный за счет антител, полученных из материнского организма через плаценту и с молозивом. Нуждается в уходе и защите матери. Критический период! | Неспецифические инфекции, перегревание, переохлаждение, патология различных органов и систем, особенно пищеварительной, вследствие недостаточности собственных ферментов. Повышена вероятность смерти |
2. Младенческий (грудной) до 1 года | Интенсивный рост и развитие: длина тела увеличивается в 1,5 раза, масса - в 3 раза. Роднички закрываются, появляются изгибы позвоночника. Головной мозг бурно растет и развивается, вырабатываются многочисленные условные связи, формируется вторая сигнальная система, развиваются статические функции. Интенсивное психоэмоциональное развитие. Собственных пищеварительных ферментов вырабатывается меньше, чем у взрослого. Прорезываются молочные зубы. Пассивный иммунитет постепенно ослабевает, приобретенный - слабо выражен. | Снижены ввиду бурного роста, морфологической незаконченности строения и функциональным несовершенством систем органов. | Рахит. Склонность к судорогам и другим нарушениям нервной системы. Расстройства питания и пищеварения. Аномалии прорезывания зубов и формирования прикуса. Повышен риск паразитарных и инфекционных заболеваний |
3. Раннее детство до 4 лет | Продолжается рост и развитие ребенка, однако интенсивность роста снижается. Прорезываются все 20 молочных зубов. Особенно быстро развивается интеллект. Речь включает много слов, говорит предложениями | Повышаются постепенно | Часто - острые инфекции: корь, коклюш, ветряная оспа и др. Зубочелюстнолицевые аномалии вследствие раннего удаления молочных зубов. Увеличивается инфицирование туберкулезом |
4. Первое детство 4 года - 7 лет | Первый ростовой скачок. Прорезываются большие коренные зубы. Появляются половые различия в строении скелета, отложении жира, формировании психики | Повышается постепенно | Зубочелюстно-лицевые аномалии вследствие раннего удаления молочных зубов |
5. Второе детство (предпубертатный) 7-12 лет | Усиленный рост, особенно мышечной системы. Заканчивается развитие печени, дыхательной системы. Начинается смена молочных зубов на постоянные. Повышается секреция половых гормонов. Начало развития вторичных половых признаков (у девочек раньше) | Повышаются постепенно | Учащается травматизм. Патология сердечнососудистой и других систем. Аномалии прорезывания постоянных зубов и прикуса |
6. Подростковый (пубертатный) 12-15-16 лет | Ростовой скачок. Заканчивается формирование кровеносной и ряда органов пищеварительной и других систем. Все молочные зубы заменяются на постоянные. Интенсивное половое созревание: усиливается выработка половых гормонов, формируются половые особенности тела, заканчивается развитие вторичных половых признаков, у девочек появляется менархе, у мальчиков - поллюции. Половое созревание характеризуется радикальными биохимическими, гормональными, физиологическими, морфологическими, нервнопсихологическими перестройками организма | Снижены. Критический период! | Возможно проявление наследственных заболеваний, нарушения обмена веществ (ожирение или истощение). Пубертатные поведенческие кризы, агрессивность |
7. Юношеский период (постпубертатный) 15-16 - 18-21 год | К концу периода прекращается рост тела. Заканчивается формирование всех систем органов. Завершается половое созревание. У юношей появляется оволосение лица. Происходит интенсивное развитие интеллекта | Могут быть снижены | Нарушения функций различных органов и систем вследствие несбалансированного роста тела и развития систем органов (особенно в связи с акселерацией). Психоневрозы |
8. Первая зрелость 18-21-35 лет | Развитие взрослого организма. Устойчивый гомеостаз. Способность к воспроизведению полноценного потомства. | Максимальные | Снижен |
9. Вторая зрелость до 55-60 лет | Физиологические изменения органов, обмена веществ, предшествующие инволюции. Замедление скорости ответных реакций. Снижение выработки гормонов, особенно половых. Проявление заметных признаков старения организма в конце периода. Постепенное угасание репродуктивной функции. | Постепенно снижаются вследствие снижения функции иммунной и других систем. Критический период! | Повышается риск развития соматических и психических болезней. Учащение возникновения опухолей. Могут возникнуть климактерический синдром, психические расстройства |
10. Пожилой возраст до 75 лет | Постепенная инволюция органов и тканей организма. Скорость старения у разных систем органов неодинакова. Дряблость кожи. Ограничение подвижности в суставах, снижение массы и тонуса мышц. Часто - ожирение или резкое снижение веса. Снижение физической активности. Повышенная утомляемость. | Слабые устойчивость и адаптация к факторам среды | Увеличение частоты развития возрастных болезней: атеросклероза, диабета, подагры и других. Психоневрозы. |
11. Старческий возраст до 90 лет | Инволюция всех систем. Снижение слуха, остроты зрения, памяти, воли, эмоций, психических реакций. | Снижены | Могут быть старческое слабоумие, депрессии. |
12. Долгожительство свыше 90 лет | Биологический феномен, обусловленный комплексом различных факторов, как биологических (наследственность, тип телосложения), так и социальных (традиции правильного поведения в стрессовых ситуациях), активным образом жизни и рациональным питанием | Снижены |