Задания для СРС во внеучебное время
Кафедра биологической химии, клинической лабораторной диагностики,
Общей и клинической иммунологии
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___ от «___»__________2013г Заведующий кафедрой _____________ ________________ Е.В. Просекова |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К практическому занятию №3
Модуль I. Введение в биохимию. Структура и биологические функции белков. Аминокислоты, простые и сложные белки. Иммуноглобулины. Биомембраны. Нуклеиновые кислоты. Ферменты и витамины как их кофакторы
учебной дисциплины «Биологическая химия»
для специальности 060301 Фармация
курс II семестр IV
Составитель: Лемешко Т.Н., к.б.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность) Рецензент: Артюкова О.А., к.б.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность) |
Владивосток – 2012 г.
Тема занятия №3:
«Классификация белков. Простые белки. Новые классы белков: шапероны и прионы. Сложные белки: хромопротеины, гликопротеины, липопротеины, нуклеопротеины, металлопротеины»
Мотивация изучения темы.Особая роль в жизнедеятельности живых организмов принадлежит белкам. Белки выполняют многообразные функции: ускоряют химические реакции, выполняют транспортную, структурную, защитную функции, участвуют в передаче сигналов от одних клеток другим и таким образом реализуют наследственную информацию. Многообразие биологических функций белков определяется особенностями их химического состава, способностью интегрировать в своей структуре разнообразные небелковые компоненты (простетические группы), а так же вариабельностью конформаций белковых молекул (фибриллярные и глобулярные, олигомерные). Вещества, необходимые для формирования простетических групп белков (химические элементы, витамины) широко используются в качестве лекарственных препаратов. Открытие новых классов белков (шапероны и прионы) расширяет представления о функциях белков в норме и патологии и позволяет разрабатывать перспективные методы лечения заболеваний, в том числе и фармакологические.
Цели занятия.
Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060301 Фармация (ПК-47, ПК-48, ПК-49) через понимание роли белков в проявлении фундаментальных свойств живой материи – структурированности, способности к регуляции, адаптации, самовоспроизведению.
Конкретные цели и задачи.
Цель изучения: Сформировать знания о химическом строении и биологических функциях, классификации простых белков и смешанных макромолекул (белок-небелковых комплексов) живых организмов.
После изучения темы студент должен:
«Знать»
1. Особенности строения олигомерных белков и адаптивные механизмы регуляции их функций на примере гемоглобина.
2. Строение и функции шаперонов и их значение для поддержания нативной конформации белков в условиях клетки.
3. Принципы объединения белков в семейства по схожести их конформации и функций на примере иммуноглобулинов.
4. Особенности строения и функционирования фибриллярных и глобулярных белков
«Уметь»
1. Использовать знания об особенностях структуры и функций олигомерных белков для понимания адаптивных механизмов регуляции их функций.
2. Объяснять роль шаперонов в синтезе и поддержании конформации белков в условиях клетки.
3. Объяснять многообразие проявления жизни многообразием структур и функций синтезирующихся в организме белков.
4. Анализировать связь структуры белков с их функцией на примерах сравнения родственных гемопротеинов - миоглобина и гемоглобина, а также представителей пяти классов белков семейства иммуноглобулинов. IgM-, G-, Е-, А-связь структуры с функцией.
«Владеть»
1. Навыками выявления белков в биологических жидкостях с применением денатурирующих агентов на примере выявления белка в патологической моче.
2. Терминологией: Олигомерные белки, протомер, четвертичная структура белков, Кооперативные изменения конформации протомеров, Семейства белков (иммуноглобулины)
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
Дисциплина «Органическая химия»: Строение углеводов, липидов, гетероциклов, металлопорфиринов.
Дисциплина«Биология»: Строение и биологическая роль белков. Морфологическое строение клетки и функции клеточных органелл.
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. Классификация белков. Простые белки.
2. Особенности строения фибриллярных белков
3. Сложные белки: хромопротеины, гликопротеины, липопротеины, нуклеопротеины, металлопротеины
4. Многообразие белков. Семейства белков на примере иммуноглобулинов
5. Новые классы белков: шапероны и прионы.
6. Особенности строения и функционирования олигомерных белков на примере гемоглобина
7. Физиологические и аномальные типы гемоглобина.
8. Новые классы белков: шапероны и прионы
9. Изменение белкового состава организма
Задания для СРС во внеучебное время
1. Оформить лабораторную работу
2. Написать в тетради значения терминов
3. Составить таблицу: "Классификация сложных белков":
Класс сложных белков | Простетическая группа | Примеры | Биологическая роль |
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):