Потребность в смысле жизни и самоактуализаиии

Потребность в осмысленности своего существования и деятельно­сти — наиболее сложная и комплексная потребность человека. Про­блемой смысла жизни люди задались еще до наступления эпохи цивилизаций — они создали мифологическое и религиозное миро­воззрение, дававшее человеку этот смысл и ориентиры деятельности (см.: гл. 2, § 1). А. Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых по­требностей само по себе еще не дает такого смысла и жизненных ориентиров. А. Камю назвал вопрос о смысле жизни неотложней-шим из всех стоящих перед человеком вопросов. К. Обуховский об­суждает трагедию человека, жизнь которого после удовлетворения насущных потребностей теряет смысл и бесцельно «колеблется от ситуации к ситуации»: «Некоторые утверждают, что им этого хвата­ет. Они достаточно упростились, чтобы не ставить жизни особых тре­бований. Они воспринимают ее такой, какой она становится, и каки­ми они становятся для себя изо дня в день. На самом деле эти люди только притворяются, что им этого достаточно. Зачастую они обма­нывают самих себя и имитируют отсутствие интереса к тому, что выходит за рамки повседневных событий. Этих притворщиков выдают повторяющиеся приступы хандры, привыкание к затуманивающим разум химическим веществам или зависимость от того, кому они должны и хотят верить, чтобы ослабить чувство потерянности. Час­то у них появляется иррациональная агрессия по отношению к дру­гим людям и к самим себе. Один гусарский офицер так обосновал ре­шение о самоубийстве: "Надоело уже — утром одевайся, вечером раздевайся, потом снова одевайся..."». Никакого смысла, кроме ре­гулярного одевания и раздевания, в его жизни, видимо, не осталось. Такая бессмысленность существования — причина многих человече­ских трагедий и самоубийств.

Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологи­ческих потребностей, потребностей в безопасности, любви и уваже­нии неизбежно обостряется потребность в самоактуализации. «Даже если все названные потребности удовлетворены, — пишет он о пер­вых четырех, — часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты — сочинять сти­хи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек долженбыть тем, чем он можетбыть. Люди должны сохранять верность своей приро­де. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией» (. Этот термин «относится к желанию людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей сте­пени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы до­стичь всего, на что он способен... На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей в самоактуализации является то, что их появление обычно опирает­ся на некую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уваже­нии». Много лет исследуя людей с ярко выраженной потребностью в самоактуализации, Маслоу составил список свойственных им от­личительных черт личности. К таким чертам он отнес:

♦ адекватное восприятие реальности;

♦ принятие мира таким, каков он есть;

♦ спонтанность и естественность поведения;

♦ центрирование на решении тех или иных проблем, а не на своем «Я»;

♦ склонность к уединению;

♦ автономию, т. е. относительную независимость от физического и социального окружения;

♦ свежесть восприятия обыденных явлений действительности;

♦ особые эмоциональные переживания («пиковые переживания»);

♦ чувство единства и родства всех людей;

♦ скромность и уважение к окружающим;

♦ избирательность в общении и особый стиль межличностных от­ношений;

♦ строгое следование избранным для себя моральным стандартам;

♦ превращение средств достижения той или иной цели в интерес­ную творческую деятельность;

♦ чувство юмора;

♦ креативность, т. е. самостоятельный и творческий стиль деятель­ности;

♦ сопротивление приобщению к чуждым для себя культурным нор­мам;

♦ наличие многочисленных мелких недостатков и несовершенств;

♦ формирование собственной самостоятельной системы ценностей;

♦ целостность личности и отсутствие в ней разрушительных проти­воречий, гармония внутреннего мира и поведения.

Учитывая все эти особенности, можно довольно легко предста­вить себе, какие услуги будут предпочтительны для личностей, ими обладающих, и какие требования такой человек будет предъявлять к сервису. Повышение уровня жизни и усложнение жизненных задач, стоящих перед гражданами развитых стран, будет, вероятно, приво­дить к увеличению количества людей-«самоактуализаторов» и к пре­вращению их стиля поведения (в том числе в сфере услуг) во все бо­лее и более массовый.

Однако смысл жизни и самоактуализация — не всегда одно и то же. Сам А. Маслоу считает, что самоактуализаторов сравнительно немного. Как в таком случае определить смысл жизни всех осталь­ных людей и возможно ли дать хотя бы приблизительно классифи­кацию основных подходов к определению смысла жизни?

Нам представляется, что одна из возможных классификаций та­ких подходов может быть основана на теории социального действия выдающегося немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920).

По мнению М. Вебера, все действия людей можно оценить с точ­ки зрения их механизмов и мотивации. Его социологическая модель включает четыре типа социального действия:

1) традиционное;

2) аффективное;

3) ценностно-рациональное;

4) целерациональное.

Попробуем кратко определить, какое отношение к потребностям и услугам возникает на основе каждого из этих типов социального действия.

1. Традиционноедействие наиболее широко распространено в пле­менах туземцев и у народов, стоящих на доиндустриальной стадии развития. Оно полностью ориентировано на выполнение норм, пра­вил и традиций, которые человек освоил в процессе воспитания. Лю­ди еще не анализируют смысл тех или иных приемов поведения. Эт­нографы, изучавшие племена туарегов, которые населяют пустыню Сахара, столкнулись именно с таким стилем деятельности. Согласно традициям туарегов, мужчина должен всегда закрывать лицо специ­альной повязкой (открытыми остаются только глаза). У других на­родов такого поведения требуют, как известно, только от женщин. Когда у туарегов спрашивали, почему они сохраняют такой странный обычай, последние вообще не понимали смысл вопроса и отвечали: повязку носят потому, что лицо мужчины должно быть закрыто по­вязкой. Вопрос «почему?», побуждающий найти причины и рацио­нальные объяснения, человеку с таким мировоззрением еще не поня­тен. Смысл жизни при этом понимается как строгое соблюдение того порядка, который существует, безо всякого понимания его смысла. Просто «так надо», «так положено», «так принято», «так мы должны поступать». Подобный стиль поведения существует и в современном развитом обществе: многие люди видят цель и смысл жизни в том, чтобы делать «то, что положено», вести себя «так, как надо». Здесь смысл жизни полностью задается исторически сложившейся тради­цией, которую человек не пытается понять, а просто исполняет. От­ношение к потребностям и услугам здесь тоже полностью предска­зуемо и всецело определяется сложившимися на данный момент традициями. Освоение чего-то нового в любой сфере деятельности при этом крайне затруднено. Этот стиль поведения и соответству­ющее ему представление о смысле жизни сыграли свою роль, упорядо­чивая поведение людей в древних обществах. Однако в эпоху станов­ления постиндустриального типа цивилизации подобная жизненная ориентация становится недостаточной, слишком примитивной (хотя и продолжает играть положительную роль). В то же время люди с та­ким мировоззрением легче других становятся жертвами всевозмож­ных идеологических манипуляций, зомбирования и т. п.

2. В условиях преобладания аффективноготипа действия чело­век принимает решения на основе своих желаний, настроений и ка­призов. Смысл жизни понимается им как возможность оторваться от традиций, делать то, что «я хочу», свободно проявлять свои лич­ные вкусы и интересы, а не следовать каким-то навязанным другими людьми стандартам. Это похоже на эпикурейский стиль поведения (см.: гл. 2, § 4). Потребности человека, пути их удовлетворения и спрос на услуги становятся менее предсказуемыми, так как личность стремится проявить себя, действовать на основе своих желаний (за которыми, конечно, все равно стоит необходимость удовлетворения насущных потребностей). Подростки, формирующиеся как само­стоятельная личность, обычно тяготеют именно к такому понима­нию смысла жизни и к соответствующему стилю поведения.

3. При ценностно-рациональномтипе социального действия че­ловек считает наиболее важным для себя следовать какой-либо идее. Эта идея имеет самостоятельную ценность, порой даже большую, чем жизнь человека или большого количества людей. Смысл жизни от­дельной личности понимается как необходимость служения этой идее, воплощения ее в жизнь. Такой стиль поведения и соответствующее ему понимание смысла жизни объединяет людей с очень разным по содержанию мировоззрением — религиозных фанатиков, революцио­неров, ученых, художников, поэтов, музыкантов, которые видят смысл своего существования в бескорыстном служении науке или искусст­ву. Офицер может служить своему народу, мать — своим детям, ин­женер — воплощению в жизнь своих технических идей и изобрете­ний. Человек с таким пониманием смысла жизни будет оценивать свои и чужие потребности, а также услуги, предлагаемые сервисны­ми организациями, с точки зрения их соответствия его идее или це­ли. Хорошо и ценно то, что соответствует ей, плохо — то, что мешает ее реализации. Если попытаться со стороны оценить эффективность и разумность такого поведения, потребуется прежде всего проанализировать ту идею или принцип, на которых базируется данное пони­мание смысла жизни. Ясно, что идеи могут быть самыми разными по содержанию — от возвышенных и гуманистических до человеконе­навистнических (расистских, фашистских и т. п.).

4. При господстве целерациональноготипа действий человек определяет смысл своей жизни более гибко и индивидуально. Этот смысл зависит от той конкретной жизненной ситуации, в которой он находится и которую стремится рационально осмыслить, понять. Жиз­ненная ситуация меняется, поэтому она требует постоянного анализа, осмысления. На основе этого осмысления личность может выстраи­вать стратегию своей деятельности, намечать цели и методы их до­стижения, которые соответствуют нашему мировоззрению и конкрет­ной жизненной ситуации. Для человека, действующего таким путем, невозможно потерять смысл жизни — этот смысл всегда можно пере­формулировать и переосмыслить с учетом изменившихся условий. Примерно такого понимания смысла своего существования придер­живаются и те люди, которых А. Маслоу называет самоактуализаторами. Люди, выработавшие подобное мировоззрение, обладают слож­ной, постоянно изменяющейся системой потребностей и предъявля­ют спрос на разнообразный набор услуг, отвечающих конкретным потребностям развития личности на данном жизненном этапе и в дан­ной конкретной ситуации.

Наиболее интересная психологическая концепция развития смыс­ла жизни и представлений о нем разработана Казимежем Обуховским.

С точки зрения К. Обуховского, потребность в смысле жизни на­чинает формироваться у человека в детстве и может пройти следу­ющие фазы:

1. Предварительную.

2. Фазу идентификации.

3. Фазу космической потребности в смысле жизни.

4. Фазу зрелой концепции смысла жизни.

Рассмотрим эти фазы подробнее.

1. На предварительной фазе ребенок начинает формулировать во­просы об окружающем мире и о себе самом. В этих вопросах, кото­рые он задает взрослым, постепенно появляются попытки понять причины, значение и цель тех или иных явлений («Что это такое?», «Зачем нужна мама?», «Зачем луна?», «Что бы было, если бы ты меня не родила?», «Почему бывает война, если Бог милостив?»). Здесь закладываются предпосылки постановки вопроса о смысле жизни.

2. Фаза идентификации наступает у школьников младших клас­сов. «Молодой человек начинает чувствовать желание обосновать смысл себя» и «легче всего он находит его в виде идентификации с кем-то, кто, по его оценке, является "осмысленным"». Действитель­но, проще всего не выдумывать какой-то смысл самому, а найти у других его правильное понимание. Стремление объединяться в груп­пы и организации, имеющие общие задачи и занятые осмысленной деятельностью, является типичным для подросткового возраста. Это могут быть рокеры, фанаты футбольного клуба, поклонники рок-певца или группы, всевозможные экстремистские организации с различными идеологиями, дворовые компании, учащиеся престижного учебного заведения, члены спортивной команды или команды КВН и т. п. Идентификация с членами своей группы требует активной деятельности, защиты общих ценностей и отрицания системы ценно­стей других групп. Отсюда — вражда и открытые конфликты между такими сообществами (панки против скинхедов, болельщики одного клуба против болельщиков другого и т. п.). «Эти виды идентифика­ции — первый признак появления потребности в смысле жизни, вы­ражающейся в стремлении к осмыслению эмоционального контакта. Важной особенностью идентификации является то, что в определен­ных условиях она достаточно полно имитирует смысл жизни и мо­жет остаться у индивида на всю жизнь как способ самоопределения. В этом случае она блокирует дальнейшие фазы развития смысла жиз­ни, а значит, и путь к развитию личности». Так, взрослый человек может видеть основной смысл своей жизни в том, что он «болеет» за спортивную команду или вместе со старыми друзьями ездит на ры­балку и ходит в баню. Все потребности такой личности будут тяго­теть к эталонам и стандартам, принятым в его группе. Для спортив­ных фанатов и членов других, похожих на них, сообществ особенно важны услуги, связанные с принадлежностью к данному сообществу (специфический внешний вид, времяпрепровождение, использование «культовых» предметов). Фанатичные сторонники религиозных ор­ганизаций тоже находятся на этом уровне осознания смысла жизни. 3. На так называемой космической стадии человек пытается сфор­мулировать смысл жизни в виде неких общих для всех абстрактных идей. Личность еще не может уловить и понять свой собственный, индивидуальный смысл, ограничиваясь универсальными мировоз­зренческими утверждениями о природе мира и человека вроде «мир является...», «самое важное для людей...», «людьми управляет...». Че­ловек на этой стадии может «зацикливаться» на реализации какой-то идеи, кажущейся ему единственно заслуживающей внимания. Тем не менее, даже такое статичное понимание смысла позволяет ориен­тироваться в окружающем мире и вырабатывать более самостоятель­ную стратегию поведения, чем в стадии идентификации с другими. 4. Наконец, зрелая концепция смысла жизни состоит в том, что человек находит свой собственный, индивидуальный смысл и учится его развивать. Смысл жизни не является застывшим комплексом идей и представлений, одинаковым и для ребенка, и для взрослого, и для старика. «Изменения личности должны происходить, поскольку су­ществование личности является процессом и ее стабильное состоя­ние невозможно... Даже данный извне смысл жизни определенное время исполняет роль стабилизатора и фактора сопротивляемости, только в этом случае важность жизни зависит в основном от обстоя­тельств. Когда смысл жизни собственный, поскольку следует из са­мостоятельной концепции жизни, то к этим достоинствам добавля­ется шанс осуществления творческой адаптации, а значит, и развития личности. Этого шанса никто никому не может дать. Полнота жизни зависит от самой личности».

Человек, который углубляет и конкретизирует смысл своего су­ществования на каждом новом этапе жизни, обладает гармоничной, постоянно развивающейся системой потребностей. Его спрос на услуги соответствует реальным нуждам и в то же время индивидуа­лизирован в соответствии с особенностями его неповторимой лично­сти и того этапа развития, который эта личность в настоящий мо­мент переживает.

Как отмечалось в главе 5 (см.: гл. 5, § 2), в постиндустриальном обществе впервые возникла экономическая возможность широкого распространения индивидуального стиля потребления. Его психоло­гический механизм — формирование развитой самостоятельной лич­ности с глубокой, зрелой концепцией смысла своего существования. В этой ситуации постоянное усложнение сферы услуг и повышение требований общества к их разнообразию и качеству становится исто­рической неизбежностью.

Глава 7

Наши рекомендации