Задания для СРС во внеучебное время

Кафедра биологической химии, клинической лабораторной диагностики,

Общей и клинической иммунологии

УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___ от «___»__________2013г   Заведующий кафедрой _____________ ________________ Е.В. Просекова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

К практическому занятию №3

Модуль I. Введение в биохимию. Структура и биологические функции белков. Аминокислоты, простые и сложные белки. Иммуноглобулины. Биомембраны. Нуклеиновые кислоты. Ферменты и витамины как их кофакторы

учебной дисциплины «Биологическая химия»

для специальности 060301 Фармация

курс II семестр IV

Составитель: Лемешко Т.Н., к.б.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)     Рецензент: Артюкова О.А., к.б.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)  

Владивосток – 2012 г.

Тема занятия №3:

«Классификация белков. Простые белки. Новые классы белков: шапероны и прионы. Сложные белки: хромопротеины, гликопротеины, липопротеины, нуклеопротеины, металлопротеины»

Мотивация изучения темы.Особая роль в жизнедеятельности живых организмов принадлежит белкам. Белки выполняют многообразные функции: ускоряют химические реакции, выполняют транспортную, структурную, защитную функции, участвуют в передаче сигналов от одних клеток другим и таким образом реализуют наследственную информацию. Многообразие биологических функций белков определяется особенностями их химического состава, способностью интегрировать в своей структуре разнообразные небелковые компоненты (простетические группы), а так же вариабельностью конформаций белковых молекул (фибриллярные и глобулярные, олигомерные). Вещества, необходимые для формирования простетических групп белков (химические элементы, витамины) широко используются в качестве лекарственных препаратов. Открытие новых классов белков (шапероны и прионы) расширяет представления о функциях белков в норме и патологии и позволяет разрабатывать перспективные методы лечения заболеваний, в том числе и фармакологические.

Цели занятия.

Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060301 Фармация (ПК-47, ПК-48, ПК-49) через понимание роли белков в проявлении фундаментальных свойств живой материи – структурированности, способности к регуляции, адаптации, самовоспроизведению.

Конкретные цели и задачи.

Цель изучения: Сформировать знания о химическом строении и биологических функциях, классификации простых белков и смешанных макромолекул (белок-небелковых комплексов) живых организмов.

После изучения темы студент должен:

«Знать»

1. Особенности строения олигомерных белков и адаптивные механизмы регуляции их функций на примере гемоглобина.

2. Строение и функции шаперонов и их значение для поддержания нативной конформации белков в условиях клетки.

3. Принципы объединения белков в семейства по схожести их конформации и функций на примере иммуноглобулинов.

4. Особенности строения и функционирования фибриллярных и глобулярных белков

«Уметь»

1. Использовать знания об особенностях структуры и функций олигомерных белков для понимания адаптивных механизмов регуляции их функций.

2. Объяснять роль шаперонов в синтезе и поддержании конформации белков в условиях клетки.

3. Объяснять многообразие проявления жизни многообразием структур и функций синтезирующихся в организме белков.

4. Анализировать связь структуры белков с их функцией на примерах сравнения родственных гемопротеинов - миоглобина и гемоглобина, а также представителей пяти классов белков семейства иммуноглобулинов. IgM-, G-, Е-, А-связь структуры с функцией.

«Владеть»

1. Навыками выявления белков в биологических жидкостях с применением денатурирующих агентов на примере выявления белка в патологической моче.

2. Терминологией: Олигомерные белки, протомер, четвертичная структура белков, Кооперативные изменения конформации протомеров, Семейства белков (иммуноглобулины)

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Дисциплина «Органическая химия»: Строение углеводов, липидов, гетероциклов, металлопорфиринов.

Дисциплина«Биология»: Строение и биологическая роль белков. Морфологическое строение клетки и функции клеточных органелл.

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. Классификация белков. Простые белки.

2. Особенности строения фибриллярных белков

3. Сложные белки: хромопротеины, гликопротеины, липопротеины, нуклеопротеины, металлопротеины

4. Многообразие белков. Семейства белков на примере иммуноглобулинов

5. Новые классы белков: шапероны и прионы.

6. Особенности строения и функционирования олигомерных белков на примере гемоглобина

7. Физиологические и аномальные типы гемоглобина.

8. Новые классы белков: шапероны и прионы

9. Изменение белкового состава организма

Задания для СРС во внеучебное время

1. Оформить лабораторную работу

2. Написать в тетради значения терминов

3. Составить таблицу: "Классификация сложных белков":

Класс сложных белков Простетическая группа Примеры   Биологическая роль  
       

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):

Наши рекомендации